Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 21


Тест

Тест «Помешаны» ли Вы на брендах?
«Помешаны» ли Вы на брендах?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Вот это воспитание...

Смольный институт благородных девиц, где воспитывали лучших фрейлин и добропорядочных жён.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц.

Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В нашем обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.


Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.


Здание Смольного института.



Главный фасад здания Смольного института.


Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!



Преподаватели Смольного института.



Преподаватели Смольного института.



В учительской.

Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.



Урок пения.Фото 1889 г.



Урок игры на арфе. Выпускной альбом института 1889 года.



Урок рисования. Выпускной альбом института 1889 года.


Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся.



Экзамен по музыке.



Смольный институт.Воспитанницы на уроке.


Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.



Урок рукоделия.



На уроке.


Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике.



В швейной мастерской. Выпускной альбом института 1889 года.



Начальница Смольного института Е.А. Ливен в кабинете за письменным столом.



Преподаватели Смольного института в учительской комнате


За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.



Спальня воспитанниц.


Помывочная. Фото 1889 года.


Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы



Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.



Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.



Смольный институт. Чаепитие с гостями.



Смолянки в столовой. Выпускной альбом института 1889 года


Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.



На катке. Фото 1889 года.



Смольный институт. Катание с горки. Фото 1889 г.


Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.



Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер.



Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 г.


На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.



Жилой флигель Смольного института.



Церковь Смольного института.


Самое важное и волнительное событие в Смольном - публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. За день до экзамена девушке вручали билет, по которому она должна была хорошо подготовиться



Фрейлина ее императорского величества, начальница Смольного института княгиня Е.А.Ливен в кресле с вязанием в руках.


Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.

После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.



Последний выпуск воспитанниц Смольного института. 1917 год.

Источник ht tp://www.kulturologia.ru/



Татьяна1707   27 августа 2015   935 0 46  


Рейтинг: +26




Рубрика: История





Комментарии:

Skarlet # 27 августа 2015 года   +10  
ужас какой..
Татьяна1707 # 27 августа 2015 года   +10  
Как хорошо,что мы живем не в то время...Спасибо,Вам!
Чукча # 27 августа 2015 года   +10  
Когда я детстве читал про смолянок, меня больше всего впечатлило умывание ледяной водой по пояс и то, что им запрещалась "праздность" - то есть, свободного времени, которое девушка могла провести по своему усмотрению, у нее вообще не было . А еще - что поощрялось стукачество...
smv_mars # 29 августа 2015 года   +5  
ну... стукачество похоже везде и всегда было, есть и, как это не прескорбно, будет..
Чукча # 29 августа 2015 года   +4  
Да, но не везде и всегда оно поощрялось. У нас в школе, например, если кто пытался наябедничать на товарища - получал от учителя выволочку еще больше, чем тот, кого поймали за хулиганством. Поэтому на вопрос: "Кто разбил стекло?" можно было только сказать: "Это я". Но не "Это Петров". Потому что наказание за хулиганство - разовое, а презрение к стукачу - навсегда.
smv_mars # 29 августа 2015 года   +5  
Ябеднику первый кнут...
кажется так говорили. Но все равно иногда учителя каким то образом узнавали где и что говорилось...
а в институте мы даже вычисляли кто работал на наш первый отдел. И, как бы не хотелось настучать по голове этим товарищам, было нельзя. Это бы равнялось вылету из ВУЗа, поэтому в присутсвии отдельных сокурсников беседы велись лишь про погоду да про природу...
Чукча # 30 августа 2015 года   +4  
У нас узнавали только собственными силами. А если узнавали от стукача, то сами же его нам и сдавали. И тогда ему не позавидуешь... Позже, на работе были стукачи, работающие на первый отдел, но их все знали включая начальство и сразу предупреждали новеньких. И отношение к ним было подчеркнуто брезгливое. Думаю, большинство из них сами были не рады, что в это вляпались, но обратного хода ведь нет.
iliza # 27 августа 2015 года   +8  
Какое спартанское воспитание!!
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +2  
Да,не то ,что сейчас! Иной раз посмотришь на девушек,окончивших школу и удивляешься,где они были все эти годы???Ни знаний,ни манер,ни устойчивости к жизненным испытаниям...
ИЮшка1 # 27 августа 2015 года   +10  
Спасибо за интересное и познавательное. Я бы сказала армия для девушек. Но много полезного для себя должно быть должны были получать девушки. Своего рода такое жизненное испытание на прочность.
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +3  
ИЮшка1 пишет:
жизненное испытание на прочность.
И девушки прекрасно справлялись с этим испытанием!Спасибо!
Карамелькина # 27 августа 2015 года   +10  
Спасибо большое! Когда читала в детстве книгу Водовозовой, плакала. Если бы тогда знала, что почти двадцать лет проработаю в жилом комплексе Смольного института - у вас как раз на фото. Тот холод запомню навсегда - с ним ничто не сравнится!
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +4  
Спасибо,Вам!
katrin 64 # 27 августа 2015 года   +8  
тоже читала об этом институте. Но все равно интересная информация, да и фото это не видела. Спасибо.
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +4  
Спасибо,Катюша!
Natali Viktoria # 29 августа 2015 года   +6  
Суровые условия. Много и полезного для образования девушек: ин.языки,домоводство,танцы.

