Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 48


Тест

Тест Способна ли ты сделать блестящую карьеру?
Способна ли ты сделать блестящую карьеру?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Остров Пасхи

Я в прошлый Новый год обещала одной группе людей рассказать сказки, т.е. истории о том, о чем они захотят послушать.

Одну из этих историй - об острове Пасха - я написала для девушки с ником Фанки.

Поскольку это подарок, то выложить как статью я точно не могу ))



Но тут почему бы и нет?

Итак...



Когда Фанки выбрала в качестве подарка, который я обещала сделать, рассказ об острове Пасха, я слегка удивилась, поскольку это не самое известное место для путешествий, к тому же оно чрезмерно мистифицировано пресловутыми каменными идолами, но честно взялась выполнять обещанное, и вот, что у меня получилось.



Итак, остров Пасхи (Pascua).

Сначала простые вещи, известные всем. Остров этот довольно-таки изолированный от любых архипелагов и выглядит попросту как точка в океане (до ближайшего населенного пункта 2.5 тыс.км). Находится он на 27 градусе южной широты и 109 / 27.116667° ю. ш. 109.35° з. д. градусе западной долготы. Это геологическая загадка, хотя и известно, что вулканического происхождения.

Посреди острова находится пустыня, на острове есть небольшие горы, самая высокая из них всего 539 м над уровнем моря. Кстати, на самом деле 3 км этой горы находятся под водой, но это мелочи. На острове нет деревьев, он "лысый как коленка", но это не природная особенность, а работа людей, на острове живущих. Рек, ручьев и прочих источников пресной воды тоже нет, все что есть – это три озера, вода в которых скапливается во время дождей. Озера эти разместились в кратерах вулканов, так что образовались естественные чашки.

Название острова придумали голландцы, прибывшие сюда под командованием адмирала Якоба Роггевена, открывшие, и никто не знает, то ли они исказили одно из местных названий, то ли дело в том, что они высадились в первый день пасхальной недели 1722 года (5 апреля). Местных же названий известно, по меньшей мере, три: известное всем имя Рапа-Нуи (Rapa Nui) - Большое Весло, а также еще два, прославляющих особое географическое положение острова: Те-Пито-о-Те-Хенуа - Пуп Вселенной или Пуп Земли (кстати, именно так назвал остров первый туземец, прибывший на флагманский корабль голландцев "Аделаар") и иногда Мата-Ки-Те-Ранге - Око, Глядящее в Небо. Последнее самоназвание островитян услышал от них наш известный этнограф и путешественник Миклухо-Маклай в конце XIX века. Джеймс Кук назвал их в судовом журнале «Ваиху», но не очень понятно почему.



Голландцы хоть и считаются первооткрывателями острова, но это явно не так, поскольку к моменту их высадки, в племенах были представители почти всех племен человечества. Некоторые всерьез считают, что остров Пасхи на самом деле открыл Хуан Фернандес в 1578г., умерший при загадочных обстоятельствах спустя некоторое время. (На самом деле все было, скорее всего, намного проще. Фернандес потерял управление и сам не знал, куда попал. Возможно, на остров Пасхи, поскольку в том районе вроде бы больше попадать некуда. Возможно, и вообще куда-то в другое место. Тем не менее, Фернандес решил «заначить себе» эту находку, однако, как и всякий пират, через некоторое время канул в Лету вместе со своей информацией. Но все эти люди могли занести на остров генетику белых людей.) Кстати, голландцы искали-то в этих местах загадочную землю Дэвиса, поскольку этот английский флибустьер оставлял какие-то сведения о затерянном в океане острове.



В любом случае, Роггевеном был зафиксирован и красный, и черный, и белый цвета кожи (о том, что один совершенно белый туземец встретил корабль, записано даже в бортовом журнале).

Хотя этот один белый мог появиться и в чисто негроидных и чисто австралоидных племенах, поскольку все признаки белого человека не являются мутацией генотипа. Они «сидят» в генотипе всегда, но для того, чтобы они начали явно проявляться, нужны определенные внешние условия (отвечающие климату Древней Европы, например). Без них эти признаки иногда проявляются (с очень малой вероятностью) и тут же снова «прячутся» в генотип как невостребованные. Подобные процессы в природе происходят довольно часто, тут нет ничего удивительного, кроме того, что все же это довольно редкое событие, а на острове не так много жителей. Раз уж речь зашла о генотипе, то опишем островитян, исходя из записей бортового журнала Роггевена. Внешний вид местных жителей таков: плотное телосложение, высокие, любят пиво, табак и крепкие спиртные напитки. Многие имеют татуировки с головы до ног. Причем, если верить записям все тех же голландцев, самое странное, что татуировки эти изображали разных птиц и зверей, которых на острове попросту не было. Из животных на острове были только ящерицы и крысы, а рисунки чего только не изображали! Роггевен приводит один забавный факт, которые позже прольет свет на многие события из истории острова: он говорит о том, что мочки ушей у островитян были растянуты до самых плеч.

Голландцы быстро ретировались, пробыв на острове всего день, при этом перестреляли массу народа, в том числе и первого из островитян, кто пришел к ним на корабль. Но они видели статуи и записали, что туземцы разжигали перед ними костры и "молились", т.е. садились на пятки, склоняли головы и поднимали-опускали руки, сложив ладони вместе. Утром они стояли на коленях, лицом к солнцу опять-таки в круге костров. Записи в бортовом журнале гласят также, что: «Каменные фигуры поразили и восхитили нас. Мы не могли понять, как люди, у которых нет не только дерева, но даже канатов, были в состоянии их воздвигнуть».

Остров Пасхи довольно маленький, но тайн на нем считается огромное количество. Во-первых, неизвестно, откуда тут появились люди. Неизвестно, зачем и кто сотворил тут множество тех самых статуй - идолов - моаи, высотой несоизмеримой с ростом человека (от 3 до 21 метра). И, главное, КАК? Это ж вам даже не Древний Египет с его населением и технологиями. Вес каждой статуи колеблется от 40 до 90 тонн, а особых технических приспособлений для переноски не видно. Еще одной загадкой острова оказывается его язык, точнее письменность ронгаронга, о которой скоро пойдет речь. Дело в том, что она удивительным образом похожа на египетские иероглифы, знаки цивилизации Хараппы и даже на древний китайский рисуночный язык. Но и это еще не все, поскольку есть несомненное же родство языка ронгаронга с языком индейцев Центральной Америки! Просто поразительно, как много племен Земли оказались завязанными на эту точку в океане...

Собственно, это и есть главные загадки острова. Остальные либо связаны с этими, либо могут иметь другие объяснения. Например, входы в пещеры, желоба, ведущие в океан, площадки из камня, надписи на скалах - понятно, что все это следы той же цивилизации, что сделала, скажем, статуи-идолы. Цивилизация острова, видимо, ближе всего к полинезийской, хотя это предмет ожесточенных споров этнографов.

Начнем с языка.

Известно, что местные жители считали главным божеством некоего Мак-Мака и имели свою письменность. Чудом сохранились штук двадцать табличек с текстами, которые, подобно славянским, вырезались на дереве (всего табличек пять). Считается, что европейцы средних веков, считавшие, что поклоняются рапануйцы то ли дьяволу, то ли просто идолам, большинство этих табличек – ронгоронго – попросту сожгли, осталось очень немногое. Но некоторые исследователи отметают этот вариант, ссылаясь на целый ряд записей кораблей, заходивших на остров в разные времена. Записи говорят о довольно быстрой деградации и полном равнодушии островитян поздних времен к собственной письменности, так что, может быть, островитяне это сделали сами, вопрос толком не решен.

Обнаружили рапануйскую письменность испанцы, в частности капитан дон Фелипе Гонасалес де Хаэдо и его помощник Агуэра, прибывший сюда в 1770 г. на двух кораблях: "Сан Лоренсо" и "Санта Розалия" (поскольку других версий нет, то считается, что испанцы были следующими за голландцами). Это была эпоха расширения Испанией своих владений, и – главное – борьбы за пряности и острова, на которых они росли. Историю этой борьбы я опущу, замечу лишь одно: в свое время испанцы потеряли контроль над Моллукским архипелагом, за владение которым в свое время они отдали Индию и Китай, считая, кстати, что остались в выигрыше. Однако, Португалия и Голландия перехватили контроль и над тем, и над другим, оставшись хозяевами региона. Испанцы искали новые пути на архипелаг и нашли Америку. Казалось бы, того, что привозилось из Америки, должно было хватить с лихвой, ан нет! Пряности стоили того, чтобы снова биться за Моллукский архипелаг, поэтому, начиная с короля Карла I, Испания снова ищет и ищет путь в Вест-Индию, причем со стороны Американского континента (дело в том, что Португалия и Голландия с запада перекрывали все подступы). В силу этого именно испанцы открыли и исследовали массу островов к западу от американских континентов, в частности, и заброшенный остров Пасхи.

