Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 25


Тест

Тест Суеверная ли ты?
Суеверная ли ты?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Как взлетели выше ели Крылатова и Энтина качели?

Как взлетели выше ели Крылатова и Энтина качели? Как взлетели выше ели Крылатова и Энтина качели?


Так уж случилось, что книги Е. Велтистова про робота – двойника советского школьника – на меня никакого особого впечатления не произвели.


Чего не скажешь о фильме «Приключения Электроника» режиссёра Константина Бромберга (позже его прозовут «Детство Терминатора»), который я считаю шедевром детского кино, с удовольствием пересматриваю и, самое главное, ничуточки не разочаровываюсь.


Конечно, успех этого фильма держится не на одном саундтреке. Но песни, созданные Евгением Крылатовым и Юрием Энтиным, безусловно, важная часть и без того отличной кинокартины.


Когда Бромберг попросил Крылатова сочинить песни для фильма, тот поначалу отнекивался. Евгения Павловича слишком смущало слово «Электроник». «Я не электронный композитор» – оправдывался Крылатов, на что режиссёр парировал: «Я не требую обязательно электронной музыки. Пишите, что хотите».


Одним из пожеланий Бромберга было создание песни о детстве в духе модного тогда хита Александра Зацепина «Куда уходит детство» в исполнении Аллы Пугачёвой.


И надо сказать, с поставленной задачей поэт и композитор справились на все сто.


«Крылатые качели» даже своей внутренней структурой напоминали Зацепинскую песню – тот же переливающийся куплет и взмывающий припев.




Правда, Энтин на свой текст смотрел достаточно скептически, так как по своей старой традиции писать лирику не очень любил. «Это не моё», – говорил он Крылатову. – «Моё – это «Я с детства был послушным ребёнком золотушным...» («Песенка Ури»). Но Крылатов убеждал поэта, что тот себя недооценивает.




Е. Крылатов: «Когда я приступил к созданию песни, то мне не хватило строчек на запевы, а припев у Энтина был написан очень длинный. Мы доделывали эту песню в последний день и в последний час. Буквально в считанные минуты перед записью песни в студии Энтин придумал этот поэтический образ для припева про крылатые качели».


Сам образ родился у Энтина из детских воспоминаний о тайных проникновениях в парк аттракционов – ранней весной, когда он ещё не работал.


Интересно, что в фильме братьев-близнецов Торсуевых дублировала женщина (от самих актёров, по-моему, остался лишь специфический смех Сыроежкина).


То же относилась и к песням.


По признанию Электроника свои «Крылатые качели» он исполнил «голосом Робертино Лоретти», но в реальной жизни это был голос Елены Камбуровой. Говорят, что перед записью певицу попросили представить себя 10-летним хулиганом. Она кивнула и тут же записала всё с первого дубля.


Ну, а во втором – хоровом исполнении «Качелей», символизирующим в фильме силу коллективизма и взаимопомощи (помните Гусева: «Я тоже петь могу!»), участвовал уже Большой детский хор под руководством Попова.




Как вспоминал Крылатов, работа над саундтреком к «Электронику» шла довольно легко. Никакого суперхита он в «Крылатых качелях» не видел и не выделял её из прочих песен фильма.


А тут ещё ложку дёгтя неожиданно подкинул режиссёр. Послушав окончательную запись «Качелей», он помрачнел и в сердцах брякнул: «А песенка-то – полное дерьмо! Всего ожидал, но не такой гадости!». Песня показалось ему занудной и – о! это ключевое обвинение в адрес Крылатова – несовременной. К счастью, времени что-то переделать уже не было.


Е. Крылатов: «В чем сложность работы в кино заключается? Слишком большая ответственность. Если музыка окажется неверно подобранной, картина может разрушиться. Когда режиссер фильма «Приключения Электроника» раскритиковал мои «Крылатые качели», я ведь поверил, что фильм пропал. Я сильно переживал из-за того, что, возможно, угробил картину».


Теперь-то мы знаем, насколько ошибался режиссёр. После телепремьеры «Приключений Электроника» в 1980 году киностудию просто завалили ворохом писем от поклонников картины. Большая их часть закономерно адресовалась исполнителям главных ролей – братьям Торсуевым. А вот второе место занимали восторженные письма к композитору.


