Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 17


Тест

Тест Ответственная ли ты?
Ответственная ли ты?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Историческая основа поэмы. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XII века участились половецкие набеги на Русь, они превратились в «рать без перерыва». Перед лицом грозной опасности князья стали договариваться о совместных военных действиях. В начале 80-х годов князь Святослав Всеволодович Киевский, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. В 1185 году против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя – Игорь Новгород-Северский, не принимавший участия в объединённом походе. Он двинулся на половцев с немногими союзниками, с небольшим войском. Превосходящие силы противника разгромили Игореву дружину. Сам предводитель похода был взят в плен. Осмелев¬шие кочевники, которым Игорь, по словам летописца, «отворил ворота», вновь напали на Русскую землю, предавая ее огню и мечу.
 
События злополучного похода Игоря, положенные в основу сюжета поэмы, дали автору возможность широко осветить в ней тему защиты родины.
Композиция «Слова». Поэма состоит из вступления, трёх основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается ав¬торскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли.
 
Во вступлении автор вспоминает вещего певца Баяна, прославлявшего воинские подвиги русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Принося дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Баяна», а по былям (действительным событиям) своего времени.
Поэт рассказывает далее о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Вот описание кровопролитного сражения: «С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленыя, гримлют сабли о шеломы, трещат копиа харалужныя в поле незнаемое, среди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна...» (Автор воспроизводит здесь грозный шум битвы, ожесточение боя.) Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет Игорева дружина, а князей кочевники уводят в плен.
 
Затем действие переносится в Киев. Перед нами – князь Святослав-Киевский, умудрённый опытом полководец и государственный деятель. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: «Рано вы начали половецкой земле ме¬чами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход северских князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чём не повинные русские люди.
 
К «золотому слову» Святослава – к его размышлениям о судьбах Руси – присоединяет свой голос создатель поэмы. Обра¬щаясь к князьям – Всеволоду Суздальскому, Ярославу Осмомыслу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отом¬стить «за раны Игоря, храброго Святославича», «загородить Полю (степи половецкой) ворота своими острыми стрелами».
Тема личной судьбы Игоря вводится в поэму «плачем Ярославны». Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться на родину. Ры¬дающий голос женщины, как бы преодолевая пространство, долетает до крайних границ Руси.
 
Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из «земли незнаемой». Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей, Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощённого родиной героя. Концовка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Итак, композиция «Слова» строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который дол¬жен привести к победе над кочевниками.
 
Персонажи «Слова». Герои поэмы живут и действуют в один из переломных моментов русской истории. Автор раскрывает главным образом их отношение к родине, её заботам и тревогам.
Игорь любит родину. Он смелый, неустрашимый военачальник, связанный со своими дружинниками крепкой боевой дружбой. В битве с половцами князь, как и его воины, проявляет выдержку и упорство: лишь «третьяго дни (на третий день) к полуднию» под напором вражеских полчищ «падоша стязи (знамена) Игоревы». В изо¬бражении автора «Слова» Игорь – благородный человек. Воинская честь и чувство дружбы не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода.
 
Привлекателен и отважный Всеволод. Рисуя этого доблестного витязя на поле брани, поэт применяет приём гиперболы. Всеволод сражается, как былинный богатырь: «Кама (куда), туръ, поскочаше, своим зла¬тым шеломом посвечивая, тамо ле¬жат поганыя головы половецкыя». В пылу битвы брат Игоря забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице, не дорожит он и своей жизнью.
 
Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, поэт вместе с тем сурово осуждает их за вину перед родиной. Глубоким упрёком князьям-братьям звучат строки поэмы, рассказывающие о разгроме Игорева войска и последствиях неудачи новгород-северского князя. Однако создатель «Слова» старается привлечь к нему сочувствие своих сограждан. Ведь бесстрашный Игорь нужен отечеству («Тяжко ведь голове без плеч, горе и телу без головы. Так и Русской земле без Игоря»). Вот почему поэма заканчивается провозглашением славы Игорю, тяжело пережившему свою роковую ошибку.
 
