Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Александр_Алтынцев

Зарегистрированных: 1
Гостей: 31


Тест

Тест Довольны ли Вы собой?
Довольны ли Вы собой?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Заброшенные деревни

Тихо и незаметно заканчивались жизни многих наших деревень. Когда человека не станет, на кресте, надгробной плите остаются даты прихода и ухода из жизни, его имя, порой расскажут чем славен и как скорбят. А деревни, которые стояли веками! уходят тихо, не оставляя после себя памятных знаков, зарастая бурьяном, кустами. Природа быстро залатает ту рану на земле - место, где стояла-пела-плакала деревня, затянет травой, укроет деревьями. Разве что кто-то, кто еще жив, будет помнить, что вот на этом травянистом бережке сиживал, опустив ноги в воду, спасаясь от жары под кустами, пася коз или коров. По той, едва заметной, заросшей мягким спорышом дороге, ходил в лес по грибы и ягоды. А вот тут, в перелеске, попросил маму остановиться и дальше не провожать, чтобы не видела она, что спрятанные за бравурной храбростью стоят в душе комом непролитые слезы расставания и страх перед неизвестной жизнью, в которой не будет ее постоянной поддержки, ее добрых защищающих рук-крыльев...


Деревни любили, за них сражались в боях, в них с любовью жили-пахали-сеяли-род продолжали...
Сообща строили дома, всех созывая "на помочь". Вместе же справляли праздники, вместе плакали, хоронили.
Вначале их подрубили колхозы, потом укрупнения. Как будто ленины-сталины-хрущевы и иже с ними задались целью уничтожить тех, кто кормил-поил Русь извечно, разрабатывая непроходимые леса, целинные места, осушая и распахивая болота, не покладая натруженных рук.

Начали из деревень уходить по одному втихомолку рано на рассвете, чтоб от людей не стыдно...И вскоре остались те, кто не мог никуда сорваться с родного места. Скудно доживали свой век вместе- люди, что пережили многое и помогли стране выстоять в войну, и притихшая деревня.
Вслед за молодежью, уходящей в неизвестность в поисках своей доли, подались в небытие пустеющие деревни.Так же тихо, как их, чувствующие вину за вынужденное предательство, люди, которые строили деревни, любовно оглаживая ладонями осторожно ошкуренные топором, и потом, вызолоченные, высушенные солнцем до тонкого внутреннего звона, гладкие бревнышки, укладывали венцами, возводя хоромы для свого рода, да чтобы лучше, чем у кого-то. Прихорашивали, прибирали-выметали-выбеливали к праздникам, наполняли жизнью, смехом и запахом хлеба.

Стояли деревни в полном молчании, не жалуясь, скорбно склонив свои крыши до долу,уставясь на дорогу подбитыми глазницами окон, словно выглядывая кого-то родного, жданного, а вдруг передумают, а вдруг сердце дрогнет и они вспомнят!, вернутся!, поправят съехавшую набекрень крышу, вставят стекла, по которым вместо скорбных дождевых слёз, заскачет зайчиками, заиграет в бриллиантовых каплях росы яркими бликами утреннее солнце... снова заколосится-запоет-запляшет жизнь!

А ведь каждая деревня имела свое лицо и свое собственное имя, каждая была чьей-то родиной, и кому-то волновало душу ее название. Кто-то мечтал вернуться и зачерпнуть из родного колодца ведро родниковой, с особенным вкусом, ледяной воды, чтобы утолить накопившуюся за годы странствий жажду. Родной - родник - род - родители - порода - слова-то однокоренные!
Мечтал вытянуться на сеновале, вдыхая терпкий, духмяный аромат скошенных родительскими руками, звонко высохших на солнце трав с лугов своего детства. А потом рано-рано проснуться от привычных звуков утренней деревенской жизни, с мычанием коров, пением петухов . Пройтись по мягкой росной траве спорыша, ласкавшей и щекотавшей пятки с рождения.

