Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

natocnkakom Елена Агата Руслёна

Зарегистрированных: 3
Невидимых: 1
Гостей: 155


Тест

Тест Умеешь ли ты справляться со своими проблемами?
Умеешь ли ты справляться со своими проблемами?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Медовый Спас. Церковный праздник или народная традиция?

Поздравляю всех с праздником! Язычников - с первым днем праздника урожая - сбора меда, а христиан - с праздником происхождения Древ Животворящего Креста Господня .

Источник: http: //www.pravmir.ru/medovyiy-spas-prazdnik-osvyashheniya-meda/

"Существует большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.


Оставлялся мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение – люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.



То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь – не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими.

В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных, известных производителей мёд, который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом. И что важно, человек сможет купить мёд не только для себя, но и оплатить мед для нуждающихся. Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися, имея оплаченный добрыми, щедрыми людьми мед. Конечно, это наш первый опыт, посмотрим, как это будет восприниматься людьми, но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора, чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора. Теперь прихожане могут приобрести мед не только для себя, но и для других, для тех, кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни.



Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций".


(Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора)
Поздравляю всех с праздником! Язычников - с праздником урожая и Медовым Спасом, а христиан - с праздником происхождения Честных Древ Креста Господня .

Языческие корни "Медового Спаса"

Источник: http: //mlady.net/magiia/magiia-prazdnika/14-avgusta-medovyi-spas-makovei


Как и каждый год, в августе 2016 года православные люди празднуют три больших праздника. 14 августа 2016 года - Медовый Спас, 19 августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас. Воздух, наполненный запахами меда и поспевших яблок как бы говорит нам, что наступает время праздников Спаса.


Само слово «Спас» связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Надо сказать, что каждый праздник Спаса в церковном календаре имеет другое, так сказать официальное название.

Медовый, самый первый спас, в церковных календарях носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Почему же праздники называют Спасами? Оказывается это слово имеет древние, еще языческие корни. Славяне еще задолго до прихода христианства почитали бога Спаса, которому молились за удачный сбор и сохранность урожая. После крещения Руси славянские традиции переплелись с православными, и праздники Спаса приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность сласти свою душу от злых сил позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?

14 августа празднуют Первый Спас, который называют Медовым Спасом или Маковеем. По преданиям, в православии этот праздник появился после того, как жители Константинополя в этот день из храма Святой Софии, в разгар страшной эпидемии, вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И свершилось чудо - болезнь, унесшая тысячи жизней ушла из города.

Но на медовый спас освящают воду в реках, родниках колодцах не только в память о константинопольском чуде. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду.

Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода приобретает волшебную силу - смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после 14 августа было запрещено - можно было заболеть и даже утонуть.

14 августа в церквях и православных храмах освящают не только воду, но также и мед. Именно в это время соты в ульях заполнены медом до отказа и самое время собирать урожай, а после освящения, угощаться вволю. У славян мед был не только вкусным, сладким лакомством, а из него еще готовили популярный хмельной напиток - медовуху. В народе ее использовали не только в качестве праздничного напитка, а и лечили хвори и недуги.

Существует еще одно название праздника 14 августа - Маковей. Те, кто часто посещает церковь знают, что в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но, к празднику урожая Маккавеи никакого отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой.



Чукча   14 августа 2016   880 0 42  


Рейтинг: +5







Последние читатели:




Комментарии:

Фантастка # 14 августа 2016 года   +2  
спасибо! много не знала, например, что в этот день надо купаться...самое интересное искупалась так как своего меда у нас давно нет, купила в церкви...а на яблочный Спас у нас годовщина свадьбы
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
Фантастка пишет:
много не знала, например, что в этот день надо купаться...самое интересное искупалась
Надо? Да нет, купаться как раз необязательно. Вообще, во второй статье рассказано в основном о переплетении языческих славянских традиций с христианством. И вот это:

Чукча пишет:
Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода приобретает волшебную силу - смывает грехи, спасает от бед и болезней.

Как раз отголоски язычества, как и купание в проруби в Крещение. По христианскому учению никаких грехов вода не смывает и от бед не спасает. От бед спасает Христос, грехи смываются покаянием, а не купанием. Так что, купаться, конечно, можно, если хочется, но мистического смысла в этом нет.

Впрочем, и мед покупать и освящать в этот день - тоже необязательно. Хотя и не возбраняется.

