Наши рассылки

Сейчас на сайте:

Гостей: 50

Тест

Тест Терпимы ли Вы к чужой точке зрения?
Терпимы ли Вы к чужой точке зрения?
пройти тест

Популярные тэги:

Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)

Доброе утро, Вьетнам!

Помещу-ка я тут впечатления своего друга от поездки в 2008-м году во Вьетнам. Ничего, если будет пространно? А то все прямо одурели от этого Египта с Турцией. Это сокращённый для газеты вариант. Одна жаль: фоты под рукой нет. Но вечером дома найду, вставлю.
С картинкой облом, точечный рисунок не встаёт...

***

Весь год мы с друзьями строили «наполеоновские» планы Крымского похода, а вместо этого в начале октября отправились во ВЬЕТНАМ - вслед за убежавшим летом. Вроде ехать было поближе. Оказалось – много дальше в ментальном плане… Прямым рейсом «ВладАвиа» до Ханоя* - пять часов лету, мы туда прибыли в те же 18.00 по местным часам, в которые улетали по приморскому времени. Но нас провожала светлая тихая осень, а тут обволокла влажная темень лета… *Сейчас "ВладАвиа" предлагает и рейсы в Сайгон (а то и в Нячанг, кажется...)

Ханой

…Двух-трёхэтажные домики компактной архитектуры вплотную подступали узкими торцами к автостраде, красуясь изящными окнами, балконами и верандами. Первые этажи – разнообразные лавочки и маленькие, на 3-4 столика, кафетерии, выше – жилые комнаты. На улицах почти не было машин, а была тьма людей на мотоциклах и велосипедах, и это «броуновское движение» подчинялось какому-то неявному порядку. Дорожные аварии тут в редкость: видимо, никто не лихачит в такой толчее. Озеро Возвращенного меча в центре Ханоя - любимое место отдыха горожан. На островке среди озера, отражаясь в зеленой воде, стоит Башня Черепахи, а по берегам - древние пагоды и храмы. (через два года вьетнамской столице исполнится тысяча лет). На главной площади Бадинь стоит Мавзолей Хо Ши Мина и происходят народные торжества, шествия и демонстрации. Время было уже позднее, и «дедушка Хо» закончил прием… На достопримечательности в окрестностях Ханоя времени у нас не было: утром ждал перелет из Северного Вьетнама в Южный, в экономическую столицу страны.

Сайгонский блокнот

В 1976 году Сайгон в честь первого президента переименовали в Хошимин - похоже, имя не прижилось. Здесь больше высотных зданий, европеизированный ландшафт, много цветовых композиций и авангардистских парковых скульптур. Шикарные магазины и арт-галереи в центре города - можно недорого купить искусные копии живописных полотен Климта и Магрита, у иностранцев вырос спрос на их работы. Но мы сразу отправились на сайгонский рынок Бентхань - одеться по здешней жаре. Купив рубашку, шорты, сандалии и соломенную шляпу, я заплатил, грубо говоря, по 100 рублей за вещь.

Вечером, приняв на грудь по три рюмочки текилы и проводив спать единственную в нашей компании девушку, мы с другом пошли погулять по окрестностям и осмотреться. Простой сайгонский люд после работы располагается тесными компаниями за уличными столиками бессчетных лавочек и кафешек, попивая пиво за непринужденной беседой. В одной лавчонке мы отказались от «Хенесси», а взяли пару маленьких бутылок рисовой водки «Ханой» крепостью в 29,5 градусов. Веселые парни за уличным столиком тут же расчистили нам места и дружно стали знакомиться. Минут через пятнадцать, невзирая на существенный языковой барьер, мы уже вовсю братались. Нам притащили всякой снеди, кормили с рук сырыми креветками и, несмотря на протесты, вернули нам деньги за водку – гостеприимный жест, достойный уважения.

Как мы поняли, американцев тут любят за деньги, а нас, русских - просто от чистого сердца. Едва расставшись с этой компанией, мы сразу угодили в другую, где возлежали на раскладушках и внимали аккордам длинноволосого гитариста. Нам тут же выдали по баночке местного пива «333» и сыграли что-то трогательно-заунывное про любовь. Я вдруг предложил спеть любимую песню из репертуара Аллы Борисовны. К несказанному удивлению, гитарист хорошо меня понял и вполне профессионально выдал (на своем языке) пугачевское «До свиданья лето, до свидания». Потом мы танцевали, забавляя припозднившихся уличных торговок с тележками. Возвращались в три часа ночи, совершенно счастливые от полученного душевного драйва.

