Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Невидимых: 1
Гостей: 31


Тест

Тест Можете ли Вы выглядеть лучше?
Можете ли Вы выглядеть лучше?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Трагическая природа творчества

Трагическая природа творчества Интервью поэта члена Национального Союза писателей Украины, руководителя секции русскоязычных поэтов при Союзе писателей Василя ДРОБОТА
 
Как Вы пишете стихи?
 
Стихи приходят ко мне сами, правда, – по зову. Рано утром, когда семья еще спит, а шум на проспекте через закрытый балкон почти не слышен, я сажусь писать.
Может быть, это смешно, но пока рука не написала первое слово, я не знаю, о чем будет стихотворение. Слово рифмуется само по себе и обретает логическую канву в родившейся фразе. С этого момента начинается биение строки. Фразы строятся сами, я только прислушиваюсь к листающим строчки созвучиям и слежу за тем, чтобы не нарушить мелодию и логику звука. Так возникает стихотворение. И я совсем не придумываю хлесткие концовки. Я просто заканчиваю тему. А если концовка не оставляет впечатления законченности, приходит новая или дополнительная. Иногда через несколько минут, иногда – часов, но всегда – в течение дня. Я читаю стихотворение и выправляю логически небрежные выражения – летаю над стихотворением до тех пор, пока оно не перестанет царапать слух.
Главное в стихотворении – звук. Его логика абсолютно безошибочна: строят звукопись, составляются в аллитерации, приходят в рифму именно те слова, которые там более всего нужны по смыслу. На создание стихотворения уходит не более 10 минут.
Основное правило для меня: я должен говорить совершенно открыто, не придумывая благополучных поворотов и не навязывая строке неправды и еще – идеологических измышлений, то есть, быть абсолютно правдивым. В противном случае строка уйдет.
Я вовсе не любуюсь собой, а просто передаю мои действия в их точной очередности.
Разделение происходит на грани истины и лжи. Человек лжет или говорит правду.
 
Есть какая-то эмоциональная основа. Без внутреннего конфликта творчества не будет.
 
Естественно. Стихотворение – противовес, который позволяет удержаться на канате, но не избавляет от следующего шага, и тогда снова нужен противовес. «Песня всего лишь крик отчаянный мой и твой»,– это мои слова. Конфликт рождается когда человек знает кто он, но его за это не принимают и предлагают ему другую роль, и эта роль его не устраивает – поэт всегда знает, что он поэт.
К поэту надо подходить как к человеку, который способен дать из всеобщего знания, поскольку мы являемся частью ноосферы и у нас примерно одинаковые возможности. Но поэт способен дать что-то новое, произвести из себя, сделать из этого свой вывод. Интерес взаимный: поэт так же нужен стихам, как стихи поэту.
 
Поэт пишет о том, что он знает или о том, чего он не знает?
 
Если человек пишет, значит он знает или думает, что знает тему. Но если он заранее знает, о чем будет писать, именно в приложении к поэтам - то он графоман. Потому что поэт встречается со стихотворением, как с живым существом. Для него имеет очень большое значение что это за существо? Какое оно, что оно предпочитает? Какие у него вкусы и требования к поэту? И способен ли сам человек соответствовать тем требованиям, которые выставляет для реализации это живое существо. Когда эта информация приходит, важно каким боком она к тебя повернется. Мы однажды с Оксаной Ткач написали одновременно об одном и том же, о прямом и обратном течении времени. Пришло ей и пришло мне. Только она написала прозу на украинском языке, а я на русском стихи. Мы были поражены сравнив время – в разных концах города мы одновременно писали об одном и том же и по-разному.
 
«И кто сумеет доказать,
Что есть доказанная мысль
И чье-то восхожденье ввысь
Не повторяется, но вспять»…
 
На самом деле поэты довольно дружелюбно относятся к людям, которые садятся реализовывать какие-то свои задумки, хотя, в принципе, это - насилие над музой. Тем не менее, это человек всегда находящийся рядом с источником и он более других (находящихся дальше, чем он) способен найти нужный путь. Но для этого нужно прежде всего должен переступить через себя самого, через свой интерес, служить поэзии, а не себе.
 
Где в таком случае личность? Если надо выписать нечто, что к тебе пришло – ты средство.
 
Личность в том, что ей ничего другого не надо. Ничто другое ей не принадлежит. Если личность самодостаточна, она содержит в себе все: и цель, и средство. Но это все абсолютно не значит, что ты можешь претендовать на исключительность – любая другая личность может делать то же самое, только ты уже нашел свой путь, а она, может быть, еще ищет.
 
Если стихотворение уже пришло, но по каким-то причинам не написано что тогда происходит?
 
