Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 53


Тест

Тест Жалует ли тебя руководство?
Жалует ли тебя руководство?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Критерии искусств

Критерии искусств Продолжая прошлую тему:
Есть три определяющих для произведения искусства критерия:
1. отношение к предшественникам и традиции;
2. собственная ценность произведения;
3. влияние на последующих авторов.

Искусство в чистом виде не связано никакими обязательствами по воспитанию молодежи, по поддержанию нравственных канонов или улучшению демографической ситуации. Об этом я уже писал в дневнике.

Есть еще более частные критерии хорошей литературы. Их тоже три.

1. Воспринимаемость всеми возрастами.
Дети, конечно, не в счет. Однако Ремарк будет понят и в 15, и в 80. Вопрос в том, как именно понят. Но это нас не волнует. Волнует лишь доступность для любого возраста. С "ПиН" Достоевского в 15 будет считана лишь линия детектива и убийства. О мотивах, покаянии - речи не идет. В 50 - наоборот, какой к черту детектив. Религиозная драма о поиске себя. Однако оба читателя поймут произведение.

2. Каждое новое прочтение дает новую грань произведения
Логически вытекает из первого. Здесь все просто: если перечитывание открывает новые грани произведения - значит оно как минимум достаточно глубоко для этого.

3. Остается ценным по мере удаления от времени написания.
Кому сейчас нужен "Что делать?" Чернышевского? Никому. Этот роман устарел через пять лет после написания. Был насильно выведен на первый план в советское время, но ценности в нем - ноль.

Но здесь мы сталкиваемся с кучей подводных камней. Фактически указанные критерии реально касаются только той части литературы, что мы называем классической (из русской традиции сюда умещаются русский реализм, романтизм и соцреализм). Модернистская и любая другая под эту схему не подходят.

Например, Гомер. Во-первых, не всякий возраст способен осилить безумие гекзаметра, во-вторых, вопрос ценности для современности. Те легенды, которые есть в "Одиссее" или "Илиаде", легко найти в беллетризованном пересказе. Ценность слога? Сомнительно.
Или Кафка. Школьник, студент не поймет. Да и не всякий взрослый...
Или "В ожидании Годо", "Тошнота", "Слепые" (Беккет, Сартр, Меттерлинк) - ну явно не всеобщее чтение.
"Улисс" Джойса - совсем уж никуда.

И здесь нам приходится возвращаться к первым критериям, критериям искусства вообще:
Гомер - огромнейшее влияние на всю последующую литературу.
Кафка - весь двадцатый век - это век после Кафки. Аналогично с остальными тремя.
Джойс - грандиозная работа с предшественниками, создание собственного языка и, наконец, огромное влияние. При этом он соответствует только одному критерию литературы - второму.
И даже Чернышевский оказывается к месту, если рассмотреть его влияние на умы.

Теперь к выводу.
Я убежден, что классическая часть любого искусства (кино, скульптура, архитектура и т.д.) определяется теми же критериями, что и классическая литература:
- вне возраста;
- перечитывание (пересматривание, переслушивание);
- вне времени.

Но если мы говорим об искусстве вообще, то есть и о классическом, и о неклассическом, то определить ценность произведения искусства помогают общие правила:
- традиция;
- собственная ценность;
- влияние.

После вывода:
И еще один подводный камень, которого в упор не видят люди, которые думают, что имеют право судить о любом искусстве: нет, не имеют. Мы же не судим о ценности той или иной теории квантовой физики? Не беремся обсуждать структуры генетических изменения в раковой клетки? Или особенности построения 4G сетей? Почему? Потому что у нас нет образования.

Так почему же в футболе и искусстве разбираются все? Почему токарь (без обид) берется судить о качество работ Ван Гога или Мунка?

Поймите правильно: судить имеем право мы все. Но только в формулировках: "не мое", "нравится", "не понимаю", максимум "на мой взгляд, это не искусство [потому-то и потому-то], но я не специалист".
Судить в категориях: "Не искусство - на костер, а ты считаешь иначе, значит ты г*вно" может только специалист. Или теорию суперструн тоже может любой обозвать несостоявшейся?

