Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 39


Тест

Тест Есть ли у тебя задатки шефини?
Есть ли у тебя задатки шефини?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Век живи, век учись

Когда-то, будучи маленькой первоклассницей, я создала для себя правило, которое, надеюсь, не нарушила во всю свою педагогическую деятельность длиной в 27 лет.

Сейчас я на пенсии, но кое-что остро помню по сю пору, хотя уже не работаю в школе.

Очень часто приходится слышать от взрослых людей о том, что дети пошли не те, трудно с ними, свободолюбивыми не в меру стали... И часто, очень часто я становлюсь свидетельницей того, как подростка могут ни за что, ни про что унизить и оскорбить. Как я не терплю этого, кто бы знал!

Вот хотя бы взять недавний летний случай. Молоденькая девушка на высоких каблучках в коротком платьице пыталась открыть дверцу маршрутки, но не рассчитав молодых сил, дёрнула её так, что сорвала с петель. Дверь переклинило. Девушка недоумённо стояла возле и, видимо, прикидывала в уме, мол, как оно вышло(?) так невзначай, но всерьёз: "Кажется, сломала!"

Пока девушка раздумывала, входить ей в маршрутку или дверцу ту чинить, пожилые пассажиры разом взялись поучать её, дескать, всё девонька, в копеечку влетела. И ведь эти люди не были злыми, как оказалось впоследствии. У каждого нашлось оправдание тому, что он наговорил шутки ради. А девушка гордо тряхнула хвостом, развернулась на своих шпильках и легко зашагала прочь от недобрых пассажиров.

Это послужило новым поводом к обсуждению, дескать, вот ведь, молодёжь какая непутёвая... (не по пути, значит ).

Пришлось резко возразить каждому по отдельности, мол, сами-то каковы: ни одного поддерживающего слова - всё в осуждение!
- Но ведь мы ШУТЯ!
- Но будь каждый из вас на её месте, никто не захотел бы выслушивать хихоньки в свой адрес.
- Не сахарная, не рассыпалась!
- Спасибо всем, закалили девичий характер. А теперь представьте, что на этом месте оказалась ваша внучка или дочка. Каково теперь шутить в подобной манере?
Зло никогда доброму не научит...

А сама задумалась. Так ли?

Когда я была маленькой первоклассницей, случилась страшная история, которая перевернула мой детский мир и научила деликатности.

Помните, в школьных коридорах в те далёкие времена конца 60-х, стояли бачки с питьевой водой? А под краном ставили вёдра, которые служили ещё и для сбора мусора.

В одну из перемен в нашей школе возле одного из бачков торговали пирожками с повидлом. И как водится, случилась давка такого размера, что ни приведи Господь подобного столпотворения... с тех давних пор я панически боюсь очередей.

Конечно, меня, соплюшку, оттёрли к ведру с помоями, да ещё толкнули так, что ведро опрокинулось. И как всегда в таких случаях, грозный завуч - тут как тут (это была Анфиса Иссааковна с мышиным пучком на затылке, но с таким грандиозным голосом, мама не горюй) - все и притихли! Она угрожающе спросила, кто сотворил такое безобразие, всё попятились назад, а я как стояла возле разлитого, так и приросла на месте. "Пусть убирает сама, не помогать!" - был вынесен указующим перстом вердикт. И вот меня, плачущую, повели в мужской (подумать только!) туалет и вручили тряпку, которая была с меня в рост. Завуч возвышалась надо мной монументом и пресекала любые попытки помочь. Взрослые прятали глаза, но ослушаться тётку не смели. Я неумело возила по полу тряпкой, собирала руками всю эту осклизлую грязь и думала, что теперь умру от этого унижения! Больше всего мне нестерпимо было видеть молчаливое сочувствие в глазах взрослых людей, не смевших перечить завучу.

Я бы непременно упала в обморок (хотя не знаю до сих пор, как это делается), но тут пришла помощь в лице моей подружки, Маленькой Оли Лезиной (её так звали за маленький рост). Она стала помогать мне убирать всю эту грязь (вырвала из тетради в косую линейку листы и стала этими листами показывать, как грязь убирают, чтобы не испачкать рук).
Тут и сердце пожилой уборщицы не выдержало - она подлетела к нам со шваброй и стала ворчать, дескать, почему до сих пор не на уроке, а ну, быстро, мыть руки и на урок кыш!

Вот и ушли мы вместе, держась за руки. Потом Оля Лезина переехала. Но тот страшный случай научил меня чуткости и внимательному отношению к чужому неуютству.

С тех про я поняла, что никогда не унижу человека, кем бы он ни был. И за себя смогу постоять. Потому что всегда найдётся хоть один сочувствующий.

А завучу, уже в студенческие годы, я хотела выписать журнал "Свиноводство", но поняла, что не буду и этого делать. Она, спустя какое-то время умерла в полном одиночестве.

Я же, проработав в школе 27 лет, училась понимать даже тех, кто тебя матом посылает...
Наверное, тому есть особые причины - так подумалось мне однажды, когда спустя 20 лет работы в школе, впервые услышала в свой адрес, куда мне стоит пойти. Как оказалось, дядя того подростка учился в деревенской школе, у меня же, но двадцатью годами ранее (а выяснила я это спустя всего день, когда спросила у мальчишки, откуда родом его папа с мамой). И такое бывает в жизни. Теперь этот мужчина издалека здоровается со мной и всё вспоминает тот казус, послуживший нашему обоюдному узнаванию.

Век живи ,век учись...



ritmik   1 октября 2013   961 0 81  


Рейтинг: +27








Комментарии:

Фантастка # 1 октября 2013 года   +11  
О, сколько мы уроков жизни, вынесли со школьной скамьи...Всегда удивляло, почему взрослые, а особенно учителя, стараются именно унизить детей. Когда я училась лишь два учителя относились к нам, как к равным, это учитель химии и учитель литературы. Альбину Егоровну помню до сих пор и очень благодарна ей за то, что ненавязчиво привила мне любовь к русскому языку и литературе. Низкий поклон моим любимым учителям, а остальным Бог судья... Мне даже жаль мою математичку, кстати фамилия у нее была Жабина, и очень ей подходила, она тоже ушла в мир иной в полном одиночестве.
Ваша история с помойным ведром напомнила мне историю, которая похожа на вашу лишь "замаранными руками". Рассудите, правы мы были с мужем или унизили и оскорбили нашу дочь, как говориться, за зря. Моя дочь всегда плохо ела, легче убить, чем накормить. Было ей лет семь, произошел на мой взгляд вопиющий случай. На кухне у нас была когда то дверь с выходом в курятник (частный дом) потом эту дверь заложили и завесили ковром, ниша осталась. Я каждый день кормлю дочь завтраками-обедами-ужинами, поставила тарелку и ушла по делам, прихожу, тарелка пуста. Через неделю почувствовали запах, как с помойки, стали с мужем рыскать. Откуда? Отодвинули ковер, а там вся еда, чем я кормила дочь. Муж заставил дочь выгребать все руками. Целое ведро получилось. Как же она плакала! Зато еду больше не выкидывала, скажет со слезами "мама, я не хочу кушать", идем на компромисс, котлету без хлеба, суп без второго, кисель. Прошу прощения, за столь пространный комент, но почему то прочтя вашу статью именно эти воспоминания нахлынули.
Благодарю душевно за статью и за ваш бесценный опыт и труд, а так же вашу душу и сердце, что вы отдали своим ученикам.
Камлана # 2 октября 2013 года   +5  
Фантастка пишет:
Муж заставил дочь выгребать все руками.
Это жестко. Но разница в этих двух историях ( Автора и в Вашей истории) для меня очевидна.
Вы не предали своего ребенка. Это самое главное.И даже не унизили. Вы наказали ее за унижение и боль, которую испытали в этой истории сами.
А у автора- в истории взрослые просто использовали ребенка, унизили и предали, бросив одну, пользуясь случаем, чтобы показать свою власть
Фантастка # 2 октября 2013 года   +7  
http://www.myjulia.ru/article/16550/ Как то давно я тоже писала небольшую статью о том, какой урок мне преподнесли в школьные годы.
Спасибо, что вы меня успокоили, я понимаю, что та ситуация с героиней рассказа и наша, две разные вещи, но волнуюсь по сею пору, правильно ли мы поступили.
Мне искренне жаль, что лишь одна девочка пришла на помощь. Но благодаря ей видно, не все так плохо на этой земле.
lubbor # 2 октября 2013 года   +5  
Фантастка пишет:
правильно ли мы поступили.
Вы воспитывали привычку к аккуратности, уважение к труду ближнего. Возможно ваша девочка и забыла тот случай.
А в статье не заслуженно наказали хрупкую маленькую ученицу. Она и так пострадала, а над ней еще учинили расправу.
ritmik # 2 октября 2013 года   +4  
Фантастка пишет:
Как то давно я тоже писала небольшую статью о том, какой урок мне преподнесли в школьные годы.
Прочла, в том числе и многочисленные отзывы. И скажу так - выводы можно сделать разные-всякие, главное, чтобы сам в итоге остался доволен своей жизнью. Хорошо, что дружба не распалась детская (выдержала испытание взяточничеством, не пошла на поводу у откровенного хамства).
Фантастка # 2 октября 2013 года   +5  
так когда это было, а почему детская, мы с Леной до сих пор дружим, правда только по интернету, она в Россию уехала. Главное самому хамом и взяточником не стать, слава Богу меня это минуло.
ritmik # 3 октября 2013 года   +3  
"Дружба пронесённая сквозь годы" звучало бы громоздко. а детская дружба продолжается и с возрастом. Я это имела в виду.
ritmik # 2 октября 2013 года   +5  
Фантастка пишет:
Муж заставил дочь выгребать все руками.
Здесь всё по справедливости, хотя и достаточно жёстко, по-мужски, скажем так. Девочка сама навозила - ей и отвечать пришлось. Не корите себя, ведь иногда такие методы помогают объяснить СВОЕМУ дитя слово НЕЛЬЗЯ достаточно лаконично и твёрдо.
В моём случае было всё иначе: я ни сном, ни духом не соображала, за что мне такое сие, но убирать пришлось за всю толпу, так сказать.
А учителя - народ замотанный и иногда, бывают слишком уверены, действуя по поговорке: что дозволено Юпитеру, то не положено его быку.

Фантастка пишет:
Благодарю душевно за статью и за ваш бесценный опыт и труд, а так же вашу душу и сердце, что вы отдали своим ученикам.

