Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 23


Тест

Тест Насколько Вы любознательны?
Насколько Вы любознательны?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Алла Тарасова: "Я всегда любила и всегда была любима".

Алла Тарасова: "Я всегда любила и всегда была любима".

В 90-е годы прошлого века было модно развенчивать кумиров прошлого. На этой волне досталось и актрисе Алле Тарасовой. Но все обвинения были абсолютно несправедливыми, а имя этой талантливой женщины навсегда останется в истории отечественного искусства.

Родилась Алла Тарасова 6 февраля 1898 года в Киеве в семье доктора военного госпиталя и потомственной дворянки.

В период посещения женской гимназии ученицей Аллочка была старательной. Но уже тогда её со страшной силой привлекал театр. Вместе с она подругами придумывала пьесы, а затем они их ставили. Занавесом в этой игре служил большой плед. А когда в Киев на гастроли приехал Московский Художественный театр, то Алла, посмотрев выступления труппы, потом проигрывала в лицах весь спектакль – насколько сильны были её впечатления.

А. Тарасова признавалась позже: "В юности я с огромным увлечением посещала городской Соловцовский театр, где видела спектакли с участием Веры Комиссаржевской, Степана Кузнецова и многих других талантливых актеров… Я очень любила театр. … Какое это было счастье! Чуть ли не из последних рядов кресел, из-за чьей-то спины смотреть и переживать вместе с героями…".

Надо ли говорить, что Алла мечтала стать артисткой. В 1914 году годы она перебралась в Москву и поступила в Школу драматического искусства при МХТ, которая затем была преобразована во 2-ю студию МХТ. И уже в 18-летнем возрасте А. Тарасова была включена К.С. Станиславским в труппу театра и играла с мастером на одной сцене.

Её дебютом стала роль Финочки в пьесе Зинаиды Гиппиус "Зелёное кольцо".

И хотя выбор неопытной и угловатой девушки на центральную роль театральные деятели тех лет считали неудачным, Тарасова сумела доказать обратное. Критики были повержены и признали бесспорный дар и яркую индивидуальность, а зрители навсегда полюбили актрису.

Интересно, что Аллу Константиновну изначально считали непривлекательной.

Но как из гадкого утёнка вырос прекрасный лебедь, так и из необаятельной, неловкой и худой барышни с широкими плечами и крупными ногами и руками получилась красавица и вдобавок талантливая актриса.

Несмотря на стартовый актерский успех, до начала 1930-х годов Алла Тарасова не была премьершей, а вводилась на роли в уже существующие спектакли. Да и потом её называли "Аллочка-выручалочка" за то, что она всегда была готова выступить дублёром и заменить других исполнительниц.



Перелом произошёл в 1933 году, когда она исполнила Негину в пьесе А.Н. Островского "Таланты и поклонники". А затем событием государственного масштаба стала Анна Каренина, воплощённая на сцене А. Тарасовой. Те, кто видел постановку, уверены, что именной такой написал свою героиню Лев Толстой, и называли работу актрисы выдающейся. Зрители буквально ломились в театр, простаивая за билетами сутки напролёт.

Сама Алла Константиновна считала, что своими успехами в первую очередь обязана К.С. Станиславскому и его "системе". Вторым её учителем был В.П. Немирович-Данченко.

Определённого амплуа у А. Тарасовой не было, и она никогда не тянула творческое одеяло на себя. Не понимая чего-то в современных пьесах, она всё равно серьёзно подходила к роли и прилаживалась к образу, а когда играла спектакль, то в зале звучали овации. Однако Алла Константиновна не бралась за те роли, которые считала неподходящими для себя, или если видела, что кто-то играет лучше. Она радовалась чужим успехам и чужому мастерству. Это свидетельствует о большом мужестве актрисы и непредвзятости восприятия.



В её репертуаре были такие жемчужины как Маша ("Три сестры"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Дездемона ("Отелло"), Раневская ("Вишневый сад"), Аркадина ("Чайка"), Маша ("Дядя Ваня"), Мария Стюарт в одноименной постановке. Партнёры говорили, что от Стюарт-Тарасовой в них били молнии – так вдохновенно она играла.

Среди бесспорных достоинств А. Тарасовой – мелодичный и насыщенный эмоциями голос, артистизм, постоянная готовность к работе, мобилизованность, умение слушать и принимать критику, вживание в режиссерский замысел и умение воплотить его максимально точно.

