Наши рассылки

пройти тест

Популярные тэги:

Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)

В гости к Рамзесу и Хатшепсут, или для чего действительно стоит съездить в Египет (ч. 3) Ранним утром мы прибыли в Асуан и сразу же поехали на экскурсию. До Абу Симбела от Асуана надо было добираться почти 300 км. Храм расположен практически на границе Египта с Суданом, на берегу озера Насер (озеро на самом деле представляет собой водохранилище, возникшее после строительства Асуанской плотины). Мы приехали к Храму почти к его открытию и отстояли большую очередь, чтобы попасть к нему.

К слову, русскоязычные туристы в этом Храме – большая редкость. Зрелище незабываемое! У входа в Храм расположены четыре огромных монументальных сидящих фигуры Рамзеса ІІ, рядом с которыми чувствуешь себя просто маленькой букашкой.

Внутри храма фотографировать запрещено. А жаль! Какие там фрески! Внутри Храм состоит из четырех залов. В самой глубине скалы, в самой дальней от входа точке храма расположена Святая Святых Храма – маленькая комната с четырьмя небольшими статуями. Это статуи самого Рамзеса, богов Ра, Птаха и Амона. И вот в этой-то маленькой комнатке и происходит дважды в год чудо Абу Симбела. Ежегодно 22 февраля (день рождения фараона) и 22 октября (день восшествия на престол) луч восходящего солнца проникает в Храм через входной проем и достигает статуй в Святая Святых. Сначала луч освещает статуи Ра и Амона, потом переходит на статую самого Рамзеса, а потом исчезает. Статуи Птаха солнечный луч даже не касается, так как Птах был одним из богов подземного царства, излишнее освещение ему, как вы понимаете, совершенно ни к чему. Фараон построил храм, где ему должны были поклоняться как богу!

На этом фото отлично виден картуш (царский овал с именем фараона внутри) Рамзеса, который сопровождал нас повсюду в нашем путешествии

Рядом с храмом Рамзеса расположен храм поменьше, построенный им в честь своей любимой жены Нефертари и посвященный богине Хатор, покровительнице домашнего очага. Это настоящий храм любви, построенный задолго до знаменитого индийского Тадж-Махала.

На стене у входа в храм Нефертари сохранился один из самых первых известных в истории брачных договоров. Причем, это не совсем брачный договор в нашем понимании. Скорее, это признание в любви. И на всех стенах и колоннах этого небольшого храма фрески изображают прекрасную и юную Нефертари, облаченную в тончайшие полупрозрачные белые одеяния и коленопреклоненного великого фараона у ее ног. Историки утверждают, что Великий Рамзес совершил все свои самые выдающиеся деяния именно в тот период своей жизни, когда рядом с ним была Нефертари. Но однажды во время путешествия царственной четы по Нилу Нефертари заболела и умерла. Как пережил великий фараон потерю любимой, мы никогда не узнаем, но исторические факты свидетельствуют, что после ее смерти он прекратил завоевания, почти не покидал пределы Египта и стиль его внешней и внутренней политики резко изменился. Похоже, она была его музой.

Но история Абу Симбела получила продолжение уже в наши дни. Во время строительства Асуанской плотины в 60-х годах прошлого века территория, на которой располагались храмы Абу Симбела, подлежала затоплению водами озера Насер. Всемирная организация ЮНЕСКО, причислившая храмы Абу Симбела к списку мирового культурного наследия, оказала помощь египетскому государству по переносу храмов. Храмы были распилены на куски и перенесены выше и дальше от берега Нила. Глядя на храмы, я просто не могла себе представить, какой титанический труд был проделан всего за 4 года. И как тщательно и аккуратно проделан! Постарались сохранить абсолютно все детали. Даже такую мелочь, как упавшая еще в древности голова одной из огромных 20-метровых статуй Рамзеса, на новом месте расположили точно в таком же положении и под тем же углом, как и на старом месте расположения храма. Места распила и последующей стыковки частей храма практически невозможно увидеть. И даже чудо Абу Симбела было тщательно воспроизведено. С этой целью современные строители несколько лет 22 февраля и 22 октября производили наблюдения за падением солнечных лучей в том месте, куда планировали перенести храм.

Мы обрадовались, когда поняли, что приехали в Египет не в один из тех дней, когда происходит чудо. Гид рассказал, что в эти самые дни туристы со всего мира прилетают в Асуан с единственным намерением увидеть это необычное явление. А храм ведь не резиновый! И все желающие просто не могут в него попасть.

