Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Культура - первая жертва экономических кризисов.![]() За кадром: В периоды спада экономики, культура – всегда первая жертва. Экономить на ней считается чуть ли не хорошим тоном, а ее молчаливые страдания воспринимаются как неизбежная данность. впрочем в случае с украиной ситуация еще хуже, потому что в этой стране еще задолго до кризиса истинная культура стала для государства непозволительной роскошью, а бюджеты ее главных очагов неизменно стремились к нулю. Между тем, в связи с кризисом, по всему миру прекращено открытие художественных выставок и арт-студий, снимаются с репетиций театральные премьеры, сужается репертуар, стопорится работа кинематографа. Ведущий оперный театр США Metropolitan Opera даже заложил два гигантских панно Марка Шагала, украша ющие фойе здания, в обмен на предоставление денежного займа. А знаменитый Нью-Йоркский театр объявил, что в связи с трудным финансовым положением вынужден отказаться от четырех высокобюджетных постановок и сократить зарплаты на 10%. В Украине, о чем нетрудно догадаться, финансовый кризис затронул прежде всего учреждения культуры восточных и южных регионов страны. Так, например, финансирование Харьковских театров уменьшилось на 50%. Харьковский академический театр имени Шевченко Березиль получил официальное письмо из областного управления культуры, в котором говорится, что "в связи с сокращением поступлений средств в областной бюджет" театру следует сократить оклады наполовину. "Если для народного артиста - это еще не вопрос жизни и смерти, то для обычного участника труппы, например, работника сцены – критический. Актеры приходят в театр в 9 утра и уходят в 11 вечера, почти без перемен – и получают по окладу около 700 гривен. Если сократить наполовину - то будет 350 гривен", - пожаловался художественный руководитель театра Степан Пасечник. Волнительный момент настал и для нашей жемчужины – театра оперы и балета. Новостей о бюджете здесь ждут с опаской и тревогой. И думается, не зря. Многострадальный оперный чего только не пережил за последнее вроде бы мирное время: и одиннадцатилетнюю реконструкцию, и отзыв статуса национального, потом его милостивое возвращение, и смену руководства, и уменьшение бюджетных ассигнований , которые и без того никогда не дотягивали до уровня финансирования аналогичного Львовского учреждения. СХ: Людмила Сергеевна Ширина, народная артистка Украины, заведующая оперной труппой Кризис этот, боимся мы, что не может не сказаться он и на зарплатах наших. Всегда культура финансировалась по остаточному принципу. И при Советском Союзе так было. Мы как бы в капитализме сейчас живем, каждый выживает как может. а тогда с нами возились, тогда была бесплатная медицина, бесплатные школы, у нас были замечательные учителя, врачи, никто не заглядывал в руку. К сожалению, сейчас время денег. Это очень больно и все это сказывается. За эти годы развала Союза очень ощутимо мы потеряли несколько поколений публики. Сейчас сокращают музыкальные школы, сокращают вообще школы, это все сказывается. За кадром: Под угрозой срыва находится и международный музыкальный конкурс памяти Эмиля Гилельса, который собирает талантливых молодых исполнителей со всего мира. Причина – отсутствие государственного финансирования. СХ: Татьяна Вячеславовна Олейникова-Сокол, исполнительный директор международного конкурса им. Э. Гилельса Наш конкурс Гилельса - международный, конечно опасается, потому что самое главное это финансирование, потому что заявка о конкурсе дана, она разослана в 200 стран мира, участники уже присылают видео-кассеты для отборочного тура, изготовлены уже медали, специально для конкурса написана пьеса и мы, конечно, боимся этого материального положения, которое охватило сейчас очень многие международные конкурсы Украины. Но мы надеемся на поддержку города, обладминистрации. Надежды можно сказать 50 на 50, но больше испуга и страха, что может не состояться конкурс. За кадром: Усугубилось и без того традиционно тяжелое положение памятников одесской архитектуры. Так, например, к 200-сотлетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя одесские деятели культуры хотели создать музей писателя в доме, где он когда-то жил. желание надо сказать вполне обоснованное – немного найдется в мире городов, где жил один из самых выдающихся литераторов 19-го столетия. но сегодня Этот дом № 11, комнаты которого все еще дышат гоголевской эпохой, пустует и разрушается. Выкупленный много лет назад эмигрировавшим в Америку богатеем, он перестал быть общенародным достоянием, и рискует окончательно превратиться в руины, так и не раскрыв посетителям гоголевских тайн. Одесситы обратились с письменной просьбой к президенту и министерству культуры о том, чтобы власти поспособствовали открытию такого уникаль- ного музея в Одессе. ответ государственных инстанций, что называется, сразил наповал. СХ: Лидия Адольфовна Щербина, заслуженный учитель Украины, ученый секретарь научной Пушкинской комиссии «И вот ответы мы получили от секретариата