Так вот испанцы, прибывшие с Гонсалесом, находились на острове 6 дней, назвали остров Сан-Карлос, присоединили его к Испании и тщательно описали все, что можно. В частности, там было сообщение о том, что предводители расписывают свое тело ярко-красной жидкостью (не кровью), причем изображают линии, пирамиды, закорючки и какие-то "жуткие личины", причем делают их упорядоченно и симметрично. Красиво, одним словом. Гонсалес указывает на то, что они священны (возможно) для островитян. Испанцы даже составили небольшой словарь языка рапануйцев – одна из самых ценных вещей, оставшихся от них в наследство для жителей острова. Дело в том, что этих слов уже нет не только у рапануйцев, но даже и у полинезийцев. Нет даже родственных слов! Что говорит о том, что рапануйский язык (древний во всяком случае) был изолированным и отдельным от остальных языков. На нем говорили только здесь! А это с точки зрения лингвистики почти невозможно.

Еще одна любопытная деталь. Испанцы составили некий акт о присоединении острова к Испании. На акте подписи Гонсалеса и вождей племени. Это были странные знаки существ, похожи на птиц и лангустов одновременно. Такие же знаки наносились на тело и на скалы. Это уже было свидетельством существования письменности.

У Гонсалеса нет никаких намеков на упадок острова, тем не менее, прибывший сюда всего через четыре года, в 1774 г. величайший из мореплавателей Земли Джеймс Кук обнаружил, что плантации заброшены, хижины сожжены, каменные идолы повалены на землю, и всего на острове живо не более 600-700 человек. Что же случилось за это время? Никто не знает. Легенда, записанная Куком, рассказывает вот что: «Вождь послал за Ратокой, сыном Уки. Ратока пришел и крикнул Руко, чтобы тот вышел из пещеры... Руко выбежал из пещеры. Он набросился на Ратоку, чтобы убить его... Навстречу ему вылетела птица таваке и клюнула Руко в глаз. Ратока бросился на Руко и укусил ему большой палец. Появление птицы и окровавленный палец напомнили Руко о проклятии Уки. Он остолбенел. Ратока свалил Руко, ударил копьем и убил его...» Известно так же, что на острове начались священные войны Хуримоаи, опустошавшие хижины, но что это были за войны и по какому поводу они разгорелись — загадка.

Капитан Кук записал историю о том, как сами островитяне рассказывали о появлении на острове и что великий вождь Хоту Матуа привел своих людей 22 поколения назад, но легенды умолчали о том, откуда они пришли.

Островитяне настолько нуждались в помощи, что выставили на продажу то, что до этого даже никогда не показывалось – свои священные фигурки моаи кавакава, вырезанные из дерева под названием торомиро. «Фигурки изображали людей обоего пола. Плотная древесина прекрасно отшлифована, цвет темно-коричневый». Англичане не смогли понять смысла и назначения фигурок, но отметили, что в священные места где-то под землей, куда исчезали жители острова, их все равно не пустили (они записали этот факт в бортовом журнале). В эти пещеры впервые попали французы, посетившие остров в 1786 году на двух фрегатах под командованием второго известнейшего путешественника всех времен и народов – Ж.Ф. Лаперуза. Либо французам ничего интересного не показали, либо эти ходы были не священными, а только ничего особенного они не заметили. К тому же Лаперуз пишет о том, что они вообще не заметили никаких религиозных ритуалов. На острове явно уже шла совсем другая жизнь, нежели, скажем, при испанцах, в частности, уже никаких признаков поклонения Маку-Маку уже не было.

Я допускаю мысль, что испанская цивилизация завезла на острова некую болезнь, вызвавшую и войну, и разруху, и общий упадок цивилизации. Это довольно частый случай для жителей-островитян в те времена. Некоторые деревни вымирали попросту полностью и заселялись соседями, спустя довольно долгий срок. Либо они просто передрались в попытке объяснить, что делать дальше, после появления такого количества белых людей (ну, примерно, как индейцы были в растерянности, считая Кортеса посланцем Кецалькоатля по меньшей мере).

Наконец, известно, что на острове одно время шла война с полинезийцами («короткоухие» полинезийцы бились с «длинноухими» рапануйцами, помните упоминание в судовом журнале Роггевена?). Причем война началась не абы как и не сразу, а через двести лет после того, как примерно в 1400 г. эти самые полинезийцы прибыли на остров. Не поделили чего-то… Вспыхнула ужасающая по своим последствиям гражданская война, короткоухие победили, покидали на землю статуи, в общем, утвердили себя. Произошло это, судя по всему, примерно в 1680 г., т.е. до прибытия испанцев. Возможно, процесс зашел слишком далеко? Или снова началась война? Кто знает…

В 1804 г. на острове побывала русская "Нева" под командованием Юрия Лисянского. Точнее, шторм помешал высадиться на остров, но торговля все же состоялась со шлюпки. Собранная коллекция фигурок с острова Пасхи сейчас находится в Кунсткамере в Петербурге.

Тем временем, островитяне начинают довольно агрессивно встречать пришельцев. В 1816 г. на остров пытается высадиться Отто Коцебу на «Рюрике» (это тоже был русский корабль), но островитяне встретили его столь враждебно, что высадку на сушу пришлось отменить. С борта корабля Коцебу заметил, что все статуи лежат на земле и вообще на острове происходит чтото тревожное. В 1843 г. там пропадает христианская миссия из Франции. Но и мир не остается в долгу и его ответ куда трагичнее и катастрофичнее по последствиям. В 1862 г. сюда приехали корабли работорговцев из Перу и увезли сотни людей в Южную Америку. Среди них были король острова Каимоко и все маори (ученые) острова Пасхи. Заодно они завезли оспу на остров, который до тех пор ее не знал.

Попрятавшиеся под землю местные жители умирали от диковинной болезни, теряя заодно остатки своей культуры и письменности.

С этого момента можно утверждать, что цивилизация острова Пасхи канула в Лету.

Островитяне практически полностью деградировали, потеряв религию, науку, культуру и письменность. Даже одежда и то стала ненужной деталью. Главной передачей информации становятся устные рассказы и они гласят, что всех пришельцев лучше убить без затей. Рапануйцы становятся невежественными дикарями.

В это же время пропал еще один уникальный культурный обычай, посвященный все тому же МакеМаке или МакуМаку – богу островитян. Это культ человека-птицы. Ежегодно слуги и воины выходили искать первое яйцо черной морской ласточки на острова Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи (это три острова, рядом с островом Пасхи). Человек, нашедший яйцо, должен был вплавь вернуться на остров, доставить его своему господину и получить от него в подарок 7 женщин. Хозяин же становился Тангата-ману – человеком-птицей, живым воплощением МакеМаке (скальный поселок Оронго, расположенный на западном конце острова на вулкане Рано-Као, был главным местом проведения церемонии). Кстати, Хоту Матуа, легендарный вождь, приведший на Рапа-Нуи своих людей, именно в этом месте «родил» своего наследника. После рейда перуанцев выбирать Тангата-ману было уже некому и не из кого.



Очередная французская христианская миссия прибывает на остров и на год оставляет на нем брата Эжена Эйро, послушника Братства Святых Сердец Иисуса и Марии. В своих письмах генералу ордена он скорбит об их агрессивности, описывая ужасающие картины жизни на острове. Именно из его писем мы знаем о быте, обрядах и нравах жителей острова Пасха тех времен. В частности, он пишет и о том, что во всех домах острова есть жезлы или деревянные дощечки, покрытые иероглифами. Они похожи на изображения животных, которых нет на острове, а наносятся острыми камнями (об этом Эйро написал в декабре 1864 г. преподобному отцу Верховному генералу братства). Назывались эти предметы «кохау ронгоронго». Эжен понял, что эти дощечки и жезлы – древняя письменность острова и их ценность невероятна высока для всей мировой культуры, но… Но он уже ничего не успевает сделать. Эйро умер от туберкулеза, заразившись им от островитян (кстати, это значит, что и туберкулез тоже успел кто-то завезти). Надо сказать, что жизнь и поведение Эжена Эйро были таковыми, что островитяне смягчились и простили белых людей, умерив свою агрессивность. Кстати, они совсем не хранили свои дощечки и Эйро понял, что это означает, что их смысл полностью утрачен, а язык потерян, хотя при этом рапануйцы слепо хранили и передавали из уст в уста имена каждого животного и символа.

