Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 21


Тест

Тест В плену цейтнота?
В плену цейтнота?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





«Владеть энергией покоя»


Душевная ясность, безмятежность – это не только состояние, доступное редким мудрецам. Это еще и повседневная конкретная работа над собой. С ней может справиться каждый, кто желает достичь внутреннего равновесия, управлять своим настроением и приобщиться к источнику силы и спокойствия.

Говорит психотерапевт Кристоф Андре – французский психиатр и психотерапевт, работает в Медицинском центре St. Anne в Париже. Он автор многих книг, в том числе «Об искусстве счастья» и соавтор книги «Как общаться с трудными людьми».:

Перепадам настроения подвержены все: «законсервировать» наше душевное пространство невозможно, следовательно, мы никогда не сможем достичь постоянной безмятежности. Некоторым мудрецам и тем, кто практикует медитацию, это удается, но таких людей очень мало, и им это удается в совершенно особых условиях. Это требует жизни практически в полном отрыве от мира. Пока вы остаетесь «подключенными» к жизни, пока у вас есть друзья, возлюбленные, дети и не поддающиеся полному контролю отношения с другими живыми людьми, вы не можете не испытывать смены настроения, перепадов в душевном состоянии. Это как со счастьем: с одной стороны, мы можем, не переставая к нему стремиться, а с другой стороны, должны ясно понимать, что это работа, которую каждый день предстоит начинать заново. Впрочем, это верно и для многого другого: так мы едим, спим или размышляем... Нам надо по-настоящему усвоить, что метания души, которые настигают нас снова и снова, – не знаки нашего поражения, а неотъемлемое свойство всякого человека.

Наш мозг не знает отдыха
Что происходит в нашем мозге, когда он «бездействует»? Первые ответы получены при изучении данных томографии людей, которые находятся в расслабленном состоянии.
Особенность наших состояний души в том, что это одновременно и мысли (акты познания), и эмоции, это всегда игра светотени и полутона. Они достаточно ненавязчивы, чтобы мы могли их отодвинуть на периферию нашего сознания и попытаться отвлечься на что-то другое: я испытываю легкую грусть, но стараюсь не подавать виду, а вот если бы я был в отчаянии, то не смог бы притворяться. Но наши настроения – это сложные состояния. Не бывает так, чтобы присутствовали только грусть или только гнев; у нас всегда смешанные ощущения. Вот например, меланхолия, о которой Виктор Гюго говорил, что это «счастье грустить». Или ностальгия: смесь счастливых воспоминаний и боли оттого, что время идет... По-моему, мы не правы, когда так мало внимания уделяем понятию «душевное состояние», ведь над ним столько работали поэты и писатели. Фрейд говорил, что во всех областях психологии, куда ему доводилось заглядывать, до него уже побывали поэты.

Мы сегодня являемся свидетелями интересного движения в психологии, которое стремится найти себе отличные от психоанализа теоретические основы – например, обращая свой взор в сторону философии. Безмятежность – это также и мудрость. Но если вы заговорите о мудрости с философами, они вам скажут, что от нее надо отказаться, это недостижимо, это слишком сложно...
Я не философ, так что мне проще сказать, что мудрость нам доступна, хотя бы время от времени. Это не просто концепт, это нечто конкретное. Например, если у меня был плохой день и я раздражен, я стараюсь сказать себе, прежде чем вернуться домой к тем, кто мне дорог: «Не порти эти светлые минуты своими заботами».
«Мудрость нам доступна, хотя бы на время. И это не некий абстрактный концепт, это что-то очень конкретное».

Люди нигде и ни в чем не равны. Ни в физическом отношении, ни в интеллектуальном, ни в умении усмирять свои эмоциональные всплески. Исследователи обнаружили, что ген, кодирующий нейромедиатор серотонин (стимулирующий чувство удовольствия и эйфории), у 10–20% населения представлен в особом варианте, и эти 10–20% примерно соответствуют наиболее эмоционально реактивным людям. Есть, несомненно, и другие факторы, врожденные и приобретенные, которые мы в конце концов выявим. Но важно, что у каждого есть возможность работать над своими слабыми сторонами, двигаться по направлению к покою, учиться «утишать» себя.

