Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Улита2

Зарегистрированных: 1
Гостей: 20


Тест

Тест Легко ли Вы идете на контакт?
Легко ли Вы идете на контакт?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





А знаете вы кто автор слов "Бухенвальдского набата"?

В слободской группе "Одноклассников" моя землячка создала тему о войне и ее отголосках. Рефреном были строки из песни "Бухенвальдский набат".

А все ли знают автора стихов? Всегда говорили, что эта песня Вано Мурадели. И ни одного раза не сказали кто написал такие пронзительные стихи! Я попробую рассказать о нем. Много лет назад я услышала его имя впервые. Человек, написавший это, прожил мученическую жизнь. Думаю этот набат стучал в его сердце и все вылилось в песню, от слов которой слезы произвольно текут по щекам. У всех. Или почти.

Это кажется невероятным, но за долгую жизни этой песни, облетевшей весь мир, переведенной на множество языков, в Союзе при исполнении ее никогда (!) не объявлялось имя автора стихов.
Автор, конечно, был, и звали его Александр Соболев.

Писатель К.Федин дал тогда такую оценку словам этой песни: "Я не знаю этого поэта, я не знаю других его произведений, но за один "Бухенвальдский набат" я поставил бы ему памятник при жизни".

"Памятник" при жизни поэт получил, но очень по-советски, по-коммунистически. Советская власть с каким-то садистским упоением уничтожала собственную культуру. Вернее, не собственную, а культуру народа, которым она верховодила.

Поэта Александра Соболева просто замалчивали, нигде не печатали, преследовали, не давая возможности донести свое творчество до читателей и слушателей…

А что поэту надо? Надо, чтобы стихи печатались, песни пелись. И хоть иногда упоминалось имя автора. Чтобы знать, что твое имя под песнями и стихами отстанется в памяти народа, для которого ты творил.

Он родился в 1915 году в одном из местечек Украины. Был младшим ребенком малосостоятельной, но многодетной еврейской семьи. Слагать стихи начал очень рано, примерно с семи лет, но это "баловство" в семье не поощрялось. Рано оставшийся без матери, мальчик, после окончания школы был отправлен к старшей сестре в Москву и определен в школу ФЗУ. Закончив ее, получил звание слесаря и стал самостоятельно зарабатывать себе на хлеб.

Юноша, мечтавший о литературе, стал учиться в литобъединении, начал печататься в заводской многотиражке. Затем работал в печати, писал, кое-что печатал. Но наивная мечта молодости о справедливости и свободе не уживалась в его сознании с реалиями коммунистического террора. За полвека своего поэтического творчества он не посвятил Сталину ни строчки

Не умел и не хотел приспосабливаться. А значит обрёк себя на нелегкую жизнь.
Пришла война и он ушел воевать. Был пулеметчиком стрелковой роты,воевал на передовой. Несколько ранений и две контузии–"трофеи", принесенные с войны.

Инвалид Великой Отечественной,
Кровь твоя на траве, на песке, на снегу…
Нет, не только твое Отечество –
Вся планета, все человечество
Перед тобою в долгу, в неоплатном долгу.
Кто-то с фронта вернулся счастливый – целый!
Кто-то мертвый – бессмертный – в землю зарыт.
Ну, а ты возвратился, в общем и целом, ничего…
Так, не жив и не мертв – инвалид!

Пожизненная вторая группа инвалидности – это значит, что не разрешается работать на штатной работе.У него погибли все близкие. Его призывают на трудовой фронт, отправляют слесарем на военный завод, дают койку в общежитии и карточку на хлеб. Так началась мирная жизнь.

Вскоре начинает работать в заводской многотиражке. Начал слишком едко в своих сатирах указывать на недостатки, за что его предупреждали неоднократно. Не внял, не молчал.
Его уволили и отправили "на лечение в психбольницу". Четыре долгих года мотался он по больницам и госпиталям…
Еще работая на заводе он женился на русской девушке-журналистке. Молодая семья жила впроголодь, не имея постоянного заработка. Только любовь и взаимопонимание давали им силу для дальнейшей жизни. Поэта не принимали никуда на работу, нигде не печатали его стихов, подчеркивая, что еврею в журналистике делать нечего. Мало того, его русскую жену уволили из Московского радиокомитета вместе с евреями-журналистами, а затем предложили восстановить на работе, "если она разведется с этим евреем".

Здесь хочу вспомнить стихи, полные сарказма, А.Галича:
-Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду!
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото!
Промолчи, промолчи, промолчи.

Только молчать не все умели.

В 1959 году Александр Соболев услышал о создании мемориального комплекса в Бухенвальде. Его – еврея, фронтовика, поэта так потрясло это сообщение, что он закрылся в комнате и через два часа прочитал жене слова, ставшие потом песней. Ни одна газета не взялась их напечатать, никого они не заинтересовали. Но в это время должен был состояться фестиваль молодежи в Вене, и поэт рискнул послать стихи в комитет подготовки к фестивалю, а затем отправил их композитору Вано Мурадели. Потрясенный композитор ответил такими словами:"Пишу музыку и плачу,.. да таким словам и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!"

