Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 42


Тест

Тест Оптимист или пессимист?
Оптимист или пессимист?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Как и зачем вести читательский дневник?

Как и зачем вести читательский дневник? Чтение по прежнему является самым популярным видом отдыха.
 
Для человека образованного или получающего образование читать книги считается обычным делом. Плохо только то, что при постоянном чтении больших объёмов печатного текста информация, извлечённая из книг, тем более, нигде не записанная, очень быстро затирается, и её уже невозможно извлечь на поверхность сознания.
 

Как же записать и организовать своё чтение для досуга и для профессиональной деятельности в систему, чтобы не затерялось в памяти ничего полезного и важного и чтобы при надобности оказалось под рукой? Как структурировать эти записи и как ими пользоваться впоследствии? В мире информации мы уже не супергерои, потому что наш мозг не всегда достаточно натренирован на то, чтобы запоминать, хватило бы времени обработать поданное. Это становится всё очевиднее, особенно для жителей мегаполисов.
 

 
Система читательского дневника работает некоторой шпаргалкой, которую вы будете использовать, чтобы заставить работать вашу долговременную память. Для этого вам потребуется завести специальную тетрадь, в которую вы будете заносить свои мысли о прочитанных книгах, а также краткое их содержание и некоторые выбранные вами цитаты, если, конечно же, такие будут. Самой простой схемой заполнения такой тетради можно назвать «Список прочитанного». В ней вы можете просто перечислять все те книги или произведения, которые вы читали, и давать краткий комментарий в одну-две строки о ваших впечатлениях. При таком методе вы не всегда сможете быть уверены в том, что вспомните спустя время о содержании книги. Хорошо, если она есть у вас на полке, а если она была взята в библиотеке или у друга, то уже будет сложнее пересказать кому-либо, в чём её суть.
 
Более сложная модель читательского дневника предполагает не только названия и ваши впечатления, но и краткое содержание, в котором имеются имена главных героев и общая сюжетная линия. Для людей, обладающих гуманитарным знанием, я думаю, будет полезно выделить тему произведения, его идею и определить композиционную структуру. Для тех же, кто читает художественную литературу исключительно для собственного удовольствия, можно и опустить эти пункты.
 
Литературу нехудожественного характера лучше запечатлевать в дневнике тезисно, то есть выделяя основные моменты и при необходимости проясняя их. Записывать своё впечатление о таких книгах не так важно и почти не имеет смысла, а вот определять их значимость для вас и возможности применения стоит обязательно.
 
Не забывайте и того, что читательский дневник лучше заполнять сразу же после прочтения или же на следующий день, и желательно иметь под рукой текст, чтобы подглядывать в него, освежать в памяти важные места.
 
Спустя какое-то время нужно пролистать свой дневник, перечитать важные или нужные страницы, чтобы закрепить впечатления в долгосрочной памяти. Также лучше всего в самом конце тетради составлять список тех произведений, которые вы занесли в дневник, с указанием номера страницы, где идёт описание. Это поможет вам в будущем легко ориентироваться по дневнику чтения.
 

Во время обучения в университет преподаватель по литературе давала нам более жесткие критерии для дневника - необходимо было отразить основную мысль произведения, главные имена героев, сопоставить время действия романа с исторической эпохой к которой относиться произведение, написать свою рецензию на книгу, высказать своё мнение о книги.
 

Расширяйте свой кругозор и помогайте своей памяти, чтобы она вас не подводила.



Laapsa_laapsa   21 апреля 2012   5780 1 20  


Рейтинг: +16








Комментарии:

Caty_L # 21 апреля 2012 года   +3  
Laapsa_laapsa пишет:
Во время обучения в университет преподаватель по литературе

с нас тоже один из преподавателей по литературе (у меня их было несколько) требовала вести этот дневник - жутко напрягало. Читать не успевали, а тут еще и "конспектируй" . В то время прекрасно запоминала (читая одновременно несколько произведений - книги передавали друг другу на пару часов, на одну ночь и т.д).
Возможно для кого-то это и интересное и необходимополезное занятие, а для меня просто трата времени.
Laapsa_laapsa # 21 апреля 2012 года   +4  
Смотря для чего это делать, если ка в университете, для дяди, то смысла мало.
А когда для себя, своё личное записываешь, приятно со временем прочитать и отметить изменилось ли с возрастом мнение, появились ли другие идеалы.
Caty_L # 21 апреля 2012 года   +3  
О большинстве книг, которые понравились/зацепили чем, помню свои впечатления/мнение. А чтобы понять изменилось ли мнение, восприятие и т.д., нужно ее перечитать, мне так кажется. Но это исключительно мое мнение. Просто не знаю людей, которые ведут такие дневники. Не могу сказать, что все мои знакомые/приятели/друзья библиофилы, таких процентов 30-40, и только в двух семьях есть каталог книг. Сколько раз не начинала создавать, не дошла и до половины. Я не очень организованный в этом плане человек (возможно поэтому и дневник вести не вижу смысла), и с документами та же проблема, но тут я уж стараюсь держать все в порядке - очень сложно это для меня - просто нет выбора.
Ирина Фаустова # 5 декабря 2012 года   +2  
Caty_L пишет:
с нас тоже один из преподавателей по литературе (у меня их было несколько) требовала вести этот дневник

