Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 23


Тест

Тест Организованный ли ты человек?
Организованный ли ты человек?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Киевский архитектор Николай Казанский

Киевский архитектор Николай Казанский

...Должность главного (городского) архитектора существует в Киеве уже свыше 200 лет. За это время она неоднократно видоизменялась. В частности, после реформы муниципального самоуправления 1870 года городские архитекторы стали наемными служащими при исполнительном органе Киевской думы – городской управе. Их число увеличивалось по мере роста Киева и в 1912 году достигло четырех. Руководил ими один из членов городской управы, который отвечал за строительное дело и возглавлял думскую комиссию по вопросам строительства. Фактически он был в те времена главным архитектором города.

Среди исполняющих эту обязанность встречались обычные предприниматели или администраторы. Но нередко в состав управы избирались настоящие специалисты-строители – инженеры или архитекторы. Так, заслуживает быть упомянутым Николай Казанский, который возглавлял строительную комиссию на рубеже XІХ и XX столетий.

Николай Николаевич Казанский родился 3 (15) ноября 1858 года в старинном русском городе Угличе. Его отец был священником местной церкви. Уже в юношеские годы Николай выбрал для себя профессию архитектора, подав в 1875 года заявление о вступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании курса наук он подготовил дипломный проект «несгораемого театра», за который в 1883-м получил серебряную медаль училища. Вскоре молодой специалист уже работал в строительном отделении при Московской городской управе. Но, очевидно, ответственная работа в большом городе требовала более основательного образования. Так что Николай Казанский поступил еще и в столичную Императорскую Академию художеств – учебное заведение с прославленной профессурой и богатейшими традициями. Здесь он также занимался успешно: его проект «сельской церкви с домом для причта и школой» принес ему в 1889 году большую серебряную медаль Академии и звание «классного художника III-й степени».

Дальнейшая судьба архитектора Казанского была связана с Киевом – вероятно, потому, что наш город переживал тогда бурный рост при сравнительном дефиците специалистов-строителей. Здесь новичок быстро вошел в почтенное городское общество. В 1892 году приобрел усадьбу с двухэтажным домом на Подоле, в начале нынешней улицы Сагайдачного. Вступил в брак с Зинаидой Ефимовной Капник - внучкой другого киевского архитектора, военного инженера Ивана Антонова. Тот в свое время прирабатывал экспертной оценкой недвижимости для Киевского кредитного общества. Вероятно, по рекомендации Антонова этим делом активно занялся и Казанский.

Впрочем, профессиональными заказами он тоже не был обделен. Чуть ли не первым киевским проектом поповича Казанского оказался двухэтажный жилой дом, который принадлежал причту Софийского собора. Архитектор возвел его в 1890 году на Большой Житомирской, 15/1, угол Стрелецкой; дом сохранился в надстроенном виде. Вскоре Казанскому представилась возможность проектировать крупное доходное здание камер-юнкера Павла Исаевича на углу современных улиц Красноармейской, 15 и Рогнединской, 2 (1891 г., со временем дважды надстроено; теперь в нем ресторан «Первак»).


Большая Васильковская, 15/2, изображение 1897 г. (когда здесь размещалась известная мебельная фирма Иосифа Кимаера).


Нынешний вид здания.

Немало заказов поступало от домовладельцев Подола. Среди них можно отметить красивое, увенчанное угловой башенкой строение для купца Якова Новикова на углу Верхнего Вала, 28 и Константиновской ул. (1893 г.).


Верхний Вал, 28. Фото рубежа ХІХ–ХХ вв. Ныне дом на реконструкции.

Но крупнейшей работой зодчего в этот период оказался так называемый «дом Славянского». По заказу известного певца и хорового дирижера, неутомимого пропагандиста песенного творчества славянских народов Дмитрия Агренева-Славянского Николай Казанский в 1891 году составил проект огромного сооружения в самом центре Киева – по Крещатику, 1, на углу нынешней Европейской площади.


Крещатик, 1. С открытки рубежа ХІХ–ХХ вв.

В советское время здесь разместили Дом обороны, при этом была проведена реконструкция, лишившая здание «русского» декора. А в начале нацистской оккупации бывший «дом Славянского» взлетел на воздух вместе с большинством крещатицких сооружений. Теперь примерно на этом городе стоит гостиница «Днепр»...

