Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 42


Тест

Тест Чем заняться, если ничто не радует?
Чем заняться, если ничто не радует?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Ночь музеев 2016. Часть 3.

Ночь музеев 2016. Часть 3. Предыдущая часть: http://www.myjulia.ru/article/745289/

Спускаемся в метро, чтобы проехать одну остановку до Московского вокзала. В этот момент в наш вагон заходят парень с девушкой. В руках у них гитара и барабан... праздник продолжается! В дороге нам тоже не дадут скучать .



В этом году впервые в акции "Ночь музеев" участвует

Феодоровский собор

Участие действующего Православного храма в такой акции само по себе необычно, но необычен и недавно отреставрированный собор (работы по завершению внутреннего убранства храма еще продолжаются).

Вот так он выглядит снаружи:



Построен храм был в начале 20 века - 1911-1913 год. по проекту С.С.Кричинского. Петербуржцам более привычна храмовая архитектура конца XIX века и классицизм. Этот же собор спроектирован в стиле ростовских и ярославских храмов XVI-XVIIвв. что уже необычно для храмового строительства этого периода. Но... при этом собор был построен из ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ конструкций! Что - тоже являлось новаторством в архитектуре на тот момент - не только в храмовой, а вообще. Итак, мы видим удивительное соединение стиля позднего русского средневековья и практически современных строительных технологий!

Внутри храм тоже выглядит непривычно. Собор делится на два храма - нижний и верхний. И устройство нижнего храма вообще не похоже на привычное нам представление о Православной церкви. Белые стены и лаконичные фрески.

Все, что мы видим внутри храма - полностью новодел. В советское время храм был практически разрушен. Снесены купола, внутреннее пространство разгорожено на несколько этажей бетонными перекрытиями на стальных балках, варварски вмурованных в стены. В храме разместили молокозавод.

И только то, что храм был построен из железобетона, сделало возможным его восстановление. В противном случае при демонтаже оборудования и перекрытий молокозавода стены и своды не выдержали бы.



Все иконы тоже написаны заново современными художниками.

Но самое на мой взгляд удивительное - устройство алтаря нижнего храма. Он не отделен от остального пространства иконостасом, как мы привыкли, а лишь низенькой загородкой, как в храмах у католиков. Таким образом, все Таинства происходят полностью на глазах у прихожан. Такое устройство характерно для древних византийских церквей. Но для нас - в диковинку.






Вот так выглядит жертвенник, на котором разрезают хлеб для освящения на Литургии. Обычно этот процесс для нас невидим. Здесь же - все открыто. Прихожане могут подойти практически вплотную. Еще мне очень нравится простота и при этом изящество убранства и росписи.



Стены украшены росписью, при изготовлении которой (хотя на первый взгляд в это трудно поверить!) использованы всего ТРИ краски: желтая охра, красная охра и синий кобальт. Других красок здесь действительно нет.



Вот это - центральная часть алтаря, Престол. Но изображена здесь не традиционная "Тайная Вечеря", а за столом сидит лишь Христос, ученики же идут в направлении к Нему. При этом один из них (евангелист Лука) все время смотрит в глаза любому, находящемуся внутри храма (передать это на фото у меня не получилось, но это действительно так - за счет определенной центровки зрачков относительно кривизны стены).

Такой сюжет росписи тоже необычен.



Справа находится диаконская. Она тоже отделена загородкой, и нас туда даже пустили войти.






Фреска в диаконской. Апостол Павел.



Фреска справа от Царских Врат (входа в алтарь), изображающая Христа.



В правом приделе нижнего храма находится тоже достаточно уникальная вещь - крещенская купель для взрослого человека.



Она наполняется водой, крещаемый, одетый в специальную рубашку, спускается по ступенькам и трижды погружается с головой, когда над ним совершается Таинство крещения.



Однако, используется эта купель только раз в год - в субботу перед Пасхой. Так что если кто еще не крещен и хочет креститься с полным погружением, а не как мы привыкли - окроплением - тот должен ждать до этого времени. Перед крещением взрослый человек обязан пройти катехизацию - образовательную подготовку к сознательному вступлению в лоно Церкви. Период этот в разных храмах занимает разный срок. В Феодоровском соборе занятия по катехизации начинаются с осени.

