Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 37


Тест

Тест Способны ли Вы выучить иностранный язык?
Способны ли Вы выучить иностранный язык?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





ПОЭЗИЯ

ПОЭЗИЯ Тема любви была излюбленной темой писателей в разную эпоху и каждый из них видел в этой теме, что - то свое родное и близкое. Но, чтобы поближе узнать о том, как тема любви была отражена в их произведениях рассмотрим ее на примере поэзии такого известного поэта, как Есенин.
Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле:
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отобразилось на поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных, -
писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина - это жизнь.
Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений «Радуница» (1916) и «Голубень» (191. Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир лирического героя, у которого место любимой заняла Родина. В русской поэзии, столь богатой шедеврами пейзажной лирики (Пушкин, Баратынский, Кольцов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок), появился новый певец, звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей.

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Такой динамики картин природы, как у Есенина, нет в пейзажной лирике его предшественников и старших современников.
Как поэт Есенин развивается стремительно. Но даже на этом фоне совершенно удивлен взлет его поэзии в заключительной период творчества - в 1923 - 1925 гг.. «Русь уходящая», «Русь Советская», поэмы «Песнь о великом походе», «Анна Снегина», «Черный человек», незаконченная драма «Страна негодяев», «Персидские мотивы» -такова далеко неполный перечень созданного им за это время .«Анна Снегина» (1925) -лиро - эпическое произведение, поэма итогов. Есенин витает ее лучшей в своем творчестве. Сюжетно - композиционную основу поэмы образуют две линии. Одна - лирико - романтическая, связанная с историей любви поэта к «девушке в белой накидке», - завершается драматические : после революции Анна Снегина, дочь помещика, оказывается на чужбине, где ждет ее горький хлеб изгнания.
Другая линия - драматическая, восходящая к дореволюционным временам, - воссоздает историю мужицкого бунта, возглавленного бедным крестьянином Проном Оглобленным
Эпос и лирика в поэме «Анна Снегина» органично слиты. И все - таки имя героини вынесено в заглавие поэмы потому, что лирическая тема особенно близка поэту, складу его дарования. способу видения окружающего мира. Кольцевое обрамление тоже определяется лирической темой. Воспоминание о сильном юношеском увлечении в начале поэмы окрашено горечью : девушка ответила отказом. В финале те же строфы повторяются, но звучат уже совсем иначе :
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Кольцевая композиция символизирует победу добрых начал.От «девушки в белой накидке» естествен переход к светлому миру сбывшихся надежд не только в личном, но и в большом социальном плане, а остается пронизанное теплотой весеннего сада ощущение светоносности земного бытия :
Я думаю :
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Эти же настроения с поразительным художественным совершенством воплощены в цикле из пятнадцати стихотворений Персидские мотивы» (1924 - 1925) - жемчужине есенинской лирик.
Любовь к Родине
Надо заметить, что мировая поэзия любила обращаться к экзотической восточной тематике. «Западно -Восточный диван» Гете, восточные стихи Пушкина , « Крымские сонеты» Мицкевича - основные вехи на этом пути. Искания европейской философской мысли облекались в форму, навеянную поэтические шедеврами Хафиза, Фирдоуси, Саади, Хайяма.
Обращаясь к традиционным мотивам роскошной природы Востока, чувственных наслаждений, радостей жизни, Есенин осмысляет их по - новому : он создает идеальное царство прекрасного, поэтический эдем, в котором молитву красоте, вечной женственности.