Президента, я получила на мой адрес, они все у меня сохранились в оригинале. Из туризма и министерства культуры я тоже получила ответы. Он написали, что они не против, чтоб был музей Гоголя, но чтобы мы искали сами ловека или группу людей, чтобы выкупить дом. Ни у нас, очевидно, с вами нет такой суммы, чтобы приобрести этот дом». За кадром: Таким образом, в данном случае государственная политика поддержки культуры свелась к тому, что государство «не против» чтобы она развивалась. а денежки мол ищите сами… Поистине – грандиозный вклад современной украинской державы в культурное строительство! впрочем тот факт, что одесская инициатива не получила реальной государственной поддержки, совсем не удивителен. Это же не музей советской оккупации, и даже не памятник жертвам голодомора. Зачем одесситам знать и чтить Гоголя, и уж тем более, иметь музей его имени, он ведь не Шухевич, и не Бандера, И вообще на вражеском русском языке писал! Что же касается антикризисных мер государства по спасению украинских музеев вообще, они заключаются в «разрешении привлечения дополнительных источников финансирования, таких как открытие магазинов и учреждений общественного питания» прямо на территории самих музеев. Каково решение? – чипсы с колой рядом с шедеврами искусства! Даже на охрану музеев государство выделило в 5 раз меньше средств, чем необходимо – 2 млн. 175 тыс. грн. при необходимых более чем 13 млн. грн. При такой «охране» музейных сокровищниц у нас не только картины Караваджо, а все, что еще осталось разворуют! В загоне оказалось и финансирование кинопроизводства, его бюджет на 2009 год предусмотрен в размере 6 млн. грн. Этой мизерной суммы хватит лишь на половину одного фильма, да и то в режиме жесткой недоплаты по всем статьям. режиссер Юрий Ильенко так прокомментировал эту новость:« 6 млн. грн. в бюджете кино - это жирная точка в истории украинского киноискусства. Собственно, эти 6 млн. грн. - ничто иное, как деньги на процедуру ликвидации отрасли и охрану зачищенной территории». Вот вам и президентские безотлагательные меры по спасению культуры и духовности, сразу понятно – от кого нашу культуру надо спасать! Между тем, такое варварское отношение к культуре, тотальная экономия за ее счет без преувеличения чревата трагедией, еще более глубокой и страшной рецессией, чем экономическая, рецессией духовной. Ведь миссия культуры в первую очередь просветительская, воспитательная. Именно от ее уровня зависит в долговременной перспективе процветание или упадок нации и государства. Именно культура определяет те рамки, в которых может и должен действовать цивилизованный человек. От уровня ОБЩЕЙ культуры человека зависит буквально все: уступит ли он в транспорте место женщине, будет ли почитать родителей, уважать старость, будет ли способен совершить подлость, унизить, оскорбить, сможет ли он принять взятку, ограбить или убить собрата, позволить своему народу нищенствовать и побираться, оставит ли своих сограждан без поддержки, бесплатного медицинского обслуживания, качественного образования и культурного досуга, сможет ли развязать войну из-за алчности и жажды власти. Культура определяет человеческие ценности, ориентиры развития, путь стремлений и порывов. И таким образом, составляет ту нравственную основу человеческой жизни, которая как раз и отличает нас от диких животных. Весь мир человека – это мир культуры. В своём первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному, «дикому». Испанский писатель и философ Грасиан-и-Моралес Бальтасар когда-то сказал: «Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное. Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней.» Это хорошо понимают в соседней России, где вопреки всем экономическим спадам, оказывается существенная государственная поддержка театрам и музеям. так. буквально на днях президент дмитрий медведев объявил о предоставлении специальных президентских грантов ряду ведущих российских театров. в том числе Малому театру, МХАТу имени Чехова, театру имени Евгения Вахтангова, БДТ имени Товстоногова, театру драмы имени Пушкина, петербургскому Малому драматическому театру. Государственное финансирование в размере 595 миллионов рублей в год выделено и ряду высших образовательных учреждений в сфере искусства. несмотря на кризис продолжается активная реконтрукция здания московского большого театра, которая обойдется госбюджету в полтора миллиарда долларов – сравните эту сумму с нищенскими сорока миллионами долларов которые долгих 11 лет собирали на спасение одесского оперного! российские власти выделили средства на строительство нового комплекса зданий главной библиотеки страны – бывшей «ленинки». Известная театральная премия «Золотая маска», которая буквально на днях стартует в Москве в пятнадцатый раз, не только не отказалась от проведения конкурса, но при поддержке Министерства культуры, правительства Москвы и Союза театральных деятелей России даже расширила свои рамки, добавив к конкурсной программе премию «Маска Плюс», в которой участвуют театры из стран СНГ и Балтии. Поэтому