Назавтра мы ехали в джунгли. У дороги вместо пыльных лопухов и камыша запросто цвели лотосы и орхидеи, разлапистые пальмы в зарослях гнулись под тяжестью кокосов и бананов. Посетили змеиную ферму, тот ещё «гадюшник». При ней – небольшой зверинец: собачьи медведи, дикий кот, павлины, ленивец, выдры, дикобразы, королевские черепахи и рыжая обезьяна - эта длиннорукая красавица преподнесённый мною цветок орхидеи без затей сунула в рот. Плыли в джонке через коричневый Меконг, угощались экзотическими плодами во фруктовом саду под народные вьетнамские песни, покупали вкусные кокосовые ириски, в деревне пробовали имбирные цукаты и чай с медом из тропических цветов. Ночевать в семьях отказались (как и все русские): не ценим мы такую экзотику. Предпочли под вечер вернуться в Сайгон, прикупив по дороге бутыль самодельного рисового вина…

В последний день в Сайгоне мы посетили величественный Собор Сайгонской Богоматери, построенный еще в XIX-м веке. Статуя Девы Марии перед входом иногда плачет, собирая тысячи вьетнамских католиков, хотя большинство верующих здесь буддисты. При виде нас Пресвятая дева не проронила ни слезинки, и мы отправились в место, достойное слёз – в Музей военной истории, где сполна насмотрелись на зверства американских пехотинцев – они сами их и снимали, любительскими фотоаппаратами…

Мы прошли по ювелирным и книжным магазинам, были в театре кукол на воде. Зашли в дансинг-клуб «Либерти», но то была не дискотека: под «живую» музыку пары стильно и зажигательно танцевали тут классику – румбу, танго, ча-ча-ча и фокстрот. Все, чем занимаются вьетнамцы даже в свободное от работы время, они делают на совесть. Я был тронут, когда юный продавец в музыкальной лавочке, так и не поняв моего английского, просто презентовал мне новый альбом Энрике Иглесиаса.

Курорт

Камрань – воздушные ворота курортного Нячанга; в затрапезной архитектуре аэропорта - до боли знакомые черты Советской Родины. Полчаса езды сквозь барханы девственно белого песка – и нас встречает Нячанг, центр провинции Кханьхоа. Его числят среди 30 красивейших уголков планеты, а название города происходит от слова «гармония». Мы эту гармонию обрели сразу и надолго.

Бульвар Чанфу: с одной стороны вереница первоклассных отелей и ресторанов, с другой – длинная и прямая набережная, пальмы, скверы, песчаные пляжи и изумрудное море. Здесь можно прогуливаться бесконечно: всегда найдешь удовольствие по душе. Лучший дансинг на набережной – «Сэйлинг клаб». Вечерами под его соломенной крышей весело «зажигают» туристы со всего света – сущее вавилонское столпотворение!

Нас поселили в 4-звездочной гостинице «Yasaka», одной из лучших на побережье. На верхней крыше (12-й этаж) – ресторан под открытым небом, где открывается прекрасная панорама сияющего огнями ночного города. На нижней крыше (3-й этаж) – бар и голубой бассейн, окруженный шезлонгами и пальмами. В номерах чудесный вид из окон, сразу на город и на море. Ежедневная смена постели и ванных принадлежностей позволяла ощущать себя «белым человеком».

Вьетнамцы в море практически не купаются. То ли оно им надоело, то ли для них это зима. Октябрь-декабрь во Вьетнаме – самый влажный и холодный сезон: температура днем – «всего» 27-29 градусов. Но что для местных зима, для русских – само то. Желанное лето мы все-таки догнали!

Тоска по пельменям

Завтраки по принципу «шведского стола» входили в стоимость путевки и сполна удовлетворяли потребность организма в пище, но днём приходилось питаться за свой счет. Из экономии мы не обедали, но вечерами плотно ужинали в любом приглянувшемся уличном ресторанчике.

Дегустация национальных блюд при незнании языков – та же игра в рулетку, легко попасть впросак: не отравишься, но и не наешься. В английском названии видишь знакомое слово «гриль» и думаешь, что это что-нибудь зажаристое, а получаешь гору сваренных в бульоне ракушек, да еще с обилием пряной зелени. Креветок к началу второй недели я уже видеть не мог, истосковался по родной пище.