Ватикан хранил письмо Эжена Эйро очень долго, однако именно его текст помог в конце концов расшифровать язык. В письме он говорит: «Не подумайте, что они сочиняют поэмы по разным случаям, они довольствуются тем, что просто повторяют одно и то же, иногда одно слово, передающее предмет, но поют на все лады от начала праздника до самого его конца». Эти слова были поразительно прозорливыми и я советую запомнить их до конца рассказа о языке.

Через несколько лет дощечки практически полностью исчезли с острова. Во всяком случае святой отец Себастьян Энглерт, приехавший специально за кохау ронгоронго, уже ничего не нашел. В конце концов, епископ острова Таити по имени Тепано Жоссан, обладавший немалым образованием и любознательностью, решил помочь коллеге и отправил на остров целую миссию, которая нашла всего пять табличек. (Энглерт полагал, что остальные они попрятали в своих сокровищах). Почему Жоссан так заинтересовался табличками? Ответ прост. Это была единственная(!) письменность, обнаруженная на островах Океании.

Итак, Европа получила целых пять табличек кохау на которых острыми камнями или зубами акулы гравировали знаки. Тут были и крылатые люди, головы с огромными глазами и рогами, спирали, крючки, лодки, лягушки, ящерицы, осьминоги, черепахи и рыбы. Фантастические существа, двуногие твари и даже черная морская ласточка, посланница великого бога Мака-Мака. Она кричит и из ее рта вылетают волнистые линии. Иероглифы похожи на египетские, что и позволило исследователям говорить о том, что первые жители острова были выходцами египетской цивилизации.

Текст начинался в левом нижнем углу дощечки и сначала шел слева направо. Потом дощечка переворачивалась, и знаки снова вырезались слева направо. И так до тех пор, пока было место. Такая система в древней письменности не очень распространена, но и не очень большая новость. Она называется перевернутый бустрофедон и профессионалам хорошо известна. Ну, угадайте, где применялся такой забавный способ записи? Правильно, не угадаете. В Южной Америке, да не просто там, а в горных районах Анд. Там же, где лежат статуи инков, так невероятно похожие на моаи. Запомним этот факт до истории плавания Тура Хейердала.

Ученые маори уже снова появились на острове, но они не могли объяснить даже часть табличек. По правде сказать, они уже не могли объяснить ни единого символа на них, так что смысл текста полностью ускользал.

Кстати, из того, что досталось нам, можно увидеть, что вырезались эти сказания как на древних деревьях, так и на обломках весел европейцев, что говорит о том, что письменность на острове существовала долгие столетия (если только последние из них не были "тупо" скопированы с предыдущих). Материал, на который наносились письмена, подсказывал еще одно племя, от которого могли произойти рапануйцы – хеттов.

По правде-то сказать, письменность рапануйцев была похожа не только на египетскую, но об этом узнали совсем-совсем недавно. В начале 20-го века была раскопана Хараппская цивилизация, а чешский этнограф Честмир Лоукотка обнаружил поразительное сходство между письмом древнейших цивилизаций Индии и языком кохау ронгоронго. Кстати, первые тоже не расшифрованы, поскольку от них осталось поразительно мало. Еще чуть позже венгерский лингвист фон Хевеши делает потрясающий доклад во Французской академии наук: оказывается 175 знаков кохау ронгоронго и иероглифы Индии попросту полностью совпадают! А это значит, что на острове Пасхи в середине 19-го века(!!) существовала письменность, потерянная в Индии 4.5 ТЫСЯЧИ (!!) лет назад. Это ли не сенсация?!

Чудеса с языком ронгоронго на этом не завершились. Австриец Роберт Хайне-Гельдерн в 1951 г. установил, что ронгоронго превосходно совпадает и с китайским рисуночным письмом, сохранившимся на острове Суматра. Ну, вообще говоря, это уже не столь поразительно, если предположить, что жители Индии попали как-то на конец евразийского континента, а потом... Кстати, а куда? В Южную Америку, а оттуда на остров Пасхи? Очень даже может быть… Американские ученые, в свою очередь, заметили некоторое сходство письменности Пасхи и знаков-птиц у жителей Соломоновых островов. Возможно, письменность была у всех полинезийцев, только вот потеряна во времени?

Чтобы совсем не было скучно, французский профессор Метро, много времени потративший в 30-е годы XX века на исследования острова Пасхи, вполне убедительно показывается связь письменности ронгоронго с еще одной цивилизацией – с племенем индейцев куна, жителей Центральной Америки (Панамы).

Так и выстраивается забавная цепочка: выходцы из Африки (Египта) прошли в Инд, где основали цивилизацию? Или по крайне мере принесли письменность. И отправились дальше, дойдя до Америки. После чего попали на остров Пасхи.

Одним словом, загадка происхождения ронгоронго – это та мина, на которой могут полностью подорваться наши представления о расселении человека в древнем мире. Спасибо Фанки, заставившей меня взяться за эту тему!

Попыток расшифровки языка было неизмеримое множество. Известно, что еще во времена Тепано Жоссана некий предприимчивый человек назвался маори ронгоронго по имени Метеро Тау а Уре. Он пятнадцать дней пел разные тексты, которые епископ записывал и рисовал в толстую тетрадь, пытаясь передать слова знаками. В 1954 г. на основании этой тетради записи ронгоронго истолковали как своего рода конспекты для сказителей. Утверждалось даже, что в одной из них говорится о том, что человек летит к Луне, что и вызвало лавину фантастических интерпретаций загадок острова Пасхи. Однако позже оказалось, что Метеро Тау а Уре попросту мошенничал, а интерпретировать знаки на основе тетради Жоссана не удается. Интересно, что полинезийский ученый Те Ранги Хироа вообще утверждал, что эти знаки никакая не письменность, а Меторо просто талантливый импровизатор. Видя знак, скажем, неба, он интерпретировал текст как "тот, кто живет на небе", что могло совершенно отличаться от истинного смысла. Но тайна уже ползла по миру.

Один талантливый авантюрист по имени Эрих Деникен сделал себе имя как писатель и автор сценария на основе идеи, что жители острова Пасхи – пришельцы с далеких звезд, чем окончательно закрепил сенсацию в головах жителей нашей планеты. Говорили и о затонувших континентах, и о массовом облучении… Елена Блаватская вовсе утверждает, что возраст острова – 4 млн. лет, а создан он расой гигантов, живших на материке, который тянулся от Индии до Тихого океана (страна Лемурия). В общем, перепробовано решительно все.

Сами рапануйцы время от времени утверждали, что среди них остались люди, которые умеют говорить и писать на ронгоронго, но стоило хоть кому-то заинтересоваться этим, как вся информация исчезала, а ее носители или умирали, или больше никому не показывались. Даже великому Туру Хейердалу не удалось посмотреть листы бумаги, на которой, вроде бы были записаны знаки кохау ронгоронго и их перевод на латынь. Более того, иногда умирали те, кто успевал как-то запечатлеть расшифровку знаков! Это, например, английская исследовательница Кэтлин Раутледж, которая вроде бы общалась со старым Томеники, последним из маори, умевшем читать и петь кохау ронгоронго. Утверждается, что перед смертью он записал несколько строк на этом языке для Кэтлин, но материалы экспедиции утеряны, хотя страничка сохранилась.

Тур Хейердал не был бы Туром Хейердалом, если бы остановился на достигнутом. Ему удалось приобрести несколько рукописей, изъеденных червями и очень ветхих. При этом толкования совпадали вроде бы с тем, что записал Жоссан по словам Меторо.

В результате, всего вместе собралось 20 табличек с надписями, две из которых лежат в Кунсткамере, Музее антропологии и этнографии им.Петра Великого (их привез еще один великий путешественник Миклухо-Маклай).

А вот теперь о том, почему я упоминаю Россию в этой истории.

В 1996 г. в Санкт-Петербурге, кажется расшифровали язык ронгоронго. Это сделала Ирина Константиновна Федорова, ученица Ю.В.Кнорозова, который вместе с Н.А.Бутиновым в 1956 г. доказал, что письменность ронгоронго имеет иероглифическую природу. Кнорозов к этому времени сумел прочитать письменность майа и дешифровать иероглифическое письмо, составив целый словарь. Его ученица за тридцать с лишним лет работы сумела найти новую интерпретацию языка острова Пасхи, предполагая, что этот язык своеобразный ребус и что даже одно и то же выражение в разные времена и по разным поводам может значить разные вещи (помните Эжена Эйро? «Не подумайте, что они сочиняют поэмы по разным случаям, — они довольствуются тем, что просто повторяют одно и то же, но поют на все лады...») Исходя из форм современного рапануйского и некоторых полинезийских языков: тонганского, самоанского, маркизского, гавайского, маори, таитянского, мангатуамотянского, а также футунанского, реннел-беллонского, И.К.Федорова попыталась "вытащить" смысл из табличек ронгоронго. По правде сказать, там ничего особо интересного нет, поскольку связаны они непосредственно с жизнью островитян: сахарным тростником, ямсом и т.п., но ведь и большинство египетских и месопотамских табличек говорят о долгах и перечисляют доходы неизвестных торговцев, а вовсе не рассказывают о быте или верованиях древних египтян, шумеров или аккадцев. Вот такая история. Прочитать ее можно в журнале "Вокруг света" №4 (2667) | Апрель 1996, ссылка: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1171/.