Главный смысл христианского праздника - память о константинопольском чуде. И, конечно, участие в праздничной службе и начало Успенского поста. Все остальное для христианина - не более чем народные традиции, которым не следует уделять слишком много внимания, особенно отводить им главенствующее место, забывая о смысле самого праздника.
Фантастка # 14 августа 2016 года   +2  
да конечно, смысл это главное...но я так люблю именно народные традиции...плохая из меня христианка...
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
Почему плохая? Если воспринимать это как традиции, не наделяя магизмом, так что в этом плохого? Плохо, когда эти традиции наделяют магическим содержанием. А просто как украшение праздника - почему нет?
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
вот и мы - без меда. и на службу опоздали. и с постом пока не получается (((
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
А я - с мёдом! Сосед сегодня принёс. :о))))и пост у меня хронический, как-то само собой. :о))
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
Пост - это... как бы... не вегетарианство . В смысле, дело не в еде.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
Я ничего не говорила про еду. :о))) Откуда такие мысли? :о)))
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
Чисто логический вывод... пост - это временное духовное упражнение, связанное с усиленной молитвой, усиленная борьба с грехами, самоограничение в развлечениях и житейских делах, усиленное внимание к своим отношениям с Богом, более частое посещением храма, несколько иной распорядок церковного служения и плюс ограничения в пище. Вот я и подумал, что из всего этого может быть постом в исполнении атеиста? Вряд ли молитвы и посещение храма, и уж тем более выяснение отношений с Богом. Понятия "грех" для атеиста не существует, существуют только недостатки, негативные качества, которые он определяет не в соответствии с христианским учением, а с собственными убеждениями. Борьба с тем в себе, что мне не нравится - это не борьба с грехами. Остается одно - ограничения в пище. То есть, диета или вегетарианство.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +1  
А если преодоление - самое большое удовольствие, как с этим быть? Для меня высший кайф - когда поборола дурные привычки, страх перед чем-то, разгребла застоявшиеся дела. От этого тоже надо отказаться во время поста?
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
зачем от хорошего отказываться?
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
А в чём тогда пост?
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
у каждого своя мера поста. и для каждого он свой. есть общие правила, но у каждого свои нюансы будут.
Фантастка # 15 августа 2016 года   +2  
одна знакомая, всегда держит пост "едальный" так сказать, а потом бежит на аборт...
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
тогда это - не пост) пост - в ограничении. И не всегда это мясо. например, любимое блюдо, даже если оно постное.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
А смысл себя ограничивать?
Я не ёрничаю, не наезжаю, а просто интересуюсь, чтобы понять смысл.
Если в обычной жизни ты не идёшь против правил, установленных твоей сущностью, зачем намеренно ограничивать себя в вещах, которые доставляют удовольствие?
Ну я понимаю, что удовольствия для всех разные. Т.е. жрал-жрал мясо (сладкое или там, противоестественный маргарин), а тут вдруг раз - и по календарю воздерживаешься, шоп по окончании поста вернуться? Не проще ли постоянно жить не нарушая внутренних правил?
Или вёл безразборчивую половую жизнь, злословил, а тут пост. Мысли чистые, состояние одухотворённое, но стОит только закончится посту - и всё по-новой? Зачем??? Смысл???
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
так в том-то и дело, что
supperpupper пишет:
вёл безразборчивую половую жизнь, злословил, а тут пост.
в принципе, это не одобряется и вне поста.

