Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

мак Чукча

Зарегистрированных: 2
Гостей: 31


Тест

Тест Умеете ли Вы копить деньги?
Умеете ли Вы копить деньги?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Лекция 2. Графика и смешанные техники. Что купить?

Графика - это очень обширный вид техники изобразительного искусства. Он ближе к декоративному искусству, поэтому позволяет множество "вольностей", не желательных в академическом рисунке и живописи. Графика бывает цветная и черно-белая. Графические работы отличаются тем, что имеют четкость линий, позволяют однотонное закрашивание поверхностей, могут быть похожи на "раскрашенную картинку", а также могут соединять в себе самые различные техники. Начнем с традиционных материалов.
 
Тушь
 
Близка по свойствам к акварели. Тем не менее, для графических работ предпочтительнее тушь - более тонкая консистенция, позволяет перекрывать множество слоев, оставаясь прозрачной. Быстрее сохнет.
 
Набор профессионала:
 
Набор туши китайской (это - как раз тот редкий случай, когда китайское - не означает "плохое", а совсем наоборот! ).
 

 
Можно покупать каждый цвет отдельно. При покупке черной следует обратить на то, чтобы она была изготовлена на основе ламповой кости или масляной сажи - это придает ей глубокий черный цвет с блеском. На основе сосновой сажи - более тусклая. На основе древесного угля - еще хуже, совсем серая.
 
Камень для растирания туши китайского производства. Его изготавливают из речных камней мелкой структуры. Лучшие камни считаются из провинции Квантун и Аньвэй. Камень тем лучше, чем мельче и плотнее его структура - это позволяет добиться более тонкой консистенции растираемой туши.
 

 
Кисти - китайские, из козы, с бамбуковой рукоятью. Китайские кисти для туши обычно продаются уже в виде набора традиционных необходимых размеров. И если Вы хотите заняться традиционной китайской каллиграфией, то лучше использовать именно их. Если же хотите работать в этой технике, но в более привычном европейском стиле, то подойдут тонкие беличьи и колонковые кисти размеров от 3 до 0. Для начала достаточно размер 2 беличья и единичка колонок. Еще для европейской техники туши часто используется перо - обычное, металлическое, тонкое.
 

 

Бумага. Лучшей бумагой для китайской каллиграфии считается бумага ручной работы, но это очень дорого. К тому же, принципиально ее отличие от обычной китайской рисовой бумаги только для специалиста. Для начинающего каллиграфа подойдет что-нибудь попроще. Для китайской туши используется бумага, хорошо впитывающая воду, на которой жидкая тушь расплывается, как на промокашке. По свойствам она близка к газетной бумаге. Можно использовать также обратную сторону старых бумажных обоев или непроклеенную оберточную бумагу. Для европейской техники используется обычная плотная бумага - ватман, чертежная, бумага из детского альбома для рисования. Для некоторых техник (кляксография, например), требующих скатывания туши, используется мелованная бумага (иногда из нее делают настенные перекидные календари, и если обратная сторона листа белая. ее можно использовать для кляксографии).
 
Карандаш. В принципе, не нужен. Но для начала можно тоненько намечать контур. Карандаш используется Т.
 

Набор эконом-класс:
 
Тушь в жидкая в баночках. Черного цвета. Можно еще добавить цвета - желтый, красный, синий, зеленый. Беличья кисть размера 2 . Или если две - то 3 и 1. Перо металлическое для письма. Бумага для черчения или рисования. Формат - небольшой. Тушь - это техника для небольшого формата. Максимум - А3. Обычно - меньше. Тонкость техники позволяет делать миниатюрные работы размером с обычную открытку и даже закладку для книги.
 
Если нет ни твердой туши, ни камня ни, конечно, бамбуково-козьих кистей и рисовой бумаги, а попробовать себя в роли древнего китайского каллиграфа все равно хочется, то нарушая все мыслимые и немыслимые законы, поступаем так: вместо туши берем ученическую акварель (в сухих брусках, без ванночек) либо акварельный мелок. Вместо камня - обратную сторону кафельной плитки. Вместо козьей кисти - колонок двойку или единичку. Бумагу берем - обратную сторону дешевых бумажных обоев. Если где-нибудь на антресолях валяется кусок рулона от ремонта с советских времен - это самое лучшее. Тогда были плотные бумажные обои, при этом совершенно ничем не проклеенные и очень хорошо впитывающие влагу. Но можно и просто поискать - вдруг найдется дома какой-нибудь картон, бумага, обложка от старой тетради, альбома или еще что-то подобное, что, оказывается, впитывает воду, как промокашка. Да, кстати, на настоящей промокашке все-таки рисовать тушью - не очень. Она слишком непрочная. Но если все-таки получится, то для сохранности ее потом придется наклеить на лист картона.
 
