Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 17


Тест

Тест Хитрый ли Вы человек?
Хитрый ли Вы человек?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





В биографиях знаменитых – биография каждого из нас

В биографиях знаменитых – биография каждого из нас Читайте книги и между строчками,
или В биографиях знаменитых – биография каждого из нас

Мажит Гафури (1880−1934)

Оглавление (может, кому будет интересно):
Дикий гусь
Новый серп
Наемный работник
Старый охотник
Как продавали наши вещи
Прежде было трудно — теперь легко Актырнак (чуть подробней дальше)

(М. Гафури. Из прошлого: Рассказы/пер. с башкирского. Рис. Т. Горб. — М.: Дет. Лит., 1980. — 60 с., ил.)

Недавно захотелось прочитать книгу, которая давно не читалась мной, с самого детства. Живу я в провинции, да такой маленькой, что городом назвать его можно, но если учесть, что жители его — выходцы из деревень и меньше всего городских и приезжие, городом по образу жизни назвать нельзя. Может, потому я его и люблю? После Уфы и Санкт-Петербурга стала его ценить больше. Особенно радуюсь, что могу иногда общаться со своими хорошими семейными друзьями в деревне и быть полезной, помогать.

Интересные события сами приклеиваются. Вот, скажите, почему я вдруг захотела прочитать именно эту книгу? Вот и я не знала. Теперь знаю. Нужно было сравнить, вспомнить, удивиться, рассказать о жизни в селе. И это только потому, что, читая книги, мы все это видим, чувствуем, если знакомо. Вот, к примеру, такое совпадение и уже задумываешься. Мозг всегда должен заниматься «ростом», решать задачи и отгадывать загадки, играть в шашки или шахматы, или другие полезные игры.

Читаю «Мажиту Гафури было 11 лет»… Подумала, а интересно ведь сравнить с друзьями-одногодками сына. Моемы сыну — 11 лет. Читаю книги про Великую Отечественную войну, книги серии ЖЗЛ про великих людей, классиков, диву даюсь — какие были времена. «Ему было одиннадцать лет, когда его постигло большое горе: внезапно умирают его отец и мать. Осиротевшему Мажиту стало трудно учиться в медресе. Для того, чтобы прокормиться, он вынужден был переписывать для сынков богачей книги, готовить им обед и кипятить самовар. А летом с маленьким братишкой Мажит ходил за плугом, помогла взрослым на сенокосе, обдирал с ивняка кору и продавал ее, чтобы накопить немного денег для учебы». Вот здесь я уделю время воспоминаниям и описаниям не случайно. В Питере, Уфе отношение к провинциалам известное, а деревня — это уже дальше, «глубинка». Деревенские обижаются, и основательно. «Напиши, ведь ты в деревне жила, хоть и на каникулах, стала наша, деревенская, все знаешь и понимаешь, напиши про нас, нашу жизнь.

Городским детям, даже которые гостят в деревнях у бабушек и дедушек, не понять всей сложности быта сельского труженика. Поэтому деревенские так стремятся сбежать в город, по мере возможности. Возможность эту дает государство — детей рожают для материнского капитала. Дети- капитал. А ведь не секрет, что на эти деньги городские в деревнях покупают себе домики под дачи. Здесь не садовые участки — соседи сами заинтересованы, чтобы пожара не было, уедешь, соседка приглядит. Удобно. Я бы сама в деревне летом жила, люблю деревню, природу — леса и речки, люди хорошие. Уходят из деревень не только для того, чтобы гордиться, что они смогли выбраться из «навоза» и стали городскими — это нормальное явление, сбежать от труда, и чтобы их дети «ходили по асфальту», как сказала как-то мама моей подруги. Теперь ее дочь живет в городе, в сельском районе, зато в городе.