а по поводу еды - это только мааааленький шажок в сторону свободы от своей телесности. Т.е., как правило, нами командует желудок - но, когда мы постимся, мы как бы говорим ему: ша! Поскольку мы слабы телесно, то быть в воздержании всегда мало у кого получается. Поэтому - вот так, в меру сил.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
Ну а если взаимоотношения с желудком вообще не проблема? У меня нет пищевых пристрастий, лишь бы заправиться, шоп функционировать. :о)) Допустим, что я верующий человек. Заточенный на самосовершенствование и преодоление в обычной жизни. Что для меня тогда означал бы пост? Только более частые молитвы?
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
не могу сказать о Вас лично. у каждого человека - свой путь к Богу и плоды поста у каждого свои. Тем более, если бы только телесный пост имел значение, то коровы и зайцы были бы святыми. )))
а преодолевать и совершенствовать найдется много чего у каждого из нас.
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
supperpupper пишет:
Ну а если взаимоотношения с желудком вообще не проблема? У меня нет пищевых пристрастий
Значит, для Вас пост заключался бы в другом. Это как в любой практике - упор надо делать на то, что плохо получается. А не на то, что и так ничего не стОит. Пост - это не то, что легко дается или приносит удовольствие, а то, что требует усилий, духовного подвига. Поэтому и устанавливается он совместно с духовником и для каждого индивидуально. Хотя есть общие правила, но все это должно корректироваться в зависимости от возможностей, духовного состояния и, конечно, физического состояния тоже. Что для одного - пост, то для другого - полная расслабуха. И наоборот.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
Ясно. В пост надо бросать курить. :о)))
Чукча # 14 августа 2016 года   +1  
Ну да, примерно . Кстати, удобнее всего какие-то серьезные вещи, требующие закреплдения делать в большие - сорокадневные посты. Просто потому что новая привычка (или избавление от старой) формируется в среднем за сорок дней.
Jenna # 15 августа 2016 года   0  
supperpupper пишет:
У меня нет пищевых пристрастий, лишь бы заправиться, шоп функционировать.
Завидую, честно скажу... Тут я две недели посидела на кашах и макаронах - окончательно поняла, что посты для меня непосильная ноша... Если православные верующие как-то умудряются нормально функционировать с таким рационом, то я уже не могу: тут поела, и через два часа снова как и не ела... Всё же мясо не зря было позволено Богом человеку к употреблению...
komar-ik # 16 августа 2016 года   +2  
Дык оно и сейчас не запрещено. Но - посты помогают нам жить по закону "пища для тела, а не тело для пищи".
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
supperpupper пишет:
Или вёл безразборчивую половую жизнь, злословил, а тут пост. Мысли чистые, состояние одухотворённое, но стОит только закончится посту - и всё по-новой? Зачем??? Смысл???
О смысле христианского поста сказано очень много, всего не перечислить. Но в двух словах - это духовное упражнение, призванное активизировать внимание к духовной жизни, выявить свои духовные проблемы и вообще держать себя в духовном "тонусе". Почему пост не практикуется постоянно? Есть подвижники, налагающие на себя многолетний пост. Но обычному человеку это трудно выдержать. Также и мера поста определяется в зависимости от сил и готовности.

Вот представьте: если человек хочет поддерживать себя в хорошей физической форме, он посещает спортзал, так? Делает там какие-то упражнения, а затем возвращается к обычной жизни. Если он - не профессиональный спортсмен, то не проводит на тренажерах целые дни с утра до вечера. Но это и не означает, что покинув спортзал, он начинает объедаться, заваливается на диван, начинает пить и курить. Чтобы результаты не были напрасными, он и в другое время должен стараться вести здоровый образ жизни, просто во время посещения зала нагрузка усиливается, все внимание концентрируется на приведении тела в порядок. Так и во время поста - внимание концентрируется на духовной жизни, нагрузка усиливается. Но это не означает, что в другое время можно "пускаться во все тяжкие". Ну, диету, наконец , вспомните! Есть ведь не постоянные диеты, а которые идут "курсом", так? А будет толк от этой диеты, если после нее снова завалиться на диван и начать обжираться? Нет. Но это и не значит, что если человек постоянно не голодает, а лишь иногда устраивает себе "разгрузочные дни" - от этого нет смысла и пользы здоровью и фигуре. Так и посты - от них есть польза, если это - не формальное ограничение ради ограничения, чтобы потом галочку поставить "молодец я, выдержал", а когда это ограничение чему-то способствует в изменении духовного состояния христианина.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +1  
В том то и беда, что люди, причислящие себя к христианам, относятся к посту, как к гастрономическим мукам. Никто в большинстве не перестаёт сплетничать, скандалить, шушукаться на работе и заглядываться на улице на загорелые ножки. Но в то же время учащаются походы в церковь, дескать: все видели?- у меня пост и молитвы.
Единицы таких, которые со всей серьёзностью подходят к мероприятию. Значит это мероприятие - фикция? Возвращаюсь к начальному вопросу: тогда зачем? Если все всё понимают и играют постановку. Потому что так принято? Ну опять лицемерие вылазит... Может вообще посредник со своими правилами не нужен? Может, лучше напрямую?
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
supperpupper пишет:
В том то и беда, что люди, причислящие себя к христианам, относятся к посту, как к гастрономическим мукам
Да, к сожалению, не все, формально принимая христианство, понимают, в чем его суть. Но по опыту общения с этими людьми - я все-таки часто и близко с ними общаюсь - вижу, что в большинстве случаев это - не лицемерие и не "игра постановки" (хотя, конечно, встречаются иногда и такие случаи), а в подавляющем большинстве - обыкновенная узколобость. Одна из двух бед России .

Что касается лицемерия и "поста напоказ" - так это фарисейство, а не христианство. Есть и те, кто жертвует деньги на благотворительность демонстративно. Но это же не означает, что любое пожертвование в благотворительный фонд - лицемерие с целью показать себя. На человеке не написано, сколько раз он посещает церковные службы, как постится и тем более, сколько молится. Если он не орет на каждом углу о своих "духовных подвигах", то в чем тут лицемерие?