Интересно мнение:как вы относитесь к раздельному обучению в наше время?
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +5  
Спасибо,Наташа! А в раздельном обучении что то есть!
Natali Viktoria # 30 августа 2015 года   +4  
Мне кажется,что в наше время полностью разделять обучение не стоит,но вот чтобы один или два дня в неделю обучение было отдельно для мальчиков и девочек,было бы здорово. И чтобы это были не только уроки домоводства.
Чукча # 30 августа 2015 года   +4  
Согласен, что в раздельном обучении есть много плюсов. Я против полной изоляции мальчиков и девочек, как это было раньше, но к детям разного пола нужен разный подход. В ходе экспериментов по раздельному обучению уже выяснилось, что мальчикам, особенно подросткам, намного легче сосредоточиться и соблюдать дисциплину, когда в классе нет девочек, а девочки намного увереннее себя чувствуют в чисто девчачьем коллективе - даже самые застенчивые начинают тянуть руку и проявлять свои способности, не боясь сделать ошибку. Не говоря уже о том, что мальчикам и девочкам нужно разное от учителя - мальчикам больше "уставных условностей", больше дисциплины, сплачивающей коллектив, поскольку мальчики увереннее себя чувствуют, являясь частью группировки и занимая в ней законное место, а девочкам - больше эмоциональной поддержки, внимания к индивидуальности. Мне кажется, полностью совместное обучение не последнюю роль играет в такой проблеме как разболтанность, инфантильность, даже истеричность мальчиков и закомплексованность и неуверенность в себе девочек.
Natali Viktoria # 30 августа 2015 года   +4  
Многие психологи высказываются против раздельного обучения, бытует мнение,что так дети разучатся общаться с противоположным полом,можно ведь не только в стенах школы общаться. Нужно ли в современное время не только раздельно,но и по различной программе обучать девочек и мальчиков? Не приведет ли это к тому,что девочки будут меньше подготовлены к профессиональному старту,хотя мне бы хотелось,чтобы школа не равняла всех и всё же обучение для девочек и мальчиков немного отличалось.
Чукча # 30 августа 2015 года   +4  
Так ведь раздельные уроки не предполагают раздельной школы . Где ограничение общения? На уроках, что ли? Так во время урока, как бы, учиться надо, а не общаться... Что касается программы - да, я думаю, она должна быть разной. В смысле, не объем программы, а способ ее преподавания.
Natali Viktoria # 1 сентября 2015 года   +3  
Всё-таки хотелось бы и отличий в программе,не только в способе преподавания,необходимы отличные навыки для девочек и мальчиков,формирующие женское и мужское начало.
Чукча # 1 сентября 2015 года   +2  
Не знаю как это - ФОРМИРОВАТЬ женское и мужское начало? Создавать этому началу условия для развития - это да. Но формировать то, что дано от природы... Различные навыки - возможно. Но для этого хватает уроков труда и физкультуры, по которым и так разная программа. Что же касается общеобразовательных предметов, то было бы странно ограничивать мальчиков или девочек в объеме знаний по каким-то предметам. Получается, ограничения в выборе профессии, так что ли? По каким предметам должна различаться программа? По физике, математике, русскому, литературе? Тогда уж логичнее разделить программу на техническую, гуманитарную и естествознание, а не на женскую и мужскую. Иначе дискриминация получается - неравные стартовые условия для мальчиков и девочек. Технические и гуманитарные классы я бы сделал - разумеется, не для всех, а экспериментально, для желающих - для тех, кто уже к седьмому-восьмому классу определился со сферой деятельности. Потому что будущему филологу или историку совершенно не нужна в таком объеме химия и математика, он мог бы это время потратить на более углубленное изучение гуманитарных предметов, на языки, историю искусства. Будущему врачу или зоологу ни к чему подробное изучение королевских династий и образов героев нашего времени. Им бы на химию поднажать и биологию дать посерьезнее, чем в школьной программе.