Действительно, песня получилась "литая", в ней неразрывно едино совместились слова и мелодия. А когда в Вене ее исполнил свердловский хор студентов, она сразу стала известной во всем мире. Ее переводили на десятки языков. Это полный триумф! Ее исполнял и хор им. Александрова, и самодеятельные коллективы, детские ансамбли и выдающиеся певцы…

В 1963 году песня была выдвинута на Ленинскую премию…

Не допустили до премии этого безвестного поэта, не имеющего покровителей, да еще еврея. Что двигало партийными деятелями? Что толкало на отрицание творчества Соболева критиков, деятелей от литературы? Скорее всего, это была элементарная зависть, замешанная на указании сверху, + антисемитизм…

А песня жила своей жизнью, песню пела вся страна, не задумываясь, почему у песни только один автор?

Однажды Соболеву позвонили ночью домой и пригрозили: "Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим!" И не давали! Всю жизнь. До самой смерти.

Песню пел весь мир. Пел много лет.

Однажды в Москву приехал японский хор "Поющие голоса Японии". Поэт слушал их концерт:
Я это надолго запомню:
Концертные два часа
В Москве звучат "Японии
Поющие голоса"…
И вдруг загудел над нами
"Бухенвальдский набат".
И снова безвинно сожженные
Строились к ряду ряд…
Слова, в России рожденные,
Японцы как клятву твердят.

Через двадцать лет после создания песни, в 1979 году газета "Культура и жизнь" напечатала статью Игоря Шаферана, в которой были такие слова: "Это песня – эпоха, и скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню".

Да, песня "Бухенвальдский набат" –звездный час поэта Александра Соболева. Но она стала и трагедией всей его жизни.

Его песни, написанные с Анатолием Новиковым, Борисом Терентьевым и другими композиторами стали популярными и исполняемыми. "Вечный огонь", "Голуби мира", "Голос страны моей", "Роза на море" и много других.

Сквозной темой его творчества стала война и борьба за мир.
…На бойне той я был солдатом
И с бойни той пришел назад.
Какую я тянул упряжку
Сквозь дождь и снег, и день и ночь!
Сказать, что это было тяжко –
Неправда: было мне невмочь.
Такого адского накала
Не смог бы выдержать металл.
Но чудо! Я не умирал,
И начиналось все сначала…

Как мог он, считала партия, обращаться к "людям всей земли"в своих песнях? Это, по их мнению, моральная эмиграция!

Ведь только мы, народы, только мы,
За нашу Землю только мы в ответе.
В другом :
Не сатана, несущий зло вовек,
Не ценящий живое и в полушку,
А человек, подумать – человек! –
Свой дом, свою планету "взял на мушку".

Соболев не пропустил в своем творчестве трагедию Афганистана.
Уже одно название "кричит": "В село Светлогорье доставили гроб". (противопоставление – "Светлогорье" и "гроб")...картина прощания:
…И женщины плакали горько вокруг,
стонало мужское молчанье.
А мать оторвалась от гроба , и вдруг
Возвысилась как изваянье.
Всего лишь промолвила несколько слов:
- За них – и на гроб указала, -
призвать бы к ответу кремлевских отцов!!!
Так, люди? Я верно сказала?
Вы слышите, что я сказала?!
Толпа безответно молчала –
РАБЫ!!!
Да, рабы,рабы страны-тюрьмы…

Были и лирические стихи - теплые, нежные, трогательные.
Звоном с переливами
Занялся рассвет,
А меня счастливее
В целом мире нет.
Раненный, контуженный
Отставной солдат,
Я с моею суженой
Нищий, да богат…
Или:
Красные искры, желтые искры –
Праздник осенней метелицы.
Кружатся листья, падают листья,
Падают тихо и стелются.

Ярко выражался талант Ал.Соболева в сатире. Единственный журнал, печатавший его произведения – это "Крокодил", редактор которого, Мануил Григорьевич Семенов, впал в немилость из-за такой смелости. Большое количество стихотворных фельетонов, острых и злых, создали славу журналу. А поэт от "Крокодила" получил награду и даже была напечатана небольшая книжечка фельетонов. Но большая часть его сатирических произведений писалась, конечно, в стол.Можно ли было напечатать такую, например, эпиграмму на Суслова:

Ох, до чего же век твой долог,
Кремлевской банды идеолог –
Глава ее фактический,
Вампир коммунистический.

Русский поэт еврейского происхождения Александр Соболев по-настоящему любил свою Родину – Россию. И поэтому страдал ее страданиями.