После осмотра храмов Абу Симбела мы на автобусе отправились обратно в Асуан. Дорога пролегает через пустыню, которая поражает своими необычными красками. Пустыня богата различными минералами, которые окрашивают песок в самые разнообразные яркие цвета. Зрелище необыкновенное! За окном проносятся пески с вкраплениями ярко-красного, синего, терракотового, зеленого, желтого и даже черного. И все эти цвета располагаются пятнами. Из этого разноцветного песка местные жители делают сувениры – бутылочки с песчаными картинами внутри. В процессе осмотра храмов я очень устала, да и встали мы в это утро слишком рано для меня – классической совы, поэтому я тихо и мирно уснула в автобусе, убаюканная мерным покачиванием. И пропустила самое интересное! Мираж в пустыне! Принц вместе со всеми пассажирами автобуса наблюдал мираж в виде оазиса с пальмами, который как бы парил в воздухе на горизонте над песками пустыни.

Когда мы вернулись на свой корабль, отдохнуть нам почти не дали. Мы только успели пообедать и сразу же поехали осматривать асуанскую плотину. Эта экскурсия входила в обязательную программу круиза, но я с удовольствием заменила бы ее посещением храма Исиды в Филе. Так как туристы – народ дисциплинированный и подневольный, то мы молча погрузились в автобус и поехали на плотину. Сразу хочу предупредить, что всех туристов из бывшего СССР, посещающих Асуан, в обязательном порядке возят поглазеть на плотину и на монумент арабо-советской дружбы. Мы так поняли, что делается это из благодарности за ту помощь, которую Советский Союз оказал Египту в постройке этой плотины.

По дороге мы фотографировали красивые виды с плотины на озеро Насер и на рыбацкие деревушки, ютящиеся на его берегах.

Плотина действительно большая. Для меня, как для женщины, больше в ней ничего интересного не было. Высота, длина, объемы падающей воды в единицу времени, количество кВт электроэнергии и прочие сведения, очень полезные и греющие душу каждого египтянина, я пропускала мимо ушей и очень сожалела, что не попала в храм Исиды, который мы видели только издалека на подъезде к плотине.

И только воочию увидев монумент арабо-советской дружбы, мы поняли, что же именно нас так сближает и роднит с египтянами – страсть к гигантизму при постройке памятников! Монумент возведен в лучших традициях советских времен, украшен барельефами тогдашнего президента Египта Насера и нашего Н.С. Хрущева. Под барельефами располагаются лозунгообразные благодарственные надписи на арабском и на русском языках, написанные в лучших традициях соцреализма. Хотя, чем черт не шутит, возможно, через пару тысяч лет наши потомки тоже будут любоваться нашими современными памятниками и будут пытаться представить себе нашу культуру и образ жизни, изучая их. Веселенькая может получиться картина!

На следующий день мы должны были уезжать из Асуана в Хургаду, так как наш круиз по Нилу закончился. Ехать нам предстояло практически через весь Египет вдоль Нила, поездка предстояла длительная – 10 часов в дороге. Утром у нас было несколько часов свободного времени, и мы посвятили их пешей прогулке по Асуану. Город очень симпатичный, зеленый. Здания в основной своей массе малоэтажные.

Нас поразило обилие на улицах старых советских машин. Практически на каждом перекрестке мы замечали родной силуэт «копейки». Общее впечатление – египтяне в материальном плане живут гораздо беднее среднестатистического жителя постсоветского пространства. Бродя по улицам, мы так и не рискнули перекусить в одном из многочисленных уличных кафе – уж слишком неаккуратными они выглядели на наш взгляд. А теперь я жалею об этом. Очень интересно познавать быт и культуру другой страны через кулинарные традиции. Да и чего было бояться – местные жители ведь едят в таких заведениях и ничего страшного с ними не случается.

Как только мы приехали в Хургаду, в свой отель, так сразу же стали искать гида, чтобы записаться на экскурсию в Каир. Мы не могли себе даже представить, как можно побывать в Египте и не увидеть пирамиды! До экскурсии у нас оставался один свободный день, и мы провели его на пляже нашего отеля. С уверенностью могу сказать, что это был самый непродуктивный день из проведенных нами в этом путешествии. Но нашим организмам, измученным тысячекилометровыми марш-бросками к очередным древним развалинам, отдых был просто необходим.

Хочу сразу предупредить тех, кто рискнет пойти по нашим стопам, что экскурсия на автобусе из Хургады в Каир, к пирамидам, длится 23 (!!!!) часа. Так что, если сомневаетесь в своей физической выносливости,…возьмите себя в руки, стисните зубы, и езжайте обязательно!!!!!