К ноябрю 1895 года членом Киевской городской управы, ответственным за строительное дело, состоял техник Сатурнин Быстра, который увлекался также садоводством. Его внезапная смерть побудила «отцов города» искать достойную замену. Дважды дума пыталась доизбрать нового члена управы, но никто из претендентов не получал нужного большинства голосов (тем временем строительные полномочия были возложены на управца-купца Илью Снежко). В итоге, согласно тогдашнему законодательству, члена Киевской городской управы назначило Министерство внутренних дел. В конце апреля 1896 года эту должность получил архитектор Николай Казанский. В мае он принял присягу и приступил к выполнению новых обязанностей.


Дом Городской думы (не сохранился), в котором работала городская управа.

Отныне любой проект частного строительства на территории Киева должен был утверждаться его подписью. Не скроем, что после этого количество заказчиков, которые обращались к услугам Казанского, значительно возросло. Ясное дело, – когда проект выполняет сам член управы, это гарантирует его быстрое согласование. Так что в конце 1890-х и в начале 1900-х годов, пока Николай Николаевич оставался руководителем строительного дела в городе, ему приходилось ежегодно возводить по нескольку крупных сооружений, как правило, в духе или так называемого «киевского ренессанса», или «русского стиля». Среди них доходные дома по нынешним улицам Братской, 13; Большой Житомирской, 13; Заньковецкой, 10/7; Константиновской, 19 и 20; Межигорской, 17; Нижний Вал, 62; Льва Толстого, 1; Десятинному переулку, 7 и немало других.


Заньковецкой, 10/7, угол Лютеранской.


Справа – доходный дом четы Гринберг на Константиновской, 20, угол Ярославской. С открытки начала ХХ в. Теперь дом надстроен, угловая башенка утрачена.


Десятинный переулок, 7. В доме жили видные ученые-физики, академики Александр Давыдов, Митрофан Пасечник, Соломон Пекар.

Между прочим, работой Казанского открывается для нас с Подола Андреевский спуск. Именно Николай Николаевич в 1898–1900 годах надстроил и значительно расширил неказистый двухэтажный домик купеческой семьи Лакерда на углу спуска и Контрактовой площади. Жаль, что теперь нет стильной башенки, акцентировавшей угол.


Андреевский спуск, 2, угол Контрактовой пл.

Вместе с тем, по заказу купца Михаила Рихерта архитектор-управец в 1900–1902 годах выстроил здание по современной ул. Воровского, 2, где расположилось известное творческое учебное заведение – Киевское художественное училище. На Ирининской, 4 Николай Казанский возвел корпуса местной Ремесленной управы и городских училищ.


Бывшее училищное здание на Ирининской, 4.

Не забывал зодчий и свое поповское происхождение: в 1897–1899 годах он осуществил реконструкцию с расширением церкви Свв. Константина и Елены XVIII века на Подоле, пристроив новый придел в честь Святителя Феодосия Черниговского. К сожалению, храм уничтожили в середине 1930-х годов (осталась только колокольня с теплой Димитриевской церковью, которую сейчас собираются реставрировать); на его месте соорудили помещение нынешней школы № 17.

«Левые» заработки не мешали архитектору заниматься городскими делами в сложный период так называемой «строительной лихорадки». Кроме того, в 1897–1901 годах много времени пришлось посвятить возведению Городского театра (теперь Национальная опера им. Т. Г. Шевченко), где Казанский возглавлял специальную думскую строительную комиссию. Городской голова Василий Проценко даже предлагал предоставить ему вместе с ответственным строителем театра (по проекту петербуржца В. Шретера) Владимиром Николаевым особую театральную ложу в пожизненное пользование.



Вместо ложи, однако, театральные строители получили сплошные неприятности. В частности, им пришлось давать общественности объяснения по поводу огромного превышения сметной стоимости театра, которое произошло по объективным причинам (значительный рост цен на стройматериалы и рабочую силу вследствие «строительной лихорадки»). К уголовной ответственности за перерасход их не привлекли, хотя иные горячие головы и настаивали на этом. Но, во всяком случае, в 1902 году Николая Казанского уже не выбрали членом управы. Вместо него эту должность занял военный инженер Павел Голубятников, который со всех трибун клеймил расточительство городской власти.

