Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 40


Тест

Тест Легко ли разбудить в Вас зверя?
Легко ли разбудить в Вас зверя?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Ханука.

Ханука. Ханука сильно отличается от всех других еврейских праздников. Отличие это проявляется, прежде всего, в том, что в разные эпохи мы находим среди разных групп евреев не только совершенно разные толкования смысла Хануки, но и прямо противоположные, а иногда и взаимоисключающие ее концепции.
 
Смысл других еврейских праздников всегда для всех групп евреев определен более или менее одинаково. Песах, например, понимается всеми евреями как праздник Исхода их Египта; и при том, что религиозные евреи будут больше подчеркивать аспект Божественного вмешательства в историю, а нерелигиозные будут акцентировать идеал свободы и ухода из рабства - но все равно все группы еврейского народа толкуют и понимают этот праздник более или менее одинаково.
 
Рош hа-Шана, Йом Кипур, Шавуот, Суккот, Пурим - толкования всех этих праздников в разных слоях народа будут, конечно, несколько различны, но они всегда идут более или менее в одном направлении; и только Ханука отличается тем, что в ее толковании есть прямо противоположные и даже взаимоисключающие подходы.
Один из этих подходов, который был принят евреями в галуте в течение двух тысячелетий изгнания, - это подход, при котором смысл Хануки сконцентрирован исключительно на чуде горения масла в Храмовом Светильнике при освящении Храма. Аспект празднования победы в войне при этом подходе был черезвычайно принижен. В частности, в Вавилонском Талмуде победа в войне как основа праздника не упоминается вообще, а в связи с Ханукой говорится только о чуде горения масла.
 
Еврейские комментаторы послеталмудической эпохи, разбирая вопрос о том, почему в Талмуде не упоминается военная победа, подчеркивали, что аспект победы в войне является преходящим и временным, от которого, после разрушения Храма и начала нынешнего изгнания, вообще уже ничего не осталось. В противоположность этому, чудо горения масла, символизирующее восстановление еврейской духовной и культурной жизни, сопровождало евреев во все поколения. Ханука напоминала евреям, что хотя греки или другие народы и могут захватить "Храм еврейской души" и осквернить почти все масло в нем, но все равно - останется где-то в уголке еврейской культуры чистый сосуд, запечатанный печатью Первосвященника, и масло в нем - хотя, казалось бы, его так мало - будет гореть долго; и его хватит на столько времени, сколько нужно для возрождения еврейской культурной жизни (= "пока не будет произведено новое, чистое масло").
 
Это ощущение неуничтожимости еврейской культуры поддерживало евреев все века изгнания, когда, находясь среди других народов и подвергаясь, в той или иной форме культурной агрессии с их стороны, евреям нужно было суметь сохранить свою культуру - и через это сохраниться самим.
Яркий пример подобного традиционного подхода мы можем видеть, например, в следующем отрывке из книги одного из комментаторов 16 века: "Суть празднования восьми дней Хануки - хвала и благодарение Всевышнему за чудо, происшедшее со священным маслом при освящении Храма, а вовсе не за чудо победы в войне Хасмонеев, когде евреи, малочисленные и слабые, победили сильных и многочисленных греков. Ибо, видя победу в войне, люди могут, в принципе, и не принять ее за чудо, они могут сказать: "Это всего лишь случайность, что победили слабые; не Всевышний содеял все это. Нет здесь очевидного чуда".
 
Что же касается чуда, происшедшего со священным маслом, то все евреи убедились, что это настоящее чудо, и признали его, сказав: "От Всевышнего было это чудесное - на наших глазах". В отличие от "скрытого чуда" военной победы восьмидневное горение Храмовой Меноры было чудом общепризнанным, происшедшим у всех на глазах; а поэтому оно главное в празднике Хануки".
Совершенно иной подход к Хануке мы наблюдаем у представителей нерелигиозного сионизма начала 20-го века. Очень многими представителями нерелигиозного сионизма Ханука воспринималась не просто "отлично от традиции", но абсолютно противоположно традиционному подходу. Ханука толковалась ими исключительно как праздник военной победы, как праздник достижения национальной независимости.
 
Аспект "чуда горения масла" был совершенно принижен и не воспринимался как что-то существенное. Более того - Хануку понимали как праздник того, что военная сила доказала свое превосходство над ученостью. Рассмотрим, например, следующий типичный для этого подхода отрывок из статьи "Ханука - еврейская самооборона": "...но для мыслящего еврея Ханука - это не что иное, как памятный день героев еврейской самообороны. Чудес с неба не случилось, но меч совершил чудо, и мертвый народ был неожиданно воскрешен. Не Тора спасает кулак, но кулак спасает Тору. Меч, а не ермолка защитит еврея от его врагов".
Гармония материи и духа в исходном аутентичном еврейском понимании Хануки
 

Попробуем теперь, однако, найти и проанализировать исходный еврейский подход к Хануке - тот подход, который был к ней вначале, непосредственно после событий Хануки, во времена, когда было еще живо Хасмонейское царство. В наших молитвенниках сохранился текст, который является, по сути, единственным аутентичным текстом про Хануку, и это - молитва "Аль hа-нисим", которая читается в Хануку. Молитва эта была составлена в эпоху Хасмонеев, и она является фактически единственным текстом, позволяющим нам видеть как евреи воспринимали Хануку в то время.
 
"И мы благодарим Тебя, Господь, - за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. В дни Матитьяhу, сына Йоханана-Первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей; когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой; но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимавшихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое".
 
П.Полонский.



smeiana   15 декабря 2011   787 0 2  


Рейтинг: +8








Комментарии:

Margaleta1945 # 15 декабря 2011 года   +2  
Вечно, Неля, Вас мчит впереди паровоза! У нас еще куча времени к празднику подготовиться!
Спасибо за пост! С наступающим!
 
smeiana # 15 декабря 2011 года   +1  
спасибо, великолепная Хакукия!!!
Ты почувствовала, что мне такая нужна! "Лэйгн аф дым фAйер", все, что мешало нормально жить и дышать, не зря победа пришла в Хануку и масла хватило ровно настолько, насколько нужно было по Милости Всевышнего!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.