Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 27


Тест

Тест Насколько Вы честный человек?
Насколько Вы честный человек?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Зачем мы делаем уроки за детей? Ловушка, в которую нас поймало общество




Как же мы устали сидеть до ночи с уроками, которые почему-то не кончаются никогда и выматывают до безумия всех участников процесса. Но почему мы это делаем? Социолог АННА КУЛЕШОВА видит несколько неочевидных ответов.



Если смотреть на этот вопрос глазами психолога, можно найти много индивидуальных факторов от перфекционизма до неврозов, толкающих нас в пучину бессонных ночей и побуждающих делать поделки ночами за детей и решать за них школьные задачи. Наша психика, наша личность (со всеми ее амбициями, опытом и страхами), заставляет нас же по ночам не спать. Личность человека можно понять через его отношение, например, к ребенку, к труду. То есть перед нами, строго говоря, либо ответственный человек, либо безответственный; либо переживший травмирующий опыт в собственном школьном детстве, когда мама не помогала с уроками, либо, напротив, переживший опыт травмирующей гиперопеки, когда мама помогала до слёз и истерики и т.д.

Но социологи увидят эту ситуацию иначе, - им важно понять, через что в данном конкретном социуме создается представление о хорошем/плохом материнстве (если, среди прочего, через хорошую учебу ребенка в школе, то это многое объясняет).


Какого рода социальное давление испытывает женщина, принимающая решение делать домашнее задание за своего школьника (если ребенок «не тянет», но мама за него не делает уроки, у этого будут последствия?


Если да, то какие: перевод в более слабый класс? Презрение со стороны родителей одноклассников? На маме появится клеймо неудачницы, не способной соответствовать нормам школы и класса?), каковы для нее риски и последствия отказа от участия в этом деле и почему, в конце концов, так получилось, что выполнение домашней работы за ребенка носит массовый характер. Есть ли неформальная конкуренция между родителями через выполнение домашних заданий своих детей? Если да, то почему она сложилась и какие бонусы даёт?

Так что же такое хорошая мать? В разные исторические периоды на этот вопрос давались совсем неодинаковые ответы. В это трудно поверить, но когда-то и инфантицид (детоубийство) был более-менее нормой в странах Европы (например, если речь шла о незаконнорожденных детях) и Азии, а в Японии он объяснялся через формулировку «выпалывание лишних растений из чрезмерно разросшегося сада». А об отношении к детям в Древнем Риме мы кое-что знаем по медицинскому трактату, в главе о деторождении которого была подглава “как распознать ребенка, которого стоит растить"...

Сегодняшнее представление, что мать должна быть с ребенком 24/7, заниматься с ним уроками, изумил бы маму «нашего всего», Александра Сергеевича Пушкина.

Дворянки из ее окружения делегировали детство своих детей кормилицам, няням и гувернерам с гувернантками, совершенно не переживая, что те вырастут на всех этих людей разом похожими (как сейчас нас пытается напугать известная социальная реклама).

Про детей крестьян и других трудовых слоев общества в те времена разговор отдельный, там и не до избыточных нежностей было в принципе, и уж тем более не до контроля школьного образования. Родители нередко и сами не имели никакого образования, вплоть до 1930-х годов и даже позже. Если и были грамотными, то их способность помочь ребенку с уроками быстро иссякала. Да и работали они сутками, и быт был тяжелый. Удивительно ли, что учителя почитались, к ним относились с уважением, они были всегда правы, ребенок же обязан был соответствовать и стараться. Никто не считал, что детство должно быть радужным и легким. Это подготовка ко взрослой жизни, поэтому решать школьные проблемы за маленького человека считалось ненужным. Так он ничему не научится, толка из него не выйдет.

Родители не столь далекого советского периода были уверены, что школа должна учить ребенка и ребенок должен сам ответственно там учиться. И если с учебой начинались проблемы, вина за это ложилась на детские плечи и совесть родителей: они воспитали безответственного человека.

Но речь совсем не шла про то, что родители обязаны исправить ситуацию, взяв нагрузку по выполнению домашней работы на себя. В школе такой подход не мог и в голову прийти учителям, пока большинство родителей было необразованным, а матери, как правило, работали.