Слава Богу, что я уже на пенсии (ушла потому, что начала срываться, а это означает выгорание психики; в таком состоянии работать с детьми нельзя). У нас много примеров, когда человек дослуживается до Ветерана труда, но какой ценой(!) история умалчивает.
Фантастка # 2 октября 2013 года   +4  
ritmik пишет:
что дозволено Юпитеру, то не положено его быку.
Это мне очень знакомо, как и любому кто подвластен, а не властвует сам.
ritmik пишет:
ушла потому, что начала срываться, а это означает выгорание психики; в таком состоянии работать с детьми нельзя)
Какая вы молодец! Только на днях говорили с бывшей невесткой об этом, учитель старая, на пенсии, но продолжает работать, как же она срывается на детей! затерроризировала восьмилеток. Зоя второй раз детей хочет перевести в другую школу, я отговариваю, где гарантия, что будет лучше. Если честно, то и когда мои дети учились и сейчас, на десяток учителей в лучшем случае один действительно предан этому делу и любит детей, остальные лишь бы день прошел. А то и еще хуже...У моей дочери был учитель физики, так он бил детей головой об стенку, если что не по нему. Дочь даже здесь об этом писала.
ritmik # 3 октября 2013 года   +4  
Фантастка пишет:
так он бил детей головой об стенку, если что не по нему.
Это преступно! Почему родители не пресекают этого? Достаточно жалобы. а проверка будет формальной. Сам факт вопиёт!
ritmik # 3 октября 2013 года   +4  
Фантастка пишет:
учитель старая, на пенсии, но продолжает работать, как же она срывается на детей! затерроризировала восьмилеток.
Почему же родители молчат?! Надо просто освободить место молодому учителю, помочь уйти на пенсию, если нет понимания у самой учительницы...
Фантастка # 3 октября 2013 года   +3  
И жалобы были и проверка, это я насчет учителя физики, дети даже на сотку сняли и в интернет выложили, только все бесполезно, он же профессор, заслуженный педагог, как работал так и работает, как лупил детей, так и лупит. Я ходила сама разбираться, когда он не заслуженно поставил дочери тройку, она отличница у меня и зубрилка. С этой контрольной до Министерства дошла, оценку исправили, но столько от него "хорошего" о себе услышала, ""тупая" это самое мягкое слово.
И насчет Настиной учительнице все не так просто, они живут в Капчагае, небольшой городок близ Алматы, учителей нет, никто из другого города ездить не будет, на всю школу два учителя младших классов, одна правда молодая, но истеричка, похуже пенсионерки нашей. Так что, выбирать не приходится...
ritmik # 6 октября 2013 года   +2  
Ну значит, формируем характер у нашей детоньки, что ещё остаётся делать?!
В проигрыше расти можно не меньше, а может и больше, чем в теплично-идеальных условиях.
Руслёна # 7 октября 2013 года   +2  
Фантастка пишет:
..Всегда удивляло, почему взрослые, а особенно учителя, стараются именно унизить детей.
Я с детства как не понимала этого, так и до сих пор не понимаю.((Радость, наверное, испытывают от того, что могут командовать, приказывать и заставлять от души, и безнаказанно.((
ritmik # 7 октября 2013 года   +3  
Тут есть момент использования "стадного чувства": одного усмиришь, остальные слушаться будут, так сказать.
А быть душевным для всех, работать над собой - это огромный труд, который не каждому по плечу (нагрузки выбивают любую психику из колеи).
Когда, бывает, в школу захожу, то девочки прямо-таки виснут на мне, а мальчишки обнимают за плечи (чего они не могли себе позволить, когда я их учила). Так приятно... низкие поклоны до пола отвешивают (а будучи учителем я бы подумала, что ёрничают; сейчас понимаю - скучают).
Руслёна # 8 октября 2013 года   +4  
У нас были такие учителя, с которыми было очень уютно, приятно. И по сей день их помню и люблю.
Чукча # 9 октября 2013 года   +4  
Я тоже помню нескольких учителей, которых мы все просто обожали... нет, они не были очень душевными или "добрыми" (в смысле бесхарактерными). "Добрых" у нас жалели (за то что сами же им садились на голову), но не любили. Любили тех, кого уважали, наверное... Уважали не за строгость, а за справедливость, за последовательность в исполнении собственных принципов, но и за умение индивидуального подхода к ситуации. В общем, тех, кому было действительно не все равно. И кто не пытался решить за наш счет свои психологические проблемы и не пытался казаться тем, чем не является. Это да, таких - по пальцам пересчитать, таких обычно в художественном кино показывают, но как же здорово, что и на самом деле они есть!
hohlova-g # 9 октября 2013 года   +4  
Чукча пишет:
как же здорово, что и на самом деле они есть!
Не знаю, есть ли сейчас такие, но в моём детстве таких было большинство!
Чукча # 11 октября 2013 года   +4  
Сейчас тоже есть. И... это не в твоем детстве, это вокруг тебя, либо еще интереснее: в твоем восприятии. Потому что у людей твоего возраста тоже воспоминания разные. Есть такие, кто утверждает, что в их детстве учителя вообще не видели в ученике личность, что все "ходили строем", что наказание публичным позором было в порядке вещей... наверное, каждый видит этот мир по-своему, а может, каждый видит в людях то, что ему проще разглядеть.
hohlova-g # 11 октября 2013 года   +3  
Вася! Мне повезло на педагогов, которые не только учили школьной программе, а открывали перед нами мир во всей его красе. Мои учителя любили свой предмет и пытались поделиться с нами этой своей любовью))) Какие жаркие споры проходили у нас на уроках литературы, нам позволялось высказывать своё личное мнение, но было одно "но", мы должны были его аргументировать))) А какие "уроки истории" проходили у нас дома у нашей исторички, в кругу её семьи, потомственных педагогов.... её мама училась в гимназии вместе с Анной Ахматовой, во время войны они оказались в окупированном Пушкине.. представляешь, как это было здорово, за чашкой чая с вареньем и баранками, слушать очевидцев тех лет))))
А если кто-то из класса заболевал, то не только педагоги, но и учителя навещали, помогали не отстать от программы! У меня о моих учителях только светлые и добрые воспоминания.
Чукча # 12 октября 2013 года   +4  
Да, это тебе действительно повезло! Вот моей маме повезло меньше. У нее были разные учителя... В смысле, были такие, как ты рассказываешь, а были и совсем другие. Причем других - больше. Мне, я считаю, тоже повезло: у меня было несколько учителей, действительно увлеченных своим предметом. В основном это были учителя по специальным предметам (музыке, рисунку и живописи, спорту). Но и по общеобразовательным дисциплинам такие встречались. Единственное, что заметил... им было очень трудно с нами. Потому что мы были очень инертной массой. Эдакое поколение разочаровавшихся в жизни. То есть, учителям в тридцать-сорок лет было что-то нужно, что-то интересно, а нам в тринадцать - уже ничего. И учителя тут не виноваты. Эта психология "живем один раз, все равно жизнь - говно, а скоро ядерная война - и ваще все сдохнем... а коммунизм - сказки для идиотов, потому что хорошо живут только торгаши и партийные бонзы" - это было привито не учителями, а родителями, семейным окружением... вообще окружением. Почему мы, когда выросли, так рукоплескали "Маленькой Вере" и "Интердевочке"? Потому что это - про нас! Это мы были этими Верами и их мужьями-пофигистами, которым просто скучно жить. И вот этим с детства отчаявшимся циникам учителя пытались втолковать какие-то идеалы... Про любовь, про порядочность, про какие-то человеческие ценности. Помню, как одна девочка-фарцовщица (15 лет) сказала жалеючи учительнице, пытавшейся как-то заинтересовать ее предметом и вытянуть хотя бы на тройку: "Марьиванна, ну поставьте мне уже что-нибудь, что хотите, только не переживайте так за меня... я-то в жизни не пропаду. Главное - английский на отлично. А остальное мне зачем? Чтобы поступить в институт, закончить его и потом сидеть на учительской зарплате? И также возиться с какой-то бестолочью, которой это на фиг не надо? А Вы так со мной возитесь... давайте я хоть сапоги итальянские Вам подарю, а то в чем Вы ходите? Это же смотреть страшно!" Я знал эту девочку, она не выпендривалась. Действительно от души говорила. Хорошая девчонка на самом деле, искренняя. Жаль, что они друг друга тогда так и не поняли. Учительница была в шоке, а девочка не понимала, за что ее так мучают и что кому хотят доказать.