Внимание: китайская каллиграфия и китайская бумага не допускает исправления ошибок. В европейской технике графики тушью есть ограниченная возможность исправления ошибок, если они невелики по объему. Тушь нельзя смыть или стереть. Но неправильно поставленный густой тушью штрих или капельку можно убрать после высыхания, аккуратно срезав лезвием бритвы вместе с тоненьким верхним слоем бумаги. Поэтому чем плотнее бумага, тем больше шансов исправить ошибку.
 
Работы тушью (как и большинство графических работ, сделанных на бумаге), лучше всего держать в рамке под стеклом или в альбоме.
 
Акварель
 
тоже используется для графических работ. Набор материалов - тот же, что и для живописных работ акварелью, но требования к бумаге менее строги, чем для акварели по-сырому или другой акварельной живописи, допускается использование ватмана, чертежной бумаги, детской тетради для рисования. А вот среди кисточек желательно иметь хотя бы один колонок - единичку. Для проведения тонких линий и штрихов.
 
Цветные карандаши
 
Нет, это - не только баловство для детского садика! Цветными карандашами можно делать очень интересные графические работы. Единственное, что следует помнить, если не хотим, чтобы наши работы были похожи на детсадовское творчество, это во-первых: никогда в сочетании с цветными не используется простой карандаш, только черный или серый. Никакого блеска графита быть не должно! Во-вторых - работа цветными карандашами так же сложна и кропотлива, как академический рисунок, требует высокой точности и аккуратности.
 
Набор профессионала:
 
Хороший набор цветных карандашей. Например, вот такой:
 

 

 
Если будете брать что-то другое, или покупать карандаши по-отдельности, то koh-i-noor в любом случае не подведет. Эта фирма зарекомендовала себя уже давно как производитель качественных товаров для рисунка и графики.
 
Бумага - торшон, ватман, чертежная, бумага для рисования. Главное требование - бумага должна быть достаточно плотной и не глянцевой. Брать торшон или ватман для черчения - это зависит от того, в каком стиле Вы собираетесь работать. Если Вам нужна фактурность, то берите торшон, если тонкость, миниатюрность - то лучше брать что-то более гладкое - ватман, чертежная бумага.
 
Стирательная резинка (та же, что для рисунка карандашом) понадобится лишь для того, чтобы корректировать предварительную разметку простым карандашом. Цветные карандаши не стираются.
 
Простой карандаш для разметки - Т или ТМ.
 
Нож для заточки карандашей - тот же, что для карандашного рисунка.
 
Почему не рекомендуется пользоваться точилкой для карандашей? Дело в том, что ни одна точилка не дает того угла заточки и той правильной обработки стержня, который нужен для обеспечения максимально эффективной работы этого инструмента. Карандаш для рисунка и графики дложен быть заточен под очень острым углом, а кончик грифеля даже подтачивают надфилем или наждачной бумагой. Девушки у нас в художественной школе делали это пилочкой для ногтей.
 
Набор эконом-класс:
 
Девять-двенадцать цветов карандашей. Если нет возможности купить приличный набор (детские дешевые часто плохого качества - слишком твердые, "восковые", грифели, либо сильно крошатся, не поддаются хорошей заточке, такими крошащимися карандашами можно не рисовать, а только мазать, растирая пальцем, что в этой технике нежелательно, так как все равно не даст ровного цвета, если же они крошатся, да еще и твердые - вообще ни на что не годны), то лучше купить несколько карандашей хорошего качества по-отдельности в художественном магазине. Пусть будет меньше цветов, зато ими действительно можно будет полноценно работать. Если все же будете покупать дешевые детские карандаши - обратите внимание на мягкость. Они должны быть не тверже ТМ. А лучше - МТ или М.
 
Бумага для рисования, ватман, картон - любая плотная не глянцевая бумага.
 
Нож или лезвие бритвы для заточки карандашей.
 
Простой карандаш Т или ТМ.
 
Стирательная резинка простая, мягкая.
 

У нас в школе набор для заточки карандаша выглядел так: спичечный коробок, внутри которого лежало несколько бритвенных лезвий в "кассете". Боковые грани коробка (о которые чиркают спичку) были заклеены полосками наждачной бумаги. Во время занятий кассета с лезвиями вынималась, карандаш точился в коробок, а грифель доводился о боковую поверхность коробка. В конце занятий очистки вытряхивались из коробка, и туда убиралась кассета с лезвиями.
 