Обыватель обычно может судить о собственной ценности произведения искусства, причем обычно он делает это с реалистических позиций. Ни предзнание и влияние ему недоступно, для этого надо учиться. Но учиться он не хочет и требует от картины, чтобы она соответствовала его представлениям об искусстве. Поэтому-то Малевич - это мазня, а Эдуард Асадов - внезапно - отличный поэт.



denly   12 апреля 2013   5061 2 44  


Рейтинг: +16


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Критерии искусств

Продолжая прошлую тему:
Есть три определяющих для произведения искусства критерия:
1. отношение к предшественникам и традиции;
2. собственная ценность произведения;
3. влияние на последующих авторов.
Искусство в чистом виде не связано никакими обязательствами по воспитанию молодежи, по поддержанию нравственных канонов или улучшению демографической ситуации. Об этом я уже писал в дневнике.
Есть еще более частные критерии хорошей литературы. Их тоже три.
1.
Читать статью

 






Комментарии:

Ирина Лагуткина # 12 апреля 2013 года   +3  
denly пишет:
Так почему же в футболе и искусстве разбираются все?

у нас общество дилетантов ("мы все учились по-немногу..."), ну кроме космической отрасли.
(Кстати, С ПРАЗДНИКОМ Космонавтики!!!!!!!!!!!!!!)

за праздничным столом, под пять капель, народ обсудит и выскажет мнение по любому вопросу
(бывает смешно)
denly # 12 апреля 2013 года   +3  
Да, и страна советов)
Ирина Лагуткина # 12 апреля 2013 года   +2  
а не может быть такого, что понимание произведений искусства - это вражденное качество (ну как музыкальный слух)?
denly # 12 апреля 2013 года   +3  
До определенного уровня всему можно выучиться, а вот чтобы развиться еще выше нужен талант.
lileawait # 12 апреля 2013 года   +3  
denly пишет:
чтобы развиться еще выше нужен талант.
Иногда достаточно понимания , что если мне не по силам какое-то произведение - это не значит , что оно плохое .
Iuliia # 12 апреля 2013 года   +3  
lileawait пишет:
Иногда достаточно понимания , что если мне не по силам какое-то произведение - это не значит , что оно плохое .
Это уже великое знание.
denly # 12 апреля 2013 года   +3  
Да бывает. Но все же чаще категоричность в неприятии.
lileawait # 12 апреля 2013 года   +2  
"Сам дурак" - наше все ))
Как любил говорить Ницше : "Человеческое , слишком человеческое ."
denly # 12 апреля 2013 года   +4  
Как может быть врожденным знание того, что Мертвые души писались с оглядкой на Божественную комедию?
Iuliia # 12 апреля 2013 года   +2  
Да, всё просто и сложно одновременно.
denly пишет:
Так почему же в футболе и искусстве разбираются все


У всех есть глаза, все видят произведения, могут читать книги, а популяиных серий по искусству больше чем популярных книг по физике или генетике, и читаются они легче, вот и создаётся впечатление, что всё понятно и доступно. Поэтому "Пьета" Микеланджело неплохо смотрится, а поздние работы - "недоделка", "Шубка" Рубенса - порнография, а символизм - бред укуренных.
Если человек хочет понимать, он будет искать, учится смотреть, найдёт то, что ему близко, проблема в том, что многие не понимают, что "смотреть" произведение искусства надо тоже учиться.
denly # 12 апреля 2013 года   +3  
Iuliia пишет:
"Шубка" Рубенса - порнография



Боюсь спросить, что в таком случае Генри Миллер?)
Iuliia # 12 апреля 2013 года   +3  
Вероятно
Iuliia пишет:
бред укуренных
denly # 12 апреля 2013 года   +4  
И тут задумываешься, как ответить)
lileawait # 12 апреля 2013 года   +2  
denly пишет:
двадцатый век - это век после Кафки.
Придется сделать еще попытку осилить .
Его "Замок" написан столь гениально , что начав читать , я буквально сама оказалась там , в этой вязкости , нереальной реальности . Стало так тяжко , что бросила- не смогла дочитать .
Может быть через почти 20 лет получится не "включиться" так сильно .
denly # 12 апреля 2013 года   +2  
Давай, у меня Замок еще впереди)
lileawait # 12 апреля 2013 года   +2  
Мы сможем ))
denly # 12 апреля 2013 года   +3  
Да просто в ближайшем списке другие книги. Я и так Кафку начитал на пару томиков
Iuliia # 12 апреля 2013 года   +4  
А мне понравился, я даже не ожидала. Хотя читался он долго.
Skarlet # 12 апреля 2013 года   +3  
никогда не сужу искусство, потому что в этом просто не разбираюсь. Вообще стараюсь ничего не судить, потому что на все можно смотреть с разных аспектов и точек зрения. И то, в каком ключе понимается сегодня, вполне может перевернуться на 180 градусов, и начать пониматься завтра...
denly # 12 апреля 2013 года   +4  
Поэтому я стараюсь не оценивать стихи.
Танистая # 12 апреля 2013 года   +3  
denly пишет:
может только специалист
На мой взгляд, это тоже спорно. Как можно определить - а специалист ли данный индивидуум?
Во многом согласна с Вами.
denly # 12 апреля 2013 года   +5  
Танистая пишет:
Как можно определить - а специалист ли данный индивидуум?