Что касается "посредника", то если Вы называете посредником священника - это не совсем так. Это - не посредник, а рукоположенный служитель. Он не ближе к Богу, чем мы. Но это тот - кто выбрал путь служения. В христианской Церкви существует апостольская преемственность через рукоположение в сан. Священник нужен не только как духовный наставник, он нужен в первую очередь для того, чтобы мы могли исполнять Таинства Церкви. В общем... ну, не катехизацию же в самом деле проводить в комментариях, это долго и сложно, особенно "с нуля", да и никто меня на это не благословлял на богословское просветительство . Короче, священник - это не "посредник" между Богом и людьми. И, конечно, каждый христианин общается с Богом напрямую. Если человек не обращается в молитве напрямую к Богу - никакой священник не поможет эту связь установить. Но без участия в Церковной жизни, без регулярного причащения, христианину спастись... не то чтобы невозможно, но очень-очень трудно. Это требует титанических духовных сил - как у великих подвижников, которые могли годами пребывать в пустыне, не посещая церковную службу, и при этом не отпасть от Бога. Но у них было множество искушений, просто у них были силы это преодолеть. Жизнь же в миру без Церкви - это как по трясине без слеги ходить. То есть, в принципе возможно, но мало шансов на успех. И велика вероятность повторить судьбу Лизы Бричкиной .

Или еще такое сравнение: Если у человека абсолютный слух, он может и петь, и настроивать инструмент, идеально попадая в нужные ноты. Но представьте, что абсолютный слух у одного из миллиона. Что произойдет инструментом обычного человека? Допустим, несколько струн "съедет". Если у него нет камертона, он вместо того, чтобы подтянуть их - остальные настроит по ним. Постепенно он привыкнет, что это - нормальный строй. Потом - еще что-то съедет, и еще - и снова будет восстанавливать гармонию так, чтобы "совпало с большинством струн моей души". А большинство уже ниже настроено. И так далее. И в конце концов строй настолько собьется, что уже никакую гармонию будет не установить. И ни одно нормальное произведение сыграть будет невозможно, только три блатных аккорда. То же и с духом христианина происходит, когда он отходит от Церкви.

Вот... объяснил, как сумел. Может, не очень удачно, но у меня нет ни миссионерских способностей, ни дара проповеди. Я только все на собственном опыте могу. А он у меня в духовном плане невелик. Я - из тех, кто духовными подвигами-то, мягко говоря, не перетруждается .
supperpupper # 14 августа 2016 года   +1  
Опять лукавство. Чтобы христианство прижилось, на языческие праздники накладывался церковный смысл, как нечто более значимое и духовное, чем языческие традиции. Это касается и пасхи, и троицы, и всех спасов. А ведь суть осталась та же - языческая. Почему все продукты (яблоки, мёд, орехи) должны стать более полезными только после освящения посредником-церковью? Мне кажется это притянутым за уши, уж извините.
Праздник урожая. Всё. А все византийские навороты, над которыми думали основатели - не более, чем хитрость: вот, смотрите, испокон веков праздновали! Так совсем не то праздновали, не то, к чему имеет отношении христианство: просто украли языческие праздники, чтобы ассимилировать народ под христианство. А народу по большому счёту всё равно, главное - праздник: урожай же. :о)))
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
supperpupper пишет:
Почему все продукты (яблоки, мёд, орехи) должны стать более полезными только после освящения посредником-церковью?
так в том-то и дело, что церковь не говорит о том, что освященные продукты - более полезные, в это люди верят. я как-то видела, что на Крещение Господне одна дама принесла освятить соль, в которой лежал пятачек. Вот где в церкви такому учат? - а нигде. То, что народ себе придумывает какие-то околоцерковные суеверия - не вина церкви. Вы же не скажете, что медики виноваты, что кто-то, наслушавшись Малахова, уринотерапией лечится?