Безупречный положительный герой поэмы – киевский князь Святослав. В его уста автор вложил свою заветную мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты. Он называет киевского князя великим, грозным, рисует его человеком глубокого ума. Эти качества Святослава связываются поэтом с идеей сильной княжеской власти, которая объединила бы все русские силы для борьбы с внешними врагами.
Обаятелен образ нежной и верной жены Игоря – Ярославны. Её переживания раскрываются в монологе-плаче: «На Дунаи Ярославнын глас ся слышит, зегзицею незнаема рано кычеть: «Полечю,– рече,– зегзицею по Дунаеви, омочю бебрян рукав в Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцем его теле».
По глубине чувства, по задушевности и мелодичности плач близок к лирической народной песне. В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси, чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушались ужасами войны. Тоскуя о любимом муже, она печалится и о его воинах – стойких защитниках родины.
С любовью и сочувствием говорится в поэме о простых ратниках. Устами Всеволода воздаётся хвала русскому воинству: «А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги известны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены: сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
 
Храбрая русская дружина сражается с половцами до послед¬него человека. Лишь тогда прекратился ожесточенный бой, когда «кровавого вина не доста» (некому стало проливать кровь). Автор укоряет Игоря за то, что он «утопил богатство» (то есть дружину) на дне Каялы, реки поло¬вецкой. В конце поэмы звучит слава безымянным героям – воинам Игоря и Всеволода.
 
Образ родины. Русская земля! О ней тоскуют храбрые русичи, удаляясь от родных рубежей: «О Руская земле! уже за шеломенем еси!» За неё бьются они до последней капли крови.
Природа Русской земли – олицетворение добра. Поэт превращает её в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной, ликующей, проникнуты любовью автора к Родине.
При чтении поэмы перед нами встает величественный образ Руси. Он объемлет собой не только природу, но и русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города. Образ родины в «Слове»» неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной истории, о её настоящем и будущем.
 
Жанр и поэтический язык «Слова». Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями, в которых чувства и мысли автора раскрыты непосредственно. Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей (как в лирическом произведении) с изображением событий и характеров (как в эпосе) позволяет отнести «Слово...» к жанру лиро-эпической поэмы.
 
Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове», соответствует поэтический язык памятника. Создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и в то же время с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу.
В тексте произведения неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например битвы – с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам не достает кровавого вина. Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человече¬ской жизни явлениям природы. Так, картина бури в степи неза¬метно переходит в изображение грозного наступающего половецкого войска. В языке произведения много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества: «серый волк», «сизый орёл», «борзые кони», «чистое поле», «чёрная зе¬мля», «зелёная трава», «светлое солнце».
 
Старинные народно-поэтические эпитеты в основном верно характеризуют изображаемый предмет (или явление), но всегда приписывают ему одно и то же свойство. Автор «Слова...» уже не довольствуется только постоянными эпитетами. В предметах и явлениях он умеет подмечать различные свойства и выражать их разнообразными художественными определениями. Не случайно мы встречаем в поэме такие эпитеты, как «вспугнутые лебеди» (в старинной народной поэзии обычно употреблялось определение «белые лебеди»), «серебряные берега» (в творчестве народных сказителей – «крутые берега») и т. п.
Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается в «Слове» с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами, обращениями: «Великий князь Всеволод! Разве нет у тебя в мыслях прилететь издалека – поберечь отцовский золотой стол?». В рассказ о событиях включены речи (монологи) и разговоры (диалоги) действующих лиц. В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня (вспомним плач Ярославны).
 
Идея «Слова». И разгром Игорева войска, и тяжкие беды Руси, и тре¬вожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря – всё это изображено с целью убедить русичей, что единение русских сил необходимо. Поэт уверен, что только сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем, сможет дать могучий отпор врагу.
 
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно вос¬созданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из трудных эпох его развития. Поэма близка и дорога нам идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительных сил войны.
Автор «Слова». Имя поэта, создавшего «Слово о полку Игореве», затерялось в веках. Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принад¬лежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист.
Отстаивая идею единства Русской земли, автор бессмертного произ¬ведения защищал мирную жизнь и труд всего народа,– и в этом смысле его можно назвать народным поэтом. «Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы «Слова», – отмечал Д. С. Лихачев.
По Н. К. Семёновой.
 
Великое творение. Мы говорим: гениальное «Слово о полку Игореве», великое творение неизвестного автора. А в чём его гениальность? Почему это сочинение так волнует нас и удивляет сегодня?
Князь Новгородско-Северской земли Игорь Святославич со своей немногочисленной дружиной вышел в степь, преодолел страх перед за¬тмением, разбил в степи небольшое половецкое кочевье, захватил добычу, а на следующий день был окружен и разбит основными силами половцев. Игорь попадает в плен и без особых приключений (с помощью половца Овлура) бежит из плена. В Путивле его оплакивает Ярославна. Игорь появляется в Киеве. Вот и весь сюжет «Слова о полку Игореве».
 