По утру еще лежит в низинах туман, скрадывающий звуки, укутывающий пушистым покрывалом кусты, луга и речушку, но, проснувшееся, восходящее на небо солнце уже начинает потихоньку поглощать его.

Утренние звуки очень сокровенны. И в каждый час имеют совершенно иной оттенок. По звуку и запаху воздуха можно определить какое время ночи или утра. У нас вятские летние ночи бывали короткими. Почти белыми. До 11-12 часов можно было еще все видеть. Потом накрывала-накатывала темень. А в три утра небосклон начинал чуть-чуть светлеть.Постепенно уходило эхо, характерное для ночи. Почти как у Пушкина
"Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса".

В моей жизни не было такой деревни - родительской родины, куда бы я могла поехать на каникулы. Только и числилось, что родители родились в деревнях, но с незапамятного раннего детства жили в городе. А я до боли мечтала иметь хоть кого-нибудь, чтобы смогла почувствовать себя человеком, как все мои одноклассники, уезжавшие на лето к бабушкам. И когда с женитьбой маминого брата - дяди Коли у нас появилась тетя Зина со своей деревенской родней, я очень обрадовалась. Она была красивой юной девушкой в крепдешиновом платье цвета ее серовато-сиреневых глаз. По полю ткани были разбросаны нечастые мелкие белёсо-серебристые листочки. Это воздушное платье с юбкой татьянкой и кокетливым рукавчиком фонариком, что заканчивался оборочкой, до сих пор стоит перед глазами в моей памяти. Постепенно я так полюбила мою тётю Зину, что до сих пор не разлюбила. Она у меня самая славная, юморная! Её мать Арина Гавриловна Куракина стала мне второй бабушкой, к которой хоть и редко, но я все-таки ездила в гости.
- Танька, возьму тебя с собой, но при условии, что ты будешь пасти коров и пить парное молоко.

Я тряслась только от вида этих рогатых гигантов, а про то, чтобы к ним подойти и хворостиной их направить куда-то... О-ёй-ёй!!! Парное молоко мне просто не лезло, я любила холодное, постоявшее в погребе на леднике и бабушка это знала. Чего не пообещаешь от радости, лишь бы взяли.

Нравилось мне просыпаться в деревне. Бабушка Аринка погромыхивая подойниками, горшками, старалась управиться поскорее с хозяйством, потому что надо с утра ехать на покос. За колхозниками приходил старенький грузовичок, иногда пара телег, собирая немногочисленных косарей - в основном были семьи, где хозяевам по 35-55 лет, кто не оставил свои родные избы. Они наряжались в старинные светлые платья, чтобы слепни, оводы или пауты не налетали. Приезжали под вечер с песнями и с легонца под бражкой. С устатку. Завтра так же ранёхонько они снова уедут и так каждый день -на колхозные работы.

Я до сих пор помню, как в Шахъярове, населенном одними Куракиными, были расположены дома, кто и где жил, где был родник, Расположенный под горой, куда ходила по воду, пока бабушка на покосе... помню вкус бабушкиной деревенской сметаны с золотистыми веснушками застывшего топленого масла, блины из печи, толченые ягоды с молоком... Помню, как приятно пахло дымом от топившихся по субботам бань.
В субботние вечера вся деревушка в 10 дворов вымывалась так,что аж скрипела от чистоты. В основном, у них были бани по-черному. Бабушки - моя Анастасия Яковлевна Косолапова и Арина Гавриловна Куракина как наподают пару, то в бане передвигаться простому смертному можно только по-пластунски. Как у них сердца выдерживали - одному Богу известно. Нас перемоют и исхлещут веником вдоль и поперек, а потом еще сами побалдеют.
Выпихнут из горячего парного ада баньки на простор, а от тебя парок струится и такая легкость во всем теле, что вот чуть подпрыгни и поплывешь над заросшей мягкой травой деревенской тропочкой, как легкое, едва земетное, облачко, пахнущее горчинкой прокопченных дымом стен бани, распаренным березовым листом и чистотой мыла.

