Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 32


Тест

Тест «Помешаны» ли Вы на брендах?
«Помешаны» ли Вы на брендах?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ — ДНИ НЕДЕЛИ, МЕСЯЦЫ, ВРЕМЕНА ГОДА, ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБЫЧАИ

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ — ДНИ НЕДЕЛИ, МЕСЯЦЫ, ВРЕМЕНА ГОДА, ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБЫЧАИ Древнеславянский календарь — старый способ подсчета дней, месяцев и лет, что использовали славяне до прихода христианства на русскую землю. Он непохож на юлианский календарь, на который мы привыкли ориентироваться сегодня. Разберемся, что собой представляет эта древняя система счета.


В статье:

Древнеславянский календарь – принципы

Языческие обычаи по старославянскиому календарю

Даты прихода весны по старинным календарям

Название славянских месяцев



Древнеславянский календарь – принципы


Все знают — славяне имели собственные представления о летосчислении, что имелись в их культурной традиции, влияли на нынешние системы календарей в период крещения Руси. Ученые восстанавливали древнеславянский календарь по средневековым письменным источникам.



Это летописи Болгарии и Древней Руси, где есть упоминания названий месяцев и вёлся подсчет лет, а также периодов времени до начала христианской эпохи у славянских племен. Также учитывали агиографическую литературу. Отдельная группа — календарные расчеты в текстах. Яркие представители — пасхальные таблицы, а также текст Кирика Новгородца, что именуется «Учение о числах».









Важным источником информации послужил народный календарь примет, что отражает в себе дошедшие до нас тексты фольклора. С его помощью выявили аспекты и части годового цикла пращуров, а также прояснили, какие внутренние логические связи в этих аспектах. Древнеславянский календарь утратили многие столетия назад во время кровавого крещения и насаждения христианства, что отразилось на знаниях о нём. Юлианский календарь также расходится с астрономическим, да и к тому же он успел смениться на григорианский. Важная деталь – народные названия месяцев.

Изначально древний славянский календарь был лунным, и пережитки его сохранялись в течение многих лет. Понятно это становится из слова «месяц», а также многочисленных упоминаний лунного счёта в народе, сказках, былинах, преданиях. Но с течением лет традиция земледелия и работы в светлое время суток побудила пращуров трудиться с обращением внимания к солнцу. Дневное светило еще с древней поры привязывалось к праздникам годового цикла — и это привело к тому, что исчисление стало лунно-солнечным.

Славяне древних времён вели счёт по дням, соединяли их в малые периоды вроде недели, двух недель, сорока дней, а также периоды большие — месяц (то есть луну), два месяца, год. Учитывалось, какое порядковое положение относительно других дней имеет этот день и как соотносится с ним годичный цикл.

Немаловажными были явления астрономической природы и стихийно-природные, в честь коих устраивались славянские праздники. К ним относились День весеннего и осеннего равноденствия или, солнцестояния, а также Масленицы, Ивана Купала, Коляды. Вот вся известная, четко определённая и достоверная информация, чем был календарь древних славян.


Языческие обычаи по старославянскому календарю






Языческий календарь древних славян, что позже плавно перетек в православно-христианский, известен лучше, чем древнейший предок. В нем отражались сроки начала и конца аграрных работ с мая по август, а также отмечались праздники Ивана Купалы – проходили традиционно ночью с двадцать третьего по двадцать четвертое июня – и бога-громовержца Перуна (двенадцатого и двадцатого июля), а также периоды «русалии» вместе с наступления жатвы.


Каждый такой день отмечался квадратиками, внутрь них проставлялись кресты – символ света. Значит, что счёт вели по количеству дней, а в древнеславянском, до времени распространения юлианского календаря с его двенадцатью месяцами, счёт вёлся по лунам. Каждая соответствовала месяцу.


Простой способ исчисления – счёт дней и лет от определенного события. При последующем случившемся важном событии счет обнулялся, и исчисление велось от нового события.


Календарная символика у пращуров-славян обозначалась числами двенадцать, шесть, четыре и три, так как связаны с дневным небесным светилом. Тринадцать, семь, пять и четыре – с ночным небесным светилом, а девятка имела и дневное, и ночное значение, то есть связана с солнцем и луной одновременно. В народном устном творчестве встречаются такие выражения, как «тридевять земель», «тридцать лет и три года», «тридевять» — все отголоски древнего календаря, где смешивались значения солнца и луны.


