Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Из курса лекций по истории буддизма (3)
3. Учение буддизма.
«Мудрые угасают как лампады» Дхаммапада Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина будды, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов. До Гаутамы (Шакьямуни) уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея (тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и так далее и все они учат одному Закону В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина будды получила значительное развитие. Здесь будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время будда — это и все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Гаутаме (Шакьямуни) сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Ади-будде) — мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя). В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. Здесь, пожалуй, необходимо небольшое философское отступление. Нирвана – это не просто покой или ничто. Смысл нирваны в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана равна свободе. Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона свободы – это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости. Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает – утверждает бытие человека, как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но открытие личности лежало за пределом духовного горизонта той далекой эпохи, и поэтому полная свобода открылась Гаутаме (Шакьямуне) как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим трагедию свободы, не обнаруживающей в себе никакого положительного содержания. Прорыв в свободу оборачивается в буддизме прорывом в ничто. Но это «ничто» - нирвана – несет для буддиста сокровенный смысл, во имя которого он отрекается от собственного «я». И само «я» рассматривается лишь как иллюзия, которая исчезает, когда человек всем своим существом устремляется к нирване. Нирвана манит к себе как тот «внутренний остров», достигнув которого обретается независимость от людей, богов и судьбы. «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели», - говорил Будда. Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, «даже боги завидуют» (Дхаммапада. Стих 85, 94). Для «просветленных» окончательная нирвана – это полное освобождение, полный уход от мира, но для непосвященного наблюдателя это должно восприниматься как небытие, смерть. Но буддист выше понимания смерти – для входящий в нирвану нет различий между жизнью и смертью, добром и злом, «я» и «не-я».- это лишь значимо для буддиста. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, — что и передавалось из поколения в поколение. Согласно этому правилу: - есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются просветление (бодхи) и успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений. - есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80-е года до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту). Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. - есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннего гражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, объединяющих граждан духовно и кормящемся от них материально. Жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека. Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению в общественном укладе, а к отрешенности от земных страстей. Оппозиционным порядку буддизм не был, более того, буддисты считали прочную власть защитой моральных устоев от расшатываний. Идеологически буддизм отражал потребность в формировании крупных государств и успешно содействовал укреплению власти Маурьев (4 – 2 века до н.э.). Неслучайно Ашока (268-232 года до н. э.), индийский император из династии Маурьев, завершивший объединение Индии, покровительствовал буддизму, к которому он обратился после кровавых войн. ![]() Рейтинг: 0 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru Политика конфиденциальности ![]() |
Комментарии:
Оставить свой комментарий