Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 22


Тест

Тест Умеете ли Вы взять от жизни всё?
Умеете ли Вы взять от жизни всё?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Раков. Часть 3. Раков еврейский

Раков. Часть 3. Раков еврейский В девятнадцатом веке (да и в первой половине двадцатого) Раков, как и многие другие белорусские местечки, был скорее еврейским, нежели белорусским или польским. Здешние ремесленники производили известную по всей округе керамику, кто-то занимался торговлей, кто-то в тридцатые годы "под Польшей" - что греха таить - контрабандой (граница с Советским Союзом была всего в полутора километрах). В тридцатые годы Раков был даже своеобразной столицей белорусских контрабандистов. Раков тех времен называют контрабандистским Эльдорадо.
 
Всё или почти всё кончилось в войну. Илья Эренбург побывал в Ракове на следующий день после освобождения, 4 июля 1944 года. «В Ракове,- писал он в книге "Люди, годы, жизнь",- я пошел к настоятелю собора ксёндзу Ганусевичу. Он сидел, старый, тихий, среди молитвенников и выцветших фотографий. Он видел, как гитлеровцы подожгли дом. В отчаянии женщина выбросила из окна младенца; подбежал «факельщик», деловито, как головешку, подобрал ребенка и кинул в огонь. Священник качал головой: «Я не мог себе представить, что на земле существуют столь бессердечные люди. Из Клебани увезли старого ксёндза, он болел, не мог ходить, они его замучили. В Лорах собрали всех в православную церковь и сожгли. В Першай убили двух ксёндзов. В Писании сказано: «Он открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную, умножает народы и истребляет их, рассеивает народы и собирает их, отнимает ум у глав народа и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути». Я старый человек, но как будут жить после этого молодые?..»
 
Так обращались с поляками. Ну а как нацисты поступали с евреями, объяснять не надо. В расположенных неподалеку Радошковичах, как пишет там же Эренбург, они сожгли 1200 человек. 950 евреев Ракова были сожжено в здании синагоги, 112 человек расстреляли на кладбище. В июле 2005 года на месте трагедии был открыт памятник
 
Еврейское кладбище Ракова было основано в 1648 году. Соответственно, за долгие годы оно претерпело некоторые изменения и было реставрировано при помощи семей Барни и Леи Гурвиц (ЮАР) и Аарона Грингольц (Израиль). Ворота, являющиеся входом на кладбище, закрыты на замок. Каменная лестница ведет на поросший сосной холм:

 
Кладбище обнесено внушительным забором каменной кладки:

 
И с некоторых сторон металлической решёткой так, что кажется, что доступа туда нет. Обходя каменный забор, мы встречаем в кладке на одном из камней надпись: год 1921, записанный в первой строке согласно еврейскому летоисчислению (буквами) как 5681. Поскольку само кладбище довольно-таки почтенного возраста, эта дата, скорее всего, является годом возведения забора.

 
Рядом находится ещё один камень с надписью:

 
Периодически залезать на забор и заглядывать через него становится утомительным, непочтительным и несолидным, потому как возбуждает нездоровый интерес проходящих мимо раковских граждан. Но поскольку попадающие в поле зрения памятники прямо-таки манят своей эксклюзивностью, мы решаем обойти кладбище полностью по внешнему периметру. Не может быть, чтобы для «настоящего индейца» не было туда никакого входа! Наконец наши старания увенчиваются успехом. О, счастье! Ты наконец явилось к нам в виде вот такого прохода, «улыбающегося» из каменной стены:

 
Начинаем обход кладбища. Оно весьма чистое, т.е. признаков бытового мусора не наблюдается (разве что ветром пакет одинокий занесёт со стороны рынка). Единственный крупный мусор составляют упавшие ветки деревьев, но они весьма органично дополняют и подчеркивают характерную ауру этого места.
По площади кладбище кажется большим, чем католическое, но захоронениями заполнено весьма странно. Небольшая часть захоронений присутствует в начале кладбища и небольшая – в самом конце. Посередине захоронений нет и лишь сосны, раскачиваясь под порывами ветра, создают атмосферу эдакого лесопарка.
 
В соответствии с этими частями кладбище условно можно разделить на 2 зоны: старых захоронений и очень старых захоронений. Те, которые в начале – очень старые. Единственное исключение составляет лишь памятник-мемориал, поставленный евреям, расстрелянным нацистами:

 
Вообще соответственно еврейским канонам кладбище должно делиться на 3 части: в одной должны хорониться религиозные представители еврейского народа, во второй – нерелигиозные, а в третьей – те, которые не являются чистокровными евреями (смешанные браки). Как это деление происходило здесь, по сути сказать сложно. Но по внешним признакам присутствовало только 2 части (если третьей не считать «лесопарк»).
 
Кладбище во всех своих частях обильно заросло травой, из которой, как свечи меноры, выглядывают мацевы – еврейские каменные надгробия:

 
Согласно библейским преданиям, первым поставил мацеву над могилой своей любимой жены Рахили праотец Иаков. Надгробия у евреев почитаются как святыни. Уходящее в глубокую древность искусство надгробий, их своеобразный облик в большой степени определяется религией как центральным началом еврейской культуры, сакральностью нравов, обычаев и обрядов. Тематика скульптурных рельефов каменных стел широка и разнообразна. В ней выражен определённый круг понятий, связанный с духовной сутью человека и его личными достоинствами.

 
Обычно памятник представляет собой либо горизонтальную каменную плиту, либо — вертикальную плиту (обычно в «изголовье»), укрепленную на горизонтальном каменном основании.
Надписи делают на вертикальной плите, если она есть, или — на горизонтальной, причём на вертикальной плите они наносятся с наружной стороны могилы.