В сегодняшней школе многое перевернулось с ног на голову (или, скажем более корректно, встало на новые рельсы). Даже в начальной школе задания изначально ставятся таким образом, что участие родителей в их выполнении неизбежно. То есть достаточно трудно понять, что именно должно быть хорошо выполнено: задание самим ребенком или задание ребенка родителями. Это происходит не только в так называемых «лучших» школах, с высоким рейтингом, где теоретически должны учиться лишь наиболее способные дети, а на практике учатся в основном (особенно в начальной школе) дети, которым родители могут помочь — сами, или с помощью репетиторов. Так называемые «проекты», совместная с родителями работа на воскресенье, есть в программе всех школ.


ЗАЧЕМ ШКОЛАМ ЭТО НУЖНО?


Ответов может быть много. Первый из них относится к масштабно разросшейся конкуренции, вошедшей на те территории, которые ранее ей не были подвластны. Начальная школа учила азбуке и письму, младшие школы могли конкурировать между собой в художественных конкурсах и конкурсах чтецов, но не в проектной работе по вопросам глобального потепления и компьютерному моделированию. Очевидно было, что это не детские темы и дети не смогут выполнить такую работу самостоятельно.

Но в какой-то момент что-то пошло не так, и фантазия чиновников неконтролируемым образом разрослась, - конкурсы стали один чуднее другого и перестали иметь отношение к детям, - соревноваться в них стали почти исключительно родители.

Дети выходят на защиту проектов с фильмами, которые они не снимали и не монтировали, с презентациями, которые они не делали. Но мы дружно делаем вид, что это нормально. У нас полстраны так живет, что уж там... Менеджеры захватили всех нас, ради палочек и галочек мы готовы и не на такое безумие.




УРОКИ С РЕБЁНКОМ


Другая причина может быть связана с тем, что ряду школ подобные подвиги со стороны пап и мам совершенно не нужны, - педагоги искренне надеются, что родители объяснят детям, как выполняется то или иное задание, а те уж все сделают сами. Но при этом они не принимают во внимание, что родителям может не хватить ресурса (времени и сил) на разъяснения, поэтому в разы проще выполнить всё самим, не ударив в грязь лицом перед классом. Получается, что выполнение домашней работы за ребенка оказывается завуалированным способом скрыть своё бессилие и перегруженность.


РОДИТЕЛИ В НАДЕЖДЕ НА БУДУЩЕЕ


Ещё один ответ касается профессионализации родительства. Здесь речь идет о том, что оно, родительство, в буквальном смысле стало профессией для многих женщин и некоторых мужчин. То есть существуют люди, и их совсем немало, для кого воспитание (подчас единственного ребенка) — основное занятие. И хотя они не получают за это зарплату, то есть настоящей профессией это все-таки считать пока нельзя, но выкладываются они в этой работе по полной, в надежде на будущее вознаграждение в виде жизненного успеха ребенка, и/или придавая своей жизни таким образом смысл, «реализуясь в детях». И, как в любой профессии, здесь возникает, с одной стороны, конкуренция, а с другой – результатом проделанной работы становятся именно дети (эффективность определяется успехами детей в школе). Можно опровергнуть эту мысль, сказав, что дети, их успехи, поводом для гордости стали не сегодня. Это так, не поспоришь, но обратите внимание: именно здесь и сейчас родители начали вкладываться в детей профессионально, прокачивая навыки на вебинарах и тренингах, жертвуя личным временем, порой тормозя или отказываясь от собственного карьерного роста.

Тут хорошо бы понимать, что именно в каждом конкретном случае заставляет пап и мам идти на это. Иногда перед нами сложившиеся субкультуры профессиональных родителей, действующие в рамках конкретных школ, попав в которые, в буквальном смысле нет иного выхода, кроме как включаться в эту игру или уходить из школы вовсе.

«Переть» против коллектива, доказывая, что ребенок должен учиться сам, а несовершенство его поделок нормально, будет и трудно, и больно.

