Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 36


Тест

Тест Умеете ли Вы взять от жизни всё?
Умеете ли Вы взять от жизни всё?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Антибиблиотека Умберто Эко: почему непрочитанные книги важнее прочитанных

Антибиблиотека Умберто Эко: почему непрочитанные книги важнее прочитанных «Эти наши знания — вещи, в которых мы уверены, — заставляют мир идти неверным путём, и удерживают нас от истинного видения и обучения», — написал в 1925 году известный американский публицист Линкольн Стеффенс.

Впрочем, пронзительная правда о наших отношениях со знаниями известна со времён Платона, который в своей знаменитой аллегории о пещере показал, сколь неполноценна информация, поступающая к нам через органы чувств, и как велико значение вечных закономерностей и идей, постичь которые можно лишь в процессе долгих глубоких размышлений. И несмотря на то, что даже учёные признают, что двигателем современной науки может быть лишь преодоление периметра невежества, а врагом любого развития является иллюзия полного понимания всего, мы продолжаем цепляться за знания — наши неполные, несовершенные, бесконечно малые знания, — как мы цепляемся за саму жизнь.

Именно напряжённые отношения между известным, неизвестным, познаваемым, непознаваемым стали предметом исследования удивительного ливано-американского учёного, философа, статистика и публициста Нассима Николаса Талеба в его труде «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» — потрясающей книге, в которой Талеб разрабатывает свою теорию антизнания и непредсказуемости событий, действительно влияющих на наши жизни и ход истории:
…В этом глубоко личном эссе я делаю наглое заявление, противоречащее многим нашим мыслительным привычкам.

Оно заключается в том, что миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (маловероятное с нашей нынешней, непросвещенной точки зрения); а мы при этом проводим время в пустых светских беседах, сосредоточившись на известном и повторяющемся <…>. Я иду ещё дальше и (как это ни прискорбно) утверждаю, что, несмотря на прогресс и прирост информации — или, возможно, из-за прогресса и прироста информации, — будущие события всё менее предсказуемы, а человеческая природа и обществоведческие «науки», судя по всему, стараются скрыть от нас этот факт.

Сделав несколько захватывающих экскурсов в историю, демонстрирующих, насколько в каждый момент существования человечество не имело никакого представления о том, что будет завтра, и как непрочны наши кажущиеся «фундаментальные знания», Талеб использует описание необычного взгляда легендарного итальянского писателя Умберто Эко на книги и чтение в качестве притчи о том, какими должны быть отношения у человека со знанием:

Писатель Умберто Эко принадлежит к тому немногочисленному классу широко образованных, проницательных, начитанных и при этом нескучных учёных с энциклопедическими знаниями. Будучи владельцем огромной личной библиотеки (содержащей тридцать тысяч книг), он разделяет посетителей на две категории: на тех, кто реагирует в стиле «Ничего себе! Синьор профессор, дотторе Эко, ну и книг у вас! И сколько же из них вы прочитали?», и на других — тех исключительно редких посетителей, которые понимают, что крупная частная библиотека — не способ возвышения эго, а инструмент исследования.

Прочитанные книги куда менее важны, чем непрочитанные. Библиотека должна содержать столько того, чего вы не знаете, сколько позволяют вам в нее вместить ваши финансы, ипотечные кредиты и нынешняя сложная ситуация на рынке недвижимости. С годами вы будете накапливать больше знаний и ваша бибилиотека будет расти, а уплотняющиеся ряды непрочитанных книг начнут смотреть на вас с угрозой. В самом деле, чем шире ваш кругозор, тем больше за вашими плечами непрочитанных книг. Назовем эту коллекцию непрочитанных книг антибиблиотекой.

Сам Эко коснулся любопытного отношения человечества с известным и неизвестным в своей книге «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны», само существование которой является ещё один симптом нашей непреодолимой склонности к заполнению пробелов в «знаниях», даже если нам для этого приходится восполнять их силой воображения.

Но Талеб убеждён, что единственно верный путь — постичь своё собственное невежество и принять его:
Мы склонны рассматривать наши знания как личную собственность, которую необходимо защищать и оберегать. Это украшение, которое позволяет нам подняться в иерархии, выделиться из окружающих. Но тенденция фокусировать внимание на уже известном, столь обидная для Эко, — это общечеловеческая слабость, распространяющаяся на всю нашу умственную деятельность. Люди не хотят ходить со своими антирезюме, рассказывая всем, чего они не выучили и не испытали (рассказывать об этом — это работа их конкурентов), хотя это было бы совсем нелишним. Стоило бы перевернуть с ног на голову логику знания так же, как мы перевернули библиотечную логику.

Отметив, что любой Чёрный лебедь (чёрный лебедь у него выступает как символ всех самых неожиданных явлений и событий) возникает из «нашего непонимания вероятности сюрпризов», потому что мы недооцениваем значение того, что мы не знаем, и относимся к тому, что мы знаем, слишком серьёзно, Талеб так представляет идеального «знатока»:

Давайте назовём такого антиучёного — того, кто сосредоточен главным образом на непрочитанных книгах и пытается видеть в своём знании не собственность, не сокровище и даже не средство самоутверждения — эмпириком-скептиком.