Экскурсия в Каир началась с подъема в час ночи. Группа была сборная, поэтому мы еще пару часов ездили по отелям Хургады, собирая по 2-3 человека. Последние экскурсанты, севшие в наш автобус, вызвали у нас просто шок. Это была семейная пара с двумя детьми. Старшему было года 3, а младшему – 6 мес.! Я, конечно, могу понять тягу родителей к историческим памятникам, но отправляться в 23-часовую экскурсию, которую тяжело выдержать даже взрослому человеку, с малышами, которые просто в силу возраста не в состоянии ее оценить… Это выше моего понимания! Почти на рассвете мы, наконец, отправились в Каир.

Еще на подъезде к городу мы заметили перемены в погоде. Впервые за все время пребывания в Египте было пасмурно. Внешне Каир не впечатлил. Возможно, именно из-за погоды. Огромный, грязный, серый город, фасады зданий, вопящие о необходимости косметического ремонта. Первая остановка в нашем экскурсионном маршруте – каирский музей. Мы приехали еще до открытия. У музея было огромное скопление людей со всего земного шара. Пришлось отстоять огромную очередь за билетами, а потом такую же очередь к турникету. Еще стоя в очереди, мы заметили, что поднялся странный легкий ветерок. Странность заключалась в том, что ветерок был…горячий!

На осмотр музея отводилось до обидного мало времени (впрочем, как и других интересных памятников Египта). По размерам музей небольшой, но по содержанию! На мой взгляд, для тех, кто всерьез увлечен историей, для осмотра музея необходим, как минимум, целый день. Представьте себе полуторачасовую экскурсию по Эрмитажу. Что можно успеть увидеть за такое короткое время? Фотографировать в музее категорически запрещено. И это вполне объяснимо. Кто же тогда будет покупать недешевые шикарно иллюстрированные альбомы?

С самого начала экскурсии мы поняли, что гид нам абсолютно не нужен. Египетские гиды – уникальное явление. У них совершенно особое, отличное от общепринятого в исторической науке, представление о древнеегипетской истории. Бывшие советские люди, привыкшие к профессионально подготовленным, эрудированным, с историческим образованием, нашим гидам, просто диву даются, слушая абсолютно фантастические рассказы на историческую тему из уст гидов-египтян!Поэтому советую всем - перед поездкой постарайтесь изучить хотя бы краткую историческую справку о Египте.

Итак, мы решили осматривать музей самостоятельно. На первом этаже расположены залы, условно разделенные по периодам древнеегипетской истории – Древнее, Среднее, Новое царство, эпоха Птолемеев и римского владычества. В залах выставлены статуи, предметы из захоронений, гранитные плиты с надписями и барельефами. Лестницу на второй этаж венчает огромная скульптурная композиция из статуй фараона Аменхотепа III с женой и всеми детьми.

Почти весь второй этаж посвящен сокровищам из гробницы Тутанхамона. Это зрелище действительно впечатляющее. Нам очень повезло. На момент нашего посещения все сокровища находились в музее. Несколько раз в год сокровища Тутанхамона возят на заграничные выставки в различные музеи мира. Трудно поверить, что столько всего было надето на одну небольшую мумию: несколько десятков ожерелий из различных камней, золота, бусин, несметное количество амулетов, золотые «наперстки» на каждый палец рук и ног, сандалии. Было очень интересно рассматривать предметы интерьера – несколько позолоченных кроватей (маленьких, напоминающих наши раскладушки, со сменными подголовниками), стулья, посуда, лампы. А еще богато украшенные колесницы, сундуки, кувшины с вином и пищей. Центральное место в экспозиции отведено знаменитой золотой маске фараона. Это действительно завораживающее зрелище, тончайшая работа искуснейших ювелиров. Лицо выглядит абсолютно живым, краски очень яркие! Золотой гроб фараона тоже повергает в шок! Можно представить себе чувства Говарда Картера и лорда Карнарвона, первооткрывателей гробницы Тутанхамона, когда они увидели все это великолепие.

Египтяне настолько гордятся сокровищами Тутанхамона, что несколько незаслуженно оставляют без внимания туристов не менее ценные артефакты. На нас с Принцем, например, произвел неизгладимое впечатление зал, посвященный фараону-еретику Эхнатону. Огромные статуи фараона, выполненные в совершенно новом для древнеегипетского искусства стиле, подсвеченные специальной подсветкой, усиливающей производимый эффект, просто потрясают! Фараон выглядит как инопланетное существо. Глядя на эти нереальные статуи, я просто физически ощущала, каким одиноким, несчастным и непонятым он был.

