Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 23


Тест

Тест Обидчивы ли Вы?
Обидчивы ли Вы?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Дауншифтинг – отказ от карьеры

Дауншифтинг – отказ от карьеры Дауншифтинг – отказ от карьеры


Это странное умонастроение овладевает сегодня частью населения развитых стран, среди которой преобладают интеллектуалы и люди творческих профессий. Причина – в смене приоритетов, когда престижное для многих продвижение по службе выглядит для дауншифтеров как бесполезное занятие.


Тот самый Диоген

Нельзя сказать, что данного явления не существовало в прошлые века или что оно не имеет никакого смысла. Несмотря на то, что дауншифтинг в переводе с английского означает «движение вниз», это только на первый взгляд – регресс, на самом деле в основе сего «понижения» – довольно-таки хитроумная философия. Возьмем, к примеру, Диогена, самого первого из известных дауншифтеров, который отнюдь не был лоботрясом. Он действительно жил в бочке, но не потому, что ему негде было селиться, а из сознательного отказа от жизненных удобств, которые, как он считал, привязывают человека к вещам и делают его несвободным. По той же причине Диоген отвергал семью, частную собственность и даже правила приличия, которые он всегда считал надуманными. Известна притча, согласно которой Александр Македонский подошел к бочке, где сидел философ, и спросил у него: «Что бы ты хотел получить от меня?». В ответ Диоген, досадливо махнув рукой, ответил: «Я хочу, чтобы ты не загораживал мне солнце». Примечательно, что Александр, крайне уставший от своих походов и государственных дел, со вздохом заметил: «Если бы я не был царем, я хотел бы стать Диогеном».


Короли и капуста



Самый известный дауншифтер – римский император Диоклетиан. Но самым известным дауншифтером оказался римский император Диоклетиан, который удалился от дел на пике славы и популярности.

Объясняется столь экстравагантный поступок тем, что Диоклетиан трезво смотрел на вещи, предвидел раздоры в стране и свою возможную гибель (что, как известно, и случилось с его преемником Максимианом) и совершенно этого не желал. А когда сенаторы пришли к Диоклетиану, чтобы упросить его вернуться на трон, он ответил им своей знаменитой фразой: «Если бы видели капусту, которую я выращиваю, то вы бы перестали меня уговаривать».
Проводя исторические параллели, можно заметить, что советский вождь Н.С. Хрущев, впоследствии выращивавший капусту, помидоры и другие овощи на своей охраняемой даче, оказался в похожем с Диоклетианом положении.

Однако, в отличие от славного императора, «наш Никита Сергеевич» сделал этот шаг отнюдь не добровольно, а, как сообщали средства массовой информации, – «по состоянию здоровья».

Духовные мотивы отказа от богатства и славы

Отказ от власти, карьеры, больших денег и предметов роскоши совершался не только по политическим мотивам, но также и по духовным. Яркий пример здесь – жизненный путь Сиддхартхи Гаутамы (знаменитого Будды), который, будучи принцем из рода Шакья, отрекся от трона, наследства, семьи и имущества, начал нищенствовать, посвятив все свое время поискам смысла бытия.

В результате медитации под смоковницей на Сиддхартху снизошло озарение – Четыре Благородные Истины, суть которых заключалась в том, что земная жизнь есть страдание, но имеется путь, с помощью которого от этого страдания можно освободиться. Восьмеричный Путь, как назвал его Будда, состоит из восьми правил, его еще называют иногда Срединным, то есть разумно избегающим крайностей – как бесконтрольного стремления к земным наслаждениям, так и бессмысленного аскетического самоистязания.

Скажем, что подобного рода суждения возникали не только в буддизме. Известен опыт Франциска Ассизского, который жил много позже, но независимо от Будды пришел к подобному решению. Будучи сыном зажиточного торговца сукном, юный Франциск проводил время в кутежах и попойках со своими товарищами, пока к нему не пришла мысль, что он живет как-то не так. В результате Франциск дал обет соблюдения полной бедности, а источником пропитания избрал нищенство.

Российский император – дауншифтер?

Речь идет об Александре I, еще при жизни названном Благословенным. Известно, что он искренне стремился к государственным реформам. Однако все его начинания натыкались на явное или скрытое сопротивление сановников.
Россия оказывалась еще во многом дремучей страной и совсем не была готова к радикальным переменам в виде отмены крепостного права, внедрения демократических свобод и так далее.

Все это погружало царя Александра в глубокую меланхолию и даже приводило к мыслям об отречении от престола с удалением от мира. Скоропостижная смерть Александра I в 1825 году и породила легенду, что вместо него в Петропавловской крепости был похоронен двойник, а сам император под именем «старца Федора Кузьмича» осел где-то в Сибири. Пресловутый Федор Кузьмич, личность вполне реальная, стал известен в России благодаря своим богоугодным деяниям. Он обучал крестьянских детей грамоте, щедро раздавал милостыню ссыльным арестантам и вел праведный образ жизни. По некоторым данным, Федор Кузьмич неоднократно встречался с церковными иерархами, разговаривал с ними на французском языке, а также переписывался с царем Николаем I. Иногда старец забывался и начинал рассказывать окружающим о праздниках в Петербурге, где он, согласно его же откровениям, никогда не бывал, а также о событиях войны 1812 года и о привычках известных людей – Аракчеева, Суворова, Кутузова. Однако вопрос о тождестве Александра I и старца Федора Кузьмича до сих пор остается открытым. Поставить здесь точку могла бы только генетическая экспертиза, проведение которой сегодня не исключают специалисты Российского центра судебной медицины.