Если говорить про современность, то в наши дни на острове говорят на трех языках: рапануи, английском и испанском.



Уф. А я то хотела начать все последовательно рассказывать!

Но раз уж так вышло, то пора перейти к самой большой загадке острова.



Каменные идолы – вторая загадка, которая собственно и привлекла внимание к острову всего мира. Делались они из лавы на одном из концов острова, после чего по трем дорогам перетаскивались к святым, по-видимому, местам-постаментам, называемым аху. Все моаи стоят непременно лицом к внутренней части острова, спиной, соответственно, к лес… ой, к морю. Точнее, к океану.



Иногда считают, что статуи стоят просто над могилами известных людей острова (или всех?). Мнение это пошло из-за того, что у некоторых статуй на головах расположено нечто вроде шапки из красного камня, которые могли носить вожди или просто «великие люди». Всего их порядка 600 штук (хотя кто-то насчитал и все 900, вопрос какие из них считать и считать ли начатые работы полноценными статуями). Статуй, в смысле. На всякий случай приведу официальную статистику. Считается, что моаи 887. Из них 288 установлены на аху (самих аху больше 300). На склонах Рано Рараку стоят 397 статуй. Точнее, стоят или лежат. Еще 92 статуи разбросаны по всему острову (лежат). В Рано Рараку стоят самые большие статуи, от которых остались только головы, остальные части тела погружены в осадочные породы, которые накидало сверху за сотни лет. Самого большого моаи попросту зовут Гигантом (El Gigante), его высота 21.6 м. Весит он 145-165 тонн. Из тех, кто стоят на аху, самый большой моаи Паро (Paro) высотой около 10 метров, а весом в 80 тонн. Расположен он на на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura)

Выглядят моаи довольно странно и дело даже не в шапках, а в том, что у моаи тяжелые выступающие подбородки и очень большие головы. При этом тонкие губы и заостренные приподнятые носы заводят в тупик, как несколько нехарактерные черты лица, скажем, для островитян. Они чем-то отчасти похожи на развитых неандартальцев. Кстати, если не удерживать воображение, то можно предположить, что и есть тут какой-то след, ведь племена попадали на этот остров случайно. Могли случайно попасть и "братья" человечества, да и остаться навсегда. К тому же, с большой вероятностью, между кроманьонцем и его потомками и неандартальцем возможно скрещивание. Но это фантастика чистой воды.

Можно удариться в еще большую фантастику. Глаза всех статуй смотрят в небо, что позволяет разным уфологам предполагать небесное происхождение племен, сделавших эти статуи (хотя ученый-этнограф Тур Хейрдал не без оснований сравнивает эти статуи со статуями индейцев в Андах и находит недвусмысленные сходства). Да, кстати, мочки ушей у статуй тоже оттянуты до плеч.

Некоторые статуи имеют украшения, некоторые – татуировки, смысл в этом неизвестно какой, поскольку письменность, как вы знаете уже, все еще загадочна (работа Федоровой в мире не слишком широко известна, да и история уже знает случаи, когда через десяток лет оказывается, что расшифровка была неправильной).

Кстати, сами островитяне склонны придавать статуям мистический смысл, в частности, они считают, что эти идолы защищают остров и излучают некую энергию, которая позволяет всем обретать покой и счастье. Поэтому они и повернуты лицом к острову в вечном молчании его стражей.

Идолы не одинаковы и делятся на несколько исторических периодов. Самые древние имеют огромные глаза и круглую голову и похожи на статуи, найденные в Южной Америке, на границе Перу и Боливии, на озере Титикака и в Эквадоре.

Более поздние сделаны иначе и только одна деталь сохранилась: скрещенные руки на животе и сцепленные пальцы.

Самые «свежие» имели красные шапки на головах и не слишком высокий рост (метра по 4).

При этом материал, из которого сделаны моаи загадки не представляет. Это, как уже было сказано, вулканическая лава, которой много на одной из конечностей острова (а шапки делались на другом конце острова). Лава содержит минерал ксенолит, очень твердый и прочный. Из него делали "токи" – молотки для обработки статуй. Похоже, что ваятели сначала обозначали всю фигуру, потом вырезали лицо, грудь и живот. Потом уши и руки с длинными пальцами, сложенными на животе. Только после этого статуя освобождалась из туфа (лавы), пока не оставалась только нижняя часть спины и ягодицы. Это и была последняя перемычка перед тем, как освободить статую для переноса. Когда ее разбивали, моаи спускали вниз и доделывали спину уже в положении статуи стоя. Там же или уже на постаментах делали обработку глаз (возможно потому, что при перемещении приходилось накладывать повязки для защиты статуи от разрушения трением канатов по мягкому туфу).

По трем дорогам скульптуры везли на постаменты, где они навсегда замирали в разных позах. Вообще говоря, подавляющее большинство статуй просто не закончены и разбросаны вдоль дорог или прямо в каменоломне, что удивляет всех путешественников, видевших это. Словно цивилизация, сделавшая удивительные фигуры, взяла да исчезла в одночасье примерно к 1500 г. н.э. (Считается, что к этому моменту число жителей острова должно было составлять от 7 до 20 тыс. человек).

Может быть, конечно, дело в инопланетной цивилизации, хотя варианты с глобальными катаклизмами или попросту эпидемия какой-нибудь чумы могли привести к такому же результату (вспомним хотя бы Крит).

Фигуры и их постаменты – аху - сделаны качественно. Кирпичи сложены так плотно, что между ними нельзя вставить, как говорится, даже лезвие ножа.

По поводу того, как перемещались эти статуи, есть несколько гипотез.

Одна из них такова. Известно, что дороги, по которым везли статуи, U-образные. Они всячески избегают прямых участков и, если они есть, то у дороги появляются бордюры и некие опоры типа рычагов (кстати, на местном языке это называется «токи хака порореко моаи» — «камни для поворота моаи»). Чешский инженер Павел Павел придумал способ, которым можно было бы перемещать моаи, написал об этом великому исследователю острова — Туру Хейердалу, который весьма заинтересовался этим вопросом, и вот чем это закончилось (об этом можно почитать журнал "Вокруг света" №3 (2594) | Март 1990, №4 (2595) | Апрель 1990, ссылки: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2833/ и http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2875/). Я коротко перескажу суть.

Он сразу исключил возможность тащить статуи «руками», исходя из того, что в Мексике, в Ла Венте пробовали тащить статую весом в тонну на семь километров. Если статуя в сто раз тяжелее, этот метод не проходил. Волоком тоже было бы слишком сложно, поскольку тащить таким образом статую должны были десятки человек (а то и сотни), а как тогда ставить статуи на берегу? Островитяне вообще говорят, что статуи "сами ходили". Вот из этих слов и исходил Павел.

Он предположил, что статуи перемещали кантованием. Наклонить, повернуть, отпустить. Статуя делает маленький шаг вперед. Снова и снова… Это проще, чем любой другой метод. Чтобы проверить эту идею Павел Павел вместе со множеством помощников отлил четырех-с-половиной-метровую статую из бетона (ее вес был 10-12 тонн и определялся грузоподъемностью транспорта). Деньги за бетон, кстати, он выложил собственные. Экспериментально он выяснил, что для поворота нужно было 9 человек, а для наклона 8 (это разные операции, так что всего нужно было 17 человек).

Следом он описал эти эксперименты Туру Хейердалу, а тот позвал его с собой в экспедицию.

Основания моаи слегка закругленные и это удобно при таком методе переноски, так что, возможно, Павел и прав. К тому же любая аху – это ровная или наклоненная к морю площадка длиной от 10 до 100 метров, шириной около 50. Расположены они прямо у воды (расстояние всего 1-2 метра) и отделены от нее стеной (такой же толщины – 1-2 метра). Вот эта стена и есть пьедестал для моаи.

Между этой стеной и собственно платформой – аху – есть плоскость под углом 15-20 градусов, выложенная рядами черных валунов. Вроде бы все есть для перемещения статуй кантованием.