Социальное давление, вполне вероятно, окажется сильнее и может сломать ребенка и родителей, поставив на них клеймо неудачников.





ХОРОШАЯ МАМА ИЛИ ПЛОХАЯ МАМА

Порой же такой сценарий становится более-менее осознанным выбором. Есть масса возможностей начать растить профессионала буквально с пеленок, так почему бы не делать это? Тем более, когда все вокруг только и говорят о возможностях развития детей. Не буду останавливаться на том, что изрядная часть этих «всех» стремится заработать на родительских слабостях и любви. Им коммерчески выгодно создавать иллюзию, что своей головой сложный квест современного родительства не пройдешь. По моему мнению, это одна из засад общества потребления: нас приучают к ценности всего, что можно купить, к избыточному и демонстративному потреблению. Я взял ребенку айфон и отправил его в психолого-лингвистический лагерь в Великобританию, а что сделал для своего чада ты? Не мешал развиваться и вырастил здоровым и психически адекватным? Пустые слова. Разговор в пользу бедных...

Но профессиональное родительство – это и часть массовой культуры, тренд на гуманность, индивидуальность и любовь, заданные ещё произведениями Жан-Жака Руссо, или даже раньше, от поколения к поколению принимающий все новые формы и обретающий разнообразие. Детоцентризм набирает обороты, ставя в уязвимую ситуацию родителей: если я не делаю уроки за своего ребенка, значит, я его не люблю? Где вообще эти границы (и есть ли они?) между жестокостью, равнодушием и любовью? Не садистка ли я, если отказываю кровиночке в помощи? Или я его сейчас приучаю к зависимости и отнимаю веру в собственные силы? Приучаю надеяться во всем на меня? А может быть, я боюсь момента, когда я уже стану ему не нужна, и он сможет без меня обходиться, - ведь я не знаю, что буду делать со своей жизнью с этого дня? Здесь приходится признать, что современным родителям требуются большие компетенции, которых не дают ни в школе, ни в университете, нужны знания в области психологии, педагогики, философии, и важно ещё на пути к этим знаниям не попасть в ловушку, расставленную теми, кто на этом попросту зарабатывает деньги. Практически нерешаемая задача!

Когда четкой системы координат нет, мы вынуждены делать выбор сами, отвечая в полной мере за его последствия. А это, как ни крути, героическая история, к которой не каждый готов. Поэтому, конечно, проще идти на поводу у тех устойчивых трендов, которые имеются сегодня в обществе, - то есть делать с детьми уроки, поскольку так поступают все.

Хорошая новость заключается в том, что мир сегодня многогранен и поливариативен в отношении жизненных сценариев. Если выполнение домашнего задания вместе/за ребенка, принятое в вашем окружении, причиняет боль, можно поискать другие школы или вовсе уйти на домашнее или иное альтернативное обучение, не поддаваясь массовому психозу и объяснив ребенку непростые коллизии существования в обществе: нельзя жить в нём и быть при этом независимым от него.

И еще, открою тайну тем несчастным, дети которых сейчас в начальной школе: это пройдет. И начиная со средней школы ребенок все равно начнет учиться либо сам, либо с помощью репетиторов.

Крайне мало семей, где именно родители в состоянии натаскивать своё чадо по всем предметам до 11 класса. Кому-то, самому ребенку или родителям, однажды может прийти в голову мысль, что эту практику пора уже прекратить, - родители ведь не проживут за свое чадо всю его жизнь, надо уже кое-что делать самостоятельно. Хотя бы уроки...




И всё же. Если вас практика выполнения домашнего задания за ребенка не расстраивает, а сближает с ребенком и доставляет удовольствие, если вы идете на это не под общественным давлением, а по зову сердца, – это тоже путь. Ваш путь. Вы имеете на него право. Как другие имеют право не ходить таким путём. И не стоит их в сердцах называть плохими и безответственными. Мы разные. Это прекрасно. Бог лес не ровнял, а людей и подавно...


/Интернет/



Елена Агата   24 января в 23:00   162 0 24  


Рейтинг: +3




Тэги: школа, уроки, дети, общество




Последние читатели:


Невидимка

Невидимка

Невидимка



Комментарии:

Skarlet # 25 января в 2:41   +4  
и чье это? Лена, хотя бы автора напиши внизу...