Я тогда не понимал, откуда у поколения романтиков и энтузиастов, ехавших "за туманом и за запахом тайги", выросли такие разочарованные дети, не разделяющие их ценностей. Откуда у них взялось это обожествление материального, отсутствие патриотизма, отсутствие каких-либо идеалов, кроме модных джинсов и мечты о набитом брюхе и обставленной квартире. Ведь по-идее, родители должны были передать им свою веру. Потом понял: эту веру не сохранили сами родители. То есть, они продолжали исповедовать все эти ценности на сознательном уровне, на словах, пытались самих себя убедить в том, что это так, но уже не верили в их торжество. Не верили ни в справедливость, ни в победу коммунизма, ни в победу честности, ни в то, что у нас "только кто-то кое-где и порой", а не "кто поближе к кормушке, у кого блат - тот и получит больше". Это было крушение идола, трагедия целого поколения, у которого отняли веру. И передать детям уже было нечего. Нет, конечно, были и есть исключения. Но статистика определяется массами, а не исключениями.
ritmik # 12 октября 2013 года   +4  
Чукча пишет:
им было очень трудно с нами. Потому что мы были очень инертной массой. Эдакое поколение разочаровавшихся в жизни. То есть, учителям в тридцать-сорок лет было что-то нужно, что-то интересно, а нам в тринадцать - уже ничего. И учителя тут не виноваты. Эта психология "живем один раз, все равно жизнь - говно, а скоро ядерная война - и ваще все сдохнем..
Вот примерно так я себя и чувствовала последние 10 лет работы в школе. Но всё равно вытаскивала ребят на экскурсии, водила по городу еженедельно (трижды в неделю). Сначала сопротивлялись и препирались, потом понравились прогулки, а потом уже и гордились знаниями, полученными от экскурсий. Писали мне в "мой мир" слова благодарности, взахлёб рассказывая, как иногородние старушки восхищались их эрудицией. А я требовала сущие пустяки: умения рассказывать о том, что видишь, в течение 45 минут времени (аккурат 10 процентов от того, что даю за год). Добивалась этого методично, из урока в урок: диктанты по датам, рассказ по картинке с выставки, мини-сочинения об увиденном, посещением музеев, написанием стихов в виде эмоциональной рефлексии. Да мало ли способов?!
И теперь мои бывшие ученики очень хотят, чтобы я в школу вернулась. Но я свой энергетический потенциал педагога выработала (отдыхаю второй год и в школу не хочу).
Чукча # 12 октября 2013 года   +5  
Да, от учителя зависит много. И все-таки учитель не может за несколько часов в неделю перевернуть мировоззрение каждого из тридцати учеников, если этот ученик совершенно не настроен его переворачивать. Одно дело - просто заброшенность, неразвитость личности, недостаток внимания взрослых - когда ребенок подсознательно к чему-то тянется, но не видит верного пути, не верит в свои силы. Но в нем дремлет творческий потенциал и есть какие-то мечты. И тогда, если встречается ему человек действительно неравнодушный и при этом хороший специалист - есть шанс заинтересовать такого ребенка, вытянуть к свету. Но совсем другая ситуация, если система ценностей уже сформирована. И сформирована неверно. И если отчаяние - это не отсутствие веры в себя, а отсутствие веры вообще во все. У нас было много прекрасных учителей. И мы умели ценить их усилия и их увлеченность. Но... особенно яркий пример - преподаватель по живописи (это уже было, правда, не в школе, а в художественном училище). Она была очень увлеченным человеком, настоящим энтузиастом своего дела. Всех учеников любила, всегда придумывала что-то новое, организовывала выставки, обучала нас дополнительным технологиям, не входившим в программу. И, конечно, кому было интересно - тем было. И мы ей благодарны за это. В принципе, все уже взрослые люди, самым младшим - шестнадцать. Уважали ее мы все. И тепло относились. Но запомнились слова группы учеников в одном разговоре: "Удивительный она человек... жаль, что ей МЫ достались, а не те, кому это все так же интересно... Ну, как ей объяснить, что нам надо просто диплом получить, а все это ее творчество - по барабану? Ведь ей же, наверное, обидно... для нее-то это - вся жизнь. А для нас - проходная ступенька. Спихнуть - и забыть". В общем, люди не "мечутся в поисках себя". Они уже сознательно приняли решение лепить розочки для особняков новых русских и получать за это бабки. И им не надо, чтобы в них искали дремлющий талант, им надо, чтобы их научили делать то, что принесет доход уже прямо завтра. А некоторые такое решение приняли не в шестнадцать, а в десять лет. И они верят, что познавать новое - интересно и увлекательно. Просто им времени и сил на это жаль. Как будто людям не десять, а уже пятьдесят, у них дети, внуки, больная мама и за квартиру не плачено, а им тут - про творческий потенциал... Такое вот самоощущение. Понимаю, что это - отражение взрослых. Но что-то с этим сделать очень трудно, если оно уже досталось в таком виде. А сейчас их еще и с двух сторон накручивают: "Надо хорошо учиться, надо делать карьеру, надо цепляться зубами, иначе окажешься на обочине жизни!" Так вот они так бояться оказаться на этой пресловутой обочине, что либо прямо в детстве превращаются в задолбанных житейскими заботами дядек и тетек, либо не выдержав гонки плюют на все и идут по пути наименьшего сопротивления - алкоголь, наркотики, безделье. И по отношению родителей смотрю - две крайности какие-то получаются. Либо ребенка оставляют без внимания, и он растет, как трава, либо наседают со всех сторон и перегибают палку в запугивании ужасами безработицы.
Сейчас у них часто слетание с катушек - результат "не смогу". А у нас было "Ну, могу... а зачем?"
ritmik # 12 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
"жаль, что ей МЫ достались, а не те, кому это все так же интересно... Ну, как ей объяснить, что нам надо просто диплом получить, а все это ее творчество - по барабану?
Это я понимаю хорошо. Но и другое мне тоже понятно - если не пытаться делать своё дело как ты его мыслишь, тогда и незачем быть учителем. В последние пять лет у меня к курсу "Мой город" и Культура родного края прибавился урок Мировой художественной культуры. Помнится, я заставляла под зачёт детей смотреть фильм Тарковского "Андрей Рублёв" и писать 25 строк своего мнения (как это было трудно делать поколению, которое привыкло смотреть всякую дрянь в виде мыльных сериалов). Так ученики мне и это вспомнили на Последнем звонке, вручив "Оскар" (сама идея была навеяна моим предметом), как самому Нестандартно Мыслящему Учителю, попутно задав рифмованый, к слову сказать, вопрос, мол, вы хоть представляли, СКОЛЬКО вопросов нам задавали по соотношению к другим предметам, ведь МХК - вроде как не главный предмет. Я вместо ответа обратилась по имени-отчеству к самым своим мыслящим (и спорящим со мной с пеной у рта) ученикам с призывом о том, чтобы никогда не прогибались под мнение учителя и всегда умели отстаивать свою точку зрения. Я завоевала такой шквал аплодисментов со свистом вперемешку, что удивились все взрослые, кто был в зале. Оказывается, этим ученикам доставалось на других предметах за свою точку зрения, что срывают уроки и выходят за рамки плана. А потом эти мальчишки, проходя мимо меня, строгой и требовательной училки, говорили СПАСИБО от души. Я поняла, что это был мой триумф.

