Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 70


Тест

Тест Умеешь ли ты интересно проводить свободное время?
Умеешь ли ты интересно проводить свободное время?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Клевета на Бабу-Ягу

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше…

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.

Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:
– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;
– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;
– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;
– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.

…Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек…

Автор: Валентина Пономарева
(по материалам этнографических экспедиций)



swetlanocka   25 апреля 2016   905 0 21  


Рейтинг: +14








Комментарии:

smeiana # 25 апреля 2016 года   +5  
Интересно, спасибо, дорогая,
эта мысль имеет право быть
Rizaja # 25 апреля 2016 года   +3  
Не понятно только, как в контекст вышеизложенного укладывается всем знакомое: "Покатаюся, поваляюся, Ивашкиного мяса поемши!"(с)
"Добрая знахарка", говорите?)))
iliza # 25 апреля 2016 года   +3  
Начну со сказки. Русские сказки про Ивана-дурака известны нам с детства. А вот в зрелом возрасте читаются уже по-другому. Итак,
«Жил-был старик да старуха. У них был сын Иван-дурак. Вот Иван-дурак стал отпрашиваться у отца да от матери рыбу удить. «Где,- говорит, рыбка клюнет, тут и стану удить!» - Старик да старуха подумали, подумали, да и отпустили Ивана-дурака.
Вот он шел да шел, дошел до избушки: стоит избушка, на куричьей голяшке повертывается.- «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!» – Избушка стала.
Вот Иван-дурак зашел в избушку, а в ней середе полу лежит Яга-Баба:
«Фу-фу-фу! Русска коска сама на двор зашла!» - Взяла да и заперла его в голбец». Я тебя завтра велю изжарить меньшей дочери».
Вот на другой день поутру растопилась печка. Меньшая-то дочь вышла и говорит: « Выходи Иван-дурак, из голбца то!» - Вот Иван-дурак вышел, она и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» - Иван-дурак сел, а сам руки-ноги расшарашил. Она и говорит: «Встань, Иван-дурак, с лопаты-то, я тебя поучу!» - Вот так, - говорит,- сядь!» - Сама и села на лопату-ту. Иван-дурак бросил ее в печку да заслонкой и припер. Маленько погодя вынул ее и положил на голбчик. А сам опять в голбец ушел.
Яга-Баба вышла и стала есть. Съела да и говорит: « Покататься бы мне на Ивановых-то косточках». – А Иван-дурак сидит в голбце да и говорит: « Покатайся-ка ты, поваляйся-ка ты на дочериных-ка косточках!». « Ах ты, варнак эдакой! Завтра велю середней дочери изжарить тебя!»
Опять на другой день печка истопилась. Середня-та дочь и говорит: «Выходи, Иван-дурак, из голбца-та!» - Иван-дурак вышел. – «Садись, говорит, - Иван-дурак, на лопатку-ту!» - Иван-дурак сел, руки и ноги расшарашил. – « Не так! – говорит, - дай-ка я тебя поучу!» - Села на лопату-ту; он ее взял да бросил. Вот изжарил ее, вытянул из печи, положил на голбчик, а сам опять в голбец ушел.
Яга-Баба наелась да и говорит: « Покататься бы мне на Ивановых-то косточках». – А Иван-дурак сидит в голбце, да и говорит: « Покатайся-ка ты, поваляйся-ка ты на дочериных-ка косточках!». « Ах ты, варнак эдакой! Завтра велю большей дочери изжарить тебя!»
Ну и вот на третий день истопилась печка. Большая-та дочь вышла и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» - Иван дурак сел, а сам руки-ноги расшарашил. Она и говорит: «Встань, Иван-дурак, с лопаты-то, я тебя поучу!» - И села сама на лопату-ту. Иван-дурак ее взял да и бросил в печку; изжарил и положил на голбчик, а сам опять спрятался в голбец.
Вот пришла Яга Ягинишна, съела дочь ту, да и сама говорит: « Покататься бы мне, поваляться бы мне на Ивановых-то косточках!» - А Иван-дурак и говорит: «Покатайся- ка ты, поваляйся-ка ты на дочериных-то косточках!» - «Ах ты, варнак эдакий! Завтра я тебя сама испеку!»