Её обожали зрители и необычайно ценили коллеги. Вот как об Алле Константиновне отзывался её многолетний партнер и друг, знаменитый артист Павел Массальский: "Алла Тарасова, по моему скромному мнению, – великая, а может быть, и величайшая актриса ХХ века. Только не школы Станиславского (хотя она гордилась тем, что была его ученицей). Истоки её искусства нужно искать в гораздо более древней театральной традиции – древнегреческой и средневековой, когда Театр был Театром и еще не старался стать Правдоподобным и Жизнеподобным, изображая "реалии жизни"… Тарасова… играла не роль, а самую суть роли. Она была Актрисой, которая провозглашала со сцены или с экрана Вечные Истины и Вечные Ценности, а не изображала сиюминутные жизненные проблемы или характерные особенности отдельного персонажа. Её Вселенная – это мир античных и шекспировских трагедий, мир ярких страстей, сильных личностей, великих потрясений и глубочайших переживаний. Её Тема в искусстве – это Любовь, счастливая или трагическая, но всегда безоглядная, безграничная, самоотверженная и самозабвенная…."

Из воспоминаний тех, кто работал вместе с А.К. Тарасовой.

"Внешние данные – камея. Вы знаете, это лицо грандиозной красоты, именно классической красоты, и, конечно, тарасовский темперамент" (народная артистка России Кира Головко).

"У неё была удивительно красивая манера переживания, без гримас, и слёзы текли красиво" (народная артистка СССР Ангелина Степанова).

"Чудные серые глаза с переливами, улыбка, доброта – вот загадка её обаяния" (народный артист СССР Михаил Жаров).

"Неповторимый облик, повадки – её надо было видеть…" (народный артист СССР Марк Прудкин).

"Красивая, с открытым лицом, такое ощущение, что только умытая… Светлый, открытый, распахнутый взгляд и ощущение внутренней чистоты и одухотворенности… Она даже в возрасте не была старухой, а была прекрасной женщиной…" (народная артистка России Ирина Мирошниченко).

В 1937 году Тарасова получила звание "Народная артистка СССР". У Аллы Константиновны было пять Сталинских премий, немало орденов и медалей. А в 1973 году ей было присвоено звание "Герой Социалистического Труда




Как только не величали современники Тарасову! "Наследница Ермоловой", "Королева сцены", "живая легенда", "символ театра". Она покоряла и пленяла публику. Говорили, что актриса даже раскланивалась по-особенному. К сожалению, театральные работы Аллы Константиновны были записаны поздновато, когда киноплёнка уже предательски выдавала её возраст и "декоративность" постановок.

По теперешним меркам в кино А.К. Тарасова сыграла немного. Но зато её Катерина в "Грозе" (1934 г.), Екатерина в "Петре Первом" (1937-38 гг.) и Кручинина в "Без вины виноватые" (1945 г.) до сих пор считаются эталонами и не перестают восхищать даже искушённых зрителей. А один из критиков точно подметил: "То, что делает Тарасова, по природе своей кинематографично. Она умеет быть выразительной без слов и до слов…"



Алла Константиновна обладала чувством юмора, у неё был приятный смех, и она хотела сыграть в комедии. Но в театре этой мечте сбыться не удалось. Зато в кино её комедийный дар все же частично реализовался – как весела и зажигательна она в роли Екатерины Первой в фильме "Пётр Первый"! Её Екатерина близка и понятна зрителю, она покоряет силой и стойкостью женской натуры и показывает трансформацию личности от девушки из низов, попавшей в плен, до сподвижницы царя и государыни.

В жизни же Тарасова была цельным и прямым человеком, со своим моральным кодексом, которому следовала. Внешне сдержанная, доброжелательная, с милой улыбкой, но не терпящая панибратства и богемности, она не подпускала людей слишком близко к себе. Возможно, поэтому её считали загадочной. А ей и вправду было что скрывать – политические катаклизмы раскидали по разные стороны баррикад её братьев и сестер, и такие факты биографии в советское время могли навредить.

У Аллы Тарасовой было три мужа. Первый – морской офицер Александр Петрович Кузьмин, в браке с которым у неё в 1920 году родился сын Алексей Кузьмин-Тарасов. Вторым стал знаменитый актер И.М. Москвин. А третьим – генерал-майор авиации А.С. Пронин. Однажды Алла Константиновна раскрыла секрет своей неувядающей молодости и энергичности актрисе Ирине Мирошниченко: "Я всегда любила и всегда была любима".

В Московском Художественном театре (МХАТе) Алла Константиновна беззаветно прослужила более 50 лет и была хранительницей его традиций.