Закатное солнце окрасит окна домов напротив усталым золотом с багряными сполохами, куры поквохтывая, устроятся на ночь на шестах курятника, вся деревня постепенно затихнет, укроется тёмным бархатным покрывалом ночи проколотым яркими звездами, и будут слышны только вздохи коровы во хлеву, да убаюкивающий звон вечерних цикад.

Каждый раз, когда мы ездили к бабушке Аринке в Шахъярово - это было приключение с неизвестным путем, как мы преодолеем эти 50-60 км - в начале по шоссе любой попуткой, а потом по лесным дорожкам и когда добредем до Шахъярова... бог ведает. Уж и вечер, а то и ночь придет вместе с нами. Как-то с моей бабушкой Настей ехали к бабушке Аринке через Слободку, что по Бело-Холуницкому тракту, от Слободки, свернув направо шли пешком километров 15-20 по незнакомым болотам, лесным дорогам, оставленным деревням Бог весть сколько. Как? Не помню. Деревень тех уж нет и память моя растеряла во времени их имена. Одно помню, была там деревня Лукинцы.

Тогда я была маленькой. Бабушка несла на себе сестренницу (двоюродную сестру) Олю и сумки, перекинутые через плечо, на которых восседала, как на горбу верблюда, двухлетняя Оля. Как только бабушкины руки выдерживали эти тяжести - нести груз и на руках ребенка столько километров! Уставала и я тащить на себе поклажу, но не сдавалась. Не ревела, хотя в первое пешее путешествие мне было лет 8-9. И тяги к непредсказуемым вояжам-приключениям не потеряла.

Однажды приехала в город Алька Куракина- старшая дочка Августы, бабушкина племянница. Совратила меня составить ей компанию, я упросила маму отпустить к бабушке, пообещав, что наберу ягод. И мы, ранним утром, перейдя на другой берег Вятки, стали ждать под мостом любой попутный транспорт. Только в обед появился трактор "Беларусь" с прицепом, который ехал до удмуртской деревни Карино. Забрались в расхлябанный прицеп, поехали. А как дальше добираться - не знаем. Хорошо, что тракторист, молоденький паренек, вёз своего друга из Карина в Закаринье, мы его уговорили взять и нас тоже. Так преодолели еще несколько километров в кабине "Беларуси" вчетвером, набив шишки из-за тесноты и ухабистой дороги.

Выгрузив нас, трактор уехал домой навстречу заходящему солнцу. А нам надо еще 24 км преодолеть. Как? Подождав немного, мы с Алькой вышли в путь, который пролегал через дремучий лес. Мне было лет 11-12, а Альке 15-16.
Я так устала на середине пути, что уже ни волки-медведи-змеи, ничего мне не было страшно. Я просила-умоляла Альку остановиться под любым кустом и уснуть. Комары загрызали. Живого места не оставляли, тонкая перевязь из бечевки, соединяющая мой чемоданчик с ведром для ягод, в котором я несла калачи и лимонад, больно врезалась и давила плечо. Но мудрая деревенская Алька, привычная с рождения к таким пешим переходам, сумела меня убедить в продвижении вперед, давая пятиминутный рОздых под грибками, стоявшими каждые 5 км. Как мы не сбились с пути!

Только один раз, через полчаса-час после выхода из Закаринья, мы увидели ехавшую навстречу одинокую телегу с двумя мужиками, которых спросили правильно ли мы идем. Они посмотрели на нас как на чокнутых, которые в ночь вышли в долгий путь дремучим лесом, и еще долго кричали в след: "Девки, дикошарые! Чо, совсем одичали, куда на ночь-то глядя! Волки ведь загрызут. Воротитесь!". Мы об этом как-то и не думали, что зверь какой нападёт. Лето - время сытное. В самом конце я шла на автопилоте, встрепенулась, когда летучая мышь стала приземлятся мне на голову, подвязанную белым платом.