Вот на другой день печку истопила да и говорит: « Ну-ка, Иван-дурак, садись на лопату-ту» - Он сел и опять так же – руки-ноги расшарашил. - « Ой, ты, Иван-дурак, не умеешь садиться-то! Дай-ка я тебя поучу!» - Села сама Яга Ягинишна, а Иван-дурак бросил ее в печку; припер заслонку бадагом, а сам склал их-то именье на иху же лошадь да и уехал домой (сборник « Пермские сказки»).h ttp://www.oculus.ru/stat.php?id=200
Rizaja # 25 апреля 2016 года   +4  
Ну, я была более краткой!)))
iliza # 26 апреля 2016 года   +3  
Я привожу общеизвестный пример.))
swetlanocka # 26 апреля 2016 года   +5  
Зиночка, когда начинаешь читать русские народные сказки, волосы дыбом встают, но дети при их чтении (5кл) не обращают на все эти жестокости никакого внимания.))))
iliza # 26 апреля 2016 года   +3  
А и мы читали, и не обращали внимание на эти страшилки.)))
swetlanocka # 26 апреля 2016 года   +4  
В наше время мы, в основном, проходили авторские сказки, а не народные.)))
katrin 64 # 26 апреля 2016 года   +3  
даже живя в глубинке. читали сказки и в большом количестве. Книжки путешествовали из семьи в семью и зачитывались до дыр в полном смысле слова. А сказок последнее время не очень то и много новых.
iliza # 25 апреля 2016 года   +4  
swetlanocka пишет:
который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше…
Вот интересна география этой живучести, в каких местах, так как в Западной Сибири о таком было неслышно нами.)) Недоношенных детей вставляли в мохнашку. Знаете что это такое? Это тёплая рукавица мехом наружу. Так вот она,эта мохнашка, служила кюветом.
Rizaja # 25 апреля 2016 года   +4  
iliza пишет:
она,эта мохнашка, служила кюветом.
КювеЗом, насколько я в теме (разновидность "инкубатора").
iliza # 26 апреля 2016 года   +3  
Кувет, мне выдала Википедия. Но ты, Вера, более точную дала информацию. А кбвет, это прозрачная люлька для малышей.
"
Недоношенные дети
my-sunshine.ru200 x 144Поиск по картинке
... находятся в специальной палате, температура воздуха в которой равна 25-ти градусам, а влажность от 55 до 60 %. В необходимых случаях используют кюветы.
tasha1963 # 26 апреля 2016 года   +3  
Спасибо информацию, я не знала)
katrin 64 # 26 апреля 2016 года   +2  
Интересная статья.
Мама рассказывала, как лечили от простуды детей. Отправляли в очищенную от углей печь, терпимо горячую, и типа как в бане прогревали.
наталия_ласточка # 26 апреля 2016 года   +4  
Спасибо, Интересная статья!!
МОЙ_СВЕТ # 26 апреля 2016 года   +4  
Интересный взгляд на сказки... Типа, Иванушка был недоношенным, хилым, с последствиями рахита, атрофии и прочих недугов. А добрая Бабушка Яга решила его маленько оздоровить. Ну, так даже лучше. Добрее.
Solaria # 26 апреля 2016 года   +3  
Про обряд "перепекания ребёнка" я слышала, но со сказочной Бабой Ягой его как-то не связывала
karlita # 27 апреля 2016 года   +2  
Ну, вот уже и бабу Ягу на лопатки разложили. Интересно конечно прочесть, но никогда никто из нас, не задумывался
над этим. Я тоже обряд "перепекания" никак с бабой ягой не связывала. Про лопату, на которую она всех подсаживала,
так это другой разговор. Ой, девочки, ведь тогда никто и не заморачивался на тему, что Яга жестока, что она только и
желает зла, да вечно страдает голодом и хочет всех сожрать. Знали: у сказки обязательно будет добрый конец! ни одна
сказка не заканчивалась плохо, если помните.
swetlanocka # 27 апреля 2016 года   +3  
Но согласись читать было интересно.)))
karlita # 27 апреля 2016 года   +2  
Даже и спорить не стану! не то слово! особенно. когда сказка читалась впервые. Это уже потом она могла стать одной из любимых.
Дети готовы были слушать любимые сказки день и ночь...
smv_mars # 29 апреля 2016 года   +3  
Интересно, спасибо


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.