Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 28


Тест

Тест Умеешь ли ты защищать свои интересы?
Умеешь ли ты защищать свои интересы?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Письмо третье

Письмо третье
Настенька!

На мой взгляд, основное отличие между родившимися в 1940–1950-х годах и 1980–1990-х заключается в том, что моё поколение выросло на книгах, а не на телевизионных передачах, музыкальных шоу и интернете. В отличие от тебя, внученька, я воспитывалась в советские времена – годы расцвета СССР: Союза Советских Социалистических Республик. Сейчас принято критиковать и ругать тот период истории нашего государства, но больше тридцати лет проработав заграницей, я с удивлением обнаружила – с каким трепетом и уважением относятся к своей истории народы Европы и Китая. Ругать прошлое – всё равно, что повысить голос на родителей, – прошлое Родины, как и родителей, не выбирают. Настенька, наше прошлое связано со становлением рода, а в Библии сказано – как человек относится к своим родителям, так и его дети станут относиться к нему. Поэтому не удивительно, что Украина, легко перечеркнув своё прошлое, обрекла себя на долгое взаимное неуважение и неприятие.

В моём прошлом доминировал культ книги. Мы запоем читали различного рода художественную литературу: эпос, лирику, драму, лироэпические произведения, – и росли, в повседневной жизни подражая книжным героям. Однажды, в эмоциональном порыве, ты назвала современную литературу макулатурой и возбуждённо принялась доказывать, что интернет, хотя и представляет собой такую же гору информационного мусора, но работа с ним занимает меньше времени и приносит больше удовлетворения и пользы. Возможно, в чём-то ты и права, но в любом случае, в примитивности и поверхностном изложении сюжетов виновата не книга – бумага всё стерпит, – а авторы и читатели, у которых такие книги пользуются спросом. Мы живём в условиях рыночной экономики, поэтому массовыми тиражами выпускается только та продукция, которая пользуется спросом у читателей. Но даже такие книги с «упрощённым» содержанием кощунственно называть макулатурой, потому что это людские души и судьбы, закодированные в слова и словосочетания. Не просто написать книгу – на неё нужно затратить время жизни и душевную энергию. Я просила тебя написать хотя бы рассказ, описать любую ситуацию из твоей жизни, но ведь ты не смогла этого сделать, хотя пыталась, причем не один раз. Выходит не слишком это простое занятие – облекать свои мысли в слова, а из слов выстраивать сюжеты, вдохновляющие читателя?

На книги нужно смотреть как на людей, потому что в каждой книге воплощены конкретные судьбы, события, яркие моменты жизни. Многие современные авторы в книгах пытаются запечатлеть себя и свой жизненный опыт. Ведь все мы смертны, и только книги могут пронести сквозь века память о нашей жизни, мыслях и переживаниях.

Моему поколению повезло: для нас не существовало альтернативы книгам, и наши книги оказались настолько эмоциональными и глубоко раскрывающими возможности человеческой психики и межличностных отношений, что просто дух захватывало. А по-другому и быть не могло, потому что только окончившаяся Великая Отечественная война и постоянное соприкосновение со смертью волей неволей заставляли людей мыслить содержательно и веско, оперировать в рассуждениях не временными категориями, а смыслообразующими и фундаментальными, такими как: свобода, честь, долг, Родина, жизнь, смерть. В моей молодости если писали о любви, то изображали не детальные акты совокупления и блуда, вызывающие рефлек-торное желание обладать и насиловать, а раскрывали утончённые чувственно-эмоциональные переживания, подчеркивающие предопределённость, конечность и возвышенность человеческой жизни. В наших книгах любовь представлялась безумием поступков и яркими чувственными пробуждениями, резкими поворотами в судьбе и переосмыслениями смысла и целей жизни, вдохновлённостью и счастьем. По большому счёту, любить может только человек, потому что только для человека чувство любви намного весомее полового влечения и даже природного желания продолжения рода. Любовь для человека – это возможность самореализации и получения ощущения ещё большей полноты жизни. Только люди могут умереть за любовь и даже вернуться к жизни…

Внученька, ты даже не представляешь, как можно зачитываться книгами о Великой Отечественной войне, о партизанах, разведчиках, о тех подвигах, которые совершали обычные люди, но поставленные судьбой в экстремальные ситуации. Например, фронтовик-писатель Борис Николаевич Полевой в середине XX столетия написал выдающуюся книгу о подвиге летчика Алексея Маресьева. Самолет Маресьева во время Великой Отечественной войны сбили немцы; Маресьеву удалось спастись на парашюте, но у него оказались прострелены обе ноги. Представь, лютой зимой, тяжело раненый, истекающий кровью, он несколько суток ползком пробирался по оккупированной врагами территории в расположение советских войск. Какая силища духа, какое желание жить и побеждать! Читая эту книгу, я представляла себя на его месте. Смогла бы я вот так, не сломаться, преодолевая боль и слабость, холод и голод ползти несколько дней и ночей? Ведь можно было остановиться, расслабиться и умереть, или сдаться в плен, рассчитывая на помощь медиков. Но добравшись в расположение советских войск, попав в госпиталь, где ему ампутировали обе ноги, Маресьев не смирился с судьбою, а продолжил борьбу. Раскрывая лучшие человеческие качества, преодолевая условность и предрассудки, наперекор прописанной доле он вернулся в свою лётную часть, снова стал летать на боевые вылеты и сбил еще семь немецких самолетов. Вот наглядное проявление силы русского духа, вот пример для подражания!

А какой героический подвиг совершили на железнодорожном переезде у села Тарановка Харьковской области двадцать пять молодых солдат во главе с лейтенантом Петром Широниным! По дороге из Харькова в Лозовую я всегда проезжаю памятник, поставленный в их честь. Представь, внученька, пять дней двадцать пять человек сдерживали наступление превосходящих сил противника. Они могли сдаться в плен или отступить, но выбрали иной путь – отстреливаясь до последнего патрона, они брали оставшуюся связку гранат и с криками «За Родину!» бросались под надвигающиеся немецкие танки. Из двадцати пяти солдат двадцать пали смертью храбрых, но выполнили поставленную задачу. Внученька, это какую нужно иметь внутреннюю силу, насколько фанатично любить свою Родину, чтобы сознательно в двадцать лет идти на верную смерть! И во имя чего – во имя абстрактных целей, над которыми вы, новые поколения, смеётесь? Что для вас значит будущее? Кто-то бы из вас отдал свою жизнь во имя светлого будущего да ещё чужих людей?

Прочитав про подвиг Широнинцев, я приехала к памятнику, стала у его подножья и представила себя среди них в бою, бросающейся со связкой гранат под надвигающуюся бронированную махину. Всеми клетками разорванного в клочья тела я прочувствовала этот взрыв и уже со стороны наблюдала за своей гибелью. И я гордилась собой, потому что знала: умирая в двадцать лет, я продолжаю жить в памяти тех, кому моя смерть помогла остаться свободными и непобедимыми. Ведь я не просто умирала, я отдавала свою жизнь за Родину и за будущее своего народа! И как меня это вдохновляло и зажигало! Каждый раз, проезжая мимо памятника, я останавливаюсь и минутой молчания воздаю этим людям за их подвиг, за то, что они в двадцать лет смогли сознательно пойти на смерть во имя моего и твоего, Настенька, будущего. Великое им человеческое спасибо и низкий поклон.

Во время Великой Отечественной войны героические подвиги совершили тысячи советских граждан разных национальностей и народов. Героями гордились, героев воспевали и прославляли в народе, на героев равнялись подрастающие поколения Советского Союза. К нам в школу приходили люди-герои, рассказывали про свои подвиги, и мы мечтали вырасти похожими на них. Поэтому те, кто читал книги, учился на них и жил ими, разве могли вырасти слабыми духом? Живя жизнью героев, подражая их поступкам и действиям, разве мы могли мыслить буднично, приземлено и довольствоваться готовым, прописанным и уже совершённым? Конечно же, нет. Для моего поколения хорошая книга воспринималась ближе и роднее, чем герои фильмов, потому что к книге мы могли возвращаться и уединяться – книга составляла сокровенную, интимную часть нашей жизни. Лично я, сколько себя помню, хотела добиться чего-то выдающегося и значимого, чтобы обо мне написали книгу, чтобы мною гордились мои родители, и я оказалась достойна памяти героев, про которых читала, подвиги которых формировали основу моего чувственно-эмоционального восприятия мира.

Внученька, меня и сейчас современные кинотеатры, 3D и 3D IMAX форматы не могут так вдохновить, как классические произведения Антона Павловича Чехова, Александра Ивановича Куприна, Льва Николаевича Толстого и многих других представителей русской литературы, хотя я повидала и лично знакома со многими талантливыми режиссёрами, актёрами и продюсерами. Это целая индустрия развлечений, которая практически вытеснила книгу, лишив людей общения tet-a-tet с яркими художественными образами, заменив индивидуальное восприятие книжных героев коллективным просмотром рассчитанных на массовое восприятие передач. И, на мой взгляд, насаждение этой массовой культуры на наш славянский менталитет не привело ни к чему хорошему. Это трагедия нашего народа, а не его достояние.

Настенька, я уверена, что основная проблема твоего поколения заключается в том, что формирование вашего внутреннего мира происходило не на основе глубоких и содержательных книг, а на телевизионных программах, модных журналах и интернет-общении. В вас изначально формировали массовое сознание и его максимум – желание вознестись, обратить на себя внимание, пусть на секунду, но промелькнуть в кадре модного сериала или рейтинговой шоу-программы. Но известность и популярность – это совсем иное, чем героизм и слава, потому что героизм – это не только глубина и содержательность поступка, это ещё вечная и неувядаемая память в последующих поколениях. А популярность и известность – это шоу, на мгновение, возносящее человека в центр внимания, но потом навсегда выбрасывающее его в забвение. К сожалению, многие достойные люди посвящают себя этому шоу, чтобы под звук фанфар вознестись, обратить на себя внимание, но потом в силу безжалостных правил исчезнуть с экранов телевизоров и обложек глянцевых журналов в самом расцвете сил, поломав себе судьбу и не оставив после себя ничего значимого и весомого.

Внученька, несмотря на критику СССР, я благодарна своей судьбе за то, что родилась в Советском Союзе, а не в любом другом европейском государстве. Родину не выбирают, а то, что нашему поколению, как и нашей Родине, пришлось многое пережить, так это только к лучшему – мы стали живучее, выносливее, сильнее, богаче в навыках, умениях и знаниях. Только в критических ситуациях познается ценность жизни, а мне и моему поколению их выпало в избытке. Поэтому, доживая свой век, я понимаю, насколько глубоко мне удалось прочувствовать жизнь, проникнуть в её фундаментальные и смыслообразующие процессы.
Сейчас разное говорят о том периоде нашей истории, но для меня он примечателен тем, что в нём прошло два двадцатилетия моей жизни. Объездив практически весь мир, прожив восемь лет во Франции и почти двадцать в Китае, скажу одно – моё детство и юность прошли в нужном месте.
Советский Союз середины ХХ столетия – это период вдохновения и единения: восстановление страны в послевоенные годы, смерть Сталина и открывшаяся возможность достичь коммунистического устройства общества, культурный расцвет общества при Никите Хрущеве, чувственно-эмоциональное восприятие свободы после долгих лет страха перед тюремным заключением за малейшую, часто надуманную провинность. Мне и моему поколению повезло в том, что мы родились и воспитывались в период единого общенационального подъёма, человеческой самоотдачи, бескорыстия и самоотверженного труда. Пусть в тот период времени доминировало массовое сознание, и мы все составными частями образовывали его, но это массовое сознание несло в себе здоровое начало – воодушевление, целенаправленную деятельность и вдохновение от предстоящих достижений. Оно действовало на нас как лечебный гипноз – мы жили бедно, впроголодь, но при этом вершили великие дела: восстанавливали разрушенную промышленность страны, осваивали целинные земли, покоряли космос, достойно противостояли странам капитализма.

Мы испытывали трудности в быту, – я хорошо запомнила периоды голода, холода и неустроенности. Но все эти текущие проблемы вызывали не пессимизм, неудовлетворенность и тем более не страх перед жизнью, а наоборот, они запомнились в связке с тем дружным, весёлым и оптимистичным порывом, с которым наше поколение все эти трудности преодолевало. Углубляясь в воспоминания и анализируя первые двадцать лет своей жизни, я обнаруживаю то, чего мы, Настенька, не смогли вложить в тебя и передать твоему поколению – это:
1) радость от возможности присутствовать в жизни;
2) способность вдохновляться достижениями окружающих людей;
3) обострённое чувство гордости от соприкосновения с историей своего государства.
Мое поколение жило открыто, большой семьёй, воспитываясь коллективом и обучаясь жить в коллективе, но при этом в нас пробуждали личностные характеристики, учили проявлять инициативу, доказывать значимость собственного внутреннего «Я». Всё получалось гармонично: мы дружно строили совместное будущее, но при этом каждый из нас в это строительство вносил свой конкретный персонализированный вклад. И именно в умении совмещать личные и коллективные интересы, пробуждать инициативу в людях и проявление лучших человеческих качеств, состояло величие советской системы образования. То, что в независимой Украине на протяжении двадцати лет пытаются упорно разрушить, больше пятидесяти лет эффективно воздействовало на многонациональный двухсотмиллионный народ Советского Союза, делая его непобедимым, сплочённым и могущественным в масштабах всей земной цивилизации.

Внученька, мы с первых своих самостоятельных шагов жили по большому счёту и пытались достичь масштабных целей. И эта гигантомания, которую сейчас высмеивают и критикуют недалёкие люди, делала нас счастливыми и гордыми в бедном и голодном существовании. Скажу тебе честно, получая сейчас достаточно средств за свой труд и заслуги, я не испытываю того обострённого чувства удовлетворённости от жизни и пресыщенности, которое испытывала в первые два двадцатилетия, практически «за спасибо» выполняя возложенные на меня обществом обязанности. Для меня и сейчас важнее любой материальной составляющей является понимание ценности своего труда для общества. Так нас, внученька, воспитали и так научили жить…
© Олег Базалук



smeiana   8 июля 2013   594 0 2  


Рейтинг: +5








Комментарии:

maria bakun # 8 июля 2013 года   +2  
smeiana пишет:
Так нас, внученька, воспитали и так научили жить…
И я не жалею об этом! жизнь удалась, спасибо!!!!!!!!!!!!!!
smeiana # 8 июля 2013 года   +1  


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.