Много времени А.К. Тарасова отдавала преподавательской деятельности в Школе-студии МХАТ и была чутким педагогом, умеющим потрясающе объяснять и показывать. Вот как она описывает передачу роли Анны Карениной в 1963 году: "Работая с молодой артисткой над ролью Анны Карениной, я отнюдь не навязывала ей трактовки образа и была далека от мысли о каком-либо повторении "своей" Анны… Мне хотелось, чтобы исполнительница по-своему увидела и своими средствами раскрыла созданный гением Толстого трагический образ русской женщины".

Очередной работой А. Тарасовой в театре должна была стать роль Турусиной в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" по пьесе А.Н. Островского. Однако во время репетиций дала о себе знать неизлечимая болезнь, и актриса оставила обожаемый театр. Её не стало 5 апреля 1973 года.

В день её смерти должен был состояться прогон постановки, в которой она так и не смогла принять участия. Режиссер В. Шиловский спросил актера Массальского: "Павел Владимирович, вы были другом Аллы Константиновны. Как поступить?" И тот ответил: "Ничего не отменять. Когда у Аллы умерла мать, она играла спектакль". Так была почтена память одной из первых актрис своего времени и настоящей "звезды" МХАТа.

источник:.liveinternet.ru/users/2496320/post382461942



milatolia   24 марта 2016   3635 0 12  


Рейтинг: +8








Комментарии:

iliza # 24 марта 2016 года   +3  
milatolia пишет:
Но все обвинения были абсолютно несправедливыми,
Это почему же несправедливыми? Например, молодую и не менее талантливую актрису по её воле отправили из Москвы в Волгоград из - за ультиматума Аллы Тарасовой: Или я, или она!
"Она" - была Татьяна Васильевна Доронина, ученица того самого Массальского, который восхищался Аллой Константиновной. И только случай помог Дорониной вместе с мужем переехать в свой родной город Ленинград. И если случай с Дорониной стал достоянием гласности, то сколько таких историй остались в тени?
Мир искусства очень сложен, неоднозначен и жесток.
Игра Тарасовой мне понравилась в телеспектакле "Без вины виноватые".
swetlanocka # 24 марта 2016 года   +4  
Было интересно почитать. Но мне никогда не была близка ее манера исполнения, на мой взгляд, все чересчур.
МОЙ_СВЕТ # 24 марта 2016 года   +2  
swetlanocka пишет:
мне никогда не была близка ее манера исполнения, на мой взгляд, все чересчур.

У актрис того времени (почти у всех на мой взгляд) много было "чересчур". Была какая-то наигранность и неестественность. Возможно тогда это считалось правильным.
iliza # 24 марта 2016 года   +2  
Светлана, это была такая манера игры, почему Станиславский и ввёл свою систему-
"Не верю"... Всё через край, с надрывом. Так играли не только женщины, но и от мужчин требовался пафосность в голосе.
swetlanocka # 24 марта 2016 года   +3  
В то же время была актриса Пашенная, которая играла, например, Вассу Железнову - это было потрясающе, никакого излишнего пафоса.))) Бабочкин в "Дачниках". У нее была такая манера, кому-то нравилось.))
iliza # 24 марта 2016 года   +1  
Помню Пашенную Веру Николаевну в старом фильме "Идиот" она играла генеральшу Епанчину. У неё голос был такой, что можно было им модулировать так, что он переливался.))
swetlanocka # 24 марта 2016 года   +2  
Я ею восторгаюсь, видела совсем мало, а запомнила на всю жизнь.)))
МОЙ_СВЕТ # 24 марта 2016 года   +2  
Тарасова была ученицей Станиславского, но все равно "не попала" в его систему. Мне, например, не нравится Орлова. Хотя ее игрой все так восхищаются. Мне кажется, что так играть на сцене и в кино было модно что ли. Так играли все. Дань времени.
iliza # 24 марта 2016 года   +1  
Как я поняла, она и не стремилась к этому, чтобы играть по системе Станиславского, она сама по себе, как погимала, так и играла, но не могу сказать, что жила ролью. Это со стороны кажется, что не искусство в себе любила, а себя в искусстве. Вот не потерпела же она молоденькой соперницы, отослала в изгнание. И только случай помог Дорониной вернуться в Ленинград.
swetlanocka # 24 марта 2016 года   +2  
В театре всегда есть прима, и часто она не дает проявить себя молодым актрисам. Например, я знаю, что жаловались на Гундареву в театре Маяковского.
iliza # 24 марта 2016 года   +1  
Я тоже об этом где - то читала.
шанди # 24 марта 2016 года   +3  
Я не знала,эту актрису.Спасибо ,интересно было прочитать.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.