Как живет горожанин? Проще говоря, по принципу «дом-работа (школа, кружки и пр.) -дом». Вода горячая и холодная, за водой одеваться и идти по несколько раз с ведрами на коромысле тяжело, особенно таскать большие бидоны, потом греть на газе, который кончается, даже если у тебя припасен еще один баллон. Его привозят. В большинстве деревень газ не провели — очень дорогое удовольствие, покупают привозной: надо сходить, договориться, привезти, а если нет транспорта, то ты зависишь от того, кто тебе привезет, считай, пропал весь день! Ты его ждешь — это нагрузка для нервов, безвылазно, ведь нужно занести эту тяжесть, установить, угостить еще необходимо — человек потрудился. Иначе не принесет больше. Ставни не нужно открывать и закрывать на ночь, двор — огромный мир — тоже имеет много таинств, особенно по ночам, мало ли кто спрятался или зашел воровать яблоки. А жизнь двора — скот, птица. К 5.30 гнать в стадо, потом дела домашние: в хлеву и сарае почистить пол от накопившихся за ночь отходов от скота, полить огород, позавтракать, и в 7 ч день уже начался. Кому-то в город на работу, а дети сами по себе или в садик отдадут, кому-то в школу, а после школы домашние дела — воды натаскать, вымыть и убраться в доме, вымыть баню, дров наколоть, подмести двор, в огороде полоть, картошку окучивать, и другие разные дела.

Кому-то нужно съездить навестить в городе или в другом селе, обычно сельских кладут в сельские больницы, надо приготовить еду, выпечку, ведь в больнице это — связь с домом, ехать обратно, а если ты сам не здоров, или тебя укачивает, или авария…, не дай бог… Было как, сестра писала, что у ее соседки — подружки Флюзы мама ехала рабочим автобусом из летней фермы, за деревней, а из всех одна не приехала живой. Дочери было всего 12 лет, еще и братишка с братом. Кому-то нужно в городе дела сделать — получить деньги за безработицу, оформить кредиты, оплатить услуги, купить бытовую технику, продукты, даже не детские развлечения нужно время и настроение.

Кому-то приехать в церковь или мечеть, кому просто пообщаться с богом, кому-то никах, свадьба, кому — похороны, везде нужно хайр давать, оплачивать все это, покупать подарки, привезти попа (муллу) в село, сделать обряды, покормить гостей, проводить с гостинцами. Это все традиции, которые строго соблюдаются в деревнях. Кто знает, может, это в наше время единственная радость пообщаться?! Как моя подруга говорит «потусоваться». Кому-то в город нужно съездить отдохнуть от домашних хлопот, от деревни, потому что бывают исключения, что в деревне растет настоящий горожанин, его манеры, поведение, речь — речь будущего горожанина. Это нам, городским, живется как в раю, если сравнивать свою не замороченную жизнь со сложной, тяжелой, деревенской жизнью. Мы, городские, любим деревню. Приезжаем на готовое.

Любим баню? Приезжай пораньше, воды натаскай, рассчитывая на гостей, печь топи (умеешь?), полы везде вымой, веники летом в лесу собери, вытряси половички, дрова наколи. Как-то с мужем поехали впервые в гости. А муж — первый раз в жизни (со мной у него было много раз «впервые», это чудно) поехал в деревню. Вы бы видели истинного горожанина, да еще столичного, в деревне. Идет мой суженый во двор, а там — собака, во дворе собака чужих не трогает, если он с хозяевами, мой провел предварительную беседу знакомства, монолог «Собака, я — хороший и ты — хороший». Собаке забавно, а муж рад, что его послушались. Попросила наколоть дров, мол, в гостях, баня, угощения, ты — мужчина, не сиди сложа руки (ну, не журите, положено же мужику догадаться, что все это — труд хозяев, а муж у сестры — инвалид, рука одна не работает совсем, вот и попросила его, плохо что ли, развеется, псих свой передаст в дело — не любит от ходить в гости и гостей тоже, еле уговорила, пригласили же, как первый раз отказаться). Ну, мы с сестрой показали, как нужно колоть. Я — истинная горожанка, но все летние каникулы жила у бабушки и можно сказать, что я — горожанка с деревенской душой! Покололи мы с мужем дрова, он отправил меня в дом. Бедный мой муж. Он так не хотел сидеть с гостями, что переколол половину дров. Это как раз половина грузовой машины.