Перед глазами крещаемого в купели находится вот это золотое распятие:



В центре нижнего храма находится еще одна необычная и примечательная вещь - "лабиринт веры"



Это - особый рисунок на полу в виде лабиринта. Если встать на казалось бы один и тот же уровень внешней окружности, но на разные места и идти по белой линии, то один человек быстро дойдет до центра, а другой, хотя в один момент казалось, что совсем приблизился, начнет уходить в сторону и будет долго-долго идти по линиям, удаляясь от центра. Но, что примечательно - когда-нибудь белая линия веры все же приведет его к центру, хотя и длинным путем. Это символизирует, что если человек имеет в сердце искреннюю веру и искреннее стремление к Богу, то однажды обязательно достигнет Истины, но кто-то может прийти к Богу прямым и кратким путем, а кто-то будет брести всю жизнь по извилистой дороге. В древних византийских храмах такие лабиринты были распространены, а для русских храмов это - редчайшая традиция.

Всем желающим предлагают проверить на практике, как "работает" лабиринт.


Затем мы поднимаемся в верхний храм.



Здесь первое, что поражает воображение (кроме, конечно, размера помещения, построенного без промежуточных опор) - это гигантский деревянный резной иконостас, созданный современными мастерами. Современными художниками написаны и все иконы. Позже мы пройдем на верхние этаже - в иконописную мастерскую, где художники познакомят нас с некоторыми нюансами древней техники иконописи и с особенностями ее применения с учетом современных технологий (что мне особенно интересно).

Второе чудо верхнего храма - четырехтонное паникадило (люстра), изготовленное в виде венчальной императорской шапки.



Паникадило висит на четырех прочных, но на вид изящных цепях, прикрепленных к железобетонным сводчатым конструкциям - тем самым, благодаря которым собор выдержал и надругательство, и восстановление. Поистине грандиозное сооружение!




А это золоченое сооружение - царское место. Оно является точной копией царского места в Успенском соборе Московского кремля.



В той же технике выполнены два киота для икон:





У дальней стены под стеклом представлены предметы, найденные при реставрации храма. Они дают представление о том, в какой запустении все находилось и насколько трудно было не отремонтировать, а буквально воскресить храм из небытия.



Об этом же повествуют и фотографии, сделанные в период реставрации



Одна за другой вдоль стендов и витрин с историческими материалами идут экскурсии. Нам рассказывают об истории постройки, разграбления и восстановления храма. О том, как мученически погибли (были расстреляны) настоятель храма и некоторые другие служители. И о том, как жертвовали средства на восстановление храма и богатые, и бедные.

Вот так выглядел храм до реставрации:



И вот такой вид из окна открывается сейчас:







Икона Феодоровской Божией Матери написана (это точный список со знаменитого подлинника) на средства, пожертвованные одним обеспеченным спонсором, пожелавшим остаться неизвестным. Икона двусторонняя - с одной стороны Божия Матерь, с другой - святая Параскева-Пятница. Такие иконы носили на крестные ходы.





Вот так выглядит иконостас сбоку на уровне человеческого роста. Это - только первый ряд! Впечатляет, правда?




Но нам пора снова спускаться в нижний храм, потому что в десять часов начнется концерт хорового пения - византийские пасхальные песнопения. Очень хотим послушать, поэтому даже отказываем себе в удовольствии подняться на колокольню (ровно десять ее закроют, так как невозможно пустить посетителей на колокольню, особенно детей, и при этом гарантировать, что никто не начнет трезвонить... мы когда подходили к собору - еще с Гончарной слышали чьи-то попытки музыкального творчества ).

Мы приходим даже на несколько минут раньше, так что успеваю сфотографировать по просьбе моей половины иконы нескольких особенно любимых святых. В том числе Серафима Вырицкого и Серафима Саровского.





Затем начинаются песнопения.



Хотя Пасха прошла, но ощущение, будто вновь находишься на Пасхальной службе. Многие из посетителей крестятся и шепотом подпевают: "Христос воскресе!"




После концерта поднимаемся по узкой лестнице в верхнее помещение, традиционно предназначенное для хора - там расположилась выставка художественного оловянного литья.



Это - статуэтки и композиции, изображающие сюжеты на библейские темы. Они напоминают о католических скульптурах святых, поэтому еще больше усиливается ощущение "католического влияния", хотя на самом деле это - дух древности, тех времен, когда еще не было разделения на католиков и православных, на восточных и западных христиан, когда христиане были едины и не было еще ни межконфессиональных распрей, ни непонимания.













