Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Из курса лекций по истории буддизма (2)
2. Жизнь Будды. Просветление.
«На жизнь не клевещи – в ней светочь мирозданья. Вкусивший сладкого о горьком не мечтал. Но тот, кто раньше господа вставал, Закат свой примет в одиночестве без состраданья. А ты, не устающий сладким наслаждаться, Не знавший горестей, ни тягостей, ни бед, От жизни получив такое множество побед, Ты в состоянии ли в сущем мира разобраться?» (Аль Китаби. Хорезмиты.Культура Востока. Арабский Халифат) Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой — 483 (+ 3) до н. э. и короткой — 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически. Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (Имеющий рис), мать — Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). Рос он в роскоши и довольстве и отличался большой впечатлительностью, ранимостью. Родители всячески оберегали его от созерцания страдания и нищеты. Его дворец и сад были совершенно изолированы от всего остального бренного мира, он его никогда не видел и не представлял, что истинно творится в нем. Сиддхартхе казалось, что его молодость, здоровье, богатство суть вечны и неизменны и счастье постоянно. Но однажды он все же увидел страдания земного мира и это лишило его покоя: на улицах столицы Сиддхартхе встретил старца с головой белой как снег, и с изрезанными глубокими морщинами лицом и понял, что молодость его не вечна и слабость и немощь в старости – это и его удел. Потом он повстречал человека, мучимого тяжелой болезнью, все тело которого было покрыто проказой, и понял, что здоровье тела его не вечно и неизвестно, где и когда и его может настичь болезнь и принести несчастья. Принц встретил нищего в грязном рубище, который протянул к нему костлявую руку за подаянием, и понял, что он сам тоже может стать нищим и влачить существование, прося милостыню. Богатство его не вечно – сегодня оно есть, но кто скажет будет ли он завтра также богат? Чтобы положить монету в правую руку, ее необходимо взять из левой. Но кто, как не родители вложили ему богатство в левую руку, и что могут дать своему сыну бедные люди? И, наконец, царевичу повстречалась траурная процессия с усопшим. И Сиддхартха увидел, что эта жизнь не вечна. Богатый он или нищий, здоровый телом или мучимый тяжелым недугом – все едино и жизнь есть суть смерти. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Жизнь человеческая, понял он, по преимуществу наполнена страданиями и несчастьями, и потому тяжело ее бремя. И печали в жизни случаются гораздо чаще, чем радости, а счастье словно черный лебедь – редкая птица на земле. Ни роскошь, ни красавица жена не отвлекли его от мрачных мыслей. Он решается оставить сан, покинуть семью и стать отшельником под своим родовым именем Гаутама (буквально — лучший из пастухов – так звали ведийского мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). Ночью Сиддхарта оставил дворец, семью и отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. В обителях аскетов Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы, стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара). Что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязаниями. Что он «безжеланным» шествует (Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (недуновение). Жизнь – это страдание и потому зло. Кто скажет, что жизнь его счастлива во всем и нет тягот и неудач, бед и страданий, и победы случаются чаще, чем поражения? Причина же несчастий скрыта в постоянном стремлении человека к чему-либо, стремлении ставшем неутолимой жаждой. Круг человеческих желаний неизмеримо больше круга человеческих возможностей. И чтобы достичь желаемого, человек постоянно увеличивает свои возможности, совершенствует себя. Человек ставит перед собой цели и стремится к ним. Но с достижением желаемого, появляются новые цели и человек вновь борется за их достижение, и страдает от того что желания не совпадают с возможностями. И потому вся наша жизнь – борьба и напряжение. Наши желания – это стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за невозможным и оттого является страданием. Преодолеть же страдания возможно через устранения жажды постоянного стремления к чему-либо. И не было бы справедливым сузить круг желаний, ведь при этом круг возможностей остается прежним. Отказываясь от своих желаний, человек отказывается от своей сущности, своего «я», погружается в нирвану - прерывает цепь бесконечных перерождений, обусловленных цепочкой вечных стремлений, для вечной жизни. Аскетизм – суть правильной жизни, ведущей к бессмертию. Суть правильной жизни, есть суть правильного пути. А что, как не правильное суждение (понимание жизни как страдания), правильное решение (проявление сочувствия), правильная речь (правильная и бесхитростная), правильная жизнь (не убий, не укради, не возжелать ни жены, ни имущества ближнего своего, избегать лживых речей) есть суть правильного пути. Чтобы достичь счастья в бессмертии необходимо отказаться от него в жизни. Нужно отказаться, чтобы получить, пренебречь, чтобы приобрести, остановиться, чтобы достичь. Именно после откровения Гаутама (Шакьямуни) становится Буддой, Просветленным. Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму. Все эти годы Будда с учениками шествовал по городам шести государств, расположенных в среднем течении долины реки Ганг. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю – в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. ![]() Рейтинг: 0 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru Политика конфиденциальности ![]() |
Комментарии:
Оставить свой комментарий