supperpupper пишет:
А все византийские навороты, над которыми думали основатели
Вы и правда считаете, что в Константинополе сидели и думали, что бы такое замутить, чтобы славяне к христианству повернулись? Где Византия - а где- раздробленные славянские княжества? Ну, не стоило ради них чего-то изобретать, тем более такой могущественной державе, как Византия.
supperpupper # 14 августа 2016 года   +2  
Я действительно думаю, что количество приверженцев какой-то конфессии имеет основополагающее значение. Если откинуть в сторону кокетство, то это бизнес: от количества прихожан в епархии и от их пожертвований (что напрямую завязано с красноречием батюшки), зависит количество поступлений в общую церковную казну и благосостояние самого батюшки и вертикали над ним.
komar-ik # 14 августа 2016 года   +2  
не всегда. и батюшки не всегда бывают красноречивыми. но народ к ним в очереди сутками стоит.
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
Нет, не так впрямую. Деньги распределяются централизованно, батюшка получает стабильную зарплату. Устройство Церкви на самом деле ближе всего к устройству армии (для ее служителей, не для прихожан). И от красноречия батюшки практически ничего не зависит. Это в некоторых протестантских конфессиях зависит, где самое главное - проповедь, на ней все построено. С нее и служба начинается, и вообще любая деятельность данной конфессии. В этом случае красноречие проповедника, конечно, привлекает новых адептов, а главное, сбор пожертвований происходит как раз во время проповеди, чтобы люди под воздействием эмоционального порыва отдавали деньги (НЛП, короче). А у нас если человек случайный - так он до проповеди чаще всего и не достоит. потому что перед этом два часа службы еще. И пожертвования собираются в те моменты, когда никаких искусственно вызванных эмоциональных порывов быть не может - во время заключительной части литургии, когда монотонно читается молитва за закрытыми вратами, а большинство людей начинает вообще отвлекаться на свои дела. Более того, проходят с корзиной довольно быстро, если не собирался жертвовать и заранее деньги не приготовил - так и не успеешь положить. Да и дар проповеди есть далеко не у всех. Но у нас люди ходят в храм не для того, чтобы "выступление батюшки" послушать. К тому же, это ведь бесплатно. И вот что-что, а количество пожертвований у нас никаким боком с красноречием батюшки не связано, и связано никогда не было. У нас это с другими вещами связано (если не принимать во внимание степень щедрости прихожан): 1. Расположение храма (в крупных храмах в историческом центре или в популярных местах паломничества и туризма, конечно, сборы больше), 2. Благосостояние населения в месте расположения храма. 3. Размеры храма (тот, что вмещает больше народу - туда и больше идут, особенно "захожане" по большим праздникам - никому не хочется толпиться в тесном душном помещении 4. Наличие хорошего ассортимента в церковной лавке (туда, где богатый выбор книг, сувениров, образов, крестов и колец из ценных металлов и т.д. - туда приносят доход и вообще не церковные люди, а те, кто просто хочет это купить - по разным причинам), 5. Привлекательность храма для богатых спонсоров (насколько можно сделать себе пиар, совершив пожертвование на этот храм - конечно, это не относится к тайным пожертвованиям). В общем, размеры сборов зависят от чего угодно, но только не от красноречия батюшки . Ну, еще благосостояние храма зависит от деловых способностей настоятеля - насколько рационально он сумеет распорядиться средствами, оставшимися от обязательного отчисления в епархию и расходов на хозяйственные нужды.

Кстати, если очень интересно, могу озвучить цифру зарплаты священника в центральных храмах Санкт-Петербурга (как по остальной России - не знаю). Это - двадцать пять тысяч рублей. Плюс-минус две-три тысячи. Не знаю, кому как это покажется, для Питера это - ниже среднего.
Чукча # 14 августа 2016 года   +2  
supperpupper пишет:
Почему все продукты (яблоки, мёд, орехи) должны стать более полезными только после освящения посредником-церковью? Мне кажется это притянутым за уши, уж извините.
О том и речь, что это - языческие навороты. Язычники формально приняли христианство, но многие - не поняли, что они принимают. И те же свои традиции типа праздника урожая, и все прочее, просто "в другой фантик" завернули. Похожая история произошла в растафарианстве: когда миссионеры распространяли христианство среди туземных племен, туземцы приняли его, но не захотели при этом отказываться и от своего пантеона. Так они что сделали - "назначили" каждого святого на "исполняющего обязанности" своих божеств. И стали им поклоняться, исполняя перед иконами те же обряды и принося те же жертвы, что приносили своим богам. Вплоть до того, что стали изображать Христа, Божию мать и святых похожими на определенные божества, которым поклонялись раньше. Вот такая каша получилась . А у нас - то же самое с языческими праздниками. Те из них, что совпадали по дате с христианскими праздниками, люди стали "маскировать" под христианский обычай: мол, мы не богу Спасу урожай в жертву несем, мы его в церковь несем - освящать. А Спас - это не языческий бог, а Христос, Спаситель (благо, слово созвучно оказалось). И дело тут даже не в том, что убежденные поклонники Спаса, Перуна и прочих божеств героически отстаивали свои права на свободу вероисповедания, а в том, что даже приняв христианство на сознательном уровне, народ остался с тем же языческим менталитетом, что и был. А сейчас вообще ядерная смесь получилась: обрывки христианства, целенаправленно истреблявшегося семьдесят лет, причудливо видоизмененное язычество, укорененное на подсознании в виде народных традиций, бабушкиных рассказов и суеверий и совковая привычка ходить строем, орать с выпученными глазами лозунги, не понимая и не желая понимать их смысла.