Добрые люди дали нам адресок «Русского трактира». Его хозяевами оказались супруги Наталья и Евгений из Владивостока. Свое заведение в Нячанге они открыли в августе, арендовав трёхэтажный дом близ центральной магистрали, и всё ещё несли убытки. Но, несмотря на трудности с получением гражданства, твердо решили осесть здесь: жизнь в Приморье им перспектив не сулила. Встретили нас радушно, угостили «грибным» квасом и кефиром собственного изготовления.

Отведав родимых окрошки, пельменей и сальца под русскую водочку, я в сопровождении Натальи осмотрел их новые комфортные хоромы. Витая лестница, огромный балкон-веранда в украшении цветущих деревьев, просторные комнаты и минимализм убранства. И никаких проблем с отоплением. Пожалуй, во Вьетнаме жить можно припеваючи. Только тоску по Родине не заткнешь ни за какой плинтус…

Паломники в сказку

В первый же вечер мы разглядели из окна номера огромную, словно парящую над городом статую Будды. И на следующий день отправились к ней. У подножия горы стоит одна из самых красивых в городе Пагода Лонгшон, это комплекс зданий с ажурными крышами, алтарями и колоколами. С горы, от подножья 24-метровой статуи, открылась просторная панорама города. Ниже, позади статуи, тянулись длинные ряды колумбария: первые захоронения здесь датированы еще XIX-м веком.

Через пару дней, освоившись на новом месте, я в одиночку совершил паломничество в другую, еще более древнюю пагоду Понагар, построенную аж в VIII-м веке и частично уже восстановленную после отгремевших войн. Здесь, как встарь, дымятся ароматные палочки, приносятся дары божествам, происходят моления и медитации, и на тебя нисходит умиротворение, хочется думать о вечном. И отсюда тоже открывается великолепный вид на город и на длинный легендарный мост через реку Квай.

Был ещё вояж по островам: там есть «Вьетнамская жемчужина» - остров развлечений для богатых туристов, к нему ведёт 5-километровая канатная дорога. Но мы выбрали рыбалку на пёстрых рыб в заливе Нячанг, дайвинг у острова Мун (я чуть не захлебнулся, разглядывая заросли кораллов и стайки разноцветных рыб), шезлонги и пальмы на следующем острове, океанариум в форме пиратского корабля на острове Миеу, у берегов которого мы кормили из рук лениво плавающих в чистой воде черепах.

После низинной жары поездка в соседний город Далат стала прекрасным завершающим аккордом нашего путешествия. Свежий горный воздух, насыщенный ароматом хвойных деревьев и божественных орхидей, сделали Далат излюбленным местом отдыха колониальной элиты еще в XIX-м веке. К городу на высоте около 2000 метров над уровнем моря ведет извилистая горная дорога, сулящая массу адреналина и красивых видов (позднее, в 2009 году, там разбился-таки автобус с российскими туристами).

На мой взгляд, жемчужина Далата - Лунная вилла «Crazy House». Выстроила ее госпожа ДАНГ ВЬЕТ НГА, дочь президента Вьетнама, получившая архитектурное образование в Москве. При взгляде на этот дом-дерево Сальвадор Дали умер бы от зависти. Дивный замок с бесчисленными винтовыми лестницами, галереями, переходами и спальными комнатами напоминает логово сказочного лесного отшельника. Бродить по нему можно целый день.

Но ждали нас и другие развлечения: гонки на аэросанях по монорельсовой дороге сквозь лес к водопаду, изящная пагода Линьфыок, катание на слонах, гуляние по Парку Цветов с его душистыми оранжереями, фонтанами и бульварами.

***
…Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось во Вьетнаме, я неизменно отвечаю: «Доброжелательность и благодушие нации». Они словно разлиты в атмосфере этой страны, пережившей за свою историю череду кровопролитных войн с захватчиками. Но - никакой озлобленности и агрессии к чужакам. Все вокруг улыбаются, никто не повышает голоса и не срывается на раздраженный крик. Пьяных на улицах не видно, криминала не наблюдается.

Собаки не лают, пчелы не кусаются, москитов и мух практически нет. Вместо тараканов здесь бегают по стенам и потолкам крохотные юркие ящерицы. В-общем, как говаривал гоголевский персонаж, «майский день, именины сердца». Каждый наш день заканчивался здесь счастливым умиротворением, а вьетнамцев я искренне полюбил как открытых душой и гостеприимных хозяев.