Оставалось проверить, можно ли перемещать моаи. Однако тут возникла неожиданная проблема. Дело в том, что на сегодняшний день статуи сильно разрушены временем и погодой. Основания статуи выветрились и стали хрупкими, так что перемещать их попросту опасно. Из почти тысячи статуй удалось найти всего одну, чье перемещение удалось реализовать. С помощью жителей деревни Павел Павел в присутствии Хейердала и съемочной группы показали подобную возможность перемещения статуи не слишком большой группой людей. Однако, как ни странно, это не убедило многочисленных сторонников фантастических гипотез в том, что перемещение таких статуй не является запредельно сложной задачей, и они продолжают считать, что без инопланетян дело не обошлось.

Пора, пожалуй, поговорить о третьей загадке острова. О его людях. Я уже упоминала о том, что даже сами островитяне передавали устные легенды о том, что на остров они попали откуда-то еще, а не появились тут испокон веков. К тому же несомненное генетическое различие у коренных жителей не дает повода усомниться в том, что их сюда действительно занесло.

Загадка острова много лет беспокоила человечество, гипотезы строили самые разные, происхождение местных жителей вели решительно отовсюду, где можно было придумать. И если путешествие из Индии и Египта или соседней Америки казалось относительно логичным, то происхождение с Кавказа или Скандинавии все же несколько натянутым, а описание жителей Рапа Нуи как бывших выходцев из Атлантиды и вовсе попросту сказочным.

Конечно, идолы и пирамиды – зиккураты очень походили на перуанские аналоги, найденные в горах Анд, но все же прямых доказательств родства не было.

Одно из серьезных доказательств нашел тогда еще молодой, а позже очень известный норвежский этнограф Тур Хейердал. В СССР почему-то сложилось мнение, что Тур Хейердал – известный путешественник, чуть ли не спортсмен, но на самом деле это был известный ученый, которого в путь повела именно гипотеза происхождения жителей острова Пасхи от перуанцев. Легенды жителей островов посвящались сыну Солнца – богу Тики, который пришел «из-за большой воды с гор на Востоке». Напрашивалось происхождение от американцев, но как это доказать?

Хейердал занялся изучением культуры южно-американских народов, в частности раскопками в Британской Колумбии (вся Южная Америка тогда еще была чьими-то колониями). И обнаружил любопытную вещь. Перуанские сказания гласили, что с севера пришли белые боги, создавшие огромные каменные статуи в горах. Те самые, что так похожи на моаи. Белые боги вступили в битву с инками на озере Титикака, проиграли и ушли куда-то на запад, в океан. Вождя племени звали «Кон-Тики», что означало «Солнце-Тики». С тех пор никто о них ничего не слышал. Напрашивается вывод, что это и были будущие жители острова. Другая история говорила, что в изгнание они отправились еще раньше.

Хейердал написал довольно большую работу с доказательствами своей гипотезы происхождения жителей острова Пасха, но научному миру было тогда не до него, к тому же никто не хотел всерьез рассматривать вариант плавания на каких-то примитивных плотах (даже лодок индейцы не знали!) через океан. Такая гипотеза была несерьезной. Доктор Спинден, президент Клуба исследователей и директор Бруклинского музея попросту посоветовал молодому этнографу самому проделать этот путь. Слова упали на благодатную почву, Хейердал задумал доказать невозможное.

Но сначала, Хейердалу пришлось все бросить, поскольку началась война с фашистами. Он вернулся в страну и отправился в Заполярье, был бойцом-парашютистом. Вернуться к своей работе удалось только после освобождения Норвегии, но военный опыт сделал его неустрашимым путешественником и подарил надежных товарищей в путешествие.

Тур Хейердал изучил движение морских ветров и течений и сделал довольно смелое, но верное предположение, что если судно или даже плот окажутся захваченными южным Перуанским течением, а потом южным же экваториальным течением, то его отнесет довольно далеко – аж до Маркизских островов или островов Туамоту.

Хейердал знал по записям первых европейцев, достигших побережья Тихого океана, что древние индейцы умели строить превосходные плоты из высокопрочного и легкого бальсового дерева. И он решился на беспрецедентный шаг в доказательстве своей гипотезы. Он взял девять толстых бревен этого дерева, связал их веревками из растительных волокон, сделал четырехугольный парус и рулевое весло на корме. Даже «каюту» он сделал по образцу древних индейцев из бамбука. Единственным исключением из «древнего оборудования» стала рация.

Все это просто звучит, но делалось совсем даже не просто. Скажем, ради бальсовых деревьев, участники экспедиции отправились в джунгли Эквадора (найти их в Перу было сложно и они росли слишком далеко от берега, пришлось бы тащить за тридевять земель). Экспедиции серьезно помог президент Перу Хосе Бустаменте Риверо, который интересовался историей и ему показалось интересным доказать, что перуанцы оказались родителями жителей острова Пасхи (предки перуанцев — инки). Ну, и плюс он надеялся на рост интереса к стране со стороны туристов.

Товарищами Хейердала стали его сослуживцы Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю и друг детства художник Ёрик Хессельберг, плюс инженер Герман Ватцингер. Шестым участником экспедиции стал еще один этнограф, швед Бенгт Даниельссон.

Вообще говоря, экспедицию считали верхом безумия и всех оплакивали заранее. С участников взяли подписку о том, что они не будут иметь и не имеют никаких претензий ни к кому. В путь они отправились 28 апреля 1947 года из порта Кальяо (это в 40 км от Лимы). Экспедиция назвалась по имени легендарного вождя-мореплавателя Кон-Тики, на квадратном парусе было лицо самого Кон-Тики Виракочу. Длина плота была 13.5 м, а ширина всего 5.5 м. Это не слишком большой плот для инков, делавших громадные грузовые плоты грузоподъемностью до 36 тонн. Корпус и поперечины были сделаны из бальсы, а палуба — из бамбука. Мачта — из мангрового дерева.

В общем, путешествие было сложным, было открыто множество вещей из жизни морских обитателей, которые всегда были вокруг. Было сделано несколько серьезных открытий. Ёрик Хессельберг даже сделал "водолазную корзину" из бамбука, в которой они вели наблюдения под водой (пока хватало дыхания). Кроме биологии, экспедиция активно помогала метеорологам и гидрологам, отправляя ежедневные сводки погоды. Интересно, что плот выдержал не только бури и встречи с морскими животными, но даже и три огромные волны, вызванные землетрясениями не опрокинули плот. 30 июля они увидели крайний остров архипелага Туамоту – остров Пукапука, к которому не смогли пристать. Коралловые рифы были серьезным препятствием, из-за которого шестерка путешественников рисковала никогда не добраться до суши. 7 августа их-таки выбросило на необитаемый остров Рароиа, куда вскоре прибыли восторженные полинезийцы. Еще через несколько дней экипаж Кон-Тики забрал французский корабль. Время путешествия составило 101 день, Кон-Тики стал рекламной маркой, в мире все узнали о беспрецедентном путешествии.

Доказательство есть?

Как бы ни так. Научный мир по-прежнему продолжает спорить об азиатских вариантах происхождения жителей острова Пасхи и т.п. Интересно, что на самом деле полинезийские народы произошли от расы австралоидов, отделившейся от остального человечества 12-15 тыс. лет назад по меньшей мере, однако ситуация с островом Пасхи не такая простая, поскольку там есть люди разных рас, не только полинезийцы. Темнокожее население относится, конечно, к ним, а вот к кому относятся краснокожие – к индейцам или египтянам сказать пока сложно.

Тем более, что иероглифы рапануйцев дают уж и вовсе совершенно фантастические объяснения, которые вы читали выше.

Я еще несколько слов скажу об экспедиции Хейердала и его дальнейшей жизни. Несмотря на бешеную популярность Хейердала и Кон-Тики, ему удалось удержаться от соблазна извлечь из всего этого коммерческую выгоду. Плот сохранил радист «Кон-Тики» Кнут Хаугланд и создал из него музей (кстати, копии Кон-Тики и Ра привозили в Лиму на празднование 50-летия этого путешествия и оставили в Национальном музее Перу).

Кстати, если говорить об острове Пасха, то Хейрдал считал, что на острове было три главных исторических периода: первые люди прибыли сюда примерно в 380 г. Об этом говорят различные статуи и постройки, совпадающие с теми, что построены в Андах. Куда исчезли эти первопоселенцы неясно, вероятно, это произошло примерно в 800г., когда началось разрешение лесов на Рапа-Нуи. Вторая волна снова появилась из Южной Америки, возможно, из Тукуме (чуть позже об этом месте). Их и называют «длинноухими», теми самыми, что начали войну с полинезийцами (или наоборот, кто ж теперь скажет?). К 1680 г. гражданская война привела к тому, что на острове остались только жители «третьей волны» - полинезийцы. Но при этом храмы - «марас» - опустели, а цивилизация Мата-Ранге попросту исчезла, как и первая.