Чукча пишет:
А сейчас их еще и с двух сторон накручивают: "Надо хорошо учиться, надо делать карьеру, надо цепляться зубами, иначе окажешься на обочине жизни!"
Это сильно гнетёт современных детей. Они боятся шагу ступить без натаскивания репетиторов.А настоящее обучение девальвируется.
Чукча # 12 октября 2013 года   +5  
Да, я до сих пор с теплом вспоминаю, как мы с той учительницей спорили, с пеной у рта . Я нормально так с ней ругался, мы даже поссорились, и она на меня обиделась... И заявила: "Все, раз так, мы с тобой больше не друзья! Теперь я буду исполнять по-отношению к тебе только обязанности учителя по-отношению к ученику! И все! И не звони мне больше, и не приходи!" Меня это так тронуло, звучало прямо как семейная сцена... Хотя мне было двадцать, а ей - около пятидесяти. И мне даже стало немного неловко, что не испытываю таких же сильных чувств. Правда, через два месяца она позвонила и спрашивает: "Ну, чего ты мне не звонишь-то?" На мое: "Так Вы же сами сказали не звонить, мы теперь не друзья, и все такое..." На что получил недоуменный ответ: "Так это же давно было!" Вот таким она была человеком настроения... Мне всегда казалось удивительным, что ей столько лет - энтузиазма хватило бы на всю нашу молодую группу! Мне тоже всегда было обидно, что эта ее неуемная энергия так мало востребована - в смысле все то, чему она нас учила, было действительно очень интересно и достойно внимания. Я еще тогда подумал, что люди ходят на всякие курсы, где их этим вещам учат за большие деньги, а она нас - бесплатно, в свое свободное время, только приходи! И человеком она была очень приятным, легким, веселым... вспыльчивая, но отходчивая. И как-то... невозможно всерьез было воспринимать, когда она сердилась. Есть такие женщины, которым идет, даже когда они выходят из себя, что называется "с огоньком". И все это несмотря на то, что как мы потом узнали, у нее были очень серьезные проблемы в семье. Вероятно, она вообще жила только на работе. Что и как у нее дома - это мы уже потом узнали, когда перестали быть ее учениками и стали просто друзьями. Но я до сих пор благодарен Елене Петровне за все, чему она меня научила, и вообще за то, что была с нами самой собой - настоящей. Это так редко и так ценно, когда человек не пытается из себя ничего корчить, не думает о том, как выглядит в чужих глазах, а просто от души делает то, что интересно, чем живет, и что считает важным.
ritmik # 13 октября 2013 года   +4  
Чукча пишет:
когда человек не пытается из себя ничего корчить, не думает о том, как выглядит в чужих глазах, а просто от души делает то, что интересно, чем живет, и что считает важным.
Вот это самое главное в учителе - быть просто человеком.
Чукча # 13 октября 2013 года   +4  
Да, это - самое главное, но и самое трудное.
ritmik # 13 октября 2013 года   +4  
Чукча пишет:
Я нормально так с ней ругался, мы даже поссорились,
Раз человек думает, значит нечего на него обижаться. Я только делала вид, что сержусь, а на самом деле готовила новые и новые вопросы-аргументы (иногда так вопрос загнёшь, что в нём подсказка кроется). Ребята так были горды тем, что САМИ сотворили открытие, потом уже искали продолжения этому. В целом, если удавалось зацепить, то урок прошёл не зря.
Чукча # 13 октября 2013 года   +4  
Там была немножко другая ситуация... А учитель - тоже живой человек. Елена Петровна меня плохо понимала, и ее это иногда выводило из себя. Конечно, причиной ссоры был не спор. Спорили мы часто, но все это было вполне миролюбиво, однажды даже мы дошли до того, что я обвинил ее в примитивности подхода к творчеству, она мне и говорит (ну, обычное дело ): "Раз ты считаешь, что я даю неправильные творческие задания, пожалуйста, вот тебе кусок аудитории - организуй свою студию, ставь постановки и веди занятия так, как считаешь нужным!" Естественно, я был в восторге! В мою студию сразу перебежала половина группы. Елена Петровна делала вид, что ревнует, и я ей подыгрывал. Но все было нормально, потом мы после занятий всегда беседовали о том, как на самом деле нужна в искусстве оппозиция, и как это не дает закиснуть творческой мысли, а с другой стороны дает возможность ученикам самим понять, как важна академическая школа - они непременно сами к ней обратятся, когда поймут, что им не хватает элементарных технических навыков для воплощения их потрясающих новаторских идей . И никогда мы из-за этого, конечно, не ссорились. В тот раз было совсем другое.
ritmik # 13 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
как важна академическая школа - они непременно сами к ней обратятся, когда поймут, что им не хватает элементарных технических навыков для воплощения их потрясающих новаторских идей
Вот это и я ставила во главу угла последние годы учительства. Потому меня и называли "Старая школа" - как я этим годилась, хотя тот, кто пустил эту реплику. старался внести в неё нотку пренебрежения.
Чукча # 14 октября 2013 года   +4  
Так это только неучи и дилетанты стремятся все старое "разрушить до основания, а затем..." - потом спохватываются, что разнесли в клочья фундамент, который строился веками, и что это самое их новое строить-то не на чем!
ritmik # 19 октября 2013 года   +3  
В моём случае было так: дети выигрывали интеллектуальные конкурсы по гуманитарным предметам часто лишь потому, что я требовала знаний по своему предмету. Как следствие - широкоформатный подход к жизни. И почему-то я всегда угадывала направление мысли.
Но это - в прошлом. Сейчас я развлекаюсь (готовлю на научно-практическую конференцию девочку, которая посещает мою студию йоги). Мы выбрали тему "Йога на снегу".
Чукча # 19 октября 2013 года   +4  
Всегда классно. если человек по-настоящему увлечен своим делом. Это всегда видно и вызывает уважение.
ritmik # 21 октября 2013 года   +2  
Спасибо. Себя со стороны не видишь. Кажется, что это присуще каждому.
Чукча # 22 октября 2013 года   +2  
Нет, не каждому. Многие выполняют свою работу формально. А некоторые учителя вообще ненавидят свою работу. Одна преподавательница (это было не сейчас, а в середине восьмидесятых) в минуту откровения призналась своим выпускникам: "Если бы сейчас был выбор - ни за что не пошла бы в школу! Но в нашем городе у меня выбор был - пед или мед. Я покойников боялась - поэтому пед... А сейчас уже поздно трепыхаться - доработать бы до пенсии". Вот такая у человека трагедия... А для скольких поколений учеников такой преподаватель - трагедия? А сколько таких преподавателей, которым ученики - ненавистная рутина, каторга, бурлацкая лямка? И это отношение ведь детям передается... индуктивно, так сказать. Даже если она внешне этого старается не показывать.

Хорошо, если учителю дети хотя бы не противны, а если учитель их любит и любит свое дело - такой человек вообще на вес золота!
ritmik # 23 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
а если учитель их любит и любит свое дело - такой человек вообще на вес золота!
ПО-моему, всё дело в совести человека.
Чукча # 23 октября 2013 года   +1  
Думаю, дело еще и в том, насколько человек верно выбрал профессию. Я знал не одного учителя, которых учителями трудно назвать. При этом они милые люди - вне школы. Просто когда-то ошиблись - начали заниматься не своим делом. А потом втянулись, решили. что поздно уже что-то менять. Нет, они старались выполнять свою работу как-то... Давали материал, старались как-то заставить детей учиться, что-то до них донести. Но им было неинтересно, работа была для них "отбыванием наказания", а дети - обузой. Совесть побуждала их стараться, раз уж взялись - они и старались. Но в результате и сами мучились, и детей мучили. Чаще всего это были замотанные, заезженные жизнью женщины, которым очень хотелось сказать: "Да не надо так напрягаться, посиди, отдохни... ну, наплетем уж мы что-нибудь на троечку!"

Почему-то особенно плохо дело было с предметниками. Не знаю, как они в школе оказались - может, где-то в другом месте собирались работать, а просто жизнь так сложилась, что их в школу занесло? Одна - точно знаю, не собиралась. У нее три вышки. Кажется, что-то с карьерой не сложилось. Хороший специалист, хороший человек, но... к детям подпускать нельзя!
ritmik # 25 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
Почему-то особенно плохо дело было с предметниками.
О, это фанаты особого замеса! Я вот тоже считала, что без Культуры родного края и курса "Мой город" современный человек просто не состоится. Или без Мировой художественной культуры останется недалёким. Или можно не знать высшей математики, а вот географию России ученик знать просто обязан. Обществознание я особо учить не заставляла, а историю преподавала ещё на заре своей педагогической деятельности. НО самым моим любимым занятием было - учить детей писать стихи. Мои дети даже умудрялись писать на английском (переводили свои же стихи). К нам в город в 2007 году приезжал Амстердамский журналист, который целый пост в свой журнал написал о моих детках, которые и в воду холодную ныряют, и свои стихи об этом читают. А маститый городской режиссёр, оператор и увлечённый учебными фильмами человек снял о нас маленький фильм.
Вась, мне так важно всё это было ещё не так давно! Я бредила своими юными поэтами; по дороге на работу, как молитву, я читала их стихи наизусть.
Но недавно призналась своей подруге, которая всё ещё работает в школе, что больше к детям не вернусь.
И так бывает. Школа сильно тянет из учителей все душевные силы, оставляя вымороженную психику. Сильно увлечённый своей деятельностью учитель рискует остаться без семьи, без детей, без крова - ни с чем, у разбитого корыта, потому что всё внимание он уделял любви к чужим - не своим детям (потому что просто не успел этих детей завести).
Чукча пишет:
Чаще всего это были замотанные, заезженные жизнью женщины