Больше всего влияет на нашу эмоциональную неустойчивость раннее детство, если в нем формирующаяся привязанность к родителям была сопряжена с трудностями: безвременная смерть кого-то из родителей, их собственная эмоциональная неустойчивость, подверженность резким перепадам настроения... Далее, имеют значение ценности и принципы, передаваемые в семье: допускается ли вообще выражение эмоций? Или, наоборот, с эмоциями там перебор? Поведение родителей также играет роль; они, например, могут объяснить ребенку, что когда человек сердится, то, уважая другого, он не должен на него кричать, а должен сначала умерить свой гнев, а потом уже вступать в спор. Наконец, имеют значение обстоятельства и события жизни. Пациенты, имеющие проблемы в отношениях с людьми – застенчивость или социальные фобии, – часто говорят, что осознали свою слабость как возможную социальную проблему, когда учились в школе. Скажем, они краснели, стоило однокласснику попросить у них ластик, или теряли дар речи, выходя к доске... Такие люди начинают очень сильно зависеть от того, насколько доброжелательны к ним окружающие. А замыкаясь в себе, они не приобретают той способности к эмоциональной саморегуляции, которая могла бы развиться, если бы они продолжали контактировать с другими, воспринимая их не как судей, а как равных себе.
Есть множество позитивных настроений: доверие, хорошее расположение духа, спокойствие... Но мы действительно склонны больше говорить о перепадах настроения в негативном смысле. Эволюционный подход объясняет такой перекос: негативные состояния – беспокойство, обида, страх, гнев и другие – в краткосрочном плане более полезны, поскольку позволяют адаптироваться и способствуют выживанию, а у позитивных состояний эти функции выражены слабее. Эволюция нас нацелила в первую очередь на выживание и только во вторую – на раскрытие своего потенциала.
Я думаю, мы не можем приобрести опыт душевной ясности и безмятежности, пока не убедимся, что способны преодолевать свое плохое настроение. Покой как защитный кокон – это уже не настоящий покой, а нечто очень хрупкое...
Возьмем для примера человека, который только что поссорился с кем-то из близких. Он уходит из дома, переполненный обидой, и продолжает дуться на другого, снова и снова прокручивая в голове ссору. Потом он начинает понимать, что сам подогревает в себе гнев. И задает себе вопрос: «Почему ты так сердишься? Потому что ощущаешь свое бессилие? Потому что тебе грустно? Да, все дело в этом, ты чувствуешь себя несчастным, потому что тебе хотелось бы, чтобы все сложилось по-другому. Ну так сосредоточься на этом и найди выход. А потом подумай о том, что другой сейчас тоже несчастен...»

Обычно надо проделать примерно такую работу: превратить свой гнев в грусть. Но делать это смиренно, понимая, что мы год за годом будем попадать в ту же самую ловушку... но все-таки с каждым разом гнев будет чуть-чуть слабее. В этом и состоит цель: учиться управлять своими настроениями, а не окончательно подчинить их себе.
Чтобы двигаться вглубь, надо сначала избавиться от того, что лежит на поверхности. Научиться медитировать, регулировать свои эмоции, ослаблять их – все это не просто внешние трюки, это тот путь, на котором мы получаем доступ к более верному обретению себя. Конечно, время от времени нам может хотеться сделать вид, что мы совершенно спокойны, когда на самом деле мы испытываем неудовлетворенность или раздражение. Или мы можем пытаться убедить себя, что все в порядке, когда на самом деле это не так. Но, по-моему, для начала это уже неплохо – постараться отстраниться от своего тягостного состояния, чтобы понемногу его смягчить. Одно из главных посланий позитивной психологии состоит в том, чтобы напомнить нам: внутреннее равновесие дается нам не только как результат изучения и понимания. Оно также являются результатом работы, упражнения, привычки. Так устроено любое освоение новых умений: мы можем влиять на наше настроение, если будем над этим работать. Это не сложнее чем научиться играть на пианино, но требует не меньше упорства. Нужны годы практики, чтобы выйти на хороший уровень, но уже через несколько месяцев это занятие может начать доставлять нам удовольствие.



Cofemanca   27 апреля 2014   1078 0 0  


Рейтинг: 0




Тэги: психология, эмоции





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.