Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 42


Тест

Тест Зависимы ли Вы от таблеток?
Зависимы ли Вы от таблеток?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Из курса лекций по истории буддизма

Из курса лекций по истории буддизма 1. Введение.

Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 г. до н. э., служил архивистом в чжоуском книгохранилище. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов. Так возник главный текст даосизма — книга «Дао дэ цзин». Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма.
Версия, восходящая к главе
«Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы»
в «Исторических записках» (Ши цзи)
Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.)


Духовная культура человечества существует в различных видах или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы сходны между собой в том, что с их помощью человек пытается ответить себе на бесчисленные вопросы, которые он, будучи существом разумным, с момента появления на Земле никогда не уставал задавать.
Нередко ответы на вопросы бытия приводили человека к созданию концепций, теорий, доктрин и верований, которые, к вящей славе их создателей, вырывались из личностного мира и, воплощаясь и трансформируясь в умах последующих поколений, перешагивали через целые эпохи.
В науке таким примером может служить атомистическая теория мира. В культуре – художественные каноны. В религии – теологические учения. В философии – отношение к первичности в сущем. Так, зарождаясь, единичные теории, мировоззрения глобализировались, подчиняя своей идеи сам ход времени. Одной из подобных глобальных идей стал буддизм в его теологическом и онтологическом понимании.
Буддизм, возникший в Древней Индии в 6-ом - 5-ом веках до н.э., наряду с христианством и исламом стал одной из трех мировых религий и, вместе с тем, явился одним из ярчайших и своеобразных направлений в индийской и мировой философии.
Основателем учения буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 до н.э.), происходивший, по преданию, из царского рода
Основные направления в буддизме:
- хинаяна – буддийский идеал «освобождения», принявший форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, — идеал архата (достигшего «освобождения» - нирваны). В Хинаяне получило развитие учение о первоначальных элементах бытия – дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика;
- махаяна – подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы (достигших Перерождения и помогающих другим «освобождаться»). Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей — Дхармакаей (космическое тело Будды). Основные философские школы: йогачары, мадхьямика;
- ваджраяна – колесница ваджры (Молниеподобная колесница или Алмазная колесница, Алмазный путь), третье направление в буддизме, в котором духовное и литературное наследие хинаяны и махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами (именуемыми тантрами), мифологией и ритуалами. Благодаря сотням текстов тантр, вошедших в тибетский канонический Ганджур и, частично, в китайскую Трипитаку, это направление называется также мантраяной (Колесницей сокровенных речений) и буддийским тантризмом.


1. Предпосылки возникновения буддизма.


«… даже для философа природа была подавляющей силой»
В.С.Соловьев. Вопросы философии.
Лекции по истории философии.


Культура Древнего Востока создала не одно радикальное учение, целью которого является стремление освободиться не только от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни. И вовсе не случайно, что учение буддизма нашло свое воплощение именно в Индии. Этому способствовала и индийская природа, и особенности социального строя.
Буйство индийской природы породило такое же буйство воображения, нашедшее свое отражение в древне индийской мифологии и воплотившееся образах индийских богов. Богов, как воплощение дикой, буйной силы, необузданной чувственности. Богов далеких от просветления. В дополнение к природе, которая в Индии была, как отмечал русский философ Владимир Соловьев, не только для простых людей, но и для философов подавляющей силой, в Древней Индии сложилась освященная древними верованиями кастовая система со своими сложными принципами жизненного уклада. Все это послужило тому, что жажда освобождения должна была выразить себя в более радикальной форме, чем это было в даосизме, зерна которого упали на благодатную индийскую «почву».
Весь эмпирический мир с его исступленным богатством природных стихий и жестоким кастовым давлением, где люди не равны не только перед обществом, но и перед богами, воспринимался человеком как мир бесчисленных разочарований и страданий. Более того, это было бесконечное, навязчивое наваждение, поскольку индийцы верили в переселение душ. Добро и зло прошлой жизни с необходимостью влекли за собой награду или возмездие в следующем воплощении. И даже боги не освобождались от кармического пути.
Мир представал перед мудрецами как неограниченная цепь страданий и воплощений, и сотни аскетов-отшельников уходили в леса, стремясь через самоограничения и истязание плоти внутренне вырваться из удручающих пут жизни. Но их победы и поражения оставались их личным достоянием: они не проповедовали народу, глубоко почитавшему их аскетический подвиг, занимаясь лишь с узким кругом избранных учеников.
Лишь Гаутама, сын раджи небольшого княжества, попытался найти путь внутреннего освобождения, доступный для каждого независимо от касты. Шесть лет он провел в скитаниях и в самоотречении и лишь на седьмой год почувствовал себя просветленным – Буддой, обретая полноту внутренней свободы.
Буддизм как мировое мировоззрение философское, религиозное, как мировая культурная традиция начался с того момента, когда Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь.
Если весь чувственный мир – мир страстей и привязанностей – есть лишь порабощающее человека наваждение, необходимо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые рождения. И хотя для этого мудрый должен отказаться от своих чувств, сама буддийская проповедь бесстрастия была исполнена подлинной страсти. Только эта страсть не привязывала человека к миру, а, напротив, освобождала от него, уничтожая истоки всякой привязанности.

Буддизм возник как антитеза религии брахманизма, переживавший упадок, погрязший в суевериях, обрядах и корысти высших сословий. Будда отверг священный характер вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десаркализировать и сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и самой царской власти.
Древнейший из дошедших до нас свидетельств существования раннего буддизма так называемый «палийский канон» - сборник священных текстов, написанных на языке пали – датируется периодом конца 5 века и серединой 3 века до н.э.




Saadi   31 мая 2010   733 0 0  


Рейтинг: 0








Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.