Спала я на подволоке после этого путешествия-перехода наверное часов 10. И зареклась ходить по непроходимому лесу с узкой песчаной дорогой, где ни одной деревни по пути. Только в самом конце мы вышли на огромное, тёмное в ночи, ржаное поле, которое надо было пересечь и войти в другой лес, но уже не такой длинный. Ни разу у меня в душе не возникло страха, что кто-то напасть может на нас беззащитных подростков - то ли лихие люди, случайно вышедшие так же, как мы, то ли звери... Раньше как-то люди были людянными (есть такое слово с украинском - означает человечными).
Назад, набрав ягод, мы с Алькой возвращались на поезде через Ардаши в Киров, а оттуда в Слободской. Рано утром, дойдя до Одинцов, постучали в первую избу у берега, чтобы нас переправили на лодке через Чепцу на другой берег. Альке снова надо было зачем-то в город.

После такого путешествия у меня долго не возникало желания ехать в Шахъярово. Лет до четырнадцати.

Вспомнился еще один эпидод из немногочисленных путешествий к бабушке Аринке... Зашел разговор о деревенских, что, мол, многие из них стыдятся своего деревенского происхождения. Мне кажется, только глупый человек может стыдиться места своего рождения.
И не все стыдятся, просто некоторые не говорят об этом. Моя тетя Зина -вдова маминого брата, родилась в деревне, она этого никогда не скрывала, я обожаю с ней разговаривать. У нее очень необычная речь. Наш вятский диалект сохранил в себе древние славянские слова, которые могут быть понятны только вятским да историо-лингвистам))

Ее мама - Арина Гавриловна Куракина позволила нам, городским детям, заглянуть и, хоть чуть-чуть, почувствовать жизнь деревни. Я бы точно в деревне не прижилась. Как-то раз - рано, часов около 5ти утра бабушка Аринка разбудила меня и позвала перенести копёшку сена. Хороша копёшка, из-за нее я не видела ни бабушки, ни кочковатой дороги в поле, откуда за жерди, поданные через копёшку, меня тянула бабушка. Они интересно носят сено. Под копёшку бабушка подтолкнула две гладко отшлифованные жердины, с заостренными концами, на свой край она сделала перевясло из веревки и перекинула это перевясло себе через шею, как хомут, а мне такого перевясла не сделала, уверовав, что у 13-тилетней девочки руки сильные, не такие изработанные, как у нее. Мы тащили на себе эту копёшку от дальнего леса, как мне показалось - полстога сена, может с километр. Уже перед самым бабушкиным огородом жерди просто бесчуственно выпали из моих рук, и я больше не могла правую руку собрать в кулак - она не держала ничего,как будто пружина, помогавшая держать жердь, распрямилась и больше не хотела вновь собраться-спружиниться, бабушка начала меня ругать полорукой, городской неженкой, что мол, несла-несла, а тут осталось всего ничего и не удержала.
После этого марш броска, моя рука стала слабой. Надорвалось что-то.

И как бы я жила в деревне? Я бы им не смогла пригодиться. Там жили очень выносливые люди. И еще я заметила о них, что деревенские с рождения были очень мудры. Может потому, что всю свою жизнь они низко кланаялись Земле-матушке, и в благодорность она давала им силы и мудрость, а еще крепость духа. Греки не зря придумали легенду про Антея, набиравшегося сил от матери-земли Геи. Пока человек крепко опирается на землю, он непобедим. Так у деревенских. Пока они живут в деревне, они на своем месте и очень сильны. В городе многие из них теряются. Но им приходилось уходить от своего дома, наша сов.система изломала их жизнь, сначала прибивая их непосильными налогами и неадекватной оплатой их труда, а потом разорением деревень. Сколько красивых мест обезлюднели, а была бы политика государства не такой трощащей кости крестьянина, то, может быть, каждый бы возделывал свое и жил бы в достатке. Но стало то, что стало. Тривиальна фраза, что история не имеет сослагательного наклонения. Так что если БЫ, да каБЫ - не помогут...