Хиппи – страшный сон карьериста


Своим образом жизни хиппи протестовали против ценностей буржуазного общества. Движение хиппи появилось в 60-х годах прошлого века сначала в США, а потом и в Европе. Дети вполне обеспеченных родителей бросали учебу и сулящую благополучие карьеру, отказывались от материальных благ и начинали бродяжничать. Тем самым они выражали протест против ценностей буржуазного общества: хищнического, конкурентного характера человеческой цивилизации, стремления везде быть первым, власти капитала и наживы. Однако подлинными революционерами хиппи никогда не были и относились к радикальным переменам в обществе скорее пассивно, чем активно. Отрицание общепринятых стандартов касалось даже внешности и привычек хиппующих подростков: длинные, нечесаные волосы, нарочито грязная и рваная одежда и откровенное игнорирование приличий. Хиппи выступали против насилия, войны во Вьетнаме, пропагандировали свободную любовь и баловались наркотиками. В СССР явление хиппи носило преимущественно подражательный характер и муссировалось советской пропагандой как тунеядство и аполитичность – в противовес культивировавшемуся тогда образу «советского человека – строителя коммунизма».

Отечественные хиппи были идейно связаны с диссидентской средой вследствие недовольства тоталитарным режимом и желания жить в свободной стране, а поэтому, в отличие от своих зарубежных собратьев, помещались в психушки либо получали срок «за тунеядство».


Стремление к простоте жизни в наши дни

Некоторые из перечисленных причин дауншифтинга сохраняются и в наши дни. Однако сегодня имеются и иные мотивы отказа от карьерного роста. Первое основание связано с усилением ритма жизни и чрезмерно высокой требовательностью к выполнению своих профессиональных обязанностей. В результате нервная система и психика у некоторых людей не выдерживают. Возникает синдром хронической усталости, проявляющийся в раздражительности, упадке сил, апатии, а также в так называемом выгорании личности, когда человек становится черствым, формально и не в полную силу выполняющим свои
трудовые обязанности. Чтобы избежать всего этого, многие превращаются в дауншифтеров – меняют руководящие должности на менее ответственную и оплачиваемую работу или вовсе идут в сторожа, дворники или кочегары.

Особенно это касается эпохи борьбы с диссидентами в СССР – 70-х годов ХХ столетия. Чтобы не стать жертвой пресловутого закона о тунеядстве, интеллигенция, в основном творческая, занималась простым и непрестижным трудом, что позволяло ей не только худо-бедно существовать, но и отдавать свободное время любимому делу – живописи, музыке, литературе, которые не были востребованы государством.
Наконец, последняя типичная причина дауншифтинга – алкоголизм, когда человек постепенно деградирует, теряет квалификацию и вынужден кормиться работой, для которой не нужны особые профессиональные навыки.

Аркадий ВЯТКИН



Jenna   2 мая 2015   906 0 7  


Рейтинг: +5








Комментарии:

iliza # 2 мая 2015 года   +3  
Jenna пишет:
Он действительно жил в бочке, но не потому, что ему негде было селиться, а из сознательного отказа от жизненных удобств, которые, как он считал, привязывают человека к вещам и делают его несвободным.

Так как это не совсем известно, поэтому вопрос спорный. Из его биографии практически ничего не известно, и ему приписывают растрату казённых денег, поэтому чтобы избежать наказание за содеянное он и сбежал из своего города. Опять же таки -это ничем не подтверждённый факт. И то, что он испражнялся на глазах своих слушателей и так же мог заниматься онанизмом - тоже можно отнести к легендам или же человек существенно страдал.
Он стремился к той простоте, которая была сравнима с примитивизмом. Об этом говорит такой "факт", что когда он увидел, как мальчик пьёт воду, черпая её ладошкой, Диоген выбросил свою единственную чашку со словами: Он превзошёл меня...
Jenna пишет:
Скоропостижная смерть Александра I в 1825 году и породила легенду, что вместо него в Петропавловской крепости был похоронен двойник,

Именно легенду, так как никто в этом точно не заинтересован узнать правду: то есть провести экспертизу ДНК останков Александра!.

Вот уж не знаю, всех ли карьера осчастливила? Считаю, что занятие любимым делом приносит больше пользы не только себе, но и обществу.
Чаронга # 2 мая 2015 года   +1  
Jenna пишет:
«Если бы видели капусту, которую я выращиваю, то вы бы перестали меня уговаривать».
Меня всегда интересовало, он хорошую капусту вырастил или плохую?
iliza # 2 мая 2015 года   +1  
Очень хорошую капусту вырастил бывший царь.
Чаронга # 3 мая 2015 года   +2  
А может плохую? Поэтому решил, раз капусту вырастить не смог, то о каком управлении государством может идти речь?)))
iliza # 3 мая 2015 года   +1  
Он царствовал долго, а потом подковёрные игры вынудили уйти, чтобы не было переворота и остаться в живых. Когда в царстве дела пошли из рук вон плохо,
то пришли снова звать его возглавить государство, отказался, отрешась от государственных дел, стал жить для себя, ведь для других - это не всегда благодарное занятие.
Чаронга # 3 мая 2015 года   +2  
Но это не дает ответ на то, какую капусту он вырастил)))
iliza # 3 мая 2015 года   +1  
Алёна, сейчас покажу:


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.