Автор «Слова...» укоряет честолюбивого Игоря и призывает русских князей к борьбе с общими врагами. Вот и всё содержание, не считая отступлений о Всеславе, Изяславе, Ростиславе.
Почему же тысячи книг с увлекательными сюжетами и близко не могут стоять рядом со «Словом о полку...»? В чём его сила?
Перед нами – живой поток гениальных образов, сравнений, метафор; свободно текущий и всё время меняющийся ритм – то плачущий, то рокочущий, грозный, стремительный, бегущий, летящий, наполненный гулом пространства; перед нами поэзия с её удивительным и невозможным в реальности свойством – видеть всё в целом, как бы издали, и одновременно видеть все мельчайшие детали... А звукопись?
 
Уснул соловьиный щёкот,
говор галочий пробудился.
Русичи широкие поля перегородили
червлёными щитами...
С – с – щч – точно передают затихающий свист соловья, а в многократных г – р – р слышен вороний карк.
А вот явственно слышится топот и стремительный ритм скачки:
В пятницу спозаранок
потоптали
полки
половецкие...
Буквы «Слова...» перекликаются, пересвистываются, создавая не только звуковые миражи, но и смысловые оттенки: червлёный стяг, белая хоругвь, червлёная челка, серебряное стружие – храброму Святославичу.
 
Рифмы нет, а строка летит, как стрела: «Кричат телеги в полуночи, рцы лебеди растревоженные...» Телеги скрипят, как лебеди! Какое точное и дерзкое сравнение! И как пронзительно передаёт этот удаляющийся в темноте скрип древнерусское слово «рцы».
 
Вещий Баян течет, струится белкой по родословному древу – в каж¬дой строке «Слова о полку Игореве» загадка, свежесть поэзии, пронизывающий века: «О, далеко залетел сокол, птиц, избивая, к морю...»
Много раз про себя я повторял эту длинную жалостливую строку, за¬ворожённый её непонятной силой: и, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю...
Как зримо и страшно говорит поэт о несчастном Изяславе: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, звери кровь полизали».
 
Только гений, одарённый редчайшим чувством языка, может сказать: «Кликом поля перегородили!» Это половцы окружают дружину Игоря. Просто летописец сказал бы: половцы перегородили поля. Или: копьями перегородили поля. Но в том и тайна поэзии, что она перегораживает поля криком, – и ты всё слышишь и видишь.
Черна земля под копытами,
костьми позасеяна,
кровью полита,
горем всходит на Русской земле.
Вот ещё одно печальное чудо поэзии, двойной образ – словно стоит над рекой воин, а в реке отражается пахарь. С этим образом перекликается и другой знаменитый образ «Слова...»:
На Немиге снопы головами стелют,
жизнь кладут на току,
молотят цепами железными,
веют душу от тела.
 
Как облака и тучи по тревожному небу Русской земли, плывут сравнения и метафоры неистощимой фантазии автора «Слова...»: «И по Русской земле рыщут половцы, // словно пардусы!»; «Что тебе Волгу веслами расплескать, // шеломами вычерпать Дон?»; «Иль шеломы златые со славою // в половецкой крови не плавали?».
«Поле под вами треснуло!» – говорит автор о мощной дружине Мстислава и Романа.
Всеслав в Киеве слышит, как ему колокола звонят в Полоцке – на Святой Софии, на родине.
Ярославна плачет в Путивле, а её голос слышен на Дунае – за сотни километров.
 
Игорь хочет бежать из плена – мыслию поля мерит. Вот он бежит – и все глаголы и травы бегут вместе с ним:
Застучала земля, зашумела трава,
половецкие вежи задвигались,
Горностаем князь в тростниках мелькнул,
белым гоголем на воду пал,
вскочил на коня борзого,
соскочил босым волком,
и пустился к Донцу лугами,
и взвился соколом под облаками...
 
Значение «Слова о полку Игореве». «Слово» свидетельствует о том, что накануне нашествия кочевников древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Как справедливо отмечает академик Лихачев, «протекшие столетия не приглушили его патриотического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но становится всё более широким и глубоким». Оно оказало значительное воздействие на нашу последующую литературу. Так, в самом конце XIV в. «Слово» послужило литературным образцом для создания «Задонщины», поэтического произведения, посвящённого прославлению победы Дмитрия Донского на Куликовом поле.
По Н. К. Семеновой, И. Шкляревскому.



Мавлетов Вен   15 августа 2011   8153 0 1  


Рейтинг: +4




Тэги: Слово о полку Игореве, идея, образы, значение произведения





Комментарии:

Мавлетов Вен # 15 августа 2011 года   +2  
Приветствуются все замечания, которые позволят улучшить статью, а также другие статьи, в которых будет отмечено то, что упущено в данной статье.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.