Короче, все довольно грустно. Но это - не лицемерие. Это - дремучесть. Они чистосердечно полагают, что мед, на который в церкви водичкой побрызгали, как-то приобщит их к благодати - без общения с Богом, и что в проруби можно автоматически "смыть грехи", как инфекцию, без покаяния, не меняя своей жизни и своего сознания .
supperpupper # 14 августа 2016 года   +1  
Мне нравится Ваш подход: Вы не опровергаете, а подтверждаете мои мысли. Непонятно только, почему разумный человек всё же православный, а не язычник, коль уж понимает синтетичность христианства. Я на всякий случай ещё раз извинюсь за слова, которые без взгляда собеседника выглядят претензией: я хочу разобраться, а с бывшим атеистом мне это кажется проще. Некоторое время я чувствовала себя обделённой: все вокруг верят, а у меня словно что-то ампутировали: ну не чувствую я ничего такого, хотя временами хочется, хотя бы ради поддержки. Пробую - получается лицемерие, даже оскорбление людей, которые рядом стоят, вроде я затесалась между ними с корыстными целями и притворяюсь изо всех сил, шоп за свою сойти.
Чукча # 15 августа 2016 года   +3  
Ох-х... сложные вопросы задаете. Не потому сложные, что у меня нет на них ответа. Ответ есть, но ответ этот - для себя. А как объяснить на таком языке, чтобы атеисту было понятно... Понимаете (тоже без обид), дело в том, что Вы очень мало знаете о христианстве. Поэтому чтобы объяснить, "почему христианин" и что такого в христианстве, и почему я не считаю его синтетичным, несмотря на внешнюю синтетичность его современных форм... не знаю, я не возьму на себя труд рассказывать "от Адама и Евы". Это так же трудно, как объяснить тонкости отношений в браке ребенку, который даже не знает еще, что такое влечение полов, для него максимум понятных отношений между мальчиком и девочкой - это вместе играть. И что ему сказать, если он спросит: "А зачем вообще дружить всю жизнь с девчонкой? Разве она лучше моей компании?" Ну, не знаю, что тут делать, правда.

Почему я не язычник? Потому что сразу стал христианином. В язычество по моим наблюдениям чаще всего переходят детские суеверия у людей, склонных к мистике в принципе. Ну, есть такие люди - мистического склада, которые вообще с готовностью верят в сверхъестественные вещи, в том числе в сказки, мифы, различное волшебство. Возможно, это люди более поэтического, чувственного склада. Ну, или просто суеверные, эмоциональные и внушаемые. Еще встречал язычников, обожествляющих физиологическую жизнь, все "естественное", и через это приходящих к поклонению силам природы в лице языческих божеств.

Я ни к тем, ни к другим не отношусь, представителем дикого племени, полагающим, что гром - дело рук бога-громовержца и воспитанном в культуре поклонения духам предков я тоже не являюсь. С чего мне быть язычником?

Насчет чувствовать веру... Понимаете, вера - это дар. Но кому-то она дается сразу по милости Божией. Кому-то - только после множества подвигов. Вы знаете, что некоторые святые всю жизнь были не уверены, есть ли у них вера? Быть христианином - это не "чувствовать что-то такое", не быть убежденным в каких-то постулатах, кем-то сказанных, приняв их на веру, как ребенок принимает на веру, что "детей приносит аист" - просто по наивности, потому что еще не знает, что люди могут обманывать, не как лох верит мошеннику, потому что тот сумел привести убедительные аргументы или воздействовать на него эмоционально. Быть христианином - это духовный выбор. Это как, например, быть гуманистом - не значит, считать, что мир гуманен, это значит - ВЫБРАТЬ верить в то, что добро существует и своей жизнью утверждать это добро. Верить в Бога - это не допущение Его существования. Как когда мы говорим человеку "я в тебя верю" - это означает не то, что "я верю в то, что ты существуешь". Христианство вообще лежит не в области чувств, а в области духа. Это - распространенная ошибка, принимать свои эмоциональные ощущения, какие-то проявления инстинктов, экзальтацию - за религиозные взгляды. Такая же ошибка, как принимать секс за любовь, а сентиментальность - за доброту. Религия - прежде всего сознательный выбор, волеизъявление. Чувства при этом могут быть, а могут - и нет.