Оно возвращается еще раз. Бывает ручки нет. Забыл. Пришел домой вспомнил, опять отвлекли – забыл. Ночью разбудило меня и говорит со мной. Но никогда не ломает меня, оно просто хочет, чтобы я это выписал.
Когда мне было 3-4 года мне попал «Кобзарь» с дикими рисунками, я спросил: этот дядя зовет убивать? Моя мама взяла книжку и начала читать. Я был совсем маленьким. Когда мать мне прочла я понял, что я хочу это сказать. Мне конечно тогда в голову не приходило, что я буду писать стихи, переводить это, и этот перевод будет считаться одним из лучших. Вот так оно приходит. Я хотел это сказать. Я здесь занимал не главное место. Меня ориентировали, реализовывали не спрашивая хочу я этого или нет.
 
Кто реализовывал?
 
Ситуация, Бог, как это еще можно назвать.
 
Как ты разделяешь светлое и темное в ситах, в жизни, эмоциях, в душе?
Автоматически. Не задумываюсь над этим, почти вслепую. Я ищу равновесие, духовное равновесие и ищу его непроизвольно. Мне неуютно и я начинаю что-то делать, чтобы удержаться на канате. Начинаю писать стихи, для меня это так выражается.
 
Как выглядит сам процесс написания: внутреннее напряжение, написание и «отпущение грехов» удовлетворение от сделанной работы, так?
 
В зависимости от того, что получилось. Я с трудом научился откладывать и перечитывать через месяц. В данном случае говорю не только я. У меня может быть одна позиция, а у информации, которая через меня идет, - другая. Содержание может оказаться самым невероятным и говорить о том, что ты не имел в виду. Причем – говорить правду. У него – своя логика, которой оно следует неукоснительно, и поэт, который пытается навязать ему свою волю, уничтожает эту логику и с нею – то, ради чего она пришла.
 
Это напряжение, которое возникает перед написанием – не является ли оно одержанием?
 
В моем случае я его ищу. Когда мне удается взлететь, я испытываю полет в момент написания стихотворения. Я понимаю, что это сейчас свершилось. В этот момент я ничего не замечаю – ни телевизора, ни телефонных звонков, ни человеческого присутствия – ничего не слышу. Полное соединение. Причем я нахожусь вне себя – где-то там. Мои здесь только руки. Это банально, но это так. Причем я говорю в той возможности приближения, которая у меня есть.
 
Это душевные состояния или духовные?
 
Вот это не разделяется. Духовным является продукт, информация, а состояние всегда душевное, потому что переживается человеком. Душа активна, она в состоянии сделать что-то с этим духом, который считает себя выше ее. В человеке нет ничего выше или ниже. Для него все важно, каждое звено.
 
Интервью с Василем Дроботом записала Елена Галат



Ремедиос   20 октября 2012   680 0 3  


Рейтинг: +2




Тэги: творчество, поэтическое творчество, поэт о творчестве, Елена Галат, Дробот, Василь Дробот





Комментарии:

ritmik # 21 октября 2012 года   0  
Что ж, как поэт, со многим согласна! Спасибо за интервью, Леночка!
Когда-то, лет 10 назад в стихах я записала свой сегодняшний путь. Я писала и недоумевала, почему такие грустные и отчаянные строки, ведь была по-настоящему счастлива. Как астролог я понимаю, что поэт находится вне времени, в некоей спрессованной точке отсчёта. Он берёт информацию за нить слова-основы и разматывает клубок повествования.
Ремедиос # 21 октября 2012 года   +1  
Очень трудно изучать такие феномены - они требуют честности. Если принять к сведению подобные факты, такие как твой личный опыт, то часть нашей физики и вообще представлений о времени и пространстве летит к чертям, а взамен ученые ничего не могут предложить, зато могут эзотерики. А нам с тобой надо понимать что происходит, потому что это происходит с нами и нам приходится с этим работать.
ritmik # 21 октября 2012 года   0  
Ремедиос пишет:
Очень трудно изучать такие феномены - они требуют честности

Это одно условие. Второе - все мы говорим на ментально разных языках. Это требует сопоставления.
 
Но я себе доверяю, когдя идёт поток информации (научилась этому у своих стихов). и ещё, часть стихов я пишу на клиентов. Это своего рода концентрат того, что я сама порой не понимаю, а вот клиентам всё становится понятно.
К примеру, здесь сразу понятно, что речь идёт об очень старой душе:
***
Мы становимся звездами, когда умираем,
Разливаясь небесной рекой Эридан.
Мы течем в Млечный Путь, как песчинки сгораем.
Нам верченье планет, как признанье мирам.
Мы восходим, сияем и вновь догораем.
Мы зарей в темном небе сжигаем свой путь.
Нам неведомо то, кто мы есть. Но мы знаем,
Данность жизни одна. Прошлых лет не вернуть. (это я включила в сборник как "Созвездие Эридан")
Сейчас, в свете Великого Перехода это особенно актуально.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.