как по мне, проблема в статье "высосана из пальца", в Израиле точно такого нет, но может быть я и неправа, и где-то это глобальная катастрофа...
Елена Агата # 25 января в 4:12   +2  
Уже написала, Жанночка. Там, вверху - скопировала прямо со статьи. По-хорошему, такого быть не должно нигде, не только в Израиле. (Кстати. говорят, в Израиле по старым советским учебникам учатся - это правда, не знаете?) Однако ж, по всей видимости, в России дела обстоят именно так. Как почитаешь посты родителей школьников в Интернете - так сплошь и рядом - получается, что родителей буквально заставляют либо сидеть над уроками с детьми до глубокой ночи, контролируя каждый их шаг, либо, что ещё круче, и вовсе отправить своё дорогое чадо спать, а самим всю ночь сидеть и писать за них тесты, конспекты, сочинения, лаборторные, делать поделки, и т.д. Причём особо активная часть родительского комитета в этом старается. Как чуть что - ах, вы им помогать (то есть, читайте, делать ЗА них) не желаете, да что Вы за родители такие... ну, и далее по тексту. Они же - то есть родком - возникают, если вдруг у школьника вместо смартфона - обычный кнопочный: ах, как же это можно, да кто же вы, вы своему ребёнку зла желаете, что ли, да его же прессовать за это другие ученики начнут, издеваться будут, ТРЕТИРОВАТЬ (специально выделяю это слово, потому как возмущению моему предела нет...)! Да где это такое видано, скажите Вы мне на милость! (И уж не будут родители из родкома сами третировать ту девочку, о которой шла речь, и её маму? Очень похоже на то...) Мы, помнится мне, делали уроки сами, и мне и в голову не приходило попросить родителей делать МОИ уроки ВМЕСТО меня. Я даже с математикой и с физикой, в которых я, извините, полный дуб, к маме очень редко приходила. Предпочитала справляться сама - как могла. Потому что элементарно стыдно. А это что? Что это за бред? Чьи тут знания оцениваются? Родителей? Так они свои получили, когда сами учились, простите (и не так уж плохо учились, к слову - у моих родителей вообще по два высших у каждого). А ребёнок тогда куда? Неучем останется? Из разряда "Дверь - имя прилагательное. То есть как - почему? Так она же к стене прилагается!" Ну, или "Зачем мне география - извозчик и так довезёт!" А чего стоят эти нынешние задачи из русских учебников, в которых условие просто нечитаемо для начала - решить такую задачу - это уже дело двадцать пятое. Сначала ещё нужно умудриться прочитать: 25 снусмумриков плюс столько же хрюндиков встретили 30 кракозябликов. Все пошли на речку купаться, но там 20 куфырочек утонули. Сколько кракошмундиков осталось? (это то, что я помню, приблизительно - а на деле там ещё хуже написано - сама читала)... И это ещё не самое жуткое. Ну, а что рыбы у них теперь на деревьях в учебниках висят и с деревьев же падают, как груши - про это я вообще молчу. В общем, кошмар полный... Действительно глобальная катастрофа получается... И к чему всё это приведёт в итоге? Страшно подумать, если честно...
Skarlet # 25 января в 14:31   +3  
Елена пишет:
(Кстати. говорят, в Израиле по старым советским учебникам учатся - это правда, не знаете?
на иврите?
Елена Агата # 25 января в 20:33   +2  
А, значит, опять очередное вранье в Интернете. Ну, правда, может, в русских школах? Или там русских школ нет как таковых?
iliza # 25 января в 20:41   +1  
Насколько я в курсе, русские школы в израиле только частные и они не входят
в образовательную систему как обязательные, только как дополнительное. И аттестаты об образовнии при поступлении не идут в зачёт.
"На иврите разговаривают в семьях, поэтому именно на этом языке начинают учебу: в дошкольных учебных заведениях и школах Израиля все предметы преподают только на государственном языке."
Дома можно разговаривать на любом языке, но государственный язык должен знать каждый, а то за каким делом ты ехал в ту страну?!)
Елена Агата # 26 января в 14:53   +1  
iliza пишет:
Насколько я в курсе, русские школы в израиле только частные и они не входят
в образовательную систему как обязательные, только как дополнительное. И аттестаты об образовнии при поступлении не идут в зачёт
Ясно, спасибо, Жанночка! Просто столько всего с этого ящика несётся, что решила спросить, чтобы знать. Просто интересно стало - правда, нет...
Елена Агата # 26 января в 14:54   +1  
iliza пишет:
государственный язык должен знать каждый, а то за каким делом ты ехал в ту страну?!)
Это естественно...
Skarlet # 25 января в 20:55   +2  
Елена пишет:
может, в русских школах? Или там русских школ нет как таковых?
"русские" школы - это те, в которых дополнительный язык можно выбрать русский, вместо французского или арабского. И учителя "русские". Но все преподавание ведется на иврите, и учебники тоже на иврите.
Елена Агата # 26 января в 14:54   +1  
Понятно, спасибо!
iliza # 25 января в 7:50   +2  
Когда сын пошёл в лицей, учитель сказала, чтобы первую четверть мы даже в класс не заходили и не распрашивали что да как, она всё давала детям на уроках. И когда прошло первое собрание, мы поняли, что она была права.