Работу цветными карандашами можно сделать ярче и прочнее, если закрепить ее, как пастель или сангину, закрепителем. Можно использовать лак для волос. Пиво - не желательно, так как карандашный рисунок тоньше пастели, он требует идеальной аккуратности и равномерности распыления. Вообще карандашный рисунок можно не закреплять, а просто беречь от попадания влаги.
 
СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ.
 
Теперь я кратко расскажу о том, какие техники, какие материалы можно совмещать между собой. Подробно останавливаться не буду, так как обо всех этих материалах уже рассказано ранее.
 
1. Акварель + гуашь (или темпера).
 
Используется как для живописи, так и для графики. Акварельные краски, добавляемые в белую гуашь, дают возможность получения матовых, нежных оттенков пастельной гаммы. Такая живопись нежнее, чем темпера или гуашь, но плотнее, чем акварель. Дает возможность исправления ошибок, перекрывания цвета более светлым и непрозрачным. Иногда в одной работе используется и акварель по-сырому, и гуашь. Это дает интересное сочетание фактур. однако, любая техника должна быть оправдана - она используется ради достижения определенного эффекта, а не просто ради эксперимента. Например, чтобы показать контраст прозрачности неба, воды и плотности, материальности, приземленности предметов на переднем плане.
 
2. Акварель + тушь
 
Часто используется в графике. Акварель играет роль заливки плоскостей, а тушь часто используется локально-черная для усиления четкости и контраста, так как черная акварель не обладает такой густотой. Очень интересный эффект дает акварель по-сырому, на которую после высыхания добавлен контурный рисунок тушью. Получается впечатление светящегося изнутри витража.
 
3. Акварель + пастель
 
Конечно, их нельзя смешивать. Акварель в этом случае играет роль ровной цветовой "подкладки" под пастель. А пастелью пишут уже поверх высохшей акварели. Это придает пастельной работе больше объема, глубины, ощущения материальности, живости. Интересно выглядит работа, где задний план прописан акварелью по-сырому, и чем ближе к первому плану, тем больше используется пастель. Получается что-то вроде эффекта "3D".
 
4. Акварель + цветные карандаши
 
Сначала делается довольно бледный рисунок акварелью, где основной упор делается не на цвет, а на тон, на объем. После высыхания поверх акварели делается тщательный рисунок цветными карандашами - он повторяет акварельную картинку, но добавляет яркости, объема и плавности переходов. В результате получается эффект отретушированной и раскрашенной "старой фотографии".
 
5. Темпера (или гуашь) + тушь
 
Используется для графических работ типа "раскраска". То есть, когда детали, обведенные четким контуром, заполняются равномерным цветом. Только тут все наоборот - сначала детали раскрашиваются, а потом сверху обводятся черной тушью. Кто не хочет возиться с тушью, может вообще использовать черную капиллярную ручку.
 
6. Темпера (или гуашь) + акрил
 
Акрил обычно добавляется поверх высохшей темперы или гуаши, как декоративный элемент. Имеется в виду акрил-металлик. Но можно использовать для тех же целей "перламутровую" детскую гуашь (она почти прозрачная, но имеет блеск. Ее нужно накладывать поверх высохшей обычной гуаши или темперы того же цвета). Темпера, гуашь и акрил могут совмещаться в одной работе, но ни в коем случае нельзя смешивать темперу с акрилом или гуашь с акрилом - краска "сворачивается" при смешивании. Темперу с гуашью можно смешивать спокойно.
 

 
Можно и по-другому комбинировать эти техники, главное, что нужно помнить:
 
- масляные краски не смешиваются и не комбинируются ни с чем другим.
 
- пастель, сангина, соус - вещества одного порядка. Их можно смешивать технически, но по цвету и плотности они разные, поэтому сангина и соус, добавленные в пастельную работу зачастую делают ее грубоватой, смотрятся в ней чужеродно. В принципе можно добавлять, но очень аккуратно, помня об этом "подводном камне".
 
- Уголь сочетается только с мелом или белилами. Его не рекомендуется использовать вместе с соусом и сангиной, так как он имеет небольшой графитовый блеск. Для получения серого оттенка в работе соусом добавляют не уголь, а серый соус.
 
- акварель сочетается с любыми водорастворимыми красками. Но следует быть очень осторожным, чтобы не убить ее нежность. Разве только акварель используется как "подкладка", как вспомогательная техника.
 
- Фломастеры - это инструмент не художника, а чертежника и оформителя - чтобы объявления писать. Если уж использовать вместо туши или черной краски что-то более удобное и привычное, то пусть это будет хотя бы капиллярная ручка. Она дает более четкую линию и дает возможность прорисовать ее где-то тоньше, где-то - толще. Просто утолщив ее еще одним проходом инструмента.
 
