Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 35


Тест

Тест Умеете ли Вы делегировать обязанности?
Умеете ли Вы делегировать обязанности?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Рождение Сына Божьего от Девы Марии, Богородицы.


 
Рождественский сочельник у восточных христиан
 
6 января
 
Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим.
 
Сочельник — заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.
 
В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.
 
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными.
 
А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
 
Рождество Христово в Армении
 
6 января
 
До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.
 
Армянская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также и день Крещения Христа.
 
Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.
 
На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
 
Богоявление в Болгарии
 
6 января
 
Богоявление — один из самых почитаемых праздников в Болгарии. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана.
 
Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.
 
Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
 
В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (те пары, которые в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми — хаскарами. Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца.
 
В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.
 
В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре.
 

 
В день, когда восточные христиане отмечают рождественский сочельник, жители Греции празднуют Крещение Господне (Богоявление). Крещение в Греции называют Фота (Ta Fota) — дословно «огни» — или Теофания (Theofania) — Богоявление. Элладская православная церковь, живущая по григорианскому календарю, отмечает этот праздник вместе с западными христианами — почти на две недели раньше, чем Русская Православная Церковь. Как и другие самые крупные церковные праздники, этот день является в Греции выходным.

 
День Крещения Христова на Кипре называют днем святого Епифания или Фота. Иначе Фоту называют праздником Света (от греч. фот — свет). В древние времена существовал обычай, в Крещенскую ночь крестить людей, то есть, просвещать их духовно.


 

6 января
 
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
 
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах сохатым.
 
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
 
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
 
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
 
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
 
Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
 
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.


 
Макоша- Мать Земля! Наши предки считали планету Земля телом Богини Макоши. Все женщины свято почитают Великую Мать.
Макоша — Богиня материнства, видимое проявление Матушки Лады как Земли. Она выступает Богиней милосердия, счастья и несчастья, женской половины, гадания, рукоделия, покровительницей источников и святых колодцев, урожая, охранницей коров. Жена Велеса как земля связана с потусторонним миром, гаданием и колдовством.
 



Песни Велесу и Макоше
 
Макоша напрямую связана с Долей (Судьбой), от того, как люди ее уважают, так им на земле и ведется. Она всевидящая и вместе с тем слепая, поэтому не всегда быстро отзывается, и даже с опозданием она возвращает долги всем должникам. Проявления Макоши и ее зелье — конопля и мак, ее время — ночь. Это ей посвящался первый скошенный сноп, как Велесу последний, после чего те снопы соединялись, символически закрывая Кош-Землю на осень (это из них делали Дидух). Символами Богини являются прялка и веретено, которыми она ткет из себя явный мир. В Средневековье христианство подменило Макошу Параскевой Пятницей. Ей посвящали 12 праздников в году (их называли двенадесятницами), из которых главными были две соседние пятницы (в промежутке между 25 октября и 7 ноября). Христианские праздники рождения и смерти Богородицы отвечают православным ведическим праздникам в честь Земли-Макоши.
Макоше в пожертву приносили: кашу, шерсть, нити, вино, платки, посуду, ленты, хлеб, мед, молоко.
 

 
Велес.

 
Сын Велеса и Макоши, Тур


 
Рождественский сочельник сегодня.


 
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из великих двунадесятых праздников, праздник рождения Христа Спасителя. В церкви он считается «величайшим, всемирным радостнейшим, служащим началом и основанием для прочих праздников».
 
Празднество Рождества продолжалось пять дней (со 2 по 6 января; 7 января — праздник Рождество Христово) и завершалось праздником обрезания Господня. С Рождества начинались двухнедельные новогодние празднества — святки; первая их неделя называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. В это время народ занимался гаданиями, колядками, пением подблюдных песен, ряжением и т.д. Вечер и ночь на кануне дня Рождества назывался сочельник, его еще именовали кутейником (т.к. на него полагалось готовить кутью).

 
Рождеству предшествовал рождественский и первый из четырех годичных постов, установленный церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества, Пасхи, дню памяти святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Предрождественский пост именовался еще Филипповым, так как начинался сразу после дня памяти святого апостола Филиппа 27 ноября); продолжался он сорок дней, до самого вечерия Рождества (6 января), и потому иногда назывался еще «малой четыредесятницей». Как и другие посты, Филиппов пост характеризовался строгими правилами воздержания от пищи, особенно последние дни, начиная со 2 января, а 6 января, в Сочельник, предписывался самый строгий пост: полное воздержание от пищи в течение дня. Есть можно только после появления на небе первой звезды, ужину в Сочельник повсеместно придавалось особое значение: он обставлялся многообразными символическими обрядами, к которым готовились загодя всей семьей и даже всем селом.
 