Она вела их три года и за это время в классе всё время было несколько отличников, 17 ударников и только 4 человека с четвёрки на тройку. В классе было 27 детишек.
Елена Агата # 25 января в 20:34   +2  
Хороший учитель Вашему сыну попался, Зина. Это редкость. А сейчас и подавно - музейная...
iliza # 25 января в 20:42   +1  
У нас в лицеях такие все учителя. Какие в школах - не знаю.
Елена Агата # 26 января в 14:55   +2  
Тогда детям очень повезло, правда...
ирина 49 # 25 января в 10:40   +3  
В этой ловушке меня точно нет
Мои родители не делали за меня уроки, я никогда для сына такого не делала. Вспоминаю своих одноклассников и одноклассников сына - кто-то учился, а кто нет, так и их родителям было по фиг
И при чем здесь общество
iliza # 25 января в 10:59   +1  
ирина пишет:
Вспоминаю своих одноклассников и одноклассников сына - кто-то учился, а кто нет, так и их родителям было по фиг
Вот именно, если была соображалка в голове, те учились, а кому был лень учиться, телепались из класса в класс, стараясь списать у кого - нибудь, те закончили школу, ПТУ и пошли работать по рабочим специальностям. Как потом было трудно навёрстывать упущенное тем, кто потом брался за голову.
Елена Агата # 25 января в 20:51   +1  
ирина пишет:
И при чем здесь общество?
Вот именно. Вечно найдут, на что свалить. Мои родители за меня ни одной контрольной не написали, ни одной лабораторной, ни одного сочинения. Как могла, так и писала, так и училась. И за брата никто ничего никогда не делал - хотя он в школу пошёл, когда мы вообще за границу уехали жить. Всё сами - это же наши знания, в конце концов. И потом - просто элементарно стыдно было бы. Если что, так хотя бы перед родителями. Ну, да, я точные науки вообще не тянула, признаюсь честно. Ну и что? Всё равно моё - это только гуманитарные науки. К тому же, мне мой аттестат здесь, в Англии, всё равно не понадобился - тут это не котируется. Так что... Но и здесь я училась сама - за меня моих курсовых никто и в университете не писАл. Что могла - то и делала. Знать нужно было мне, работы, соответственно, тоже были мои. А если бы за меня кто-то что-то писАл и сдавал - я бы со стыда сгорела, честное слово. Только однажды я попросила подругу исправить мне немецкий текст, который надо было в годовой контрольной сдавать. Она мне помогла, это правда. А первоначальный вариант я всё-таки писАла сама. Но и тут мне было неудобно - потому что изменения она мне внесла туда значительные... Получалось, что текст вроде как всё равно не мой был. Тринадцать лет прошло, а я до сих пор это помню...
Руслёна # 25 января в 13:05   +1  
Я помогала детям делать уроки, учила вместе с ними то, что им задавали, но ЗА них не делала. А вот подруга делала. Лишь бы отстали от детей в школе. К сожалению, при её уме и аттестате только с одной четвёркой, дети у неё в школе учились отвратительно и ходить туда не хотели.
Елена Агата # 25 января в 21:01   +1  
А может, учителя были не совсем? Ведь от учителя в первую очередь зависит, какой будет атмосфера в классе, будет детям нравиться предмет, не будет... Потому что даже самый интересный предмет можно завалить, если учитель плохой, и наоборот - даже если предмет какой-нибудь дурацкий, но учитель хороший и сможет заинтересовать им ученика, он в конце концов станет его даже любить, и в итоге, возможно, в нём преуспеет, - потому что его как магнитом будет тянуть к этому учителю на уроки. Именно к этому, понимаешь?
Руслёна # 29 января в 10:55   +1  
Конечно, многое зависит от учителя. Однозначно. Но и мозги нужны, однозначно, и желание что-то выучить , чему-то научиться. Если этого нет, то это игра в пустые ворота.
Елена Агата # 29 января в 18:44   +1  
Руслёна пишет:
Но и мозги нужны, однозначно, и желание что-то выучить , чему-то научиться. Если этого нет, то это игра в пустые ворота
Естественно. Только сейчас учителя тоже... Если учитель в открытую заявляет - я не обязана ничему УЧИТЬ Ваших детей, я здесь только для того, чтобы проверять домашнее задание, а УЧИТЬ должны вы, родители! - то что это за учитель такой, скажи мне? За что она деньги свои получает? А если родитель просто не в состоянии объяснить ребёнку какой-нибудь предмет? Особенно сейчас, в его современном толковании? Если у него знаний не хватает? Что тогда - списывать со счетов ребёнка, заведомо? И родителя тоже? С ярлыком "Не годен"? Ну, это же ужас, согласись, Людочка... И тогда желания точно не будет - ни у родителей, ни у ребёнка. А так, конечно, всё это нужно, и в полном объёме...
Руслёна # 29 января в 19:49   +1  
Елена пишет:
я не обязана ничему УЧИТЬ Ваших детей, я здесь только для того, чтобы проверять домашнее задание, а УЧИТЬ должны вы, родители!
Смешная такая учительница. Если не сказать больше. Получается, что детей в школу отправляют, типа, как на продлёнку, посидеть под присмотром воспитателя, но никак не на обучение.
Елена Агата # 29 января в 20:52   +1  
Руслёна пишет:
Получается, что детей в школу отправляют, типа, как на продлёнку, посидеть под присмотром воспитателя, но никак не на обучение.
Ну, да. Уж никак не за знаниями...