И еще важный момент: между наукой и религией на самом деле нет никакого противоречия. Наука изучает законы материального мира, а религия - законы духовного. Разница между ученым-атеистом и ученым верующим - в признании авторства . То есть, атеист считает, что все появилось само собой, а верующий считает, что все создал Бог. И атеист считает, что все в мире - цепь случайностей, верующий видит во всем волю Божию. Однако, такие вещи как "человек произошел путем эволюции из обезьяноподобного существа или возник сразу таким, какой есть, или прилетел с другой планеты" и прочие подобные вещи - это должно вызывать споры и разногласия между учеными, а не между атеистами и верующими. Религия не решает вопросы науки. Она решает вопросы нравственности, смысла жизни и смерти, осознания своего места в Божием замысле и своего предназначения. А не того, каким образом клетки материи, из которой состоит мое тело, эволюционировали или в виде ДНК в комете прилетели . Этим вопросом пусть занимаются специалисты. Как, впрочем, и любыми другими узкоспециальными вопросами.

И понятие "раб Божий" означает в первую очередь мою принадлежность Богу. Противники религии вообще и христианства в частности любят понимать это как рабство в человеческом понимании: один унижен, подавлен, угнетен, другой над ним господствует, распоряжается и плюет сверху. Такие отношения отвратительны между людьми, потому что люди изначально созданы равными, и когда один человек порабощает другого, он незаконно занимает место господина, на которое не имеет права. Он - такой же человек. И он совершает насилие над другим человеком. Если сказать "Я принадлежу моему начальнику" - это звучит ужасно. Но если женщина говорит "Я принадлежу моему мужу" или мужчина: "Я принадлежу моей жене" - это уже иначе, верно? Хотя опять же, отношения между людьми, но уже добровольные. Но попробуем рассмотреть отношения "раб-господин" вообще в другой сфере - не социальных отношений, не между человеком и человеком. Если человек говорит: "Я принадлежу искусству" или "Я принадлежу науке" или "Я принадлежу делу спасения детей от рака" - никому не придет в голову сказать, что это человек унижен, лишен достоинства. Хотя такое заявление означает, что все его силы, мысли, воля, сама жизнь принадлежат одной идее. Идее, которая для меня превыше всего.

"Вначале было слово". "Слово" (логос) в контексте означает не только единицу речи, но и "идея", и "идеолог", и "знание", и "творческое начало". Вот что есть Бог. Христос - человеческое воплощение Бога, которое было необходимо для возможности соединения человеческой природы с Богом, для принесения жертвы за нас, как бы "выкупа", который платит тот, у кого есть средства, за того, кто этих средств не имеет, чтобы спасти его (как и почему - это ваще отдельная тема, здесь не уложимся). Именно в этом была основная миссия Христа, спасение заключалось в даровании нам шанса на соединение с Богом, а не в том, что мы что-то такое услышим и станем идеальными, сделав мир тоже идеальным. Христос знал, что не станем. Но прежде всего Бог - это идея, являющаяся одновременно личностью, рождающей эту идею. Так вот "Я принадлежу Богу" - означает, что все мои силы, устремления, желания направлены на то, чтобы исполнять волю Божию - то есть, утверждать те ценности, которые являются ценностями Бога. Почему и говорим мы в молитве "Я - ленивый раб". Потому что не можем сказать, что исполняем волю Божию, что утверждаем ценности, заповеданные нам Христом, планка слишком высока. Бог - это совершенство. Это - не характеристика, а определение. Мы поклоняемся совершенству. Совершенному добру, совершенной любви, совершенному милосердию, совершенной жизни. Исполнять это в полную меру дарованных нам сил - это и есть задача христианина. Вера нужна, чтобы была воля не сходить с выбранного пути. Как вера в свет в конце туннеля нужна, чтобы продолжать идти в темноте. Но тем, кто выбирает идти по этому пути, Бог дает и силы, и веру. В разной мере и в разное время. У Бога к каждому индивидуальный подход.

В заключение могу сказать, что никогда бы не стал христианином и вообще верующим, если бы Бог не привел меня лично. Никакие аргументы, проповеди, никакие события в жизни - тяжелые или наоборот прекрасные, не убедили бы меня ни в чем. Мне вообще невозможно что-то внушить или убедить, доказав логически, либо воздействуя на эмоции, у меня иммунитет очень хороший. Чудеса были. И подтверждения были. Но потом, позже, когда уже не могли они повлиять на мой выбор. Вот тогда я и понял: Бог действительно максимально не совершает насилия. Потому и нет чудес тем, кто не хочет верить, что Бог не хочет человека ни вынуждать к чему-то, ни соблазнять. Его первый и величайший дар нам - свобода воли. И Он ее честно не нарушает.