Поэтому из школы я ушла, как только выработала пенсию, потому что нет сил противостоять палкам в колёса слогана "Я не понимаю. что вами движет" (это вместо того, чтобы удивиться на изданный за свой счёт сборник ученических стихов).
Моя Валюшечка дивится на то, СКОЛЬКО(!) у меня учеников в разных концах города. Если кто и здоровается со мной, то это в основном мои бывшие ученики - везде, куда бы мы ни пошли, обязательно кто-нибудь да повстречается. И когда я порой отвечаю, что работаю инструктором йоги и закаливания, а из школы ушла, делают большие глаза, мол, а кто тогда в школе остался работать?! (Меня не мыслит никто вне моей учительской деятельности). А я вот больше не хочу в школу, потому что мне ещё девочку надо до ума доводить, а на это требуется здоровье. Вот так. В Социальном Центре волонтёром йогу вести я согласна, а в свою школу теперь даже в праздники - не ходок!
ritmik # 13 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
эта ее неуемная энергия так мало востребована - в смысле все то, чему она нас учила, было действительно очень интересно и достойно внимания
Если удалось 10 процентов от класса заинтересовать (а это только 3 человека) - уже не всё пошло прахом.
Чукча # 13 октября 2013 года   +3  
Я обычно наблюдал другое - заинтересовывались те, кому вообще свойственно интересоваться чем-то новым. Кому нет - того не заинтересуешь. Вот чтобы у детей отбивали интерес к чему-то - такое видел. Мне обычно если что-то интересно было - так заинтересованный учитель - только плюс! Значит, можно и нужные знания получить, и реализовать собственные замыслы. Проблемы могли начаться на том этапе, когда я давал понять, что "рекламная акция" закончилась, и у меня есть некие условия, чтобы продолжать игру и спокойную работу к нашему всеобщему удовольствию...
ritmik # 13 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
что "рекламная акция" закончилась, и у меня есть некие условия, чтобы продолжать игру и спокойную работу к нашему всеобщему удовольствию..
Главное в деле учителя - уметь вовремя отпускать в свободное плавание. Я не ревновала ни детей, ни теперь мамочек. если они уходили к другому преподавателю набираться нового. Твой ученик всегда будет рядом.
Чукча # 14 октября 2013 года   +3  
Да, да... я понимаю, о чем. Но моя сложность была в том, что мне всегда нравились учителя с какими-то высокими идеалами, и этих людей было очень трудно совместить с моим образом действий. Они разочаровывались в своих самых лучших чувствах! А те, с кем удавалось быстро и легко договариваться - те были неинтересны мне. С ними можно было иметь только деловые отношения, а не человеческие. А я хотел, что называется "на елку влезть и зад не ободрать" - то есть, и дружить с достойным человеком, и при этом использовать недостойные методы. А это очень сложно делать с людьми, которые по-натуре - не торгаши. Для них приходилось целую психологическую игру сооружать, чтобы это выглядело, как воспитание меня. В то время как другим можно было просто все сказать открытым текстом. И они если и не соглашались, то хотя бы не впадали в отчаяние и не начинали себя винить за то что они "что-то главное упустили".
ritmik # 19 октября 2013 года   +2  
Чукча пишет:
начинали себя винить за то что они "что-то главное упустили".
О, да, это так по-моему... Улыбаюсь, когда вспоминаю себя вчерашнюю.
hohlova-g # 12 октября 2013 года   +4  
Чукча пишет:
откуда у поколения романтиков и энтузиастов, ехавших "за туманом и за запахом тайги", выросли такие разочарованные дети, не разделяющие их ценностей.
Чукча пишет:
эту веру не сохранили сами родители.
прав, 1000 раз прав((((
Камлана # 1 октября 2013 года   +7  
ritmik пишет:
А завучу, уже в студенческие годы, я хотела выписать журнал "Свиноводство"
Взрослые в этой ситуации вас предали.
Предательство не имеет возраста, профессии и пола.
А Оленька оказалась настоящим другом.
Замечательно написано.

Желаю вам как можно меньше предательства и больше друзей.
ritmik # 2 октября 2013 года   +4  
Спасибо за отзыв!
Я ушла из школы, потому что пенсию просто так за выслугу лет не дают (здоровье стало подводить, а мне ещё дочку поднять надобно).
А предательство имеет множество причин,и тоже вполне объяснимо. Легко укорять других, но главное, я считаю, не быть таким предателем самой.
Чукча # 2 октября 2013 года   +5  
Замечательная история! Да, хорошо, когда испытав что-то на собственной шкуре, мы умеем не просто запомнить это, но и сделать верные выводы, когда встретившись с жестокостью сами, становимся милосерднее к другим, а не наоборот отыгрываемся за прошлые обиды. Когда детские травмы помогают научиться добру, а не ожесточиться.
ritmik # 2 октября 2013 года   +5  
Чукча пишет:
когда встретившись с жестокостью сами, становимся милосерднее к другим,
Проверка на вшивость, так сказать.
hohlova-g # 3 октября 2013 года   +4  
Чукча пишет:
Когда детские травмы помогают научиться добру, а не ожесточиться.
Бывает, что ожесточаются незаслуженно обиженные дети((((
ritmik # 6 октября 2013 года   +2  
hohlova-g пишет:
Бывает, что ожесточаются незаслуженно обиженные дети