а нам в университете разрешали таким дневником пользоваться на зачете по зарубежной литературе)))
Caty_L # 6 декабря 2012 года   +2  
И нам тоже, но для меня было проще не вести этот дневник, у меня это отнимало очень много времени, т.к. кратко описать я не могла, да и толку, т.к. в основном же препада интересовали детали и о чем они говорят, а не содержание произведения. В общем, я очень хорошо и долго помнила то о чем читала, поэтому не видела ценности в моем дневнике, но хоть чуть но заполняла, т.к. это было обязаловкой.
Руслёна # 22 апреля 2012 года   +2  
Как-то не задумывалась, записывать или нет впечатления о прочитанном. В школе хватало этого- когда писали сочинения. )) Но, наверное, действительно интересно почитать и вспомнить, какое отношение было когда-то к одному и тому же произведению. Зато есть письма, которые мы с сестрой писали друг другу и там очень часто делились впечатлениями о прочитанном.))) НЕкоторые сохранились до сих пор. Интересно перечитывать.)))
Oca # 23 апреля 2012 года   +2  
настолько увлекаюсь процессом, что записать точно ни чего не смогу,отя идея в чем-то хорошая. У меня есть аккаунт на Bookmix.ru я там пишу краткие отзывы, рецензии, составляю список прочитанных книг, очень интересный ресурс, рекомендую.
Марина Тумовская # 26 апреля 2012 года   +2  
Очень актуальная тема.
Я тоже веду списочек, но до отзывов дело еще не дошло, хотя стоило бы. Просто отмечаю в списке особо понравившиеся книги. чтобы ежели кто-то спросит совета (моя сестра, например), я ей тут же выдала бы списочек ))
Подумаю все-таки о комментах на пару строк. Идея хорошая. Спасибо!
Ирина Фаустова # 5 декабря 2012 года   +1  
Я давно записываю в блокнот названия прочитанных книг. А сейчас собираюсь завести отдельный блокнотик, куда буду записывать книги, которые читаю сыну) начну таким образом вести его литературный дневник))) мы много читаем. Сейчас вот начали "Гарантийных человечков" Э. Успенского (прародителей модных нынче Фиксиков )
Марина Тумовская # 5 декабря 2012 года   +2  
какие вы молодцы!
Ирина Фаустова # 5 декабря 2012 года   +2  
нам это интересно))) Артем обожает собирать конструктор. Во время этого занятия он или слушает-смотрит телевизор, или я ему читаю вслух. А чтение на ночь - это вообще святое
Руслёна # 5 декабря 2012 года   +1  
Ирина пишет:
начали "Гарантийных человечков" Э. Успенского

ЧИтали с огромным удовольствием!
Ирина Фаустова # 8 декабря 2012 года   +1  
да, нам с Темой тоже нравится. Нам посоветовали эту книгу. Я в детстве прошла мимо нее. Может, потому что девочка))) Мне кажется, она все-таки больше мальчишеская. Особенно подходит для ребят с техническим складом ума)))
Руслёна # 8 декабря 2012 года   +1  
ДА, мой сынуля с самого раннего детства увлекался всякими отвёртками и гвоздикаии. У него они были одними из первых в лексиконе- кококо (молотоу), атётка (отвёртка), годик (гвоздик).
Ирина Фаустова # 9 декабря 2012 года   +1  
Артем тоже любит что-нибудь покрутить отверточкой)))
Руслёна # 9 декабря 2012 года   +1  
ПОмню, он только говорить начал, идём, гуляем, видим- от мостика доска оторвалась и- такой "содержательный разговор:" Мама, коко, годики надо!" Всё понятно!)))
Ирина Фаустова # 10 декабря 2012 года   +1  
))) хозяйственный!!!
Руслёна # 11 декабря 2012 года   +1  
Да. он и по сей день такой!)))
Caty_L # 6 декабря 2012 года   +2  
Ирина пишет:
"Гарантийных человечков"

ой, не читала, взяла на заметку.
Руслёна # 7 декабря 2012 года   +2  
классные такие! МЫ с сыном читали и радовались!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.