Нет давно уж той деревни, брат говорил, что чей-то охотничий дом только и стоит... Бабушка Аринка, успокоив свои неугомонные ноженьки-рученьки, лежит на кладбище рядом со своим зятем - моим дядей Колей, рядом с моим папой, мамой и бабушкой Настасьей. Наше слободское семейное погребальное место начиналось с горестной маминой могилы. Разрослось за 34 года... Бабушка Настасья ходила туда своих последних девять слёзных лет зимой и летом -каждый день - поминать свою рано ушедшую дочь.

В умершие деревни изредка забредут грибники-ягодники, звонкими голосами нарушив могильную тишину уходящих из жизни улочек, разбередят их воспоминания-сны о былых днях и покинут, оставив на растерзание заунывным осенним дождям, колким снегопадам незащищенные полуразрушенные осиротелые жилища. А они будут тихонечко охать и поскрипывать, оседая к земле под напором безжалостного ветра, хлопая створками окон, а если каменные, то прорастая сверху деревьями, как вздыбленными волосами. Скрипи-не скрипи - никто не услышит, не поправит, не подопрет. Могильную тишину может нарушить только гомон птиц да шум ветра в буйных гривах разросшихся вокруг деревьев.

Забыли их. Забросили. Заставили умирать свои собственные места, те, чьи родители строили дома, мечтая, что их дети тоже построят свой дом на этой же земле, будут ее холить, пахать, засеивать, урожаи собирать, своих детей растить. Не тут-то было. Покинули свои деревни...никто не вернулся назад. А кто, кроме них, рожденных там, любящих это место, тоскующих по своей деревушке, захочет ехать туда и восстанавливать их родину??? Может их дети? Не думаю. Для них это место - родительская брошенная родина - чужое. Они выросли не тут. Не выбегали дурь по каждой улочке-проулку, перелеску, полянам, пометив каждую рытвину своими содранными коленками, окропив кровью из ранки эту землю. Не их будили петухи на заре, устроив перекличку с одного конца деревни на другой. Не они лазили на черемухи по весне, чтобы ободрать это кипенно-белое великолепие и просыпаться от горьковато-волнующего запаха весны в избе. Не они нанизывали буро-красные ягоды рябины на нитку и обматывали шею в несколько рядов, чтобы покрасоваться денек в рябиновых кораллах, что так приятно холодят шею.

Оставили деревню на умирание. Не осчастливили своим потомством деревушку, где родились сами. Обескровили. Видимо, место потеряло свою магическую притягательную силу, что вдохновила предков основать свое жилье именно тут. И умерли деревни, потому что их бросили те, на кого они надеялись.

Словно они чем-то провинились перед оставившими.
Ушли все. Бросили. Не поставив ни памятного знака, ни таблички, ничего.

ЭПИЛОГ

То, что я описала, собирательный образ тех деревень, в которые я попадала как гостья. Я с добром и теплом всегда буду помнить ту бабушку Арину Гавриловну Куракину, которая позволила мне быть ее гостьей, почувствовать себя хоть как-то причастной к земле, на которой они родились и выросли, пережили войну, потеряли любимых мужей-кормильцев, сыновей, но не согнулись - вырастили своих детей и привечали нас, новоявленную родню. Кормили своими изысками - вареным молоком, топленой сметаной (с блинами или домашним хлебом), вкус которой вряд ли забудется.

Когда-то и мы, как эти деревни, уйдем с лица Земли. Кого-то запомнят, памятников наставят, книги напишут; кого-то забудут только потому, что ушли те, кто мог их помнить, но не передал память наследникам-потомкам. А кого-то и вспоминать не будут. Перекрестятся, что, слава Богу, отдал наконец-то душу, запачкав, а не вычистив ее для следующего воплощения-ношения. Как грязный плащ, оставленный с весны на ржавом погнутом гвозде ...