Некоторые композиции вращаются, как этот "Ноев ковчег":























Поднимаемся еще выше - на верхние этажи боковых пристроек. Там проводятся мастер-классы по изготовлению мозаики из смальты



И художественному литью из олова. Каждый посетитель может под руководством мастера сделать модель креста или медальона по собственному эскизу, затем отлить его из олова, а потом раскрасить.





Затем еще выше, в иконописную мастерскую. Я сделал тут несколько снимков, а потом убрал фотоаппарат, и только смотрел и слушал. Думаю, читатели меня простят, тем более, что сведения там были очень специфические, это была не столько работа художника, сколько какие-то технические моменты и особенности, и снимать весь процесс все равно неинтересно. Да и выглядит он не эффектно.







Когда мы вышли из собора, время близилось к одиннадцати вечера. Мы пока не решили, успеем ли мы еще куда-нибудь зайти до полуночи, или уже пора домой - немножко отдохнуть и перекусить.

Продолжение: http://www.myjulia.ru/article/745315/



Чукча   22 мая 2016   2137 0 14  


Рейтинг: +15


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Ночь музеев 2016. Часть 3.

Предыдущая часть: http://www.myjulia.ru/article/745289/
Спускаемся в метро, чтобы проехать одну остановку до Московского вокзала. В этот момент в наш вагон заходят парень с девушкой. В руках у них гитара и барабан... праздник продолжается! В дороге нам тоже не дадут скучать .
В этом году впервые в акции "Ночь музеев" участвует
Феодоровский собор
Читать статью

 






Комментарии:

smv_mars # 24 мая 2016 года   +3  
Василий, спасибо за интересное путешествие.
Странно, что в действующем храме разрешили фотографировать. Обычно это не позволительно.
Чукча # 24 мая 2016 года   +3  
Вот-вот! Круто! Разрешили только в Ночь музеев... Но вообще на самом деле в любом храме можно всегда сделать фотографии (особенно если не во время службы), но для этого нужно попросить благословения у настоятеля. Обычно разрешают, если причины уважительные. А нынче было "общее благословение" - то есть, в эту ночь разрешено было снимать всем желающим без объяснения причин.
smv_mars # 24 мая 2016 года   +3  
А под уважительной причиной что понимать?
Например: я приехала в другой город, хочу запечатлеть на память...
не думаю, что это будет уважительной причиной, там тогда каждый второй будет с фотоаппаратом.
Чукча # 24 мая 2016 года   +3  
Обычно уважительной причиной является прежде всего честная просьба дать разрешение на съемку определенных вещей с определенных ракурсов, особенно если нет качественных фотографий чего-то определенного. Да и живя в этом городе... Например, мне всегда разрешали сделать фото каких-то конкретных икон, которых нет ни в инете, ни на репродукциях, а я хотел, допустим, с них список сделать. Также разрешают сделать несколько фотографий людям, делающим репортаж - например, разрешают студентам для диплома или журналистам. Все это - по предварительной договоренности и в указанное время. Фотографировать нельзя в первую очередь верующих. Потому что молитва - интимный процесс. Человек в храме должен чувствовать себя свободно, не думая о том, что его могут заснять на камеру. Это - как в бане фотографировать. Только там - обнаженное тело, а здесь - обнаженная душа. Никому не хочется, чтобы его фотографировали во время общения с Богом, во время мыслей о сокровенном, а тем более выкладывали в Интернет. Может, человек плачет. Может, кается в чем-то. Он не хочет, чтобы его в этот момент разглядывали.

Еще разрешают фотографировать Таинства и обряды, к которым человек лично имеет отношение - например, венчание своих родственников, крещение своих детей и т.д.

А обычай запрещения на фото в храме возник в советское время, когда фотографировали стукачи, чтобы донести на тех, кто ходит в церковь, причем присовокупив к доносу фотографии.
smv_mars # 25 мая 2016 года   +3  
Чукча пишет:
Это - как в бане фотографировать. Только там - обнаженное тело, а здесь - обнаженная душа.

наверное да...
наталия_ласточка # 25 мая 2016 года   +3  
Спасибо, Василий!! С большим интересом почитала и посмотрела!!
Чукча # 25 мая 2016 года   +2  
Спасибо! Рад, что понравилось!
мамака # 26 мая 2016 года   +3  
необычно.
спасибо
Solaria # 27 мая 2016 года   +2  
Очень красивый собор! Понравилось, что внутри всё в светло-пастельных тонах. