Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 28


Тест

Тест Умеете ли Вы делегировать обязанности?
Умеете ли Вы делегировать обязанности?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





6 класс. Склонение существительных. Часть 1.

В нач. школе дети получают представление о склонении существительных. В 5 классе эта тема тоже проводится, но тема в 6 классе является уже ступенькой к более сложной теме – «Разносклоняемые существительные». Именно в 6 классе ученики должны осознать эту языковую категорию, впитать ее на более высоком уровне - философском.
 
Что для этого нужно сделать? Как провести урок по этой теме? Как донести до своих учеников эту тему так, чтобы представление о ней перешло в разряд фундаментальных? И как преподать информацию таким образом, чтобы соблюсти один из важнейших принципов педагогики – доступность излагаемого? – вот какие вопросы стоят передо мной как учителем.
 
И у меня есть еще одна проблема. Не педагогическая, а человеческая, лично моя собственная психологическая. Я терпеть не могу все объяснять хотя бы во 2 раз. Я сторонница «Один раз сказала, больше не буду!». Значит, объяснять все надо на один раз. Но ТАК, чтоб больше никто не переспрашивал. Даже тот поросенок с предпоследней парты )))

Начинаю из очень далекого «далека».
Открываем памятку «Золотой мешок». Начинаем повторять все самостоятельные части речи. Они, в свою очередь, тоже делятся на три группы: склоняемые, спрягаемые, неизменяемые.
 
• Склоняемые части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие. Что такое склонение? Это ИЗМЕНЕНИЕ слова по двум категориям: падежам и числам. Если падежей 6, а чисел 2, то получается, что склоняемые части речи имеют 12 собственных форм. Начальная форма входит в этот список. Это форма слова в Именительном падеже.
• Спрягаемые части речи. К ним относится только глагол. Что такое спряжение? Это ИЗМЕНЕНИЕ по двум категориям: лицам и числам. Если лиц 3, а чисел 2, то получается 6 форм глагола. Начальная форма (неопределенная форма или инфинитив – кому как больше нравится) в этот список не входит, она стоит особняком. Вот и получается, что глагол имеет 7 собственных форм.
• Неизменяемые части речи. Их три: наречие, слова категории состояния и наречие.
Нас сейчас более всего занимают склоняемые части речи. Остальные просто повторили, чтобы не забыли.
 
Падеж – это категория, которая выражает отношение предмета к окружающей действительности. И это отношение выражает именно окончание. Смысловая нагрузка на окончание очень велика. Настолько велика, что окончание даже освобождено от несения каких-либо лексических и словообразовательных служб. Только падежные отношения! Только грамматическое значение. И ничего другого. Специфическая работа у окончания, вы не находите?
 
Итак, выяснили, что имя существительное является склоняемой частью речи. Но не просто так проходит его склонение, а по строгой системе. В современной системе склонения принято различать три подсистемы или три типа склонения. Это тоже самое, что в учреждении работать завхозом.
 
1 скл. – сюда относят все существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. Например, «мама», дядя», «парта», «юноша»…
2 скл. – сюда относят все существительные мужского и среднего рода с окончаниями –о, -е, нулевое. Например, «день», «зеркало», «полотенце»...
3 скл. – сюда относят все существительные женского рода с нулевым окончанием и имеющие Ь на конце. Например, «лань», «ночь», «молодежь», «площадь»…
 
Смотрим:
1 скл.
И.п. -а, -я
Р.п. -ы, -и
Д.п. -е
В.п. -у, -ю
Т.п. -ой, -ей,
П.п. –е
 
2 скл.
И.п. -о, -е,нуль
Р.п. –а, -я
Д.п. –у, -ю
В.п. –я, -о, -е, нуль
Т.п. –ем, ом
П.п. –е, -у
 
3 скл.
И.п. -нуль
Р.п. -и
Д.п. -и
В.п. -нуль
Т.п. -ю
П.п. – и
*Лучше сделать в виде таблицы, но у меня не получается, все окончания сбиваются в кучу. Интересно, на Джулии как вставляется таблица? И вставляется ли вообще?
 
Вот эта система. Повторяю, это система современная. Система эта имеет четкие границы. То есть не допускается ни одного перехода из одного типа в другой. Написал в предложном падеже «молодежЕ»? Получай галочку на поля жирной красной пастой. А как же? Это ж грубейшая орфографическая ошибка!
 
Открываем папку памяток и на отдельном листке красочно оформляем приведенную систему окончаний. На уроке обычно времени для нее не остается, поэтому задаю на дом. Назавтра 6классники приходят и хвастаются друг перед другом, кто что «состряпал».
 
Продолжаем работу на уроке. Потом начинается самое интересное. Ставлю перед классом игрушку. В кабинете у меня для этих целей большой резиновый Вася. Васю мы все очень хорошо знаем, он стоит у меня на подоконнике на всеобщее обозрение наперекор всем требованиям САНПИНа )))) Вот только фотографии Васи у меня не оказалось под рукой, поэтому из инета взяла просто изображение игрушки.
 
Задание: найдите существительные у куклы… эээ… пусть будет Маруся.

Это все, что угодно, например, одежда: платье, горошек, сандалии, бантик… материал: пластмасса, ткань, трикотаж… части тела: руки, ноги, голова, волосы, нос, глаза… Главное условие: называя существительное, сразу говори, какого оно склонения. Отбираем несколько самых интересных и письменно склоняем на доске и в тетради.
 
ВСЁ! Тему «Склонение имен существительных» повторили, я бы даже сказала «намертво»! Но… А зачем все это так «намертво» повторять-то? За каким чертом? Для чего эта тема так подробно повторяется? Чтобы грамотно писать? Можно и так сказать, но отмазка слабовата. Для детей это не объяснение.
 
А причина в том, что в русском языке есть и другие имена существительные, которые в данную строжайшую систему не входят. В учебнике представлены как исключения. Они называются «Разносклоняемые имена существительные». И чтобы понять, что это такое и с чем их едят, надо как раз «намертво» знать основную систему, чтобы осознать другие, разносклоняемые. И это – продолжение большой темы «Склонение имен существительных» и отдельная моя следующая статья "Разносклоняемые имена существительные"



Оляля3   31 августа 2011   5753 0 5  


Рейтинг: +5




Тэги: русский язык





Комментарии:

Флю # 31 августа 2011 года   +2  
Спасибо большое. Очень нужно !
Оляля3 # 1 сентября 2011 года   +4  
Хорошо, если нужно. Такую статью написать непросто. И очень приятно знать, что мой труд нужен. Вы поддерживаете меня, спасибо )))
Рина7 # 31 августа 2011 года   +2  
возьмем на заметку! спасибо!
Оляля3 # 1 сентября 2011 года   +4  
Всегда пожалуйста! )))
Мыышка1 # 3 ноября 2011 года   0  
Оляля, это здорово. Я как раз начала в 3 классе тему "Склонение" объяснять. Ваша методика идёт НА УРА в 3 классе. А с куклой вообще чудесная задумка.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.