В идеале - это человек с соотвествующим дипломом, лучше со степенью. Либо признанный авторитет в области. В реальности - только в общении и можно определить.
В обычной жизни я верю человеку, что если он учился на физика-ядерщика, даже если учился плохо, то все же разбирается в вопросе лучше меня. Впрочем, при наличии сомнений я полезу в гугл.
Ася0905 # 12 апреля 2013 года   +3  
физик-ядерщик не будет раздавать советы, какую реакцию делать или не делать. Он будет спорить с тем кто понимает предмет. Может поэтому филологические споры вести между собой специалистам? Те же ядерщики не считают, что филологи не образованы потому что не изучают физику. Почему же происходит наоборот?
Iuliia # 12 апреля 2013 года   +2  
За последние пять лет я почти утвердилась в мысли, что физик-ядерщик не будет спорить с физиком, ну скажем специалистом по твёрдым телам, но при этом не применёт влезть в спор об искусстве с искусствоведом, пытаясь доказать что искусствоведенье -это не наука и вобще есть только одна наука - физика, всё остальное - это собирание марок.
Ася0905 пишет:
Те же ядерщики не считают, что филологи не образованы потому что не изучают физику. Почему же происходит наоборот?



То есть филологи считают что физики необразованные, потому что не изучают литературу? Но это не так. Просто специалисты из одной области спорят, я бы сказала, на другом уровне понимания, чем специалист и не специадист или специалисты из разных областей.
Ася0905 # 12 апреля 2013 года   +3  
Нет)я просто к вопросу о том что читать и как читать)) Вот и все. Мне повезло больше)) Просто на физмате филологи не заходили) ну и круг общения что-ли, могли обсуждать прочитанное, но не искусство в целом)другие интересы)
Iuliia # 12 апреля 2013 года   +2  
В том-то и дело, это будет разговор об интересах, на уровне нравится или нет, я такой тоже смогу поддержать и о физике, но это будет что-то на уровне "О, а я знаю закон Ома" или "да-да, мартенситы, где-то я уже это слышала", но я не берусь доказывать физику, что это фигня)) А вот с обратной ситуацией сталкиваюсь постоянно, и не только с физиками))
Ася0905 # 12 апреля 2013 года   +4  
Наверное этим и отличаются точные науки. Хотя чем больше я узнаю о физике с химией) точностью там и не пахнет. Меня просто поразила одна мысль)Ты знаешь сколько констант существует))не мало)почти в каждом разделе физики) Например, постоянная свободного падения. Так вот, стоит изменить константу на несколько сотых и даже тысячных, наша Вселенная не существовала бы в таком виде. Так что вероятность нашей с тобой переписки стремится к нулю. )) Ну вот ни один автор не повернул мои мысли в голове так, как этот пример))))) Хочу заметить, что мои близкие мужчины в свое время запретили мне просмотр Чистилища, прослушивание Сектора Газа, и прочтение Архипелага ГУЛаг. Один я запрет нарушила) остальные не решаюсь))Все таки они же любя)
Jenna # 13 апреля 2013 года   +2  
Ася0905 пишет:
Один я запрет нарушила) остальные не решаюсь))Все таки они же любя)
Вряд ли возможно запретить что-то взрослому человеку. С тех пор, как я вышла из школьного возраста, окружающие поняли, что мне можно только подсказывать - тихонько и ненавязчиво. Указывать - уже оскорбление личности )))))
Ася0905 # 13 апреля 2013 года   +2  
Запрет был сделан в подростковом возрасте, а я понимая из чего они исходили) Все таки близкие люди знают нас, да и я уверена в их мотивах)
denly # 13 апреля 2013 года   +1  
Этот факт дейсвтительно очень сильный.
denly # 13 апреля 2013 года   +2  
Но им одним не проживешь
denly # 13 апреля 2013 года   +1  
Ася0905 пишет:
Почему же происходит наоборот?



