Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 22


Тест

Тест Ангельское ли у тебя терпение?
Ангельское ли у тебя терпение?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Русский Роден

Русский Роден В 1909 году на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции работа «Осужденный» неизвестного скульптора из России произвела фурор: ее восприняли как протест против смертной казни. Тогда впервые Степан Нефедов подписал свою работу псевдонимом Степан Эрьзя (S. Ersia). Эрьзя – это название маленького мордовского народа России, представителем которого он являлся. Под этим именем его и знает весь мир: он прославил свой народ, как этого и хотел!

Удивительна судьба этого человека: с одной стороны – страдания, лишения, тяжкий труд, а с другой – везение на хороших людей, на помощь со стороны.

Он родился в крестьянской семье в мордовском селе Баево, недалеко от города Алатыря в 1876 году. Казалось бы, какое будущее ожидало человека из бедной многодетной семьи, проживающей в таком захолустье?

В процессе учебы в церковно-приходской школе ему очень нравилось перерисовывать картинки из книг, а в 20 лет на Нижегородской Ярмарке он посетил выставку картин Михаила Врубеля и захотел стать художником. Отец отправил его на учебу в иконописную школу г. Алатыря. Талантливого парня заметил местный помещик Серебряков и убедил продолжить учебу в Москве, пообещав поддержку. Однако в Строгановское училище по рекомендательному письму Степана не приняли по возрасту: ему было 24 года. В отчаянии он даже выбросил свои рисунки в реку!

Но мечту свою не оставил, устроился ретушером в ателье фотографии и на вечерние курсы, а через год поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Он очень много работал, чтобы обеспечить себе жизнь: надо было снимать жилье, питаться, одеваться и покупать принадлежности для учебы. Иногда он не ел по три дня, а когда прохудились сапоги и для ремонта нужно было принести их сухими, то он в октябре прошел по улицам Москвы босиком до мастерской сапожника.

После окончания училища в 1906 г. он уехал в Италию: именно там ценили скульптуру как вид искусства! Он жил в Милане в бывшем курятнике, работал на заводе, чтобы вечером заниматься творчеством. На Миланской выставке 1909 года было представлено восемь его работ и они высоко были оценены зрителями и критиками. А выставка в Венеции в том же году принесла настоящий успех!

Потом были выставки в Ницце и в Париже. Грандиозный успех, красивая жизнь, знакомства с аристократией – все это было! Его называли «Русским Роденом» во Франции и «Русским Микеланджело» - В Италии. Восемь лет Степан Эрьзя прожил за границей, а в 1914 году вернулся в Россию.

Революцию Степан Эрьзя встретил с надеждой, как многие творческие люди: занимался пропагандой в Москве, на Урале. В этот период им созданы такие произведения, как «Калипсо», «Спокойствие», «Мечта», «Жертвы революции 1905 года».


В 1926 году С. Эрьзя был направлен с выставкой своих работ в Париж, затем – в Аргентину.

Случилось непредвиденное: произошел разрыв дипломатических отношений России с этой страной и Эрьзя там прожил до 1950 года. По-моему, ему повезло: весь мир боролся с фашизмом, а он в это время – занимался творчеством!

Здесь, в Аргентине, скульптор нашел материал для своих произведений – корни и наросты на тропических породах деревьев альгорробо, кебрачо и урундай. Твердость этого материала в два раза превышала прочность гранита, поэтому пришлось заказать специальный инструмент в Нью-Йорке типа отбойного молотка.

В Буэнос-Айресе жизнь была сложной, но самые лучшие произведения Эрьзя не продавал: он берег их для своей Родины! За скульптуру «Моисей» ему один американец предлагал 100 тысяч долларов, но он не продал.


Американец посчитал его ненормальным! «Мне не нужно так много денег», - сказал ему скульптор.

В центре г. Саранска находится музей им. С. Эрьзи, в январе 2010г. ему исполнилось 50 лет.


Как и мечтал скульптор, главные его произведения – на Родине, в Мордовии. Их – около 250.

В начале экспозиции музея: работы из мрамора, цемента, железобетона: Эрьзя много экспериментировал, поэтому материалы необычны.
"Автопортрет" выполнен из цемента, скульптура «Евы» - прародительницы рода человеческого - из цельного куска мягкого мрамора с серой полосой таким образом, что в сером цвете выполнено дерево, змей, а тело Евы – светлое. Мягкий мрамор редко используется в скульптуре, потому что не прочен. Но у него есть интересная особенность: при полировке появляется зернистость, напоминающая мерею кожи человека, от этого тело кажется живым! Эрьзя намеренно выбрал фигуру женщины крепкого телосложения, способной родить много детей. Вообще –то, по телосложению, это – мордовская женщина – крестьянка!


Скульптурная группа «Жертвы революции 1905 года» выполнена из железобетона в виде надгробия. Фигуры людей – молодых женщин, атлета, младенца - поражают экспрессией изгибов тел, красотой и гармонией, отчего смерть кажется особенно жестокой и несправедливой и вызывает в душе яростный протест!