Но это тоже, конечно, палка о двух концах... Все-таки до шестнадцати лет сделать бесповоротный выбор - это мало кто может. Возраст такой, что все еще может измениться. И базовая школьная программа для всех сохраняет возможность этого выбора. А школы с различными "уклонами" и так существуют.

На самом деле что я бы однозначно пересмотрел - это программу по урокам труда. Она совершенно безобразная. Не менялась с пятидесятых годов.
karlita # 29 августа 2015 года   +7  
а я вам, дорогие мои, скажу, что от такого спартанского воспитания толку больше было!
А какие умницы выходили из этих стен!
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +5  
Согласна с тобой,Мариночка! Им с детства прививали хорошие манеры,и образование они получали на высшем уровне!
smv_mars # 29 августа 2015 года   +6  
Тем не менее, на выходе они умели все чем их там учили. Куда печальнее сейчас, когда система образования из нормальной превратилась в коммерческую, в своем большинстве.
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +4  
smv_mars пишет:
на выходе они умели все чем их там учили
Это правда! А сейчас,любое образование можно купить,не обладая какими либо знаниями!
Jenna # 29 августа 2015 года   +5  
Всем интересующимся очень советую найти и прочесть "Записки институтки" и "Записки гимназистки" Лидии Алексеевны Чарской. Она сама - выпускница Петербургского института благородных девиц, и её книги именно поэтому отличаются крайней биографичностью. Да,эта литература находится в ряду детских книг, но прежде всего это - памятник эпохи, как и "Приключения Тома Сойера".
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +4  
Спасибо,Анечка!
Helena Bel # 29 августа 2015 года   +5  
Когда показывали сериал "Институт благородных девиц", тоже заинтересовалась подробностями жизни смолянок. А ещё прочитала несколько книг писательницы Лидии Чарской, бывшей воспитанницы ИБД.
Таня, спасибо за интересную статью и фото!
Татьяна1707 # 29 августа 2015 года   +5  
Спасибо за визит и отзыв! Я и сама немного интересовалась данной темой.Тоже читала книги Чарской.
Jenna # 30 августа 2015 года   +2  
А, и как тебе трилогия про княжну Нину Джаваху? Такое впечатление, что писательница решила переплюнуть Шекспира в трагичности судеб своих героев. Ну смотри: сначала умерла от туберкулёза её мама, потом двоюродный брат, бабушка, потом и сама Нина, потом умирают все оставшиеся родственники у её лучшей подруги Люды Власовской, которая и так сирота - дочь героя войны, так в довершение всего у неё умирает младший братишка и мама, которая его выхаживала... И у Нины, вдобавок, ещё и сестра умерла - или тётя, не поняла толком, оставив дочку сиротой, и эту девочку и попросили воспитывать Людмилу... Короче говоря, нет повести печальнее на свете, чем повесть про грузинский княжеский род Джавах... А всё это, её-ей, чересчур уж напоминает мексиканский сериал. Жаль, не было при Чарской такого понятия, телевидения - и то не было, по моему, а то из неё точно получилась бы неплохая сценаристка, наснимать бы что она понаписывала - вся Латинская Америка рыдала бы с утра до вечера... И явно не от смеха... Или - "Записки гимназистки". Ну тут вообще святочный рассказ какой-то. Маленькую сиротку-гимназистку с утра до вечера обижает дядина семья, причём измываются все, вплоть до кузины-инвалида, и она - с особым удовольствием... Несчастная девочка однажды нашла себе подругу и защитницу, её семья согласна удочерить этого ребёнка - и вдруг вся семейка родственников в полном составе осознала свою вину, все дружно раскаялись и на коленях умоляют её не покидать их семью... Ну извини, я в такое даже в 5 лет не поверила бы, зачем писать явную глупость?!