Есть некий общий образовательный уровень. И филолог обязан знать общие факты о теории относительности, фотосинтезе и т.д.
Танистая # 13 апреля 2013 года   +2  
denly пишет:
это человек с соотвествующим дипломом
К сожалению, не раз и не два сталкивалась с тем, что человек, имея диплом, абсолютно некомптентен. Ни для кого е секрет, что очень много дипломов покупается. Не знаю, как там физики-ядерщики, спорить не стану, но вот докторов, не умеющих ставить диагноз и лечить, знаю. Знакома также с дамой, у которой журналистское образование, а она даже маленькой заметки не напишет - не умеет. И "технарей" знаю, закончивших ВО "Металловедение" и не имеющих абсолютно никаких знаний о строении металлов, реации при оислении и пр.
Так что, на мой взгляд, диплом не есть показатель.
пуговичка # 13 апреля 2013 года   +2  
Полностью с вами согласна!
denly # 13 апреля 2013 года   +2  
А теперь внимание! Полная цитата:
denly пишет:
В идеале - это человек с соотвествующим дипломом



В идеале!

добавлю: есть три момента:
1. к друзьям и относительно знакомым возможность липового диплома неприменима. Мы примерно представляем, что знает тот или иной знакомый нам человек.
2. пока не доказано обратное, диплом является гарантией компетентности. Презумпция невиновности. Я верю человеку с дипломом. Если я чувствую, что он врет, я это проверяю. Псле этого верить конкретно этому человеку перестаю. Огульно говорить, что диплом не показатель я бы не стал. Допустим, есть статистика, что каждая 6-я женщина в России - проститутка. Это не значит, что если я вспомню шесть женщин в своем окружении, то одна из них будет проституткой.
3. никто не мешает вам сомневаться в качестве образования людей. Проверяйте. Есть же гугл.
Nataloshka # 12 апреля 2013 года   +3  
Полностью согласна со статьей, с мнение насчет "Судить - не судить" искусство. А фраза "а Эдуард Асадов - внезапно - отличный поэт."
вообще улыбнуло )) спасибо!
fumarola # 12 апреля 2013 года   +1  
denly пишет:
Кому сейчас нужен "Что делать?" Чернышевского? Никому. Этот роман устарел через пять лет после написания.


Не, не скажите!!! Его стоит читать уже из-за одной только теории о "разумном эгоизме"! Надо сказать, не прочитай я этот роман в школе, бяк в своей жизни я наделала бы значительно больше!
А что касается оценки произведений хоть специалистами, хоть любителями - думаю, в любом случае мнение всегда субъективно, многие шедевры вначале не принимались специалистами и даже бывали освистаны...
Jenna # 13 апреля 2013 года   +1  
denly пишет:
Судить в категориях: "Не искусство - на костер, а ты считаешь иначе, значит ты г*вно" может только специалист. Или теорию суперструн тоже может любой обозвать несостоявшейся?

Это такая сложная категория, оценивать искусство ли это или не искусство. Скажем, почему Beatles - Yesterday - это искусство и классика, а Николаев и "Жёлтые тюльпаны" - уже нет? Возможно лет через сто именно он будет признан гением и его песни, на которые плюются сейчас современники - образцом классической эстрадной музыки 20 века?
Ася0905 # 13 апреля 2013 года   +4  
А лет через 1000 вообще они будут не интересны) В свое время Штраус относился к развлекательной музыке))
Hrjunasja # 13 апреля 2013 года   +1  
Однажды мне посоветовали роман Е.Замятина - "Мы". наверное первую четверть книги принималась мной очень тяжело - такой тяжеловатый стиль написания, как мне казалось... Но потом я влилась в эту атмосферу, и когда взяла следующую книгу...То о на мне показалось тяжелой))) Потому что привыкла к Замятину))) Для меня важен сюжет, если он действительно интересен - то стиль к нему само собой привязывается.... Лично для меня! Да и если рассмотреть популярного на сегодня Коэльо - у него тоже литература не лёгкая, но с каким интересом читают!!!
lileawait # 13 апреля 2013 года   +3  
А мне Замятин легко пошел , вот и разница восприятия ))
пуговичка # 13 апреля 2013 года   +3  
В этом и вся разница, что понятно и легко одному может быть недоступно другому. Но это совсем не означает что что-то хорошо, а другое плохо.
Ася0905 # 16 апреля 2013 года   +2  
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
К вопросу о критериях)))
denly # 16 апреля 2013 года   +3  
Так происходит постоянно. Году в 1987 подобную статью написал Ерофеев (могу ошибаться), прям совсем недавно, года 4 назад, Быков.

Скепсис и зависть свойственна человеку, куда сильнее чувства прекрасного)


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.