Аргентинские работы необычны по исполнению: Эрьзя считал, что он работает в содружестве с природой, поэтому иногда изображение выполнялось только на части куска дерева, а переплетения корней или фактура дерева оставались нетронутыми.

Среди работ скульптора много женских образов и каждый – индивидуален и неповторим. Прекрасна «Парижанка» - четко прописанный вздернутый носик и капризные пухлые губки выглядывают из-под шляпки, все остальное - кучеряшки, локоны и шляпка! (Жаль, фото в Интернете именно этой скульптуры не удачны!)

«Монашка» - прекрасный скорбный лик женщины, возносящей молитвы о защите Отечества – работа 1941года! "Мордовка" - милое, но строгое лицо, как воспоминание о детстве!

«Аргентинка» - красивая, сильная, страстная!
"Француженка" - милая, изящная!


Эрзю привлекали сильные, одаренные натуры: он прекрасно смог передать неординарность таких личностей, как Сократ, Микеланджело и др.


Удивительна работоспособность этого человека: никто его не заставлял тяжело работать этим инструментом, как в шахте рубить уголь, и выгоды для себя он мало имел, просто не мог не творить и все! Скульптура была его жизнью!

За годы жизни в Аргентине он немало продал и подарил своих произведений, поэтому они есть в музеях разных стран, например, в музее Метрополитен г.Нью-Йорка. Искусствоведы этого музея прилетают в нашу страну специально для более полного изучения его творчества!

В Аргентине часто проводятся выставки его работ – их в стране около 150. Последняя выставка работ С.Эрьзи в Буэнос-Айресе была в 2002 году.

Умер С.Эрьзя в Москве в 1959 г. в возрасте 83 года и 14 дней. Когда кто-то восхитился объемом сделанной им работы, он сказал: «Это – не я сделал! Это – сделал Бог!»

Многие считали его похожим на Иисуса Христа. Вот его автопортрет, который он назвал "Тоска": тоска по идеалу, по гармонии души и тела, по счастливой жизни!



Ivetta-52   23 апреля 2010   4518 1 23  


Рейтинг: +16


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Русский Роден
вехи биографии, материалы для скульптуры, произведения Степана Эрьзи

В 1909 году на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции работа «Осужденный» неизвестного скульптора из России произвела фурор: ее восприняли как протест против смертной казни. Тогда впервые Степан Нефедов подписал свою работу псевдонимом Степан Эрьзя (S. Ersia). Эрьзя – это название маленького мордовского народа России, представителем которого он являлся. Под этим именем его и знает весь мир: он прославил свой народ, как этого и хотел!
Читать статью

 



Тэги: вехи биографии, материалы для скульптуры, произведения Степана Эрьзи



Статьи на эту тему:

Вертикальный взлет
Пьер Карден: "И снова - здравствуйте!"
Как стать Королевой?
Искусство, дарящее радость
Русский Рембрандт


Последние читатели:


Невидимка



Комментарии:

Kalipso2409 # 23 апреля 2010 года   0  
Интересно, даже не слышала о таком скульпторе. Жаль что в статье нет его фото или портрета, хочется узнать как выглядел он сам.
Ivetta-52 # 23 апреля 2010 года   0  
Сейчас вставлю. Он был похож на Иисуса, так что на выставке его автопортрет в Италии приняли за Иисуса и назвали в прессе "Иисус страждущий", а он его назвал просто "Тоска" (по идеалу). Конечно, он хотел сделать опровержение, но устроитель выставки отговорил: каждый понимает искусство, как хочет, раз так католики восприняли, значит, так надо!
Kalipso2409 # 23 апреля 2010 года   0  
Спасибо. И правду похож на Христа.
Мне понравились очень его женские образы.
Ivetta-52 # 23 апреля 2010 года   0  
Жаль, мало фото в Инете, и качество - не очень. У него есть бесподобная "Обнаженная", выполненная из нескольких пород дерева разных оттенков (тело - как загорелая кожа, волосы - красное дерево): я просто сидела на скамейке и смотрела на нее, не могла оторваться. А одна женщина-профессор бегала по музею и громко причитала: "Почему? Почему мы о нем ничего не знали?" Я - знала с 16 лет, это была моя мечта - попасть в музей, и она исполнилась в 1980 г.
Kalipso2409 # 23 апреля 2010 года   0  
А как вы о нем узнали?
olgakon # 23 апреля 2010 года   0  
Какая сила, мощь...
Ivetta-52 # 23 апреля 2010 года   +2  
В журнале "Юность" в 1966г. была подробная статья с иллюстрациями к 90-летию, а я нашла этот журнал в квартире, которую мы снимали семьей спустя два года. Когда летела в Саранск на конференцию, думала сбежать в деревню Баево, думала, что музей там, а нас после пленарного заседания повели на экскурсию в этот музей. Там я лично видела трех американцев, которые прилетели в Москву, а из Москвы - в Саранск, специально в этот музей. В этом музее сотрудник уже в то время был по работе с иностранцами. Работы Эрьзи есть и в Италии, и во Франции, и в нашем Русском музее немного - 5-7 шт.
Kalipso2409 # 23 апреля 2010 года   0  
Удивительно, сколько людей талантливых лучше знают за границей чем на родине.
Вам еще раз спасибо, что открыли Эрьзи лично для меня.
sve-tik # 23 апреля 2010 года   0  
замечательные образы...
мамака # 23 апреля 2010 года   +1  
спасибо. и я очень-очень мало знала об этом художнике. скорее всего в глубине памяти осталась та статья из "Юности". в семье "Юность" выписывали еще с 50-х годов.
Kalipso2409 # 23 апреля 2010 года   0  
Ого, у вас память!
мамака # 23 апреля 2010 года   +1  
щаз. "Юности" у меня на даче живут. временами перечитываю. помнятся какие-то образы, правда смутно
Kalipso2409 # 23 апреля 2010 года   0  
А я уж было подумала...
ritmik # 23 апреля 2010 года   +1  
Я веду культуру родного края и рассказываю о художнике, как о местночтимом скульпторе (учился в Алатыре, стало быть наш!) Второй раз его творчество мне открыл мой сын, который служил в Саранском военкомате. Они, солдатики, в страшно морозный воскресный день, укутавшись в бушлаты, пошли в музей(!) на встречу с искусством и не прогадали. Потом слал мне восторженные письма и фотографии.
Ivetta-52 # 24 апреля 2010 года   0  
Это - талант мирового уровня! Работник музея говорила, что просьбы о продаже произведений регулярно поступают от музея "Метрополитен", в Буэнос-Айрэсе проходят выставки на протяжении всего времени (он уехал в 1950 г.), а у нас он - всего лишь навсего местночтимый! В эпоху застоя его знали, по крайней мере в среде творческих людей. А сейчас время какое-то - на уровне желудочно-кишечного тракта! А верх культурных достижений - "Аватар"! Если бы не мечта Эрьзи отдать произведения Родине, лучше бы продать их за большие деньги тем, кто действительно понимает и любит искусство!
ritmik # 24 апреля 2010 года   0  
Ivetta-52 пишет:
а у нас он - всего лишь навсего местночтимый!

-
Вы ошибаетесь, однако, говоря так. Считаю свой предмет наиболее важным в серии школьных; многие, правда, ошибочно полагают, что надо прежде всего говорить о мировом уровне; а я говорю о любви к малой родине и о том, что без этого никакой мировой уровень не поможет стать образованным человеком. По моим наблюдениям тот, кто знает и ценит культуру родного края потом начинает интересоваться и мировой художественной культурой. Но трудно заинтересовать мировой культурой человека, который в юном возрасте ничем не интересовался вообще. Впрочем, мы говорим об одном и том же.
Ivetta-52 # 24 апреля 2010 года   0  
Извините, я не хотела Вас обидеть. Я тоже считаю Ваш предмет очень важным, полностью поддерживаю Вашу точку зрения. Мне просто обидно, что Церетели все знают, а истинные таланты, как Эрьзя - в забвении. Обидно, что наши люди лучше знают творчество С.Дали, чем творчество отечественных талантливых творцов.
Насчет любви к малой родине - Эрьзя просто патриот, каких не бывает! Он даже имя взял из любви к Родине! И всю жизнь прожил скромно, сохраняя свои произведения для Родины.
Kalipso2409 # 24 апреля 2010 года   0  
Интересно почему так- все дело в отсутствии пиара?
Ivetta-52 # 25 апреля 2010 года   0  
Думаю, да. Раскручивают тех, кто деньги платит. И должны быть люди, страстно любящие искусство и облеченные властью, чтобы пропагандировать истинные ценности.
Kalipso2409 # 25 апреля 2010 года   0  
А в чем феномен Церетели? Я далека от искусства, думаю что и большинство тех кто говорят что он знаменитый скульптор тоже - просто на слуху фамилия.
Ivetta-52 # 25 апреля 2010 года   0  
Церетели - просто пробивной: смог получить несколько Госзаказов, и хоть от его творчества мало кто в восторге - имя на слуху, все знают. В КВНе, в Прожекторперисхилтон бесконечные издевки по поводу его опусов, но, думаю, он - небедный человек в наше тяжелое время, и известный!
ritmik # 25 апреля 2010 года   0  
Церетели - преходящ, а Степан Эрьзя - вечен. Все мои ученики его творчество знают, однако! А за 25 лет работы в школе, да по пятьсот человек в год... а преподаю в Чебоксарской средней общеобразовательной школе. Думаю, в соседних республиках его имя тоже известно.
Ivetta-52 # 25 апреля 2010 года   0  
Да, Эрьзя - вечен!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.