Последствия оказались для Николая Николаевича нерадостными. Он потерял немалую должностную ставку, значительное количество потенциальных заказчиков. Проблемы усугубились общим спадом на строительном рынке в результате кризиса, последовавшего за недавним бумом. В это время Казанского выручило храмовое строительство. Так, в 1902–1906 годах он руководил возведением Покровской церкви на Приорке по проекту епархиального архитектора Евгения Ермакова.


Покровская церковь на Приорке.

В 1903–1905 годах Казанский по собственному проекту строил на Куреневке новую каменную Петропавловскую церковь с шатровыми верхами – ту самую, в которой когда-то крестили автора романа-документа «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова (не сохранилась; на ее месте соорудили корпус завода «Кинап»).


Изуродованная Петропавловская церковь незадолго до ее сноса в 1980-х гг. Фото В. Галайбы.

Между тем главные беды были еще впереди. Напомним, что Николай Казанский владел усадьбой на Подоле. В течение 1890-х годов он застроил ее новыми домами. Под залог этого имущества архитектор взял ссуду в Киевском кредитном обществе. Но в начале 1905 года у него не хватило денег для уплаты процентов в кассу общества. И оно выставило недвижимость Казанского на публичные торги. Правда, на распродаже усадьбу приобрела его жена Зинаида Казанская, благодаря чему имущество осталось в семье. Но судьба нанесла еще один удар: осенью того же года произошло сползание грунта с Владимирской горки. Этот обвал полностью разрушил флигель в тылу участка Казанских, значительно повредив и лицевые здания.


Руины в усадьбе Казанских. Фото 1905 г. Быть может, впереди в темном штатском одеянии стоит сам архитектор; к сожалению, его качественных портретов не удалось обнаружить.

Фактически бедняга архитектор был разорен. Но в это время он проявил мужество и самообладание. Николай Казанский продолжал работать, овладел новой архитектурной эстетикой модерна. Об этом свидетельствует обширный корпус крупного пивоваренного предприятия Рихерта, возведенный им в 1908 году по ул. Кирилловской (Фрунзе), 35.


Ул. Фрунзе, 35 (теперь завод солодовых экстрактов).

Кое-что довелось построить и в прежней «ренессансной» манере – к примеру, доходный дом купца Федора Дыбенко на Большой Васильковской (Красноармейской), 30. К слову, в этом доме в студенческие годы жил будущий знаменитый писатель Исаак Бабель.


Дом на Красноармейской, 30.

Настойчивый труд помог зодчему снова ощутить почву под ногами. В 1909 году он уже оказался в состоянии преодолеть последствия обвала на фамильной усадьбе. Вместо разрушенного был возведен новый доходный флигель. Наученный горьким опытом зодчий защитил его крепкой подпорной стенкой. Флигель имел три этажа, над ними была устроена еще башенка с двумя жилыми комнатами – своеобразный «пентхауз». Живописное сооружение обогатило архитектурный ландшафт вокруг Почтовой площади.


Флигель Казанского (ныне ул. Сагайдачного, 1) в 1980-х гг.

Умер Николай Казанский 20 августа (2 сентября) 1914 года, похоронили его на Байковом кладбище. Имущество его вдовы после революции обратилось в коммунальную собственность. В 1969 году «Киевметрострой» в связи со строительством линии метро потребовал сноса части застройки около Почтовой площади. После этого лицевой дом усадьбы Казанских исчез, но флигель уцелел. Существует он до сих пор – единственное старое здание по левую сторону от фуникулера, на улице Сагайдачного, 1. По заказу состоятельных фирм его капитально отремонтировали, окружили красивой оградой, башенку превратили в мансардный этаж. Пусть же теперь этот нарядный дом свидетельствует не только о «крутизне» современных владельцев, но и о заслугах видного зодчего и городского деятеля, который когда-то возводил его для своей семьи.

(с) Михаил Кальницкий

От Margaleta: о том, как снесли эту красоту, читайте в моем предыдущем посте.



Margaleta1945   10 января 2011   1931 0 0  


Рейтинг: +3




Тэги: Киев, история, архитектура





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.