 
По форме вертикальные плиты имеют форму скруглённого сверху прямоугольника, но встретилась пара и таких, по форме напоминающих круг с круглым отверстием посередине:

 
Все мацевы имеют надписи. По обычаю, надписи должны быть только на иврите и содержать имя, отчество и фамилию покойного. Например, «Яаков бен Михаэль Гольдберг». Для женщины: «Рахель бат Давид Виленская». Затем указывается дата смерти по еврейскому календарю, к примеру — «20 Сивана 5745 года» (числа пишут еврейскими буквами). Дата рождения ни в коем случае не указывается, ибо считается, что рождение – это заслуга не человека, а Всевышнего.
На плите, над текстом, гравировщики, как правило, изображают Маген Давид и буквы: пей (справа) и нун (слева от Маген Давида). Эти буквы означают аббревиатуру словосочетания по никбар — «здесь похоронен». Встречаются и другие изображения, но об этом несколько ниже.
 
Под текстом, внизу, принято добавлять аббревиатуру другого выражения: тиhье нишмато (нишмата) церура бицрор hа-хаим — «да будет душа его (ее) связана с душами живущих (т.е. с душами праведников, которые после смерти, как разъясняет еврейская традиция, живут в высших мирах).
Следовательно, под текстом ставятся пять букв (слева направо): тав, нун, цади, бет, hей. Эти буквы принято разделять точками. Ни в коем случае нельзя наносить на надгробие (или прикреплять к нему) фотографию умершего.
В качестве некоего «послабления», если могила — на кладбище вне Израиля, к надписи на иврите можно добавить и надпись (имя, отчество и фамилия) на языке той местности, где расположено кладбище. Можно дополнительно на том же языке написать еще и дату. Но и эту дату по обычаю следует дать по еврейскому календарю, ибо дата в ином календарном летоисчислении не имеет никакого духовного смысла. И памятные даты (к примеру, годовщина смерти — йорцайт) определяются только по еврейскому календарю, который основан на раскрытом еврейскому народу Всевышним знании об устройстве духовных миров.
 
Побродив в начале кладбища, мы идём через «лесопарк» в его конец, в зону старых захоронений. Мацевы там выглядят намного лучше, чем в зоне очень старых захоронений. И мы можем наблюдать уже более чёткие изображения, наносимые на мацевах:

 
А теперь немного о расшифровке встреченных ранее непонятных слов, суть которых тесно связана с этими изображениями. Всего мы встретили 3 основных типа изображений, наносимых над текстом: менора, Маген Давид и сломанное дерево.
 
Менора.
Надгробия с изображением меноры занимают особое место и являются весьма впечатляющими. Менора - лампада жизни, древний атрибут Храма и духовной жизни евреев. Еврейская энциклопедия так истолковывает сущность её облика: «Семисвечная менора служит символом сотворения мира в 7 дней, средняя ветвь олицетворяет субботу… Вместе с тем, 7 ветвей должны напоминать землю - 6 «сторон мира» и небеса». Наряду с семисвечной есть меноры с четырьмя, пятью и девятью ветвями.

 
Предполагают, что образ меноры возник на основе красивого растения «мория», произрастающего на Святой земле. Оно имеет 6 ветвей и центральный ствол. Поэтому, очевидно, многие изображения меноры на надгробных стелах трактуются как подобные данному растению образы. Ветви завершаются чашечками-цветками - лампадами для елея и пестиком цветка - фитилём.

 
Маген Давид.
Звезда Давида, «Щит Давида» — эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга: верхний — концом вверх, нижний — концом вниз, образуя структуру из шести равносторонних треугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.
Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида и олицетворял божественную защиту.
 
Если рассмотреть общую историю этого знака, то гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела никакого отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях (в качестве символа огня и воды) у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. В индийской ведической традиции этот знак был известен как «Знак Вишну».
 
В славянском ведизме гексаграмма являлась религиозным символом бога Велеса (Звезда Велеса). Этот знак означал великую мудрость и даровал абсолютную власть и господство. После 988 года (христианизация Руси) – Звезда Велеса была символом венчания русских царей на престол. Отчётливо её разглядеть мы можем на знаменитой шапке Владимира Мономаха.
 
И лишь в XIX веке (по другим источникам - в начале XX века) с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы, ну, и конечно же, на памятниках и надгробиях.

 
Сломанное дерево.

 
Относительно этого изображения более-менее однозначной информации добыть так и не получилось. Покопавшись в надгробной символике, удалось найти символ надломленной ветви, обозначающий прерванную жизнь, смертность. Но вряд ли этот символ имел место в символике еврейской, тем более, что на мацевах было изображено целое дерево, а не отдельная ветвь.
В других источниках по этой теме удалось найти ссылку на Книгу Бытия, 35:8: «И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и по¬гребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача» Можно, конечно, назвать это дерево дубом плача, хотя не факт, что это его изначальный смысл и что это вообще дуб.
Также в одном тексте промелькнула мысль о том, что подобные изображения гравировались на мацевах женщин-матерей, поскольку у еврейского народа царит в некотором роде матриархат.
Но ни одна из этих версий не претендует на абсолют. Истину может прояснить только человек, непосредственно связанный с этой тематикой.
 
Вот такая занимательная получилась экскурсия. А началось-то всё с неожиданного прозрения.
В завершение лишь могу сказать: почаще внимательно смотрите по сторонам. Удивительное рядом. И оно даже не запрещено, как во времена Владимира Высоцкого.

 
Общая история. Раков православный: http://www.myjulia.ru/post/389598/
Раков католический: http://www.myjulia.ru/post/389600/



Акбара   19 мая 2011   2499 0 0  


Рейтинг: +2




Тэги: история, природа, путешествия, Беларусь, раков, еврейское кладбище, менора, Звезда Давида

Рубрика: ПутевЫе заметки





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.