На каждого ребёнка есть своя доля ласки и доброты.
Мой средний тоже ожесточился было в подростковом возрасте (из-за моего принципиального учительского характера, а он вдобавок ещё и папой был недолюблен в детстве). Но когда ушёл в неформалы по велению внутреннего протеста, я же и возилась с его друзьями (которых впервые порой видела, потому что были они из других городов) так, как ни одна мама больше не возилась (потому что детей, какими бы они ни были странными и неформальными - не боюсь). Все его друзья понимали это и выказывали уважение при встрече. А Иван однажды задумался о том, что в его маме не только строгость имеется а и душевная теплота, просо проявляется в деловой активности, а в не сюси-пуси.
МАМА Виконта # 2 октября 2013 года   +5  
Замечательная статья! Самое главное надо быть добрее к людям!
ritmik # 2 октября 2013 года   +4  
Да, самое главное, самому стремиться к доброте, а не укорять других за их ошибки.
Nata Roma # 2 октября 2013 года   +5  
Какую хорошую тему Вы затронули! Наверное, у каждого из нас есть в прошлом горькая школьная история, когда несправедливость и унижение обрушиваются на маленького человека. Это тяжело, но мне кажется, что такие ситуации даже на пользу, вот и маленькая первоклассница вынесла из этой истории сразу два полезных урока: унижать людей нельзя, а настоящий друг познается в беде... Совсем другое дело, когда несправедливость и унижение исходят от родителей. Это уже не урок, а рана, она заживет, но шрам останется.
ritmik # 2 октября 2013 года   +5  
Nata пишет:
Это тяжело, но мне кажется, что такие ситуации даже на пользу
Я тоже так посчитала в итоге, хотя долго размышляла над произошедшим.
Nata пишет:
сразу два полезных урока: унижать людей нельзя, а настоящий друг познается в беде...
И с этим согласна.
Но вот с этим утверждением не соглашусь
Nata пишет:
Совсем другое дело, когда несправедливость и унижение исходят от родителей.
Родителей не судят (по крайней мере, у нас, чувашей, есть такое правило, что старший в доме ВСЕГДА прав). Может, это и махровый консерватизм, но почтительное отношение к родителям прививает уважение к старикам. И не потому так говорю, что у меня папа с мамой - чуткие родители. Если дитя не научено уважительно относиться к папе с мамой (пусть даже и несправедливым, ошибающимся иногда), то и любого человека такой ребёнок не научится уважать. Всё исходит из семьи.
Ненси # 2 октября 2013 года   +5  
Читала и вспоминала себя маленькой.Может мне повезло, а может просто всегда умела постоять за себя и никогда ничего не боялась.Не боялась оказаться одной против всех, не боялась сказать что думаю.Но вот взять такой случай я бы точно мыть не стала бы, по той постой причине что не считала бы себя виновной.Я сделала бы это только в одном случае, если бы знала что виновна.
Ну может поэтому я не помню ни одного случая унижения или оскорбления по отношению к себе, ни в одной школе хотя поменяла их достаточно из-за родителей.Я помню оспаривание лидерства среди детей. Вот с этим сталкивалась часто.А унижения ни со стороны взрослых, ни со стороны детей не было.Хоть и была маленькой, худенькой, но постоять за себя всегда умела.
Унижала ли сама кого-то тогда.Сложно сказать, скорее нет.Я просто знаю за собой черту еще с детства, что игнорирую людей которые мне неприятны и по отношению к которым знаю, что могу сорваться.Как говорится не провоцирую ситуацию, чтобы потом не страдать над вопросом как я отнеслась к человеку.
Хотя и попадала уже старше в ситуации когда могла унизить человека, но если он этого по моему пониманию заслужил. Ну например, приехала комиссия и чтобы угодить "эстетическому вкусу" молодых девушек посимпатичнее отправили бегать с подносами подавая еду.Само это мероприятие меня скажем так изначально напрягало, но я подчинилась.А вот когда один из мужчин позволил ущипнуть меня за пятую точку.Я просто несмотря на его звания, должность и окружающих вылила ему тарелку с борщом на голову и ушла.Понятно что я его унизила на глазах подчиненных, унизила как мужчину, и так далее . Но он как я считала меня своими действиями оскорбил и мило заулыбаться на это не было в моих правилах.Вот такое я могла.Залепить пощечину, сказать в глаза что думаю не выбирая слов унижает это человека или нет.
Вот такие вещи никогда не прощала и не делала вид что не заметила, не обратила внимания. Но зато видя что произошло с одним другой человек никогда не осмеливался проявить себя так по отношению ко мне.
Ну не было у меня чуткости и понимания на такие вещи, как и не было прощения.
Правило у меня всегда было одно с детства, не хочешь зализывать раны, не провоцируй ситуацию.
Вообще с интересом прочла.
ritmik # 2 октября 2013 года   +5  
Думаю, что это правильно - уметь за себя постоять. Но дети бывают разными, я вот не умела этого делать в те юные годы (только потом, когда мы жили в интернате в Монголии, научилась защищать себя, и то спокойно, не на импульсе). Я всегда считала, что взрослые правы и меня шокировало, что и они умеют бояться, да ещё как(!) человека, который имеет над ними власть. Растерянность меня и пригвоздила к месту.
Сама я не только не умею унижать, но и отказать не смогу бывшему оппоненту, который попросит о помощи (потому что такой человек и так находится в поверженном состоянии). Лишь однажды, помню, залепила пощёчину своему возлюбленному, который сказал о моих детях, что они ублюдки (на том и расстались, и ни объяснения не помогли - ничто).

И ещё. Я никогда не обижаюсь, потому что понимаю условности любой обиды (у каждого действия есть причина, объяснить можно всё).