Bestatyana   7 октября 2011   4555 1 17  


Рейтинг: +17




Тэги: деревня, Россия, истории, прошлое




Последние читатели:




Комментарии:

komar-ik # 7 октября 2011 года   +3  
минут за 20 до Вашей статьи прочла следующее:
Заместитель министра аграрной политики Николай Безуглый заявил, что с карты Украины исчезает еженедельно один поселок. Причиной этого, по словам специалистов, является миграция и демографический кризис.
 

Не работает в Украине более половины сельских жителей, утверждают социологи. Кроме того, растет количество населенных пунктов, в которых вообще нет детей и молодежи...
 
Например, по состоянию на 2005 год, в каждом пятом украинском селе не было детей до 6 лет. «Сейчас треть населения Украины живет в селах. Однако, количество сельских жителей уменьшается, люди бегут в города»,- говорит Безуглый.
 
По его словам, финансирование развития конкретно сельских населенных пунктов практически отсутствует. «Среднестатистический украинский сельский житель получает из бюджета гораздо меньше, порой в десятки раз меньше, чем городской», - сказал он.
 
план дедушки Ленина об уничтожении крестьянства, "наконец-то" сработал. еще чуть-чуть и мы перестанем быть народом, а превратимся в безликое население. но, увы, нет в нас тех сил, которые могли бы что-то изменить.
Bestatyana # 7 октября 2011 года   +3  
да. Народ необходимо стимулировать, чтобы он жил в определенных условиях или местности. Села - они стали хороши для дачников. Люди становятся все больше потребителями, нежели созидателями. И это прискорбно. Но ведь СССР, оголив колхозы, освоило казахстанские степи. Распахало столько целинных земель, забросив, забыв про те, что рядом. Оторвали тех же колхозников, сделав их целинниками, которым пообещали многое, лишь бы ехали за призрачной мечтой. Не знаю, что ждет страну, управитель которой думает только о своем месте на троне, не думает о перспективном развитии государства, которым управляет на данный момент. Поцарюет, нацарюет на пару царств и оставит народ страны в раздрае. А что дальше будет -не его это барское дело. Если бы были приемлемыми условия развития сельского хоз-ва, какие-то послабления в налоговом обложении, нашлось бы множество людей, что любят работать на земле. Только в России или Украине люди боятся верить сегодняшним правителям. Они и конституции прогибают под себя и народ. Так что сегодня они могут пообещать, а завтра свое обещание отменить, а человек боится в бездонную яму сбросить свой капитал. Поэтому выбирают бездействие, чем потерю всего. Ничегонеделание дешевле обходится в стране, где нет порядка в законодательстве. Жаль...
Здесь, где я живу, огромнейшие хозяйства управляются одной семьей. Только у них есть все необходимое для развития своего дела - техника, рабочие наемные руки в случае неоходимости и законы, защищающие интересы фермера.
Bestatyana # 10 марта 2012 года   +1  
Bestatyana пишет:
Если бы были приемлемыми условия развития сельского хоз-ва, какие-то послабления в налоговом обложении, нашлось бы множество людей, что любят работать на земле