Кстати, позже на острове исчезли все пальмы, и было это следствием экологической катастрофы. Дело в том, что первые поселенцы привезли с собой крыс, которые грызли кору деревьев, не давая им возможности восстановиться. (Пальмы исчезли к 1400 г.)



Теперь про Тукуму и почему Хейердал придает ей такое большое значение. (Прочитать можно все в том же «Вокруг света» №1 (268 | Январь 1998 или по ссылке: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/664/)

По мнению Хейердала главный ключ к разгадке индейских цивилизаций находится в Тукуме, расположенном в долине Ламбраске, - районе на севере Перу, впервые обнаруженном, кажется, отрядом Франциско Писарро. Отсюда всего километров 40 до океана, засуха, почти пустыня. Здесь расположены пирамиды. Самый большой комплекс на всю Южную Америку. Их здесь целых 26 штук, а найдены они были в конце 80-х годов. До того момента их не нашли даже грабители. Нашли их практически случайно, разыскивая следы от продаж качественных древних украшений из золота и серебра на местном рынке. Оказалось, что местные жители разграбили сокровища в Сипане. Точнее, начали грабить, когда в дело вмешались археологи и нашли целый ряд ценнейших находок, ныне находящихся в национальном музее в Лиме.

После этого археологи решили посмотреть соседнюю Тукуму, а возглавил экспецицию человек-легенда: Тур Хейердал. Почему Тукума? Про нее ходило огромное количество легенд, место считалось «нехорошим», да настолько, что туда даже не заглядывали.

Археологи же обнаружили в Тукуме с 1988 по 1994 гг. огромное количество драгоценных украшений, свезенных со всех концов Южной Америки. Они доказывают, что в Тукуме люди жили еще задолго до приходов инков. Культуру назвали «мочика» или «чиму». Интересно, что тут история с Кортесом и Кецалькоатлем повторилась, только инки приняли Писарро за посланца Кон-Тики Виракочу и проводили его вглубь страны со всеми мыслимыми почестями. Кстати, уже тогда испанцы писали, что Тукуме — это сплошные развалины.

Хейердал сравнивает инков с римлянами, которые тоже не создавали цивилизацию, но они нашли способ завоевать остальных и управлять ими. Знания римлян — это знания египтян, греков, сирийцев, персов и множества других стран, ими захваченных. Так же и инки аккумулировали в себе знания всех племен Центральной и Южной Америки, ограбив, к слову сказать, предшествующие племена так же, как испанцы инков.

Раскопки показали и причины, по которым место считалось нечистым. На вершине Большой пирамиды или Вака-Ларга нашли множество обгоревших человеческих костей. Это были непокорные индейцы, не пожелавшие принять христианскую веру. Испанцы назвали это место «вратами ада», а местным жителям объясняли, что здесь их души отправляются в ад. Естественным образом выжили только те, кто верил в нового бога, соответственно, верили и объяснениям. И вера эта жила полтысячелетия. Справился же с ней все тот же легендарный Тур Хейердал, просто убедив жителей, что там находятся их предки, а вовсе не чудовищный вход в нечто ужасное.

Хейердал уверен, что цивилизация в Тукуме была самой развитой на всю Южную Америку. Ее расцвет пришелся на XII — XIII века. Основное занятие местного населения — рыболовство и сельское хозяйство, что мало отличается от основного человечества. Однако пирамиды строго ориентированы по сторонам света и рассчитаны на дни летнего и зимнего солнцестояний. Хейердал справедливо полагает, что для такого знания нужны инженеры и астрономы.

В одном из захоронений был найден человек с короной из перьев птиц. Под ней был череп с остатками кожи и украшения в искусственно вытянутых ушах, подобных «длинноухих» на острове Пасхи. По времени он тоже совпадают. Есть и другие свидетельства. Люди с птичьими голвами, люди-птицы с веслами «рапа» (та самая «рапа», которая положила название острову Рапа-Нуи). Корабль из тростника рядом с людьми-птицами. Интересно, кстати, что не только Хейердал нашел такую связь между Перу и островом Пасхи. Еще в XVI испанский историк и мореплаватель Сармьенто де Гамбоа умолял короля Испании Филиппа II приступить к поискам обитаемых островов в Тихом океане, куда ушли люди из империи инков. Де Гамбоа, в свою очередь, наслушался легенд самих инков и насмотрелся того, насколько прочными были бальсовые плоты и перуанские паруса. Снасти инков считались более прочными, чем испанцев!

Почему так выходило? Возможно потому, что индейцы считали океан своим другом и строили свои суда так, что любой шторм был для них не страшен. Вода проходила сквозь корпус, а само судно скользило между волн.



Кстати, есть одна "косвенная" загадка острова. Дело в том, что трудозатраты на изготовление моаи можно примерно подсчитать и легко обнаружить, что даже все население острова не справилось бы с задачей вытесывания и перетаскивания статуй с места на место. Хотя, возможно, остров Пасхи был значительно больше. Или рядом были другие острова, поскольку они отмечены на старых картах. Устные легенды говорят о медленном погружении острова под воду, об огненном посохе бога Увоке, который расколол землю и т.п.



В 1888 г. остров Пасхи был присоединен к Чили, чье правительство решило, что это – наилучшее место для выпаса овец. Были разрушены все оставшиеся поселения, кроме Ханга-Роа, превращенного тогда в некий аналог индейской резервации, обнесенный колючей проволокой, где тихо умирали последние жители острова. Выходить из поселка можно было только с разрешения коменданта, а в шесть вечера вводился комендантский час.

Ну, по правде сказать, совсем не тихо умирали, они регулярно поднимали восстания, последнее случилось в 1914 г., когда они получили право снова расселяться по острову.

Здесь: http://eisland.narod.ru/Library/ есть прекрасная подборка разных статей про остров Пасхи, от вполне научных до очень дискуссионных, желающие могут посмотреть сами.









Разумеется, остров Пасхи – самый посещаемый из всего

Состоит он из единственной деревни-города Ханга-Роа, хотя на острове есть все для туристов, то бишь всякие отели, пляжи и прочие развлечения, вроде Интернета и телевизора. Здесь же находится аэропорт. Жить можно и в отдельных домиках, в общем, все для вас. Субтропический климат, как всегда, работает «на туризм», позволяя круглый год наслаждаться пляжными видами отдыха и просто теплом. Кстати, песок на пляжах острова Пасхи необычного розового цвета (кораллы и ракушки). Правда, не сильно «раскатывайте губу», отели тут больше трех звезд не имеют, да и сервис в целом тоже не тянет на Майами бич. (Кстати, не забывайте, что хотя остров и принадлежит Чили, чилийский климат и климат о-ва Пасхи – абсолютно разные вещи). Среднегодовая температура в Чили градусов 10, а на Пасхе - +21С. Минимальная температура около 18 С (это июль-август, что означает зиму в южном полушарии), а максимальная – в феврале – около 24 С.



Если Вы попадете на остров Пасхи весной, то можете стать почетным гражданином острова на целый год. Для этого Вы должны найти первое яйцо ласточки и объявить о том, что наступил Новый год. (Да, это аналог старого праздника).



Ах, да. Попасть на остров можно самолетом из Сантьяго за пять часов полета (об этом позже) или круизными судами. Или на яхте самостоятельно. Каждый год сюда приезжает более 20 тыс. человек, обычно вполне состоятельные люди, поскольку билет до Пасхи довольно дорогой, хотя и круглогодичный.

Туристический сервис, говорят, превосходный. Экскурсии делаются на любой вкус: от индивидуальных до небольших групп, в сопровождении одного гида или их группы, в общем, как угодно. Можно и самостоятельно ездить, наняв машину типа "джипа", причем платить будете за аренду вместе с бензином сразу (и вообще колонка на острове одна). Это не удивительно, поскольку заблудиться тут негде, ездить вообще-то тоже почти негде, зато не заблудитесь. На острове вообще всего три дороги, две из них ведут из Ханга-Роа в Анакену вдоль океана и напрямую, а третья – к Оронго.

На острове одна церковь и одна больница. Один колледж и даже одна военно-морская база на десять человек. Есть еще одна из лабораторий НАСА.

На всякий случай запомните хоть одно рапануйское выражение: «Иа ора на», - что означает приветствие.



Из тех мест, что обычно рекомендуют туристам, можно назвать пять.