Свет вечерний шафранного края.
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, мой дорогая,
Ту, которую пел Хаям.
Тихо розы бегут по полям.
Означает ли это погружение «в цветочные чащи», в мир, «нет ни тревог, ни потерь», бегство от действительности, трудной и сложной жизни, которой жила страна ? Может быть, изящно - мелодические строки о нежности, розах, «лебяжьих руках», глазах, «полыхающих голубым огнем», слишком контрастировали со всех духом драматичней шей, мятежной лирике поэта ? Но голос поэта был полон тревоги «тогда, когда был край... болен». В период создания « Персидских мотивов» иные настроения наполняют лирику Есенина, о чем он и поведал в стихотворении
«Несказанное, синее, нежное...» :
Несказанное, синее нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
«Причащение» к Востоку даровало поэту то, чего так ждала его измученная душа , вылеченная «синими цветами Тегерана», - обретение чувства гармонии («Улеглась моя былая рана»). Знаменательно, что именно врачующая символика синего цвета, ранее ассоциировавшегося с самым дорогим , что связывало поэта с Россией, дарована экзотическим растениям Востока.
Глубокое проникновение поэта в самый дух персидской поэзии обусловлено ее только высокой поэтической культурой, но и отзывчивость музы Есенина, ее чуткостью к общечеловеческим проблемам. Широко известны тесные творческие контакты Есенина с поэтами Грузии и Азербайджана.Он посещает Среднюю Азию, Украину. Вот почему так органично вплетаются в ладово - мелодическую основу персидского цикла инонациональные начала. Музыкальность и напевность как родовые черты есенинской лирики обретают новые качества. Мелодический рисунок становиться как бы сродни бесконечной вполне восточного орнамента, изысканности коврового узора, трепетной воздушности.
В картинах родных мест, созданных Есениным в последние годы жизни, почти полностью главенствует печальный зимний пейзаж. В своем творчестве поэт как бы пребывает в двух временах. В Персии его мечты - весна. а быть может, и лето, а на родине - снежная пустыня, грустное мелколесье, мерзлые осины и застывшие березки. Какие только надрывные аккорды не извлекает поэт из этого белого безмолвия. В который раз обращается он к отчему дому, к любимому клену к синего окна :
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись над метелью белой ?
И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
Свое состояние, свои чувства лирический герой нередко отождествляет с каким - либо видением холодного зимнего пейзажа.Картины зимней стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей о сердце охладевшем, неспособном больше любить. Стихотворения «Какая ночь!..», « Не гляди на меня с упреком...», «Может, поздно, может, слишком рано...», «Кто я ? Что я ? Только лишь мечтатель...», « Клен ты мой опавший...», « Ты меня не любишь, не жалеешь...» и ряд других этого же времени могли бы составить единый цикл. Их объединяет не только тема разочарования в любви. Они связаны также единой тональностью, достигаемой метрической замедленностью схожестью лексики и звукозаписи. Существенно также проследить изменения, происходящие в выборе поэтом красок .
По совершенству формы, неожиданной красоте сравнений, музыкальности, безупречности вкуса лирические стихи Есенина, посвященные родине, отчему дому, рассказывающие о душевной печали , нисколько не уступают «Персидским мотивам». Отличаются же они прежде всего красками, колоритом, звучания слова. В стихах, которые мы условно назовем стихами о России, происходит некое высветление красок. Любимые цвета поэта : синий, голубой, сиреневый, реже желтый, от « медного» и до «лунного».
Синий цвет в сознании поэта, как мы многократно убеждались, ассоциируется обычно с душевной умиротворенностью, пусть грустной, а все же успокоительной. В синем, голубом Есенин ощущает ласку, отвлеченность мечты. Одно из стихотворений этого периода начинается так : «Несказанное, синее, нежное...». В другом есть такие стоки : « В синий вечер над прудом прослезиться конопляник...», « Синий май.Заревая теплынь», « Мир тебе, голубая прохлада», « Свежий месяц. Сине и сонь», « Широко синеет тихая речка», « Предрассветное. Синее. Раннее» - вот лишь некоторые примеры использования синих тонов в есенинских образах, сравнениях, словосочетаниях. Цвет этот для поэта - один из компонентов в создании успокоительного, умиротворяющего отношения к бремени страстей человеческих.
И вместе с тем лирика Есенина последних лет несет в себе мотивы, весьма далекие от успокоения.
Любовь к природе
Певец равенства и братства людей, Есенин - поэт большой патриотической темы. Русь, Родина, отчий край - неизменные мотивы его лирики. Это неизбывное сыновнее чувство пронизывает и цикл персидских стихотворений :
Как бы ни бал красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Лирика Есенина носила по преимуществу исповедальный, интимный характер. Однако ошибочно было бы на этом основании говорит об узости диапазона творчества поэта или камерном содержании есенинской поэзии. Лирика Есенина социально - насыщена, ибо и самые интимные его стихотворения освещены светом высокого гуманистического идеала
Время творчества Есенина - время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
Лирический герой поэта — современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений. Мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, глубоких раздумий о смысле жизни.
Хочется вспомнить одно из самых проникновенных и человечных лирических произведений. Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу...”, написанное им в 1921 году. Как философски мудры в нем раздумья Есенина о днях быстротекущей жиз­ни, с какой художественной силой выражена в нем лю­бовь к людям, ко всему живому на земле!

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Глубочайший лиризм и гуманистический пафос этого стихотворения, весь его “просветленный” эмоциональный настрой идет от великих традиций русской классической литературы.
В стихотворении Есенина нас покоряет и захватывает в “песенный плен” удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. “В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,—читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других”.
Не случайно до сих пор Есенин – поэт, которого поют больше чем кого - либо другого. “Лирическим чувствованием” проникнуто все стихотворение поэта.
Природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения:
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
Характерен для Есенина прием, который можно было бы назвать “олицетворением наоборот”. Это то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Не жалею, не зову, не плачу,
В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нераздельно: В них есть не только “половодье чувств”, но и половодье мысли. Огромная притягательная лирика Есенина признана сегодня во всем мире. Есенин был со всеми народами мира, которые любят жизнь, любят красоту и честность.
Тема Родины - главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах.
Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике "Радуница") автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная!", написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою".
Тогдашние его представления о родной земле еще очень “детские”. Родина для Есенина - это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных". Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим "заоблачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потом пропахшая выть" и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. "Грустная песня, ты - русская боль!" - восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. "Радуюсь песней я смерти твоей", - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического "земного рая" для мужиков (стихотворение "Иорданская голубица"). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, "куда влечет нас рок событий". Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного "скверного", "железного гостя", перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя "последним поэтом деревни". Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
-"Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?"
С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. "Я брат вам по крови", - обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда "по всей планете пройдет вражда племен", "когда на земле будет один язык, и лишь "историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется". Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства "того места, где он родился". Он утверждает: "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь". Любуясь "голубой родиной Фирдоуси", он ни на минуту не забывает о том, что "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о "мужицком рае", неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть "Русь советскую", чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце "любовь к родному краю" - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.
Заключение
Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле:
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отобразилось на поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных, -
писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина - это жизнь.
Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим.



ЕМЕЛИН АЛЕКСАНДР deleted   28 февраля 2009   1979 0 0  


Рейтинг: 0




Тэги: НА ПОЭЗИЮ ПОТЯНУЛО В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.