В музее есть еще один очень интересный зал. Это зал мумий. В нем собраны мумии всех самых известных фараонов и членов их семей. Посещение этого зала возможно за отдельную плату. Билет стоит недорого, но у нас не осталось времени для его посещения. Было очень обидно! Ведь я так хотела взглянуть в лицо самого Рамзеса II! Если когда-то еще я попаду в Египет, то обязательно съезжу в Каир, схожу в музей и навещу Рамзеса Великого.

Я уже предупреждала, что все экскурсии в Египте обязательно включают в себя посещение очередных лавок с папирусами, ювелирных магазинов и лавок с ароматическими эссенциями. На этот раз я не могла сдержать своего возмущения тем, что нам пришлось буквально бегом оббежать каирский музей, чтобы потом бездарно потратить кучу времени на навязанный шоппинг. Мы решили проигнорировать магазины и оставались в автобусе, пока остальные экскурсанты послушно поплелись за гидом в очередную лавку. И тут мы заметили, что ветер усиливается, становится более горячим и несет песок. А нам предстояла поездка на другой берег Нила, в Гизу, к пирамидам. Когда мы, наконец-то, отправились в Гизу, на лице нашего гида можно было прочесть беспокойство. Но мы все еще не придавали этому значения.

Подъехав к мосту через Нил, мы заметили, что Каир как будто спрятался в коричневатом тумане.

И тут нас осенило – это же настоящая песчаная буря, самум! Гид наши догадки подтвердил и сообщил, что такое явление бывает в Египте один-два раза в году. И надо же было нам именно в этот момент поехать к пирамидам! В результате мы оказались счастливыми обладателями самых необычных фотографий с плато Гиза.

Сколько бы раз Вы не видели пирамиды по телевизору или на фото, все равно это зрелище Вас обязательно потрясет. Масштабы построек просто грандиозны. Мы потратили 33 минуты только на то, чтобы очень быстрым шагом обойти Большую пирамиду по периметру. Вернее, это Принц шел быстрым шагом, а я семенила сзади, болтаясь на его руке, как собачонка на поводке. Ветер усилился до шквального, буквально сдувая нас с плато и швыряя в нас тучи песка. Песок проникал везде. Открытые участки тела покраснели. Было ощущение, что мы попали в пескоструйную машину!

Я очень хотела попасть внутрь Большой пирамиды. Для этого надо всего лишь купить билет. Но, во-первых, как обычно в Египте, для этого было слишком мало времени, во-вторых, Принц страдает клаустрофобией, а идти в пирамиду без него мне не хотелось. Поэтому мы ограничились лишь внешним осмотром. Мы заметили интересный визуальный эффект – за счет неровности плато Гиза и инженерной хитрости древних строителей пирамида Хефрена (та, верхушка которой до сих пор покрыта облицовкой из известняка) кажется больше пирамиды Хеопса, Великой пирамиды.

В голове не укладывается, каким образом пять тысяч лет назад можно было построить такие грандиозные сооружения! В Египте есть поговорка:"Все боится времени, а время боится пирамид!" Настоящий смысл этой фразы начинаешь понимать, лишь стоя рядом с этими древними огромными нагромождениями каменных блоков.

Кроме самой пирамиды древние строители сооружали и погребальный храм фараона, располагавшийся на берегу Нила и служивший для проведения обряда мумификации тела фараона и последующего поклонения ему, как богу. Тело фараона после смерти в специальной лодке доставляли по Нилу в погребальный храм. Там в течение 70 дней проводилась процедура мумификации тела и подготовки его к загробной жизни, а потом по специальному коридору торжественная погребальная процессия переносила мумию фараона в погребальную камеру пирамиды, заранее наполненную массой различных предметов, которые могли понадобиться фараону в его загробном существовании. Ни один из погребальных храмов у пирамид не сохранился, но археологам удалось раскопать их остатки и фундаменты. На плато ведутся интенсивные раскопки по сей день. Возможно в будущем мы все же сможем разгадать тайны пирамид.

После осмотра пирамид нас повезли к Сфинксу. Эта загадочная статуя расположена там же, на плато Гиза, неподалеку от пирамид. Историки так до сих пор и не знают, для чего была предназначена статуя, кого из фараонов она олицетворяет. Тело Сфинкса целиком вырезано из глыбы известняка и покрыто облицовкой. Близко подойти и потрогать Сфинкса туристам не позволяют. Для осмотра статуи существует специальная смотровая площадка, относительно которой сама статуя расположена как бы в углублении, то есть мы смотрели на нее сверху.