- Ничто так не испортит работу, сделанную в любой технике, как прорисовка сверху шариковой ручкой.
 
Ну вот, в принципе, вводный курс материаловедения мы закончили. Дальше будем говорить непосредственно о том, как этими материалами пользоваться.
 
Но главное помнить: эти первые две лекции носят чисто рекомендательный характер. Если у кого-то нет всех нужных материалов и инструментов и нет возможности их приобрести, это не значит, что все пропало! Берите то, что есть. Заменяйте одно другим. Если творчество требует выхода, то лучше рисовать шариковой ручкой в блокноте, чем не рисовать вообще! Творчество - это естественная потребность человека, и зажимать его в себе - вреднее для здоровья, чем все жирные жареные курицы и картошки всего мира вместе взятые!
 
Однажды я гулял в зоопарке и увидел там полярную сову. Понял, что хочу ее нарисовать. У меня ничего с собой не было, кроме кусочка школьного мела в кармане. Где-то я нашел желтоватую картонную коробку, перочинным ножиком вырезал из нее чистый прямоугольник, нашел среди камушков на обочине кусочек какой-то черной пачкающейся дряни и осколок мягкого кирпича - и вот у меня уже есть почти соус, почти сангина, мел и тонированный картон! Я набросал эту сову, и получилось так здорово, что ее взяли на выставку, обозначив как "соус и сангина". Если бы они знали, ЧЕМ на самом деле и НА ЧЕМ это было сделано! Но главное - это ведь вдохновение.
 

При составлении дальнейшей программы я буду руководствоваться в первую очередь Вашими пожеланиями, поэтому начну с акварели. В частности - акварель по-сырому.



Чукча   3 февраля 2013   13305 3 9  


Рейтинг: +8




Тэги: ГРАФИКА, смешанные техники, краски, тушь, карандаши

Рубрика: Установочные лекции




Последние читатели:




Комментарии:

рамашкина # 3 февраля 2013 года   +3  
Вот спасибо, Василий! Столько полезной информации! Много нового для себя открыла. О некоторых вещах слышу впервые. Например, что такое сангина, соус, темперные краски. С удовольствием попробывала б работать тушью. Видела где-то в интернете очень интересную работу выполненную тушью и акварелью. Работа была не цветная - тушь чёрная и акварелью выполнены различные серые оттенки. И, наверное, какая-то белая краска присутствовала. И это было так красиво, аж дух захватывало.
Ольга Агапова # 3 февраля 2013 года   +2  
«Природа — это искусство Бога» (Сэр Томас Браун, врач XVII века).
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, Рембрандт, ван Гог... Эти имена известны миллионам. И хотя ты, может быть, никогда не видел ни одной картины этих художников в оригинале, но ты знаешь, что они были самыми выдающимися живописцами. Их искусство, в определенном смысле, сделало их бессмертными.
Загадочная улыбка, проникновенный образ, мимолетно увиденные красоты, запечатленные художниками на холстах, до сих пор не оставляют зрителей равнодушными. И хотя нас могут разделять столетия, мы восхищаемся тем же, чем восхищались художники.
Чукча # 3 февраля 2013 года   +2  
Серые оттенки можно получать и из черной туши, если она натуральная. А тушь с акварелью - это в том случае, если тушь - в банке. Есть густая черная тушь на спиртовой основе типа "кальмар". Вот ее трудно сделать серой. И ее можно использовать как радикально-черный цвет в сочетании с акварелью.
мамака # 3 февраля 2013 года   +2  
ну вот многое стало понятнее. спасибо, Василий
natocnkakom # 5 февраля 2013 года   +3  
Спасибо!
МОЙ_СВЕТ # 6 февраля 2013 года   +3  
Скажите, пожалуйста, а с чего вы бы сами порекомендовали начать? С каких красок? Хотелось бы с чего-то совсем примитивного: типа акварели и цветных карандашей. А, может, акварель + гуашь? Но, скорее всего я ошибаюсь и поэтому задаю такие глупые вопросы.
Чукча # 6 февраля 2013 года   +3  
Акварель - это не самое примитивное. Это - одна из самых сложных техник. Цветные карандаши - один из вариантов карандашного рисунка. Там требуется жесткое построение, хорошее владение штрихом. Проще, наверное, гуашь, темпера или акрил. В ближайшее время сделаю лекцию по живописи акрилом. И еще - по туши. Наверное, сначала какой-нибудь из стилей, используемых в книжной графики.
мамака # 6 февраля 2013 года   +3  
Васенька, начнем с акрила))))) у декупажниц же его дофига))))))
Чукча # 7 февраля 2013 года   +3  
Точно! Так и сделаем!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.