Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 22


Тест

Тест В плену цейтнота?
В плену цейтнота?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Кризис семи лет

Во время своей учёбы в колледже я писала научную работу, вот одна глава из неё.

Кризис 7 лет.

Старшие дошкольники очень быстро растут, прибавляя в росте 7-10 см. в год. Не случайно этот возраст называют периодом “вытягивания в длину”. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2-2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0-2,5 см. В этом возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в 6-7 -летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболеваний [8, с. 12-13].

Кризис 7 лет - это переходный период от дошкольного в младший школьный возраст.
По словам Л. С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Всё это производит впечатление странного, немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым привычным нормам поведения.

За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребёнка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л. С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что- то сделать и действием “вклинивается” интеллектуальный момент: ребёнок начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдалённых последствий и пр. Тем самым поведение ребёнка перестаёт быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребёнок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже проявляется способность управлять своим поведением.

Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребёнка.
Если раньше, в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре с опорой на помощь взрослого, в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально- мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов и неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в каких-либо ситуациях (учёба, продуктивные виды деятельности, общение) приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемлённого самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

Хорошей иллюстрацией может служить приводимая Л. С. Выготским история мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой недуг, заметно мешавший ему в подвижных играх, этот мальчик очень любил играть с ребятами в футбол. Такие игры заканчивались для него, как правило, неутешительно, т. к. сверстники сердились на него за неловкость, дразнили, исключали из игры. Неудачи и насмешки, конечно же, огорчали ребёнка, но, несмотря на хронический неуспех, у него не возникало чувства собственной неполноценности. и при первой же возможности он стремился снова и снова принять участие в игре. Так продолжалось довольно долго. И вдруг наступил момент, когда мальчик стал наотрез отказываться от игры в футбол. Никакие уговоры не помогали, он заявлял, что лучше посидит дома, а играть с ребятами ему совсем неинтересно.
Что же произошло? Неужели мальчику действительно расхотелось играть? Конечно, нет. Просто к повзрослевшему ребёнку пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщённое переживание собственной несостоятельности в спортивных занятиях, и это оказалось сильнее непосредственного желания играть.

Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребёнком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребёнка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.
Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л. И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального “Я”.
Весь ход психического развития ребёнка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчётливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни - стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность - потребность к осуществлению общественно-значимой деятельности.
Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребёнка: к себе, к другим людям, к лицу в целом.
В условиях всеобщего школьного обучения всё это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции, - учению [11, с.75-76].

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис не имеет чётко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребёнком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психофизического развития, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т. д.

Дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе [7, с. 359-362].

Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис 7 лет никак не проявлялся.
Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

1. Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглаженно, а у других бурно и очень болезненно.
2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более взрослым отношениям с окружающими.
3. Главное в кризисе развития не его негативный характер(как уже говорилось, трудности могут быть почти незаметны), а изменения в детском самосознании- формирование внутренней социальной позиции.
4. Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Говоря о связи кризиса 7 лет с готовностью ребёнка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера.

Таким образом, можно сказать, что кризис семи лет играет немаловажную роль при определении готовности ребёнка к школьному обучению.



Ковылкина Наталия   2 октября 2009   2927 1 17  


Рейтинг: +4




Тэги: кризис 7 лет





Комментарии:

Толик # 2 октября 2009 года   0  
Насколько я помню, слово "кризис" обозначает "этап, переход", так что многие этапы в развитии ребенка можно назвать кризисами! Получается, переходный возраст - тоже кризис, и т.д. Главное, наверно, набраться терпения и любить своих детей, тогда все можно пережить!
nataliys # 2 октября 2009 года   +1  
А у меня сын стал стеснительным. Это и есть тот самый кризис?
Толик # 2 октября 2009 года   0  
А сколько ему?
nataliys # 2 октября 2009 года   +1  
Старшенькому 7, средненькому - 3, а младшенькому - 1 год. У каждого из них - новый этап. Старшый пошел в первый класс, а средненький - в садик.
Толик # 2 октября 2009 года   +1  
Это у вас вся жизнь тогда - кризис!
nataliys # 2 октября 2009 года   +1  
Будем преодолевать!
Толик # 3 октября 2009 года   0  
Удачи!
nataliys # 3 октября 2009 года   +1  
Спасибо!
Ковылкина Наталия # 2 октября 2009 года   +1  
nataliys пишет:
А у меня сын стал стеснительным. Это и есть тот самый кризис?

Возможно, это такое проявление кризиса, ведь сейчас начинается новый сложный этап в его жизни.
nataliys # 3 октября 2009 года   +1  
Ну а как эту стеснительность теперь преодолеть?
viviza # 2 октября 2009 года   +1  
да...вот уже скоро и к этому кризису будем готовиться. Да когда ж они кончатся!)
Ковылкина Наталия # 2 октября 2009 года   +1  
Вообще -то есть очень много критических периодов, если не ошибаюсь, есть ещё кризис 21 года, 40 лет. Для семейных пар критическим считается 2-й год совсместной жизни,...
Толик # 2 октября 2009 года   +1  
А по-моему, я слышала, что третий и седьмой, но вообще это от людей зависит все, обычно с рождением ребенка большой кризис случается! И выдержит семья или нет - зависит прежде всего от умения любить и терпеть!
Ковылкина Наталия # 2 октября 2009 года   +1  
Возможно...
Толик # 2 октября 2009 года   +1  
Мне кажется, просто накручивать себя по этому поводу не надо! Для вообще сейчас главное - здоровье, с остальным справимся как-нибудь!
Ковылкина Наталия # 2 октября 2009 года   +1  
Я тоже по этому поводу сильно не беспокоюсь, но если столько об этом говорят, можно и прислушаться. а что касается семьи- так это сущая правда, нужно беречь себя и близких- и тогда никакой кризис не сломает НАС
Толик # 2 октября 2009 года   +1  
Согласна!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.