Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 48


Тест

Тест Надежно ли Вы защищены от кризиса?
Надежно ли Вы защищены от кризиса?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Культура еды на Руси

Культура еды на Руси В древних культурах засеянное хлебное поле и беременную женщину изображал один и тот же символ. Древние славяне относились к земле с огромным уважением, к ее дарам, урожаям – с трепетом.

В целом у наших предков был очень развит культ еды. Истоки лежат в восприятии любой трапезы как причастия. Человек ел дарованную небом, землей и силами природы пищу, а значит, вступал с ними во взаимодействие. Люди, поевшие вместе одной еды, становились друг для друга родными, а выражение «хлеб-соль» носило силу мирного договора.
Злейшие враги, поев вместе, не могли обидеть друг друга.

Интересно, что первые скатерти и на Руси и во всем мире выполняли функцию салфеток. Но у славян она стелилась также для защиты стола – руки Бога, пославшего пищу. Еще одно устойчивое выражение – «бить по столу кулаком», означало «разгневаться на Бога». Однако у простого народа вряд ли кто-нибудь осмеливался действительно ударить по столу кулаком. За неуважение к таким вещам наказание могло пасть на весь род или деревню. Голод, неурожай, стихийные бедствия – все это, по мнению наших предков, могло стать последствием удара по столу.

Хлеб всему голова. Такое же почтенное отношение было у славян к каше. В приготовлении этих продуктов они усматривали символичную победу смерти над жизнью, а потом воскрешения над смертью. То есть, зерно вырастает (жизнь), его собирают и высушивают (смерть), а потом выпекают их него хлеб и варят кашу, дают зерну вторую жизнь. Употребление каши, как символа воскрешения, живо до сих пор – это, к примеру, кутья на поминках.

Блин на Руси был символом Солнца. Солнце «умирало» каждый вечер и «воскресало» утром. В конце зимы на Масленицу традиционно до сих пор пекут блины, празднуя победу зимы (ночи) над летом (днем).

Приготовление любой еды из зерна уже считалось прикосновением с сакральному. Ведь в процессе человеку помогают священные стихии огня, воды и земли.

Две трети в году у славян были постные. Мясо ели на праздники и считали его не столь «благородным» продуктом, как квас с кашей и хлебом. «Мало каши ел» - было оскорбительным, а вместо комплимента были выражения «на каше вырос» (красивый, здоровый человек), «хлебосольный хозяин» (щедрый, гостеприимный). При этом в некоторых регионах России до сих пор существуют слова наподобие «говяжа» (для сравнения – «жадина-говядина») и «зюзя» (свинья), которые носят оскорбительный характер.

Объедание, обжорство всегда высмеивались и воспринимались очень негативно. Кто объедается, тот не ценит еду, дары матери природы и тяжкий труд людей. Отношение славян к чревоугодию сохранилось в пословицам и поговоркам: «Много есть – невелика честь», «голод живота не пучит», «жрет, аж за ушами трещит», «кто любит Бога молить, а кто брюхо кормить» и т.д.



Тундра   7 августа 2009   2117 0 0  


Рейтинг: +7




Тэги: еда





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.