Фрагмент из «Повести временных лет».






Другие ученые в сделанных выводах опираются на «Повесть временных лет». В ней упоминаются понедельник и вторник один раз, среда — два, четверг — три, пятница — целых пять, субботние дни — девять, а «неделя», воскресение, — семнадцать. Каждому дню имена присвоили, в каком порядке они располагаются: вторник — день второй, четверг — четвертый, пятница — пятый. Воскресенье, или «неделя», одним названием говорит о запрете на труд в этот день, поскольку он отводился для отдыха.

Понедельник — первый день после минувшей недели. Суббота – название, что перекочевало из иврита, а перенято во времена массового крещения Руси. Среда имеет положение «срединное» – делит пять дней недели пополам. Уважением и почетом пользовались воскресенье и пятница.

У славян имелась народная традиция с древними истоками – праздновать дюжину пятниц года. Некоторые ученые считают, что славянский календарь пятидневный, а субботу и воскресенье позаимствовали от пришествия христиан на Русь. Полагается, что славяне не имели и единой системы счета, исчисление делилось на бытовое и церковное, каждое имело особенности.


Также славяне посвящали дни недели богам. В этом они схожи с верованиями римлян, те соединяли семь планет и планетарных богов с днями недели и присовокупляли к этому халдейскую астрологию Месопотамии. Славяне считали четвертый день Перуновым, пятый — Макоши, что превратился со временем в Параскеву пятницу.


Даты прихода весны по старинным календарям

У языческих славян имелось два праздника в честь весны — Сороки и Комоедицы. Сороки примечательны тем, что в этот день прилетали с тёплых стран первые весенние птицы — поэтому и закрепилось такое птичье название. 22 марта по новому стилю идеально совпадает с астрономической датой весеннего равноденствия. На Сороки, прилет весенних птиц «из Вырия», приходилась основная масса обрядовых действий по встрече вестников весны.


Повсеместно верили в прилет из теплых стран сорока различных видов птиц, среди коих всенепременно есть жаворонки.

Это значит, что зима окончательно уступила права весне. Языческий бог солнца Даждьбог в этот день слушал песнопения, что посвящались ему, принимал дары. Они зазывали весну, просили солнце греть сильнее и освободить землю от мертвящего холода. Солнце у древних славян важный элементом мироздания – освещало мир, даровало плодородие всему сущему.

На Комоедицы просыпался медведь. Беларусь справляла Комоедицы 24 марта, или 6 апреля по новому стилю. Сербские народы, болгарские, гуцульские и польские полагали, что он пробуждается на Сретенье (пятнадцатого февраля). В день пробуждения или до 14 марта, когда справляется праздник Евдокии, ему доведется узреть собственную тень, тогда вернётся в облюбованное пристанище, где проспит до конца марта, а холод простоит минимум сорок дней.


Название славянских месяцев

Говоря про славянский языческий календарь, нельзя не сказать про месяцы. Длительность месяца от двадцати восьми до тридцати одного дня, и это знают все. А вот как звали пращуры каждый месяц? Январь – просинцем, потому что в это время становилось светлее, февраль – сечнь, потому что тогда рубили лес, март — сухием, безводным временем, ибо тогда начинала подсыхать почва.

Апрель звали березнем, березозолом — на него распускала листву и почки береза. Май — травнем, июнь — изоком, начинали петь кузнечики, июль — червнем, серпнем, тогда жали. Август — заревнем, от слова «зарево», поскольку закаты становились красными и яркими. Сентябрь – рюен, потому что тогда ревели животные. Октябрь — звали «листопад», ноябрь и декабрь объединялись под именем грудня, груда — мертвая дорожная колея. Порой его прозывали «студень».

У славянских месяцев нет единого имени, поскольку общих верований и традиций насчет них разобщённые племена не имели. Праславянские названия всюду едины — что демонстрирует: календарь был единым. За давностью лет нельзя точно сказать что и откуда произошло. Важно, считают ученые, что месяцы имеют связанную с явлениями природы характеристику, особенности этого времени года



Ева Ломакина   11 октября 2019   715 0 0  


Рейтинг: 0




Тэги: магия, славяне, Язычество, Магия Славян

Рубрика: магия и мистика





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.