Надо сказать, что саундтрек фильма был буквально напичкан отличными песнями. Мне, например, безумно нравилась и песня Сыроежкина («Мы – маленькие дети, нам хочется гулять»), и песня в магазине игрушек, где характеру каждого персонажа был найден свой голос и мотив.




Больше всех не повезло композиции «Ты – человек». Лично я не помню, но пишут, что после первой премьеры фильма во всех последующих показах она обрезалась – вплоть до 1988 года. Мол, её текст о том, что человек не должен быть «послушным стадом», мог вызвать у населения нехорошие ассоциации с протестом против Коммунистической партии.


Странно... Я, например, «Ты – человек» слышал, и ассоциации у меня были с точностью до наоборот – ведь это, наверное, самая «пионерская» по звучанию песня в фильме.




Но, конечно, главным хитом были и остаются именно «Качели», которые полюбились и взрослым.


Е. Крылатов: «Есть у меня и чисто детские песни – например, «Песня Сыроежкина», …а песни, которые я считаю главными в своем творчестве – философские. Те же «Крылатые качели» – философская, ностальгическая песня о детстве».


Всенародный успех «Электроника» стал ещё одним поворотным моментом в карьере композитора, надолго связав название «Крылатых качелей» с фамилией Крылатов.


Вскоре композитору позвонил и режиссёр, признав, что погорячился, и они помирились.


Е. Крылатов: «Бромберг признался, что мечтал о динамичной песне, которую будут петь во всех ресторанах страны. Прошло 20 лет, и теперь я периодически звоню Бромбергу то из армянского ресторана, то из грузинского, и даю режиссеру по мобильному, так сказать в режиме «прямого эфира», послушать, как страна поет в ресторанах мои «Крылатые качели».


Песни из к-ф «Чародеи» (1982)

После того, как Бромберг осознал свою ошибку, он решил ещё раз попытать счастья с Крылатовым. Для чего и призвал композитора для работы над саундтреком зимней киносказки «Чародеи».


Это казалось невозможным, но история песен к «Чародеям» в точности повторила историю песен к «Электронику».


Когда Бромберг увидел готовый материал, то снова заявил, что песни не годятся, они старомодны и т.д. и т.п.


Впрочем, на этот раз композитор убедил режиссёра гораздо быстрее. И песни снова стали всенародными хитами.


Правда, по мнению композитора, хитами стали не те песни, которые он особенно ценил (вроде «Загадка женщины»), а другие – прежде всего, «Три белых коня».


Е. Крылатов: «Есть чисто прикладные мелодии для фильмов, например куплеты. Я всегда привожу такой пример: я написал для «Чародеев» песенку, которая называется «Главное, чтобы костюмчик сидел». Она просто была нужна. Но не выйду же я на эстраду и не скажу: «Знаете, я написал «Костюмчик». Я скажу, что я написал «Загадку женщины».






















Сергей Курий



Jenna   5 апреля 2014   545 0 1  


Рейтинг: +5








Комментарии:

Чукча # 5 апреля 2014 года   +6  
"Ты - человек" - мне казалось, что это - лучшая песня в фильме. На порядок выше "Крылатых качелей". "Качели", конечно - несравнимы по музыке. Но "Ты-человек" - это на мой взгляд просто песня-откровенние для того времени. Среди детских песен. Призыв идти не по рельсам, не со стадом, против ветра. Утверждение ценности личности, а не "винтика в общем механизме". И напоминание о том, что "пойми, не бывает дороги простой". То есть, не получится "тихи-мирно, как все". Даже если захочешь - не получится. И стоять на месте не выйдет. Или вперед, или назад. Песня - о неизбежности выбора в жизни. Я тогда увидел в ней аналогию с "Колеей" Высоцкого: "Колея эта - только моя. Вы езжайте своей колеей". И еще "Бьют часы на старой башне". Было стойкое ощущение, что это - попытка сказать о чем-то, о чем нельзя открытым текстом. Колокола, провожающие вчерашний день. И совет прислушиваться ко времени и делать выводы. Эта песенка - по смыслу предшественник "Ветра перемен".


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.