Во-первых, это храм Ahu Vinapu, где стоят идолы, удивительно похожие на те, что ставили у себя инки. Поскольку это одна из самых древних находок острова, то считается, что это одно из доказательств того, что первыми людьми на острове были именно инки.

Во-вторых, это город Orongo. Неизвестно, что тут было раньше, ибо весь город э… отреставрировали, скажем так. А вот зато скала, которая окружает этот город, реставрации (сиречь вандализму) не подверглась, поэтому хранит изображения людей-птиц, которых называли Tangata Manu, Tha Manu Tara, Makemake.

В-третьих, это еще один храм 7 века, восстановленный американским археологом-энтузиастом Уильямом Муллоу еще в конце 60-х годов. Это самое старое сооружение на острове, если не считать идолов, конечно. Здесь есть три разных типа плит-постаментов аху, некоторые из статуй моаи - Ahu Ko Te Riky (весом 20 тонн с символическим камнем на голове, чей возраст датируется 690 г. н.э.), Ahu Vai Uki (группа из 5-ти статуй) и Ahu Tahai.

Кстати, доктор археологии Уильям Муллоу (или Мюллуа) был соратником Тура Хейердала в первой экспедиции на остров, после он еще несколько раз возвращался туда. Чтобы его дело не погибло, на свои деньги он обучил несколько одаренных детей островитян археологии в университетах. В Тагаи стоит памятник Муллоу, поставленный этими детьми и другими последователями. До сих пор именно они хранят аху и другие исторические ценности острова.



Тут же можно и посетить ту самую каменоломню Rano Raraku, где вырезались все статуи. Есть и плита – аху - Ahu Akahanga, которая, согласно легенде острова, лежит прямо на могиле 1-го местного короля, которого звали Хото Матуа (Hoto Matua). Это самая большая аху, представляла собой как минимум каменную колонну с 15-мя статуями, но в 1960 г. была разрушена цунами. Ее вроде бы восстановили, но насколько точно, остается загадкой. Собственно, восстановление свелось к тому, что статуи снова подняли, место расчистили. Интересно, что только здесь есть статуи, смотрящие в океан.

На месте, где на берег сошел Хото Матуа, располагается четвертое «туристическое» место, куда возят туристов и проводят пикники. Оно называется Anakena Beach.

Наконец, пятым местом является вулкан Рано Кау (Rano Kau), который просто красиво выглядит и с которого можно много что увидеть.



Надо сказать, что статуи разрушаются от времени. Те глубокие борозды на моаи, которые можно увидеть и принять за татуировку, на самом деле следы твердого минерала – ксенолита. Когда вулканический туф выветривается, минералы выпадают, оставляя такие следы в виде трещин. Конечно, надо бы защитить статуи, но на это, как всегда, нет денег.



Местных жителей тут не очень много, не более 3 тыс. человек (из них 2 тыс. считают себя коренными рапануйцами, остальные чилийцы и человек 10-20 французов). Занимаются обычными для островитян вещами: рыболовством, овцеводством и проч.



Вот, пожалуй, и все про сам остров Пасхи.

Но для тех, кто хочет туда попасть, я приведу еще кучу справочной и туристической информации.



Еще пара слов о путешествии на Пасху.

Остров Пасха принадлежит Чили, соответственно нужны билеты, визы и т.п. именно туда. Посольство Чили в Москве находится в Денежном переулке, д.7, стр.1, работает ежедневно с 10:00 до 13:00, Телефон: (495) 241-01-45, 241-04-14, 241-10-34, 241-43-11, Факс: (495) 241-68-67, hileru@aha.ru.

«Встречное» посольство РФ в Чили находится по такому адресу: Avenida Cristobal Colon, 4152, Las Condes, Santiago, Chile

Телефон при звонке из России: (8-10-562) 208-85-32

Если звонить из самого Чили, то можно начинать с кода страны – 562.

E-mail: consulado@rusia.tie.cl

Часы работы: Понедельник, пятница: с 9:00 до 12:00, среда: с 15:00 до 18:45.

Чилийскую визу не так сложно получить, для этого достаточно, как всегда, ксерокопий паспорта, загранпаспорта, авиабилетов и приглашение из Чили. Приглашением может быть как официальное приглашение от организации, так и частное, и даже обычная бронь из гостиницы – уже приглашение. Как обычно, в Консульстве надо будет заполнить некую анкету и оставить им на память 1 фотографию.

В Чили никуда не торопятся, так что обычный срок рассмотрения заявления на получение визы – 3-4 недели. Причем деньги придется платить и за это рассмотрение (37$ на цены 2009 г.), и стоимость самой визы. Виза стоит либо 70$ (одноразовая), либо 90$ за трехразовую визу. Время посещения страны при этом всего 30 дней и на больший срок не дается. Однако, если уж Вам захотелось там задержаться, то уже внутри страны его можно легко продлить (правда придется преодолевать некую чилийскую лень и не слишком четкую организованность, но для настоящего путешественника это сущие мелочи).

Несмотря на то, что на самом деле остров Пасхи удален от Чили на 3.5 тысячи км, «срезать» дорогу не получится. Долететь до острова можно только из столицы Чили – Сантьяго и только самолетами местной чилийской авиакомпании Lanchile, несколько раз в неделю совершающей перелеты из Сантьяго на остров.



Раз уж Вас занесет в Чили, то можно посетить не только остров Пасхи. Чили, как и вся Америка – источник весьма необычной культуры. С до-колумбовских времен здесь сохранилось несколько мест, не затронутых культурой Европы. В частности, это Альтиплано в районе Арика и Сан Педро де Атакаме в районе Антофагаста. Расположены они на высоте 2140 м, так что приготовьтесь к горным эффектам. Кстати, Чили практически вся расположена на некоторой заметной высоте над уровнем моря, большую часть страны занимают Анды. Одним из самых интересных мировых маршрутов, предлагаемых любителям приключений, является переход через Анды из Чили в Аргентину. Здесь же развлекаются экстремальными видами туризма: рафтингом на плотах (это такое плавание по горным рекам, в частности по Аконкаугуа и Био Био), прыжками с парашютом с гор и т.п.

Из Чили можно попасть в Антарктиду или на остров Робинзона Крузо.

Относительно безопасными и красивыми маршрутами является также путь по шоссе Аустраль через места, практически не заселенные человеческим обществом. По этому шоссе можно наблюдать почти все, что есть в Чили: вулканы, ледники, озера и т.п. Дорога ведет к населенному пункту Кочране, где можно пополнить запасы еды, топлива и прочих необходимых в туризме вещей.

Из очень популярных, но и очень красивых мест, окруженных невероятной красоты ледниками, возрастом свыше 30 тыс. лет, является озеро Сан Рафаэль. Собственно, это место не очень правильно называть озером, поскольку оно является одним из проходов в Тихий океан, но вода в нем пресная, так что некоторые основания для этого есть. Ширина озера 10-15 км, вокруг совершенно неземная картина. Путешествуют по озеру на кораблях или катамаранах, на которые можно получить билет всего в трех агентствах: Cruceros Scorpios, Patagonia Connection и Motonave Quellon. Можно, конечно, облететь ледники на самолете (маленьком самолете), которые арендуются в двух соседних городах Коиаике и Пуэрто Монтт, но стоимость такого путешествия обычно не доступна для простых смертных туристов.

Если уж речь зашла о ледниках, то надо напомнить о существовании Национального парка под названием Торрес дель Пайне. Он расположен в районе Магальянес и известен всему миру. Здесь находятся известнейшие и красивейшие ледники Glaciar Gray и несколько вершин, которые ежегодно собирают скалолазов со всего мира. (Это чистая правда, среди нерусских скалолазов считается, что если ты не посетил Чилийские базы, то ты вообще не скалолаз). Называются эти вершины Торрес и Куэрнос Пайне. В Парке можно остановиться на несколько дней, благо есть гостиницы, стоимость проживания в которых колеблется от 85$ до 378$ (цены на 2009 г.) Если общество скалолазов Вас не раздражает, а собственная палатка всегда на спине, то можно остановиться в кемпинге совершенно бесплатно.

Многие туристы любят заниматься треккингом, т.е. пешими прогулками по горам. В Парке для этого есть множество тропинок, на которых встречаются самые экзотичные животные: пумы, ламы, фламинго, страусы (американские) и лисы.

Еще один роскошный Парк находится в регионе Вальпараисо. Национальный Парк Ла Кампана славится прекрасными видами и … последними экземплярами чилийских пальм, чья печальная судьба, видимо, уже предрешена. Чтобы попасть в Парк, обычно останавливаются в двух городах: Олмуе или Кильота, славящихся отсутствием любых видов промышленности и, как следствие, свежим воздухом.