Да, Талеб призывает всех и каждого стать эмпириками-скептиками в этом абсурдном и непознаваемом мире, который каждую минуту готов выпустить своих Чёрных лебедей — в твою судьбу, в судьбу твоего народа, в судьбу мира. Но быть эмпириком-скептиком для Талеба — не значит отказаться от попытки постичь этот мир.

Быть эмпириком-скептиком — значит выстраивать совершенно новые отношения с миром, в которых ты перестаёшь быть игрушкой в руках неизвестных сил и становишься тем, кто каждую минуту готов встретиться с неизвестным и посмотреть ему в глаза без страха, присущего неподготовленному ученику на важном экзамене. И это умение гораздо важнее для каждого из нас, чем тонны книг, десятки ежедневных газет и сотни бессмысленных слов политиков:

Однажды мой парижский одноклассник, будущий романист Жан-Оливье Тедеско, изрек, убеждая меня, что не стоит бежать, чтобы успеть на метро: «Я не бегаю за поездами»…. Презирайте свою судьбу. Теперь я не бросаюсь бежать ради того, чтобы уехать по расписанию. Такой совет может показаться очень немудрящим, но мне он подошел. Научившись не носиться за поездами, я оценил истинное значение изящества и эстетики в поведении, почувствовал, что это я управляю своим временем, расписанием и жизнью.
Опаздывать на поезд обидно, только если ты бежишь за ним! Точно так же не добиваться такого успеха, какого ожидают от тебя другие, обидно, только если ты сам к нему стремишься. Ты оказываешься над мышиными бегами и очередью к кормушке, а не вне их, если поступаешь в соответствии с собственным выбором.

<…>
Уход с высокооплачиваемой работы, если это твое решение, принесет больше пользы, чем заработанные деньги (такой поступок может показаться безумным, но я пробовал, получается). Это первый шаг к тому, чтобы набраться мужества и послать судьбу к черту. Ты обретаешь гораздо больше власти над жизнью, если сам выбираешь критерии.
<…>.
Труднее проиграть в игре, в которой сам устанавливаешь правила.


Источник: сайт monocler.ru По материалам: Brainpickings.


Очень неожиданно, но…. верно. Действительно, не обидно опоздать на поезд, если ты не торопишься. «Прочитанные книги куда менее важны, чем непрочитанные»- даже мурашки по коже. А сколько их- непрочитанных!
Управлять своим временем, расписанием и жизнью я сама начала совсем недавно- лет 7-8 назад. И это, скажу я вам- дорого стоит! Это все равно, что жить круглый год среди весны.



Cofemanca   25 марта 2016   942 1 8  


Рейтинг: +2




Тэги: психология, философия

Рубрика: это интересно





Комментарии:

Barakat # 25 марта 2016 года   +1  
Благодарю за информацию, интересно. На транспорт не бегаю еще со студенчества.
Cofemanca # 26 марта 2016 года   +1  
очень разумно!
Jenna # 25 марта 2016 года   0  
Cofemanca пишет:
Я иду ещё дальше и (как это ни прискорбно) утверждаю, что, несмотря на прогресс и прирост информации — или, возможно, из-за прогресса и прироста информации, — будущие события всё менее предсказуемы, а человеческая природа и обществоведческие «науки», судя по всему, стараются скрыть от нас этот факт.
Всё правильно. Потому, что нынешняя человеческая природа - грешна и несовершенна, как можно надеяться на человеческое понимание?! Ну, а наука наша до сих пор прискорбно невежественна, как утверждал ещё великий Шекспир в своём легендарном творении "Гамлет, принц датский" "Есть многое на свете, друг Горацио, что неизвестно нашим мудрецам". Так со времён Шекспира очень мало что изменилось!
Cofemanca # 26 марта 2016 года   +1  
конечно, еще и потому, что надеются на себя ,свои мозги и знания и забывают о промысле Божием
Камлана # 25 марта 2016 года   +1  
спасибо большое
Cofemanca # 26 марта 2016 года   +1  
Пожалуйста, рада
Jenna # 25 марта 2016 года   0  
Cofemanca пишет:
Оно заключается в том, что миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (маловероятное с нашей нынешней, непросвещенной точки зрения); а мы при этом проводим время в пустых светских беседах, сосредоточившись на известном и повторяющемся
Вот-вот... Я всегда говорила, что атеистам тяжко жить на свете, и чем дальше, тем больше будет непонятных и даже странных с их точки зрения, событий. Люди, которые привыкли опираться на научные факты, уже сейчас испытывают не то что сложности - почти панику! Ещё бы, видя и участвуя в событиях, которые не в силах предвидеть ни один НИИ! Вот. НИИ не может, а пророки прошлого могли...
Cofemanca # 26 марта 2016 года   +1  
но каждый думает-я умный, я все знаю и все в моих руках. А оно все - в руках Божьих!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.