Между передними лапами располагается так называемая стела снов. Это большой гранитный камень, на котором сохранилась надпись. Надпись повествует, что еще в древности статуя была занесена песком практически по самую голову. И вот однажды в окрестностях охотился один из многочисленных принцев правящей династии. Он не был наиболее вероятным претендентом на престол. Охота затянулась, и принц решил провести ночь, укрывшись в тени головы Сфинкса. Во сне Сфинкс обратился к принцу и попросил раскопать его статую. Взамен он обещал сделать принца фараоном. Принц выполнил просьбу Сфинкса и стал фараоном Тутмосом IV.

В завершение нашего пребывания на плато Гиза нас ждал обед с видом на пирамиды в одном из кафе. Но есть на открытой террасе в условиях песчаной бури - не совсем хорошая идея. Мы сфотографировались на террасе, а кушали в закрытом помещении.

После обеда мы снова отправились в Каир, так как в программу экскурсии входило посещение каирского рынка. Как Вы уже успели догадаться, рынок – это последнее, что могло заинтересовать нас в Каире. На осмотр этой достопримечательности отводился всего час времени, а масштабы рынка можно сравнить с небольшим украинским городом. На самом деле каирский рынок – это несколько городских кварталов, отведенных под торговлю. Торговля происходит прямо на улицах, запруженных народом. Товар висит на стенах, на окнах.

Торгуют в многочисленных магазинчиках и лавчонках, расположенных в первых этажах. Мы с Принцем, в отличие от остальных членов нашей группы, даже не рискнули выйти из автобуса. Мы к тому моменту очень устали, покупать ничего не собирались, да если бы и собирались, то одного взгляда на хаос, царивший на рынке, было достаточно для того, чтобы понять всю тщетность попыток что-либо найти, рассмотреть и купить. Пока наша группа пыталась бродить по рынку, мы в автобусе объехали его окрестности и получили возможность осмотреть центральную часть Каира.

Нам удалось увидеть и запечатлеть на фото прогулку египтянина со своим гаремом. Гид объяснял нам, что гарем – очень дорогое удовольствие. И что позволить себе иметь гарем могут далеко не все египтяне-мусульмане. А так как самые богатые египтяне проживают в столице, то увидеть гарем можно чаще всего именно здесь. Смотрится своеобразно: впереди чинно вышагивает мужчина, глава семьи, чаще всего с ребенком, а сзади, на расстоянии нескольких шагов, стараясь не отставать, семенят его жены.

Особенно нас впечатлил Мертвый город – огромный городской квартал из убогих лачуг, покинутый жителями и предназначенный под снос. Я думаю, что это уже готовые декорации для съемок фильмов с древневосточным колоритом. Жаль только, что сфотографировать это зрелище мы уже не успели – резко потемнело и у нас сел аккумулятор в фотоаппарате.

Большую часть обратной дороги из Каира в Хургаду мы спали, уставшие и переполненные впечатлениями. На следующий день мы должны были вылетать в Киев.

Волшебная неделя в Стране Мечты закончилась, расставаться с Египтом было грустно. Целую неделю мы жили практически на колесах, преодолев расстояние почти в 3000 км, постарались осмотреть все, что смогли. Но невозможно увидеть все интересное в стране с тысячелетней историей всего за одну неделю. Мы не были в Мемфисе и Саккаре, в Абидосе и Амарне, в Александрии. С момента возвращения из Египта мы стали мечтать о второй поездке в эту прекрасную страну. На этот раз мы планируем отправится в северную часть страны, чтобы иметь возможность съездить на экскурсии в Иорданию (в Петру) и в Израиль (если получится). Побывав в Египте, мы до сих пор толком не знаем, что же такое анимация. Мы не смогли составить представление об уровне сервиса в отелях. На все это у нас просто не было времени. Или просто мы люди другого склада. В отеле вместо нас жили наши чемоданы, пока мы карабкались по очередным древним развалинам. Мы умудрились практически ничего не привезти из поездки, кроме уникальных впечатлений, так как не умеем и не любим торговаться. Ой, вру! У меня до сих пор в косметичке лежит камень, который я подобрала в Карнаке. И он для меня дороже всех рукотворных сувениров, продающихся в многочисленных сувенирных лавках. У нас в мобильных телефонах (а у меня еще и на компьютере) в качестве заставок стоят наши фотографии из Египта. Принц до сих пор, представляя меня друзьям, называет меня «моя хабиби». А еще мы были там безумно счастливы!

HelenCn   3 января 2010   5448 5 32

Рейтинг: +32

Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Египет, путешествие

Читать статью

Тэги: Египет, путешествие

Статьи на эту тему:

В Луксор
Жизнь под египетским солнцем. Часть 3.
В гости к Рамзесу и Хатшепсут, или для чего действительно стоит съездить в Египет (ч. 2)