Руслёна пишет:
Смешная такая учительница. Если не сказать больше
Я глазам своим не поверила, это прочитав. Подумала - а может, она пошутила? Хотелось бы так думать, конечно, но... Получается - вам ни школа ничего не должна, ни я сама тем более. Остаётся только спросить, как когда-то это делала наша математичка, она же по совместительству - завуч старших классов: зачем Вы сюда пришли? Только она спрашивала нас - зачем вы сюда пришли, если вы ничего не знаете?, - а тут её пришлось бы слегка перефразировать - да простит она меня, если ещё жива: зачем Вы сюда пришли, т.е. в школу преподавать, если ничему детей учить не хотите? (Кстати, это повсеместное мнение сейчас, - если верить Интернету, конечно. Судя по Сети, все учителя твердят, как заведённые: школа ничего вам не должна, и мы тоже. Одна читательница даже высказалась после этого - так зачем, говорит, всё это надо? Давайте всех детей из школы заберём и будем дома учить, как сможем. Читать-писать научим, и ладно. И не одна она такого мнения - что слава Богу, кстати... Только это же не выход.)
Гремислав # 26 января в 21:43   +2  
Чушь. Сам и ещё раз - сам.
Елена Агата # 28 января в 16:53   +1  
Всё верно, именно так и надо. И только так. Спасибо огромное!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.