Любим сметану? Дорого, говорите?! Так, здесь уж я не буду расписывать, как мы получаем молоко. Очень длинно получится, это уже другой рассказ. Но скажу вкратце: купите корову и быка, кормите, летом пашите на сенокосе — сень копите для зимы, телят растите сначала в доме, у вас должно быть место за печкой, чтобы сделать временный сарайчик для новорожденного зимой теленочка. Я все это видела, я — любитель животных, милая девочка лет пяти, выпустила маленького теленочка из загона за печкой поиграть, по дому походить, жалко же, воспитанная на сказках и добре, особенно про животных в первое время по возрасту детей, мишки, мышки, теремки… Теленок стал прыгать, скакать от радости, хвостиком как пропеллером вертеть, но вне загона он оказался большим, с меня росточком, стал лизать ладони, а потом, мне было интересно, стал всасывать руку дальше, страшно, выдернула. Он не обиделся и пошел… в зал. Когда я выпустила его, я сразу же пожалела. Потому что я просто не знала, что с ним делать и как его обратно загнать. Грубость мне не присуща. Не знала, что и животных воспитывают как детей, только дрессура называется. Посмеялась, мы — дрессированные воспитанные дети. Так вот, в зале у нас всего полно. Но почему ему пригляделась выглаженная и аккуратно повешенная шифоновая голубая кофточка мамы с незабудками, приготовленная для вечера, она собиралась в гости к подругам. Я его толкать начала, а он жует себе и еще, мотая головой, стянул, опять стал вертеть головой в разные стороны и вверх-вниз, играет себе. Вот тут я неожиданно превзошла себя — жизнь научит, верно говорят — взяла кофточку, и стала тянуть. Но вы думаете, так вам и отдал ее? Нет, подумал, что с ним, наконец, играют, стал тянуть в свою сторону. У меня — тяну репку и не вытяну, а для него — кто перетянет канат. Подоспела мама… Кофточка была в дырочках, в слюнках теленка, порванная. Зато это был счастливый теленок, который видел, как люди живут и жил по-человечески, в тепле. Дальше — больше, теленка переводят к маме, конечно, молоко он не получает, если у вас одна корова. Молоко пьете с удовольствием вы! Его молочко пьете. Потом теленочек станет папой или мамой, тоже будет ходить в стадо по утрам, вечером есть и жить, после работы, у себя дома, в сарае. Потом хозяйка из одного только молока делает столько продуктов: сметану, кефир, катык, масло, творог, эремсек, корот. Поэтому, не так-то и дорого мы покупаем, ведь мы едим все готовое, им же привезенное, дорога оправдывается, а как они мерзнут, болеют, детей и больных родственников оставляя, нам везет тяжеленые сумки с продуктами, унижаются, предлагая товар, нахваливают. Это я про порядочных пишу. Везде есть хитрецы — и в городе, и в селе.

Вы любите, наверное, деревенское мясо и обалденные супы? Конина, баранина, телятина, говядину, крольчатину, птицу? Смогли бы вы с раннего детства быть охотником или киллером? Во дворе с помощниками загоняют несчастное животное, видела по видео, многих пинают, бьют, и, наконец, хоть бедному животному конец этой оргии — режут. Деревенские жители стараются практически нас обеспечить, вот вам и казы, колбасы, буженина, окорока, стейки, пельмени. Не сердитесь, я просто пишу, как есть, а это и есть правда. В «Актырнаке» (рассказы про жизнь собаку Актырнак («Белый коготь»)) можно узнать про деревенскую трудную жизнь: и про корову с телятами, как пес видел ее в последний раз (как она жалобно мычала перед забоем) — хорошо описано, жалко корову, и о том, как используется мясо и шкура (у нас в деревне, обычно, утепляют входные двери под дерматином), как он впервые ездил в город, описывается красота природы и другое). Вы носите унты, валенки (пимокатный цех знаете?), кожаные сапожки, сумочки, перчатки… Да, не думала, что буду когда-нибудь писать об этом. Это нужно. Это правда, о которой не знают многие, только «вокруг» да «около». Просто не задумываемся. Это я пишу городским, которые не задумываются, что мы живем очень хорошо и не нам жаловаться я на жизнь!

Первый конфликт, кстати, с моей свекровью, со своими столичными принципами и взглядами, которая сказала мне, что «у вас в деревне детям будет хорошо отдыхать» и что все провинциалы и есть деревенские. И муж, инженер, спорил, кто кого обеспечивает: городские все делают для деревенских. Мужа я не смогла переубедить, это всегда невозможно. Он стал приводить примеры про автоматизацию доения, про машины, которые городские предоставляют в деревни. Спорить бесполезно, что Москва не сразу строилась. Я просто пас, пас перед невеждой. С того лета он больше не ездил в деревню. Только в лес сходили, потому что дети его величество уговорили. Теперь подумайте, смогла ли Золушка из пригорода в сказке жить долго и счастливо во дворце? Не думаю. Нас, золушек, любят там за то, что мы — золушки, а вот принцесс в нас не видят. Принцессам изменяют с золушками.