Сочельник начинался обычно с того, что перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, уходил во двор и приносил вязанку сена или соломы, застилал им передний угол и прилавок, покрывал чистой скатертью или полотенцем и на приготовленом месте, под самыми образами, ставил необмолотый сноп ржи и кутью. Солома, сноп и кутья (разведенная медом) имели символическое значения и являлись непременной принадлежностью праздника. Они олицетворяли собой плодородие и достаток.

 
После того, как все приготовления были закончены, семья становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, которая обычно проходила в благоговейной тишине. Однако и во время этой трапезы, и сразу после нее в каждой семье совершались различные обряды, нередко языческие по своему характеру, направленные по большей части на то, чтобы обеспечить плодородие (как земли, так и скота и даже людей); в это же время совершались гадания о будущем урожае и пр. Так, например, во многих местах принято было во время ужина в сочельник заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. Принято было также гадать об урожае, выдергивая из снопа соломинки: считалось, например, что «какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков и лен будет». Во многих местах подобным гаданием занимался отец семейства: он вытаскивал из-под скатерти, постеленной поверх соломы, соломинку и по ней гадал об урожае, полагая, что если соломинка вынулась длинная — будет урожай на хлеб, а если попалась короткая — надо опасаться хлебного недорода. В некоторых местностях к моменту праздничного ужина приурочивался обряд кликанья и кормления мороза.
 
После трапезы со стола ничего не убирали, чтобы души умерших тоже могли поесть. С ложками, которыми ели в сочельник, гадали о судьбе. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», а сразу за этим в деревнях начиналось веселье и колядки. Утром в день Рождества Христова в южнорусских губерниях совершали обряд возжигания костров на улице, носивший название «греть покойников». Вообще, день Рождества Христова, почитаемый как один из самых великих праздников, принято было начинать самым благочестивым образом — все отстаивали литургию, разговлялись, и лишь затем начинали веселое празднование с шумными богатыми застольями, народными гуляньями, хождениями в гости, игрищами и т.д.
 
Обычай колядовать в рождественский сочельник (а также в Васильев вечер и крещенский сочельник) был известен повсеместно; состояла же коляда в том, что парни; девушки, мальчики или вообще ребятишки, нередко ряженые, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели, а иногда устраивали небольшие представления под окошками и даже в избах. Песни их были самыми разными: они могли исполняться в честь праздника, могли поздравлять хозяев и желать им всяческих благ, а иногда были просто увеселительными, потешными (так, при колядовании нередко пелись частушки, прибаутки и т.п.). Хозяева же дома, у которого исполнялись колядки, должны были одарить колядующих деньгами, едой и т.д., причем считалось, что от этих .подарков зависит благополучие всех домочадцев (так, например, скупым хозяевам, отказавшимся одарить колядующих, по народному убеждению, в будущем году грозил неурожай и разорение).
 
Колядующих в домах встречали обычно очень радушно; но при этом особым почетом окружались так называемые славелыцики — особые группки колядующих, в ночь под Рождество, после заутрени, холившие по дворам и славившие Христа. «Со славой» по чужим дворам ходили обычно ребятишки, которые носили с собой вертепы или звезду, пели тропари и кондаки празднику, а в конце вставляли «присказки» типа: «Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, в яслях положила. Звезда ясно сияла, трем царям путь показала — три царя приходили. Богу дары приносили, на колени припадали, Христа величали». Таких христославов во всех домах принимали очень ласково и радушно; младшего из них обычно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (считалось, что от этого наседки станут сидеть спокойно на гнездах и будут выводить больше цыплят), а всех остальных оделяли мелкими деньгами, пшеничными пирогами, баранками и прочими подарками. В некоторых местах «со славой» ходили не только ребятишки, ио и молодежь, которая потом на вырученные таким образом деньги нанимала избу для посиделок, на которые, кроме девушек и парней, ходили и молодухи, и вдовушки, и солдатки, и даже дети и пожилые люди (обычно из числа непьющих).
 
Вероятно, подобный обычай ходить «со славой» возник из очень древнего обряда «славления», в некоторых местах дожившего до XIX и даже XX в. Заключался он в том, что маленькие мальчики (лет десяти и даже младше), иногда в сопровождении гудошника или скрипача, на Рождество ходили по дворам с вертепом и звездой и славили Христа. Звезду обычно делали из бумаги, а вертеп представлял собой двухъярусный ящик, в котором разными деревянными фигурками представляли сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет и т.п. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски; при этом свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, зажигал дьячок, а гасил их трапезник.
 
Информация найдена с различных источников великого Интренета.



SvetlanaSvetik deleted   6 января 2012   1876 0 0  


Рейтинг: +1




Тэги: Рождество, сочельник





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.