Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Джоник

Зарегистрированных: 1
Гостей: 22


Тест

Тест Не пора ли сбавить темп?
Не пора ли сбавить темп?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Учить - значит хвалить

Нашел в инете статью. Напоминание всем родителям, бабушкам и дедушкам. Учителям напоминать бесполезно. Им преподавали возрастную психологию. Если они знают и все равно делают по-своему - не переубедишь. Поэтому - только для тех, кто еще не знает.
---------------------------------------------------------------------------
Мама троих детей про оценки и недовольных учителей

Мне 37 лет. И пятнадцать из них я успешно зарабатываю написанием текстов. И цену себе знаю. И вижу подтверждение собственных успехов в окружающем мире. Но если мне встречается редактор, которому не нравятся мои статьи, который возвращает их раз за разом с требованием переписать, сократить, отнестись внимательнее (как будто я не внимательна по умолчанию), проверить уже, наконец, все данные (словно я не проверяю) и вычитать все запятые — я начинаю сомневаться в себе. А если представить, что надо мной встал человек, который следит за тем, как я пишу каждую фразу и комментирует: «Опять ты начинаешь фразу с «но»! Сколько раз я тебе говорил не делать такие большие абзацы! Ты что — не можешь запомнить, что длинные фразы в анонсе недопустимы?» — я сомневаюсь, что способна написать хоть страницу.

Я точно знаю — я умею писать тексты. Но когда меня критикуют, я скукоживаюсь и не способна уже ни на что.

Я не одна такая. Несколько успешных друзей уходили со своих высоких и о-о-о-очень хорошо оплачиваемых должностей только по одной причине — их ругали. А они этого не хотели. Не потому что они нежные цветочки, вовсе нет. Просто когда их ругали, они начинали хуже работать. А работать хуже, чем ты можешь – себя не уважать.

Я вижу, как расправляют плечи взрослые мужики, когда говоришь им: «Придумай, как это сделать, ты же лучше всех это умеешь!» – и они сворачивают горы. Не за деньги. И не за должность. А потому что они увидели, что в них верят, и стали героями. И они же, только вчера совершившие невероятное, талантливое, авантюрное и прекрасное — выходят, опустив плечи, с совещания, на котором им объясняли, какое они ничтожество. То же происходит с известными, прошедшими медные трубы, режиссерами, которые, пережив вал уничижительной критики, замыкаются и не сразу находят в себе силы приступить к следующему фильму или спектаклю. С актерами. Со всеми людьми. Которые в принципе не любят, не хотят и, как могут, избегают ситуаций, когда ими не довольны.

Я вот к чему веду. Я не представляю себе, как учатся наши дети.

Когда мы учим своих детей — маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных — мы очень часто их ругаем. Слишком часто.

Ругать — это глупо. Но легко. Хвалить — намного труднее. И намного важнее.

За минувший месяц в нашей семье произошли две истории, прямо касающиеся вопроса, ругать или хвалить. Они настолько четко показали механизм, что не понять его было просто невозможно.

В общеобразовательной школе мои девочки-близнецы учатся так себе. Во-первых, потому что дома мы относимся к ней спустя рукава и всячески прививаем пренебрежение к оценкам, во-вторых, потому что дети часто болеют и школу пропускают, в-третьих, потому что как-то так сложилось.

Школа занимает в нашей жизни ровно то место, которое, по нашему мнению, и должна, — далеко не главное. Так бы все и было, но месяц назад учительница сказала Лиде и Маше, что хочет выставить их на школьную олимпиаду. Что тут началось! Детей как подменили! Тетрадки стали аккуратными, задания в дневнике написано разборчиво, а тяга к знаниям какая образовалась! Первые ученицы класса стали! Серьезно! Мы и сами сначала не поверили, но когда позвонила классная и стала наших детей нахваливать, мы вникли — действительно, сплошные пятерки. Как тут не хвалить! На Олимпиаду их так и не выдвинули, но привычка учиться хорошо у них уже сформировалась. И теперь и без Олимпиады они учатся прекрасно. Во всяком случае, намного лучше, чем до того, как их начали хвалить.

В музыкальной школе мои девочки всегда были первыми ученицами. Но вдруг учительница по сольфеджио стала их ругать. Чем-то они ей активно не понравились, и она стала придираться ко всему: и ноты они не так пишут, и поют не эдак, и диктанты не пишут, и с двухголосием беда. Все это, конечно же, не наедине, а при всём классе. И не один раз.

Когда я спросила, в чем дело, учительница ответила, что девочки, конечно, хорошие, и данные у них отличные, но они должны ей доказать, что достойны этой школы.

И претензии, мол, должны их мотивировать учиться лучше. У нее же не на пустом месте претензии. Они же действительно не все идеально делают.

Это была правда. Они делали не все идеально. Я бы даже сказала так: они, ученицы второго класса, все делали неидеально. И я считала, что это вообще-то нормально. Они же учатся. А если их не ругать, а хвалить, результаты будут намного лучше. Но тут мы с учительницей не совпали. И она продолжала их ругать. И закончилось все тем, что дети мои уперлись намертво: «Не пойдем больше на сольфеджио!» — истерили они. Я сопротивлялась, убеждала, подкупала и умоляла, но когда Маша сказала, что учительница снилась ей ночью, и стала каждые полчаса бегать в туалет, я поняла — да, мы туда больше не пойдем. Несмотря на прекрасные данные. Потому что когда детей регулярно ругают – это не работает. Вообще. И почему педагоги этого не понимают — одна из самых больших для меня загадок.