Простите, что много и сумбурно. И, возможно, не такого ответа Вы ожидали, а краткого и понятного. Но я сразу предупредил - вопрос слишком сложный и объемный. Невозможно в двух словах ответить на "главный вопрос жизни, вселенной и вообще" . Даже из обыкновенных спичек складывается бесчисленное множество комбинаций. А жизнь ведь - не коробок спичек.
supperpupper # 15 августа 2016 года   +2  
Вам бы лекции читать - очень удачные и доступные аналогии. :о)))
Спасибо большое за все разъяснения без агрессии и раздражения.
Jenna # 15 августа 2016 года   +1  
Чукча пишет:
Вы знаете, что некоторые святые всю жизнь были не уверены, есть ли у них вера?
Понимаю. В конце-концов, это очень субъективная штука, её ни пощупать, ни увидеть невозможно...
Jenna # 15 августа 2016 года   0  
Чукча пишет:
Верить в Бога - это не допущение Его существования.
Ну, и это тоже. Масса атеистов в принципе даже мысли не допускает такой, что где-то там, какой-то Бог ещё и существует, и это не сказка, не легенда и не миф. Очччень многим, скажу честно, хоть кол на голове теши - а поверить в то, что мы не одни в этом мире, что всё на свете кто-то создал - ну практически нереально! Убеждай-не убеждай - толку не будет...
Jenna # 15 августа 2016 года   +1  
Чукча пишет:
Христианство вообще лежит не в области чувств, а в области духа. Это - распространенная ошибка, принимать свои эмоциональные ощущения, какие-то проявления инстинктов, экзальтацию - за религиозные взгляды. Такая же ошибка, как принимать секс за любовь, а сентиментальность - за доброту. Религия - прежде всего сознательный выбор, волеизъявление. Чувства при этом могут быть, а могут - и нет.
Согласна. Когда Господь допускает, чтобы с человеком случился какой-либо кризис - скажем, потеря смысла жизни, потеря чего-то очень важного - или кого-то в этой жизни... то зачастую в результате всего этого взаимоотношения этого человека и Бога выходят на следующий уровень, становятся более глубокими и близкими... Ну вот как-то так... Уж и не знаю, вера ли всё это, но вот что меняется твоё восприятие не только всего, но и главнейшего - Бога - это точно... И однажды понимаешь, что вернуться на прежний уровень уже не можешь, что Бог уже для тебя не просто какая-то абстрактная картинка, нечто совершенно непонятное, а уже нечто близкое и дорогое, Тот, Кому ты без малейшего страха доверяешь свои самые тайные мысли и побуждения, потому что знаешь точно: Он - не равнодушный "Старец на Небесах", Он - прежде всего Он - любит и всегда хочет для нас только добра... И Именно Он сможет понять то, что не поймёт 99% людей... Единственное - когда вдруг начинаешь понимать природу страха Божьего: не боязнь конкретно Его, скажем, страх перед наказанием, а боязнь Его огорчить, от этого страха и идёт человеческое стремление стать лучше именно в Божьих глазах, грешить как можно меньше...
Jenna # 15 августа 2016 года   0  
Чукча пишет:
Чукча пишет:
причудливо видоизмененное язычество, укорененное на подсознании в виде народных традиций, бабушкиных рассказов и суеверий и
Ещё хуже. Гораздо-гораздо хуже. Как вы расцениваете, например, такие популярные в последнее время идеи, как "Мы же славяне!! Не нужны нам эти жидовские боги! У нас свои боги есть! И библия не нужна - есть веды! Давайте снова возродим культ Перуна!" Не знаю, как у вас, у меня волосы дыбом от таких призывов... Сатанизм, маскирующийся под древние обряды - вот что, по сути, есть всё подобное язычество... Или мода на эзотерику - это вообще... Если бабушек в церквях ещё можно как-то переучить, призвать молиться правильно и принимать Бога правильно, то всяческие эзотерические штучки сейчас же и вообще на каждом шагу! И что со всем этим делать...
Jenna # 15 августа 2016 года   0  
supperpupper пишет:
Опять лукавство. Чтобы христианство прижилось, на языческие праздники накладывался церковный смысл, как нечто более значимое и духовное, чем языческие традиции. Это касается и пасхи, и троицы, и всех спасов. А ведь суть осталась та же - языческая. Почему все продукты (яблоки, мёд, орехи) должны стать более полезными только после освящения посредником-церковью? Мне кажется это притянутым за уши, уж извините.
Такого же мнения. Потому и вне всего этого...
komar-ik # 16 августа 2016 года   +2  
Jenna пишет:
и всех спасов
это - стереотипы. Почитайте на досуге, что говорит Церковь по поводу народных традиций, а голос епископа - это официальный голос Церкви.

http: //ria-m.tv/news/68262/kak_arhiepiskop_luka_v_prazdnik_prihojan_otchityival_za_veniki.html

Кроме того, не благословлял ли Христос хлеб с рыбой? И что с ними стало? и церковь - не посредник.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.