Татьяна1707 # 30 августа 2015 года   +4  
Ну,Анечка,Чарская была детской писательницей! Она просто стремилась воспитать в читателе
возвышенные чувства и твердые моральные принципы.Видимо,в своих произведениях,она хотела читателям привить простую человеческую доброту!
Я первый раз прочла про Нину Джаваху в школьные годы в журнале "Пионер" ,и получила массу удовольствия,уже будучи постарше я с удовольствием перечитала все повести о Нине!
Jenna # 30 августа 2015 года   +3  
Татьяна1707 пишет:
Она просто стремилась воспитать в читателе
возвышенные чувства и твердые моральные принципы.Видимо,в своих произведениях,она хотела читателям привить простую человеческую доброту!
Ну должно же быть какое-то чувство меры! Нельзя же считать детей идиотами только на том основании, что маленькие и жизненного опыта маловато! А насчёт детской писательницы... Сравни "Поллианну" Элинор Портер и "Княжну Джаваху". Вот где настоящая детская книга, которая воспитывает возвышенные чувства и твёрдые моральные принципы! И без подмигивания и заигрываний, разговор на равных! Что-то подобное если - тоже Запад: "Энни из Зелёных Крыш" Люси Монтгомери и - совершенно восхитительный образчик - "Маленькие женщины" Луизы Мэй Олкотт. Вот - прекраснейшие примеры настоящих детских писательниц, которые знают своё дело. И заметь - Джоан Роулинг я даже и не упоминала! А между прочим, у её героев тоже есть чему поучиться - и мальчикам, и девочкам!
Jenna # 30 августа 2015 года   +3  
Татьяна1707 пишет:
Я первый раз прочла про Нину Джаваху в школьные годы в журнале "Пионер" ,и получила массу удовольствия
Так а почему её так мало времени отвела её создательница?! Не дала даже вырасти и закончить школу, влюбиться, выйти замуж...
Jenna # 29 августа 2015 года   +4  
Если совсем честно, всегда завидовала выпускницам подобных учреждений. Это и "Пансион небесных ласточек", и пансион, где росла Джен Эйр... С поправкой, конечно, на начальство последнего, хотя, Шарлотта Бронте сама пишет, что когда в заведении сменилось начальство, эта школа действительно стала очень полезным учебным заведением. Почему завидовала? Потому, что туда попадали представители круга, которому в большинстве случаев зарабатывать на хлеб самостоятельно не приходится. Да, такие как Джен Эйр и её сёстры действительно работали, я не отрицаю. Но... Что такое рабский, унизительный труд нынешней медсестры или учительницы, ежедневное рабство от рассвета и до заката - за копейки, вместе с хамством, нередким, увы, в наших широтах - и работа гувернанткой в дворянской семье, где и оплата труда заслуженная, и отношение к воспитательнице, гувернантке - уважительное. Да, я знаю, это та же прислуга. Хорошо. А мы сейчас что - не прислуга? Или работа на нынешних предприятиях (не знаю, какие условия на Западе, говорю о родных краях) чем-то лучше? Вот, если вспомним слова одного из персонажей романа Джека Лондона "Мартин Иден" : "А почему Мартин хочет стать писателем? Потому, что