Хотя нет, я знаю отгадку.

Хвалить — трудно. Намного проще — ругать. Ругая, ты снимаешь с себя всякую ответственность и причастность к тому, что происходит в учебе у ребенка. Когда ругаешь, отделяешь себя, умного, от него, вечно виноватого: «Я же все уже несколько раз объяснила!» (если ты учитель), или «Опять двойку получил! Идиот! Вчера же два часа сидели учили!» (если ты родитель).

Ты, взрослый, получаешься весь белый и пушистый, и очень правильный, а ребенок выходит идиотом, неспособным показать нужный результат.

А он не идиот. Он отвлекся. Или боялся люминесцентной лампы, которая стала мигать и весь урок внезапно начинала потрескивать. Или боялся, что родители опять оценками не будут довольны.

Но ведь любой ребенок способен учиться. Только для этого надо его хвалить. Потому что дети — они тоже люди. И они тоже, как и мы, взрослые, ищут одобрения и поддержки. Они хотят, чтобы ими восхищались. Чтобы их победам радовались. Они готовы горы свернуть ради этого. А не ради оценок.

Надо хвалить за единственную правильно написанную букву «у» во всей строчке прописей.

Обвести ее синеньким и похвалить еще раз. А потом и бабушке показать — при ребенке — смотри, мол, какая молодец, как здорово написала букву «у».

Хвалить за то, что сама вспомнила, что завтра надо взять клей и ножницы в школу.

И за то, что развесила школьную форму.

А еще — за то, что поделилась завтраком с одноклассником, который этот завтрак забыл.

И за то, что на физкультуре не плакала, как в прошлый раз, а бегала вместе со всеми.

Когда кажется, что не за что хвалить, надо выдумывать поводы и все равно поддерживать, ободрять, приподнимать над бездной неверия в себя. Создавать своего рода подушку безопасности для внутреннего самоощущения ребенка — подушку безопасности из одобрения, веры и похвал, которая убережет его от нападок такой вот — как нам встретилась по сольфеджио — учительницы.

У моих детей была маленькая подушка безопасности. И она их не уберегла. Мы очень расстроились, но выводы сделали. Убрали эту учительницу из нашей жизни, начали все время и за все хвалить детей. Посмотрим, как они выдержат столкновение с негативом в следующий раз. Я, взрослая, 37-летняя, до сих пор выдерживаю негатив плохо.

Катерина Антонова
//ponaroshku.ru/blog/uchit-znachit-khvalit-mama..



Чукча   18 мая в 20:23   75 0 6  


Рейтинг: +2







Последние читатели:


Невидимка

Невидимка



Комментарии:

ирина 49 # 18 мая в 22:50   +1  
Согласна, надо хвалить))

Но почему
Чукча пишет:
Хвалить — трудно. Намного проще — ругать.
Мне ругать точно не проще
Чукча # 18 мая в 22:59   0  
Потому что льстить и хвалить - разные вещи. Хвалить от души, искренне, особенно когда человек разочаровывает, раздражает, когда нам кажется, что он не прав - и при этом обратить внимание не на то, что нам не нравится, а найти в нем хорошее и поддержать - это действительно трудно. А просто делать комплименты, ничем не обеспеченные - разумеется, легко. Особенно если этот человек нам на самом деле безразличен. Это как виртуальный подарок и реальный. Отправить другу открытку, нажав кнопочку - легко. А вот отвезти его на машине, когда он нуждается в помощи, а ты сам устал после работы, и завтра тебе опять на работу - это труднее.

Ну и... смотря с каким намерением я это делаю. Лисе ворону тоже хвалить, думаю, было не трудно . Очень часто причиной комплимента является не искреннее расположение к человеку, а как бы "аванс" за его предполагаемое аналогичное отношение к нам. Проверить это легко: если он "не оценил" и не начал расшаркиваться в ответ - это вызывает обиду или ощущение несправедливости. Или осуждение в адрес этого человека.

И вообще, в статье речь идет в основном не об отношении между равными людьми, а об отношении родителей и учителей к детям, начальства к подчиненным. Вот если Вам легко найти за что похвалить подчиненного и легко это сделать, когда он накосячил, и Вы понимаете, что у Вас из-за этого будут проблемы - то это можно уже назвать некой степенью духовного совершенства и мудрости.
ирина 49 # 18 мая в 23:08   +1  
Чукча пишет:
об отношении родителей и учителей к детям,

Я больше именно об этом думала, иногда слышу, как родители разговаривают со своими детьми... мрак.
Чукча # 18 мая в 23:11   +1  
Да, много искалеченных.
mamaviv # 19 мая в 22:25   +1  
Нужно не только хвалить,но и одновременно мотивировать,ставить новые задачи и цели.А то одним восхвалением можно вырастить самодовольных болванов.
Чукча # 20 мая в 0:03   0  
Вот большинство родителей поэтому и боятся хвалить и старательно мотивируют. А большинство детей и так мотивированы, по природе. Они любознательны, они познают мир, они занимаются творчеством, пробуют что-то новое, сами ставят себе цели и задачи. Только у них в два-три года эту мотивацию отбивают, одергивая и не давая шагу ступить, а в шесть начинают мотивировать, когда уже все отбито.

Все боятся вырастить самодовольных болванов, но никто не боится вырастить забитых невротиков. Меня родители не хвалили и ставили задачи, но я все равно вырос самодовольным болваном. Потому что хвалили все окружающие. Вероятно, слишком успешно справлялся с поставленными задачами. Не так все просто.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.