Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 23


Тест

Тест Улыбнется ли Вам светлое финансовое будущее?
Улыбнется ли Вам светлое финансовое будущее?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Мышление и творчество. Часть 13.

По мнению специалистов, на заре человечества, те общины людей, которые верили в Дух Всевышнего, в справедливость и упорядоченность миропорядка, создавали более крепкие социальные связи, и, тем самым повышали степень своей выживаемости. Именно они заложили основы современной цивилизации и дали ей импульс развития.
 
В течение веков крупнейшие мировые теологи и философы пытались доказать или опровергнуть существование Бога. Однако обыкновенная логика оказалась бессильной ответить на данный вопрос, который был объявлен современной наукой иррациональным. Однако новейшие исследования научного коллектива из Бристоля показали, что без веры в Бога, ни человек, ни современное общество не могли бы появиться на свет.
 
Качество веры и любви переходит по наследству. Наследство, с которым остались народы СССР, которые жили, как бы, опережая реальный мир, жили «светлым будущим», под властью и в плену идеи, о судьбоносной роли, о миссии России для мира. В итоге оказалось, что народ шел ложным путем, потому что не было веры в существование Бога. Оказалось, что необходима перестройка жизни, и перестройка мышления народов, потому что материальное мышление, благополучие и спокойствие, не могут дать радости без духовного мышления и совершенствования, без постижения тайн вселенной. Сказать легко, а изменить мышление, особенно, когда так много «учителей», и так много «блаженств» в их устах, так много лжи в их учениях?
 
Качество материальной жизни, как и любовь, переходит по наследству. Но, наследство, материальные блага, которое получает человек, лишает его потребности трудиться, лишают потребности размышлять, и наследники угасают, и разрывают цепь жизни рода.
 
Европейская цивилизация расцвела, потому что строилась на христианской основе. Не боюсь предсказать трудности у жителей старой Европы, потому что они пошли по пути, получить все сейчас, при этой жизни. В этом повествовании я не пытаюсь раскрыть детали экономического, материального бытия. Моя цель, показать, что отделяя, духовное от материального, человечество выбирает путь никуда.
 
Христианство включает в себя три конфессии: православие, католицизм и протестантизм, который в свою очередь подразделяется на множество направлений, и все они имеют свои особенности в вероучении. Отсюда различия в воззрениях на задачи земной жизни и роль труда; в оценках богатства, социального и имущественного неравенства. Неодинаково и отношение к рациональному познанию, техническому прогрессу. Те, кто первые, они последние. Те, кто последние, они первые. Переводя, на экономику – те, кто сегодня живут хуже, будут жить лучше, то есть они испытают радость тогда, когда первых постигнет разочарование, потому что разная трудовая этика.
 
Трудовая этика может быть определена как совокупность норм и ценностей, которые имеют люди и группы людей относительно труда. Необходимость труда, прямая обязанность людей трудиться. Апостол Павел говорит: «Если кто не хочет работать, пусть и не ест». В «Учении двенадцати апостолов», о желающем жить в христианской общине, говорится: «если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если не знает ремесла, то вы позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступить, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!».
 
У Фомы Аквинского труд является естественным стремлением, естественной необходимостью каждого человека. Во-первых, поскольку каждый человек имеет задание посредством своего труда совершенствовать созданный Богом мир. Во-вторых, каждый человек, как сотворенное создание, естественно направлен на то, чтобы отстаивать свою собственную жизнь и жизнь относящихся к нему людей. В-третьих, в первую очередь труд делает возможными поступки милосердия.
 
Фома Аквинский – великий богослов и философ Средневековья, официальный католический религиозный философ. Среди его учителей был Альберт Великий, знаменитый средневековый философ и теолог. Сам Фома преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В 1244г. Стал членом Доминиканского ордена. Уже тогда он обнаружил отсутствие необходимой для теологии системы знаний, пока разрозненных, часто противоречивых, ставящих порой в тупик студентов.
 
В основных его монументальных трудах "Сумма против язычников" (1261-1264) и "Сумма теологии" (1265-1273) подведены итоги теологических и рационалистических поисков схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. Задача, которую ставил себе Фома Аквинский, - это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Фомы Аквинского отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики, ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм, и Августина. Хотя особенность теологии Фомы как раз в том, что он сумел синтезировать, казалось бы, несовместимые направления: учение Аристотеля, некоторые представления Платона и христианства, поставив все это на фундамент рациональной мысли.
 
Фома уверен, что существование бога разумно постижимо. Одна из главных трудностей здесь, пожалуй, в том, что, во-первых, у бога, как уже было отмечено, сущность абсолютно совпадает с существованием, в отличие от людей, о которых можно сказать: «человек есть то-то и то-то».
 
Во-вторых, бытие Бога бесконечно, в отличии опять-таки от бытия людей, конечного, определенного формой. Из всего этого следует, что существование Бога находится за пределами возможного представления и невыразимо. Невозможно прямое доказательство, которое опиралось бы на понятие о нем, содержащегося в уме.
 
Тогда Фома предлагает простой выход: необходимо разумно обосновать существование Творца посредством того, что является более очевидным, чем он сам. Сделать это можно, анализируя результаты его творения. Все просто утверждает Фома: если есть тварные вещи, следствия, то должна быть и причина, Творец.
 
Фома выделяет пять косвенных доказательств существования Бога.
 
Доказательство первое: от движения. Все движущееся приводится в движение чем-то другим. Перводвигатель – тот, кого зовут Бог.
Доказательство второе: от производящей, действующей причины. Все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Первопричина – это Бог.
Доказательство третье: от необходимости и случайности. Все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Первонеобходимость – это Бог.
Доказательство четвертое: от степени совершенства. В мире имеются все ступени совершенства. Первосовершенство, абсолютная ценность – это Бог.
Доказательство пятое: от божественного управления миром. Все в мире ведет себя целенаправленно. Первоцель и перворуководитель для всего – это Бог.
 
Бог – Творец, и вы уже поверили в его существование, потому все, ему подобные, должны мыслить и трудиться. Сама мысль, есть энергия, и она от Бога, если человек творит, занимается добродетельностью.
 
Интересны, божественны мысли Святых о труде. Святой К. Александрийский называл труд «школой общественной справедливости». Святитель В. Великий утверждал, что «намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам». Иоанн Златоуст говорил: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестием не работу, но праздность».
 
Иоанн Златоуст подчеркивал в труде достоинство духовной души: «Как велико достоинство души! Через ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, открываются бесчисленные искусства и возвращаются дикие звери».
 
В христианстве нисхождение Бога в образе Иисуса Христа свидетельствует, что Бог, став человеком, уничтожил пропасть между видимым и невидимым миром, между земным и небесным, человеческим и божественным. Все, что совершается здесь, на земле, озаряется высшим смыслом. Тогда труд, хозяйственно - экономическая деятельность, могут иметь некий высший смысл, становясь средством совершенствования и одухотворения, подъема земной горизонтали в небесные высоты.
 
Протестантские реформаторы подчеркивали, при осуществлении нашей ежедневной профессиональной деятельности, мы выполняем лишь Божественное призвание, но непотребность, труда человека, для совершенствования. Трудовая деятельность протестанта непосредственно связана с его религией. Признаком истинной веры протестантизм считает не столько внешнее выполнение человеком религиозных предписаний, сколько честное выполнение своих обязанностей.
 
Протестантизм, полагает, что если человек много работает в материальной сфере и имеет осязаемый же результат, значит с ним Бог. Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Я бы сказал коротко – избранным спасение, а остальным суд. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во - вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
 
Христианство, в отличие от многих других религий и философских учений, признает материальный, видимый, мир благом. Его сотворил Бог, который любит все свое творение, включая и человека. Христианское отношение к материальному противостоит религиям и философиям: платонизму, гностицизму, буддизму и другим, которые видят в материи и телесности только зло, стремясь к чисто духовному инобытию или к преодолению земной жизни как страдания.
 
Различия православного, католического и протестантского подходов к проблеме вознаграждения за труд тесно связаны с неодинаковым отношением к профессиональному совершенствованию. В православной традиции было предпочтительнее быть «мастером на все руки», «искусным во всяком деле человеческом», а не замыкаться в рамках какой-то одной профессии. В католицизме, с его идеей «верности» своему сословию и профессии, напротив, казалось более важным совершенствоваться в одной специальности.
 
Протестантизм на раннем этапе своего развития запрещал заниматься чем-либо, кроме своей профессии, и требовал специализироваться только на ней одной, полагая, что все остальные дополнительные виды деятельности - пустая трата времени, неугодная Богу.
 
Христианство разделяет все человеческое прошлое на два этапа — «райский», в котором еще не было греха, смерти, болезней и борьбы за физическое выживание, и всю остальную, собственно человеческую историю, начавшуюся после грехопадения прародителей. Следовательно, освободившись от греха, человек может вернуться в рай, и, полагаю, в этом спасение человека. Читайте книгу «из Рая в Рай».
 
Если в райской жизни труд выступает как призвание, «чистое творчество», то после грехопадения становится также и наказанием. Приговор Адаму, как мы помним, звучит сурово: «в поте лица твоего» будешь трудиться, чтобы «есть хлеб» и жить. В райский период, который предстает идеальным образом бытия, человек, мог легко по зову души и с любовью преображать его, «возделывать» и «хранить» землю.
 
В современном католицизме проповедь труда заняла особое место, особенно в связи с развитием капитализма во всемирном масштабе. Труд должен обеспечивать рабочим заработную плату, которая могла бы дать им и их семьям достойную жизнь.
 
Труд как заповедь Божия обязателен для всех людей. С чем это связано? Во-первых, с равенством всех людей перед Богом и, соответственно, с распространением на всех без исключения основных заповедей, в том числе и заповеди труда. Пренебрежительному отношению к людям труда и «плебейским занятиям» в языческие времена христианство противопоставило уважение к простым людям и их труду.
 
О необходимости труда для человека знают и власть и богатые, и если они лишают человека права на труд, и не оплачивают труд человека по справедливости, то они не верят Богу?
 
С христианской точки зрения право человека на труд является непосредственным выражением человеческого достоинства. Человек создан для деятельной жизни и познает ее смысл в ходе, совместного труда, с другими гражданами. Труд - это больше, чем труд для заработка, ибо для того, чтобы общественная совместная жизнь была возможной и успешной, необходима совместная деятельность. Совместная работа, для развития души, а совместная молитва в церкви, для развития духа, и обретения сердечной веры.



радомир   20 октября 2012   938 0 0  


Рейтинг: +2




Тэги: труд, мышление





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.