он не обеспечен материально. Почему вы забивали себе голову староанглийским языком и всей этой вашей "общей культурой"? Да потому, что вам не надо пробивать себе дороги. Об этом позаботится ваш отец. Он платит за ваши наряды, он сделает и всё остальное. Что проку в том образовании, которое мы все получили - и вы, и я, и Артур, и Норман? Мы доверху набиты "общей культурой", а разорись завтра наши отцы, нам только и осталось бы, пожалуй, что держать экзамен на школьного учителя". Да-да, меня родители тоже, как и всех, готовили к тому, что нужно получить полезное в это время образование, найти работу, выслушав сотни отказов, потому что кто-то более профессионален или раньше позвонил... И я таки точно всегда жалела, что мои родители не принадлежат к той прослойке общества, которая может себе позволить содержать детей и внуков до пенсионного возраста...
Luchanka # 30 августа 2015 года   +5  
Спасибо, Танюша!
Maria B # 1 сентября 2015 года   +6  
Танечка,спасибо за интереснейший пост Девочки прошли суровую школу , но может быть это не так уж плохо ......
Chocolate # 1 сентября 2015 года   +6  
Maria пишет:
Девочки прошли суровую школу , но, может быть, это не так уж плохо ...
Замечательно сказали! Да, это неплохо - характер закалился. А характер - это наше всё.
MAKAKA # 2 сентября 2015 года   +6  
Мне во втором классе взяли " гувернантку". Когда то она была гувернанткой моей бабушки..Так вот, она была выпускницей Смольного интститута. О Боже, единственное, что в ней было хорошего- это рассказы о Смольном,а в остальном...довольно ограниченное создание , правда с прекрасной осанкой и манерами. И еще ужасная снобка. Короче, по ее рассказам, в институе процветала " дедовщина", унизительные наказания, и ,как часто бывает, любимчики начальства позволяли себе много того, что было запрещено...Короче, завидовать институткам не приходится- жизнь в казарме 12 лет никому на пользу не идет....
Автору - спасибо- с интересом прочитала о фотографии посмотрела...
Татьяна1707 # 2 сентября 2015 года   +5  
И Вам большое спасибо! Я о выпускницах Смольного только читала...Не доводилось общаться лично...
MAKAKA пишет:
довольно ограниченное создание
Ну,судя по тому,что они изучали,это и не удивительно! Видимо только хорошие манеры они и имели после выпуска,знаниями большими,видимо не обладали...
MAKAKA # 3 сентября 2015 года   +5  
Татьяна1707 пишет:
,знаниями большими,видимо не обладали...
Похоже на то...
Jenna # 7 сентября 2015 года   +3  
MAKAKA пишет:
Когда то она была гувернанткой моей бабушки
Ооо, мадам! Так и ты относишься к высшему свету?! Вот не знала...
MAKAKA # 9 сентября 2015 года   +4  
Почему к высшему>? Гувернантки были не только у высшего света. Мой прадед был довольно известным ювелиром- это не аристократия, но гувернанток для детей держали
Вот по дедушкиной линии мы и правда какие то там .... аристократы кавказские
Jenna # 9 сентября 2015 года   +3  
MAKAKA пишет:
довольно ограниченное создание , правда с прекрасной осанкой и манерами. И еще ужасная снобка
"- Надеюсь, вы знаете, кто я такая? - Знаем, Вы - мисс Фурия, то есть...мисс Гарпия?")))))))
Solaria # 7 сентября 2015 года   +5  
Да уж, жёстко в Смольном с благородными девицами обращались. Муштровали, как солдат в армии


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.