Наверное потому это так, что мой дед был репрессирован в 1938 году. Острастка въелась в род до 4 колена.
Ненси # 2 октября 2013 года   +4  
Я не обижаюсь, да и не обижалась никогда .Но и никогда не позволяла по отношению к себе ничего что мне неприятно или чего я не разрешаю.А не все это понимали, особенно мужчины.Им казалось что можно так поступить с одной второй женщиной и она смущенно захихикает.А моя реакция была иной. Они сильно терялись Рядом оставались те кто находил ключики
А что касается детей. Это очень опасная тема. Был случай что моей подруге её знакомый заявил, что в ней всё хорошо.Плохо только одно, то что есть дети.Через пять минут с ботинками в руках он оказался за дверью.Я его просто выставила за дверь.Со словами что дети не недостаток женщины, а её достоинство.Думаю больше он ни одной женщине такого не говорил, боясь нарваться на такую как я во второй раз.
Дети да разные. У меня сестра другая.Хотя тоже никто ей не обижал и не унижал. А просто другая.
А не боялась никогда ничего просто потому что всегда знала если я права, мои родители меня всегда поддержат.Если у меня например маленькой не хватало сил справиться с хитромудростями взрослых. Я сразу говорила " будьте любезны решайте эти вопросы с моими родителями".По каким-то причинам редко это происходило, видимо не столько было вопросов и претензий ко мне чтобы решать их с родителями.А давить, прогибать. ломать я себя не давала.Да по сути я и не конфликтной была, просто если меня не трогали то и я не выясняла отношения.
Сложно был со мной согласна. был случай нас с классом повезли в колхоз.Яблоки в садах собирать.Прошел дождь деревья скользкие мокрые. Но тем не менее нас угрозами пытались заставить собирать яблоки. Я сказала, что по технике безопасности этого делать нельзя и лично я этого делать не буду.Был там мужик начал на меня ребенка орать. Я спокойно подошла к нему и сказала что если он рявкнет на меня еще одно слово я отдам его под суд.Развернулась , пнула ему под ноги ведро и пошла в село. Пошли за мной и другие.В этом же колхозе , нам полагалось масло, а вместо этого нам давали маргарин воруя масло.Взрослым давали нам нет.Я масло итак не ела, а многие дети его и дома не видели. Но бунт подняла именно я. Заявив что не буду есть маргарин и нам его не имеют права давать.Если не хотят чтобы я обратилась с жалобой, то нечего воровать.И пугали меня и угрожали.Но когда поняли что бесполезно и я становлюсь только категоричнее.Начали давать кривя физиономии масло.Чем порадовали практически всех детей. Так как было там несколько школ.
В другом колхозе нас собирались везти на грузовике с пьяным водителем.Ничего не вышло.А когда в столовой заставляли есть суп с мухами , прокисший.То я этим супом запустила в повариху.А когда приехал председатель и утверждал что если убрать мух то суп хороший заставила его есть с этими мухами.Стали кормить очень хорошо, но правда я там всё равно не ела.Как не уговаривал председатель. Так что из-за моего характера дети со мной в колхоз очень любили ездить, а вот учителей и председателей с бригадирами коробило не дай бог.Но правда учителя сами прятались за меня " А что мы можем сделать если такая непростая у нас девочка."Им то тоже перепадало, да и ругаться не приходилось.А на меня орать , угрожать было бесполезно я в черта превращаласьОни кстати так и называли "чертенком" или " бисова девка".
Так что с понятием "взрослый всегда прав" у меня тоже были большие проблемы.
ritmik # 3 октября 2013 года   +4  
Ненси пишет:
Но и никогда не позволяла по отношению к себе ничего что мне неприятно или чего я не разрешаю
С тех детских пор и у меня так повелось. Я была сущей недотрогой. Но всегда понимала суть поступков другого человека. Прояснилось так, будто пелену с глаз сняли. И вот тут я не могла с собой ничего поделать - я всегда жалела своих обидчиков. Не хихикала, но взглядом давала понять, что мне не понравится (упреждала что-ли, будучи чрезмерно серьёзной не по годам).
Фантастка # 2 октября 2013 года   +6  
Ненси пишет:
когда один из мужчин позволил ущипнуть меня за пятую точку.Я просто несмотря на его звания, должность и окружающих вылила ему тарелку с борщом на голову и ушла
просто поразительно, как пересекаются события у разных людей, у меня тоже был такой случай, правда там у меня была "сорпа", казахское национальное блюдо, попросту бульон мясной.
Ненси # 2 октября 2013 года   +3  
Главное на голове обидчика Но правда мне потом этот борщ обошелся очень дорого. Но не в этом дело
Фантастка # 2 октября 2013 года   +5  
а меня просто уволили....
Ivetta-52 # 2 октября 2013 года   +5  
Ненси пишет:
Главное на голове обидчика
Завидую таким людям. А я в юности ударила по щеке парня, который меня обнял в охапку, так он мне в ухо так залепил - три дня голова болела. Всю оставшуюся жизнь я ловко увертывалась из рук мужчин - не удавалось им меня прихватить ни за грудь, ни за пятую точку. Иногда отбегала, отшучивалась.
Ненси # 3 октября 2013 года   +1  
Ну меня бы не ударил, побоялся бы что руку откушу.
Но тут больше наверное, обидчик всегда обманывался на мой счет и мой отпор выбивал его из колеи.Внешне я всегда была худенькая, маленькая, моё спокойствие принимали за кротость, мою немногословность за скромность, а улыбчивость за доброту.Поэтому когда обижать пытались совсем не ожидали увидеть то, что было на самом деле.
Что я маленькая - но юркая, что худенькая- но спортивная, что спокойная-просто не сильно эмоциональная, что молчаливая- просто слушаю хорошо и делаю выводы, а улыбчивая-настроение хорошее ,но уже начинает портится.
А так как рассчитывали на другое поведение и реакцию, то пока соображали что делать зарабатывали по полной программе.
Это кстати не раз мне жизнь спасало и другим спасала.Именно на огромном контрасте внешнего и внутреннего содержания.Оно кстати и сейчас работает.
- Слышь ты, подруга чего на моё место машину поставила!
-А ну подержи собачку.А вы мужчина подойдите я сейчас объясню чьё тут место.
-Не, да вы девушка не так подумали. Я и уезжать не собирался. Вы же наверное не надолго?
Вот так примерно оно и сейчас работает.Как в детстве видят одно, сталкиваются с другим.
tatyana-i # 5 октября 2013 года   +2  
Риточка, замечательная статья!!! На эту тему можно очень долго рассуждать. Мне повезло - в моей школе учителя к нам относились с уважением, но это было при царе горохе
Тебя с профессиональным праздником!
ritmik # 6 октября 2013 года   +1  
Спасибо Танюш!
tatyana-i пишет:
Мне повезло - в моей школе учителя к нам относились с уважением, но это было при царе горохе
Вот и в моей детской жизни было так же спокойно и душевно, хотя случаев немеряно я могла бы привести из своей педагогической деятельности, как хорошего, так и плохого.
А вот Валюшке с Алексеем Геннадьевичем сказочно повезло! И хотя кёкусинкай карате - не девичий вид спорта, но мы будем как можно дольше оставаться с таким замечательным педагогом м тренером.
tatyana-i # 6 октября 2013 года   +3  
ritmik пишет:
кёкусинкай карате - не девичий вид спорта
Может и так, но этот вид спорта никак не повредит. Укрепляются мышцы, развивается реакция на неожиданность, вырабатывается сила духа, всех плюсов не перечесть. Так что, если Валюшка ходит с желанием, пусть занимается и у нее все получится
ritmik # 6 октября 2013 года   +2  
tatyana-i пишет:
Укрепляются мышцы, развивается реакция на неожиданность, вырабатывается сила духа
Это тоже верно... может, со временем папа наш ездить с Валентиной будет (он у нас хладнокровно смотрел на бои и даже ни проблеска волнения не нарисовалось у него на лице, хотя дочу обнимал и прижимал к себе, когда та ревела белугой после боя).
я-то постарела на 10 лет, сегодня только стала в себя приходить. Смотреть на эти удары в грудь нет никакой мамочкиной силы!
tatyana-i # 6 октября 2013 года   +2  
ritmik пишет:
нет никакой мамочкиной силы!
Как я тебя понимаю!!! Наверное, даже не наверное, я бы тоже была в ауте от такого зрелища. Мужчины они более стойкие - тоже волнуются, но вида не подают. Не думаю, что папа равнодушно бой наблюдал, своим "спокойствием" пытался дочку поддержать.
ritmik # 6 октября 2013 года   +3  
Поддерживал ещё как! Он ей шутки шутил, про ёжика, который храпел в кустах рассказал (ходил по грибы, встретил ежа, думал, мёртвый, потрогал, а тот всхрапнул во сне). А потом поехали на праздник. Это вконец разрядило обстановку.
tatyana-i # 7 октября 2013 года   +3  
ritmik пишет:
думал, мёртвый, потрогал, а тот всхрапнул во сне
Как здорово, когда рядом любящие и понимающие тебя родители!!!!
ritmik # 8 октября 2013 года   +3  
Тысячу раз согласна! Она его перестала чуждаться.
tatyana-i # 9 октября 2013 года   +3  
Прониклась доверием - это и его заслуга! Я рада за обоих, а за тебя в первую очередь
ritmik # 7 октября 2013 года   +2  
tatyana-i пишет:
Мужчины они более стойкие - тоже волнуются, но вида не подают.
Сегодня переговорили с ним, Тань. Он признался, что ещё день на работе ходил под впечатлением всего. Я-то постарела на 10 лет, однозначно (морщины появились новые).
А Валюшка как ни в чём не бывало резвится, прыгает от радости, что вышла во второй раз на татами. Что не стыдно на тренировках показаться, хоть и огребёт на разборе полёта.
tatyana-i # 7 октября 2013 года   +2  
ritmik пишет:
Валюшка как ни в чём не бывало резвится, прыгает от радости, что вышла во второй раз на татами.
А я рада за нее! То, что она радуется - много зависело от вас - вы были рядом с ней, поддержали ее - поэтому и радостно ей. А еще она победила себя - вышла второй раз на татами.
Вот видишь, и Андрей переживал, только вида не показывал - умеют мужики прятать свои чувства
ritmik # 8 октября 2013 года   +3  
tatyana-i пишет:
только вида не показывал - умеют мужики прятать свои чувства
Судя по всему, так оно и есть. И как тебе удаётся читать за столько тысяч километров его характер?!
tatyana-i # 9 октября 2013 года   +3  
ritmik пишет:
как тебе удаётся читать за столько тысяч километров его характер
По твоему описанию...
Руслёна # 7 октября 2013 года   +3  
Бывают же учителя и хорошие. Но вот маленькой Рите не повезло. И таких Рит у нас такую кучу можно насобирать! Спасибо, что написала. В данной ситуации ребёнок утёр нос всем взрослым.))
ritmik # 7 октября 2013 года   +3  
Руслёна пишет:
В данной ситуации ребёнок утёр нос всем взрослым.
Да, эта маленькая Оля никого не боялась. Она даже и не понимала ситуации, по-моему, так как я её видела (а видела я, что взрослые возразить не смеют). Оля просто пришла на помощь, как и следовало.
Руслёна # 8 октября 2013 года   +3  
Умница! Надеюсь, что всё у неё в жизни сложилось.
ritmik # 8 октября 2013 года   +3  
Не могло не сложиться. Она стала председателем Солдатских матерей у нас в городе.
Руслёна # 8 октября 2013 года   +3  
О как! Молодец!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.