Как и почти любая другая большая по территории страна, Чили имеет энное число разных курортов, благо рядом вулканы, а значит, теплая вода (от 35 до 85 градусов). Существует 33 базы, готовые принять туристов и предоставить им всевозможные водные курортные развлечения, вроде гидромассажей, серных ванн, грязетерапии и прочие, и прочие, и прочие. В отличие от обычных грязевых и солевых ванн, содержащих сульфаты, натрий и калий, иногда железо и серу, воды чилийских курортов содержат еще литий. Самыми большими считаются Chuzmiza и Pica в I регионе (Арика); El Corazon и Colina в Столичном округе; Panimavida и Quinamavida рядом с Талька; Chillan - в четырех часах езды от Консепсион в сторону Анд; Puyuhuapi - в 213 км к северовостоку от Койяике. Проживание в водолечебных центрах предлагается в гостиницах, бунгало и на постоялых дворах.

Можно, как и везде, на курорт не ходить, а просто купаться в горячей водичке на пляжах. Особенно этим отличаются два региона – Арика и Икике.



Так, что мы еще не сказали о Чили?

Время -6 часов от Москвы зимой и -8 летом.

Есть несколько главных праздников: 1 ноября празднуется День всех Святых (чисто католический праздник), 25 декабря, разумеется, празднуется Рождество. Из «собственных» праздников отмечают День независимости 18 сентября (с 1810 года), и День морского флота 21 мая.

Я вот все пишу, пишу, что там климат, курорты… на самом деле все не так. В Чили есть три больших климатических района. На севере находится пустыня Атакама, одна из самых засушливых пустынь мира, остальная часть делится на высокогорные Анды и Анды не слишком высокие (т.е. холмы, по сути). В высокогорье все прелести высокогорного климата, кстати, и «ревущие 40 широты» тоже здесь, так что ВЕТЕР там будет всегда и везде. Ну, почти. На юге есть еще ряд проливов и островов, но не обольщайтесь: не зря в средневековье путешественники никак не могли пристать тут к берегу. Проливы похожи на горные реки, а острова покрыты горами, хороших бухт и уж тем более пляжей, тут почти нет.

Течение Гумбольдта смягчает жизнь, иначе там было бы все весьма похоже на наш Север, в результате там много солнца и тепла, но картина зачастую сильно портится ветром. Впрочем, все зависит от настроения и восприимчивости.

Не забывайте, что это южное полушарие! Наша зима у них лето, и наоборот. Соответственно, увидев сообщение, что средняя температура в январе у города Антофагаста 20 градусов, не торопитесь радоваться, в июле там всего 13. В Сантьяго – столице страны и вовсе в январе резко континентальные колебания от 12 до 29, а в июле от 3 до 15 градусов. Чем южнее, тем холоднее! Антарктида начинает влиять на погоду, температура падает, есть угроза снегопадов. Уже в Пунта-Аренас средняя ГОДОВАЯ температура не поднимается выше 7 градусов.

Чтобы совсем все было хорошо для туриста, капризы мирового климата устроены так, что в Чили почти всегда влажно (Анды ловят все подряд морские ветра, хоть с Атлантики, хоть с Тихого океана). Говорят, что дождь тут идет 300 дней в году, остальное время стоит туман. Зонтик от этих дождей не спасает, поскольку обычно ветер-то тоже довольно сильный, лучше иметь непромокаемую одежду. Несмотря ни на что, местное население любит сидеть на пляжах, хотя и в свитерах. И даже ухитряется выращивать виноград, но больше во внутренних регионах.

На Огненной Земле интересно, конечно, и Антарктиду можно посетить, но нужно четко понимать, что это АНТАРКТИДА. Примерно, как у нас съездить в Арктику. Соответственно, туда лучше всего ехать… зимой. Когда у них лето. Там все равно будет холодно, будут сильные ветра, от которых придется очень нехилую одежду приобретать (полярные костюмы не зря придумали), но хотя бы не будет осадков. Правда, если Вы хотите попасть на Антарктиду, то лучшее время путешествия как раз их зима, а у нас лето. Тогда расстояние между материками минимальное.

Впрочем, для маньяков всегда есть океанические круизы с заходом в Антарктиду (или проездом мимо).

Лучшим временем в Сантьяго и центре страны считается сентябрь-ноябрь, для горнолыжных курортов в высокогорье – июнь-август, для острова Пасхи – март.

Ну, что еще рассказывают туристические справочники? Все население страны размером с Москву с Питером, т.е. 13.5 млн.человек. Это одно из немногих мест в мире, где белое население – потомки испанцев, немцев и итальянцев – основательно перемешались с индейцами. Последних, конечно, уже почти не осталось. В процентном отношении чистых «белых» всего четверть населения, 25%, 70% населения страны – метисы (сравните с 1% в латиноамериканских штатах в США), сами индейцы составляют только 3% и 2% - это жители острова Пасха. Индейцы представлены фактически только двумя племенами: араукана живут на юге страны (между г. Консепсьон и Пуэртно-Монт), а аймара на крайнем севере, вблизи пустыни Атакама. Католиков в стране 89% населения, протестантов 11%, в результате отделение коренных верований что на Рапа-Нуи, что среди индейцев от христианских напластований – задача довольно сложная. Языки индейцев, хотя и не являются официальными, на самом деле сильно распространены и по сути приближаются к таковым.

Государственным языком стал испанский («кастьельяно»). А деньгами, естественно, песо, только чилийское. В обращении банкноты в 500, 1000, 2000, 5000, 10000 песо, будут предлагать другие – отказывайтесь )). Еще есть монеты в 1, 5, 10, 50 и 100 песо. Песо традиционно делится на 100 сентесимо, но их не всегда вообще можно встретить в обращении. Путешественник должен учесть, что кредитные карты, да и то не все, а только выдающихся мировых банковских систем, принимают в отелях, очень крупных магазинах и в основном в столице. Дорожные чеки там тоже примут. А вот в провинции дело обстоит не столь радужным образом, туда надо вести местные наличные деньги, без вариантов.

Так получилось, что Чили – один из немногих регионов Земли, все еще не страдающий от многих заболеваний растений и животных, которые не только «гуляют» в остальном мире, но в ряде случаев просто уже не позволяют выращивать некоторые виды флоры и фауны. В связи с этим Чили весьма сильно беспокоится о чистоте собственной страны и необработанные фрукты, овощи, семена, зерно категорически запрещены к ввозу. Не пытайтесь нарушить это правило, возможно, Вам это действительно удастся, но в результате Земля потеряет многие виды растений, которые остались только там. Кстати, в частности мы уже навсегда потеряем французские сорта винограда, из которых столько столетий делают превосходные вина Франции. Дело в том, что в Европе французский виноград растет только на американском, т.е. французский прививают к американскому, иначе он поражается филлоксерой – разновидностью тли, поедающей корни винограда. Но подвой тоже влияет на привой и «чистого» сортового винограда уже невозможно получить нигде в мире. Чили осталось единственной страной, где виноград из Франции и вообще Европы все еще растет «в естественном виде». Да, если говорить о таможне, то запрещены к ввозу оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, запрещенные в стране наркотики.

Нельзя ввозить больше 2.5 л алкоголя (правильно, берите местный), 0.5 кг табака или 400 сигарет, или 50 сигар.

Любые личные вещи б/у разрешены к ввозу. В дьюти-фри разрешается покупка до 500 долларов США, выше не выйдет.

Мебель, столовая посуда, постельное белье, картины, украшения, новая быт.техника и зап.части к ней, новые товары или товары, ввозимые в коммерческих целях, подлежат декларированию.

Если говорить о вывозе, то запрещено вывозить оружие, животных (редких), предметов, представляющих историческую или художественную ценность.

Вывоз разных украшений, сувениров, вещей, сделанных из шерсти и кожи, допустим только в пределах личных потребностей, на таможне могут потребовать квитанцию магазина. Это тоже делается из соображений защиты редких животных.

Единственное, что можно ввозить и вывозить без ограничений – это валюта, которая, правда, все равно подлежит декларированию.

Говорят, что очень удобно взять в аренду автомобиль и кататься по стране, поскольку в Чили имеет лучшие в Латинской Америке дороги. Хотя, можно и поездом ездить, и даже летать самолетом, в силу географических особенностей, авиасообщения в стране очень развиты.

Ладно, пожалуй, остановимся на этом…



Alces   23 октября 2009   1297 0 2  


Рейтинг: +1




Тэги: вокруг света, остров пасхи, сказки





Комментарии:

Авери # 27 октября 2009 года   0  
а для чего они статуи устанавливали?
Alces # 29 октября 2009 года   0  
По-моему я писала - возможно, это надгробия.
А так - кто знает?


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.