Такое практиковалось во всех странах. И в России тоже. Как вы думаете, откуда взялась фамилия и название деревень Беляевы? От послабления в налогообложении. Их - людей и деревни называли так потому, что они были белыми - то есть свободными от налогов. Государство поощряло их таким образом, дав им рОздых, пока не встанут крепко на ноги, люди - только что приехавшие на брошенные или неосвоенные еще земли. В царской России они освобождались, обелялись от налога на года 3-5. Цари думали о том, чтобы народ жил покрепче, а значит позже в казну положат побольше.
Леший # 10 марта 2012 года   +2  
А нас заталкивают в ВТО. И земли фермеров собираются обложить налогом на роскошь.
Леший # 10 марта 2012 года   +2  
Основная проблема сельского хозяйства сейчас не налоги и техника. Вырастить не сложно.
Уничтожены рынки. Когда мне было 9 лет, старшей сестре 10, летом жили в деревне под Калугой.
Собирали землянику. И мама меня с сестрой отправляла с ведром земляники в Калугу за 20 верст
на рынок - сначала поездом до Калуги-2 (тогда до Калуги- города не было железной дороги), а
дальше автобусом. Мама оставалась в деревне с 6-тью младшими. Мы с сестрой продавали землянику,
и на вырученные деньги закупали продукты. Потом прямым автобусом назад.
Сейчас не возможно мясо-молочную продукцию из смоленской области вывезти за 30 км на рынок в
Калужскую область. Нужна справка от ветврача Смоленска (который в 250 км от деревни, Москва в
180 км от деревни), справка районного ветврача недействительна для соседней области.
Рынки завалены мясом сомнительного происхождения, т.к. рынки контролируют бандиты под крышами
администраций. И любую продукцию можно только за бесценок сдать местным перекупщикам.
Что-то удается местным жителям продать на трассах. Но и там приходится проплачивать дорожным
бандитам-контролерам. Основной доход коренных местных жителей (да и москвичи-дачники во
время отпуска под зарабатывают) - сезон сбора лисичек. Но и здесь их грабят - прибалтам
можно на рефрежираторах свободно провозить любое количество грибов через границу, как
якобы ими самостоятельно собранными. Не платя ни каких пошлин. Дальше у них свободный
въезд в Европу. А наше население имеет право только собирать грибы. Прибалты с холодильниками
могут спокойно мариновать наших сборщиков, опуская до минимума закупочные цены. Человеку,
уставшему за пол дня сбора грибов, прошедшему не один десяток километров с сумками 15-20 кг,
некуда деваться. Он вынужден соглашаться.
А деревни умирают давно. После девятого класса ходили в поход по владимирской, ивановской и
костромской областям. Лето 1972 года. Получается 40 лет назад. В ивановской области проходили
иногда десятки километров с безлюдными деревнями. Попалась одна деревушка со староверами.
Возможно, всех девчонок с округи на ткацкие фабрики Иваново сманили. Транспортного сообщения
там не было. Добираться на работу в Иваново каждый день возможности не было. Осели в общежитиях под обещание квартир. А парни после службы в армии (за службу увидев другую жизнь) оседали в
городах, или оставались на сверхсрочную.
Bestatyana # 10 марта 2012 года   +1  
кому-то выгодно так поступать с народом, выбирающим себе цАРЯ (с маленькой ничтожной буковки) и верящим, что этот цАРЬ что-то сделает для них. Но он не для них тут на престоле. Для себя. Поэтому всё уничтожается
Леший # 10 марта 2012 года   +1  
На этих выборах 70 % процентов москвичей проголосовало за Зюганова.
При все неприязни к нему. Был единственный возможный шанс что-либо
изменить в лучшую сторону в России. Таков же процент, уверен, был и в Питере.
Сужу по описаниям ситуаций на разных интернет ресурсах. Чистых голосов Путин
набрал не более 20 %. Что народ выбрал Путина - наглая ложь.
Bestatyana # 11 марта 2012 года   +1  
Леший пишет:
Что народ выбрал Путина - наглая ложь.

это предполагалось с самого начала, что он сам себя и выберет. Вместо народа сам себя над всеми поставит. Жаль
Olgunia # 6 июля 2012 года   +1  
Как грустно стало Вспомнила свое деревенское лето, проведенное у бабушки. Там и тогда было хорошо, а сейчас и вовсе деревня процветает, и молодежи много. Храни Господь деревню моего детства!
Bestatyana # 6 июля 2012 года   +1  
Здорово, когда вот так можешь мечтать о лете в деревне. Я там постоянно, наверное не смогла бы жить, а на время... ездила, вернее добиралась пешком, с удовольствием
Olgunia # 6 июля 2012 года   +1  
Bestatyana пишет:
Здорово, когда вот так можешь мечтать о лете в деревне.