спектакли из Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Армении, Казахстана и Узбекистана стали показывать уже в начале марта. Около 2,5 млрд. рублей выделено из бюджета России и на поддержку кинематографа, что позволит снимать кино даже в период кризиса. Государственные мужи РФ обеспокоены и содержательной стороной культурной жизни. Так, по мнению спикера совета федерации России Сергея Миронова: "Влияние государства должно способствовать рождению настоящего искусства, а не ширпотреба в виде детективных романов-одиночек, пошленьких юмористических передачек, кровавых и эротических кинолент, не имеющих никакого отношения к истинному искусству". Судя по всему российские лидеры отдают себе отчет в том насколько высоки ставки, и понимают, что вслед за потерей исконной классической культуры обычно с лица земли исчезают и ее носители. СХ: Евгений Зусьевич Женин, журналист отставлять культуру в сторону, отбрасывать ее на задворки это означает фактически лишать народ тех ценностей, тех устоев морали, гуманистических, на которых должен воспитываться человек. И в результате, происходит то, что социологи назовут маргинализацией общества. Человек, лишенный представления о прекрасном, об истоках культуры, человек не воспитанный на лучших образцах подлинной мировой культуры, так или иначе, будет вынужден заменять в своем сознании одно на другое. И вместо Моцарта в лучшем случае придет попса, в худшем – извините, наркомания. Вместо Пушкина и Шекспира (в лучшем случае) придет ничтожная, гламурная, глянцевая современная, так называемая, журнальная публицистика; в худшем случае ( и наиболее вероятном) - придет самая элементарная маргинализация. Придет то, что человеку не нужно будет, его не будет интересовать содержание всех предшествующих эпох, достижения этих эпох, потому что он не будет готов к их восприятию. И мы будем говорить не об одном потерянном поколении, как сегодня, а о выброшенных нескольких поколениях. Потому что те, кто потерян сегодня, не смогут воспитать своих детей на образцах культуры, не известных им – родителям. А дальше – по нисходящей. За кадром: Немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер в своей нашумевшей работе «Закат Европы» еще на заре 20-го века предупреждал о том, что может наступить вслед за расцветом современной ему буржуазной цивилизации: «Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детством души, получившими выражение, например, в дорическом и готическом стилях. Цивилизация это неотвратимый конец культуры». Кризисы в культуре не являются случайным «наказанием». Они свидетельствуют только об истечении времени данной культуры. Кризис, по Шпенглеру, — это сигнал к окончательной гибели. Однако, возможен и другой взгляд. Кризис - это переломный момент переоценки ценностей, где "разворачивается некий целенаправленный процесс, божественный план, по которому знание, полученное через страдание, вызванное крушениями цивилизаций, в результате становится высшим средством прогресса". Например, культуролог Джеффри Хайсон считает, что экономические кризисы в области массовой культуры обычно проходят две стадии: сначала мастера культуры берут на вооружение идеологию сентиментального оптимизма, затем на повестку дня выходит тема морально-эстетического осмысления произошедших событий, а это делает более популярными высокие, элитные жанры искусства. А историк кино Ина Харк в книге "Американское Кино 1930-х годов. Темы и Вариации» пишет, что Великая Депрессия буквально похоронила кинобоевики, где главными героями были мафиози - публика практически утратила к ним интерес, переключившись на ленты более светлого содержания. Окончание Великой Депрессии ознаменовалось появлением лент, вошедших в сокровищницу мирового кинематографа - например, таких экранизаций, как «Унесенные ветром», «Гроздья гнева» и «Волшебник из Страны Оз». 1939 год - последний год Депрессии - сегодня считается величайшим годом Голливуда. В период великой депрессии искусство очистилось именно за счет стремления к высшим, духовным ценностям, ведь вселить надежду и веру в лучшее будущее можно было только с помощью самых светлых и добрых идеалов. Но в капиталистическом обществе, где искусство неизбежно подчинено денежному мешку, Америке не удалось сохранить достигнутых культурных высот. Обогащенные мировым опытом, мы должны осознать, что преодоление кризиса культуры возможно только через возврат художественной интеллигенции к главным ценностям нашей вечной культуры, к бережному восстановлению ее ядра. И, как в недрах язычества вызрела христианская культура, так и нынешний кризис может дать толчок к перерождению, обновлению, преображению культуры. И вся та пена, которая всплыла на предшествовавшей кризису волне, может бесследно раствориться, а вот крупицы истинной культуры, будем верить, не только выживут, но и создадут мощный фундамент для нового единения очистившихся от скверны людей. Ольга Дудник, аналитическая программа Бэкраунд. Рейтинг: +1 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
Оставить свой комментарий