Читая книги, мне нравится видеть в каждом слове — жизнь, знакомые ситуации, узнавать новое, а в биографиях порой встречаешь знакомые фамилии родственников или ученых, а то и вообще оказывается, что даже учились вместе. «Между тем Мажит становится лучшим учеником Утяшевского медресе: он свободно читает и переводит с арабского и фарси. Учитель Хатип показывает его гостям, которые восхищаются его знаниями. По совету своего учителя Гафури отправляют учиться в городе Троицк… и поступает в медресе, становится шакридом — учеником ишана Зайнуллы». Знакомое имя! Да, мама ведь говорила, что дедушка жил вместе и Мажитом Гафури! Дедушка мой — один из лучших и способных шакирдов медресе. Вы представляете, как это интересно. Сам Мажит Гафури дружил с дедушкой — Зулькарнаевым Нигматом! Мама говорила еще, что он о нем рассказывал. Мама выпустила книгу рассказов и воспоминаний дедушки, где много пишется про жизнь друзей-шакирдов.

Читаю дальше. А книга-то детская. Как я раньше не любила эти вступления, эпилоги, «от автора»… А зря. Вот, как учитель и родительница, стараюсь научить многому полезному, воспитать в своих детишках и чужих хороших людей которые передают родителям про наши занятия, они те восхищаются, что вот так легко можно научить или подсказать. А мне не сложно, от родителей передалось — в школе работала от души и легко, с детьми как со своими, с родителями — как с лучшими друзьями и родственниками, начальство уважало. Как писал в стихотворении «Я и мой народ» Мажит Гафури, закончу повествование его словами — емко и кратко:
Лишь сделаю я шаг вперёд —
Как тотчас оглянусь назад:
Желая знать, куда шагнул,
К народу обращаю взгляд.

Читайте классическую литературу, читайте хорошую книгу, читайте иногда и детские, чтобы немножечко спуститься до роста ребенка и, поверьте, заново вспомните «зачем еще раз Колобок читать» или «Делать нечего, как читать Кот в сапогах». Что читается в детстве, взрослым уже читаешь более осознанно и видишь все «картинки» шире. И вы уже можете рассказать им о детских годах и даже отвечать на вопросы ваших любимых «почемучек». Счастливого «родительства» вам и взаимоуважения!
2014



Анна-Эльза   3 сентября 2017   656 0 2  


Рейтинг: +1




Тэги: книга, Литература, детская литература, биография, Мажит Гафури





Комментарии:

iliza # 4 сентября 2017 года   +1  
Анна-Эльза пишет:
Что читается в детстве, взрослым уже читаешь более осознанно и видишь все «картинки» шире.
Что верно, то верно! Да даже книга, прочтённая в двадцать лет и снова перечитанная через десяток лет даёт новые впечатления.
Ну и описание деревенской жизни верное, только вот ещё одно дополнение - деревенских детей приобщают к коллективному труду в колхозе или совхозе. Они там работают, выполняя норму и нет там четыре или пять часов, а работают как взрослые с восьми до пяти и дольше. Так было в моё детство...
Анна-Эльза # 5 сентября 2017 года   +1  
Да, в наше тоже. Нас, городских детей в отрывом от производства -учебы - оправляли помогать в колхозы или на овощные база с 7 класса. И в институте тоже. В как июнь - опять в колхоз. Теперь такого нет...И колхозов с совхозами. Еще помню, приеду к бабушке в июле в деревню, а мои подружки с мамами зарабатывают на прополке свеклы, с утра до вечера. Потом эти труженницы парились в бане, а вечером и допоздна бегут играть с молодежью на речку. Весело они жили. А я могла только днем гулять. У бабушки всегда отдыхала, а одну да на речку...Вот только по выходным на велике и катались немного с ними. Теперь они - отличные хозяйки, многодетные мамы, везде успевают. И работают они одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Это уже у них генетически - труд чуть ли не с пеленок! Зато все дружные и помогают.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.