Утонула в кровище,
Захлебнулась в винище,
Задохнулась от фальши и лжи…
Как ты терпишь, Россия,
Паденье свое и позор?!...
– " –
Кто же правит сегодня твоею судьбой?
- Беззаконие, зло и насилие!

И это его строки из "Навечно с живыми":
От старших и до новых поколений
Внимай, внимай народ родной земли,
Мы не погибли на полях сражений:
На марше ураганных наступлений
С Победой мы в бессмертие вошли…

Вдова просила установить на Поклонной горе в Москве, на Мемориале плиту со словами "Бухенвальдского набата"; четырежды обращалась в приемную Президента России Путина, ей отказали.

Эта песня "Бухенвальдский набат"была постоянно исполняема школьными хорами. В одной из школ девочка постоянно падала в обморок. Ее освободили от пения этой песни. Не для детской психики.



Bestatyana   14 июля 2014   906 0 7  


Рейтинг: +4








Комментарии:

iliza # 14 июля 2014 года   0  
Bestatyana пишет:
…И женщины плакали горько вокруг,
стонало мужское молчанье.
А мать оторвалась от гроба , и вдруг
Возвысилась как изваянье.
Всего лишь промолвила несколько слов:
- За них – и на гроб указала, -
призвать бы к ответу кремлевских отцов!!!

Да никогда эту толпу садистов никто не призовёт к ответу, пока они живы, а умрут, из просто будут замалчивать.

Bestatyana пишет:
Утонула в кровище,
Захлебнулась в винище,
Задохнулась от фальши и лжи…
Как ты терпишь, Россия,
Паденье свое и позор?!...
– " –
Кто же правит сегодня твоею судьбой?
- Беззаконие, зло и насилие!

Так, люди? Я верно сказала?
Вы слышите, что я сказала?!
Толпа безответно молчала –
РАБЫ!!!
Да, рабы,рабы страны-тюрьмы…


Что было, то было... Не хочу продолжать.
Bestatyana # 14 июля 2014 года   +1  
Тогда не позволяось даже думать о неправильности и чудовищности решения Суслова - посылания молодых здоровых людей, чтобы потом получить в гробу то, что осталось от наших мальчиков, то, что чужая война перетрощила-пережевала и выплюнула
karlita # 14 июля 2014 года   +1  
" Звоном с переливами занялся рассвет, " От старших и до новых поколений
А меня счастливее в целом мире нет. Внимай, внимай, народ родной земли
Раненый, контуженый отставной солдат Мы не погибли на полях сражений:
Я с своею суженой нищий, да богат"... На марше ураганных наступлений
___________________________________________ С победой мы в бессмертие вошли"...

Какие стихи! Спасибо тебе, Таня!
Bestatyana # 14 июля 2014 года   +1  
он писал тревожащие душу стихи. Из того, что нам известно, до сих пор душу рвет. Никогда не могла спокойно слушать "Бухенвальдский набат" - всегда ком и слёзы.
Да только не давали ему писать, молчать заставляли всеми своими методами
karlita # 14 июля 2014 года   +2  
Я, Таня, сама в хоре исполняла "Бухенвальдский набат".
Только тогда, в наше время, идеология совсем иная была. Я сама плакала. Зал плакал, когда исполняли. А в зале кто сидел?
Наши мамы, папы, бабушки, которые не по наслышке о войне знали. Теперь, я думаю, хоры таких песен не поют, а если и поют, то, вряд ли, дети знают о чём поют. А не должно так быть!
Bestatyana # 14 июля 2014 года   +1  
Мы тоже в хоре пели эту песню. У нас была учительница по пению, которая заинтересовывала нас узнать побольше о музыке, о композиторах, о побудительных мотивах написания того или иного муз.произведения. На уроках она нам рассказывала о том, как или почему возникали какие-то песни или почему именно такую музыку писал композитор.
Рассказала и заставила под диктовку записать о "Могучей кучке". До сих пор помню имена тех, кто входил в нее. Бородин, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков... Знали какие оперы они писали, она рассказывала и играла нам на фо-но. Много рассказала о "Садко"
Намного позже, здесь уже я пела в хоре NorthWestern University оперу Бородина "Князь Игорь" и Чайковского "Евгений Онегин". Приходили на наш концерт из Lyric Opera, они были изумлены звучанием хора студентов. Мы звучали ничем не хуже их - проф.артистов- певцов с муз. образованием.
Наш дирижер Наташа, работавшая в университете, пригласила нас по русскому радио - тех, кто хочет петь в хоре, чтобы помочь студентам универа спеть русские оперы. Мы им рассказывали о чем они поют, потому что пели по-русски. Как они старались!!! Выговаривали все словечки, да еще скороговоркой! Когда знаешь историю произведения, тогда проникаешься.
karlita # 14 июля 2014 года   +1  
Вот я о том и говорю.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.