Да, мне там нравилось. Бабушка такими меня вкусностями кормила, после каникул приходилось пуговицы на поясе перешивать А молоко я любила именно парное, только из-под коровки, теплое, пенящееся, м-м-м, даже слюнки потекли, как вспомнила его вкус А вот пакетированное молоко с тех пор пить не могу.
iliza # 19 ноября 2013 года   +3  
Прочитала и сердце зашлось от воспоминаний своей далёкой, оставленной в Сибири моей малой родины, своего небольшого посёлка из трёх улиц, растянувшихся почти на два километра - две, а третья была короче...После укрупнения осталось там только всего 65 дворов, в которых остались доживать старики. А теперь я и нарте через спутник не могу отыскать свою умершую родину...Уехали оттуда, когда мне было 14 лет, причина - болезнь матери и сестра старшая увезла нас на Украину, родину моей бабушки с папиной стороны. Как сжимается порою сердце от тоски по своим таким родным сибирским просторам! Написано легко и пронзительно! Не оставляет прочитанное равнодушной душу!
Bestatyana # 19 ноября 2013 года   0  
iliza пишет:
.После укрупнения осталось там только всего 65 дворов, в которых остались доживать старики. А теперь я и на карте через спутник не могу отыскать свою умершую родину..
Я про это и думала... Ушла деревня вместе с людьми - кто на кладбище унесен, кто в город подался... и ничего! На месте деревни не осталось - ни знака, ни тропочки, ни чего-нибудь - природа быстро залатывает пустоты, затягивает травой и подлеском...
Но люди, когда-то жившие там, наверное могли бы оставить хоть какой-то памятный столб о том, какая деревня, когда основалась, сколько жителей , кто последний... Они - бывшие жители уйдут и никто не сможет найти родину своих предков...
iliza # 19 ноября 2013 года   +2  
Не знаю, я давно там не была. Не к кому было уже туда ехать, из оставшихся,много было переселенцев с Западной Украины, одним словом чужие мне совершенно люди... Так иногда набредаю в инете на новости из района.
Галия Шарыпова # 14 января 2014 года   +3  
Прочла и мороз по коже... Вспомнила сразу как к бабушке Ане и дедушке Сереже в деревню ездила. Как корову доить училась, а она (Малюта,большая такая) так недобро на меня глазом косила. Как за дикой малиной ходили... Кусты выше меня, все старалась не отстать. Заблудишься, так дорогу назад не найти. Отстала все таки. Мысленно прошу:" Господи, дай знак". Сразу, как из-под земли собаки дяди Сережи(дедушкиного сына) показались. Я им нарадоваться не могла. Вместе уже малину собирали. Только наберу, просят и я их с руки кормлю. Так почти ничего и не собрала, все лайкам раздала... Много чего еще вспомнилось. Картинки как в немом кино в голове мелькают.

Спасибо, что пробудили во мне эти воспоминания!
Bestatyana # 14 января 2014 года   0  
Часто чьи-то мысли пробуждают то, что, казалось, было совсем забыто. А память - штука интересная, только осторожно потяни ниточку и весь клубок размотает все события назад и вернет туда, куда никогда не вернешься. Наверно и дедушки нет и собачек тех не стало. Но хорошо, что след в душе остался. Тёплый.
Bestatyana # 14 марта 2016 года   +1  
Bestatyana пишет:
Бабушка Аринка, успокоив свои неугомонные ноженьки-рученьки, лежит на кладбище рядом со своим зятем - моим дядей Колей, рядом с моим папой, мамой и бабушкой Настасьей. Наше слободское семейное погребальное место начиналось с горестной маминой могилы.
А в прошлое лето 2015 года туда положили и тетю Зину... Ушла моя любимая тетушка к своим. Сердце и годы, хотя тете Зины было 77 лет. Можно бы было еще пожить...


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.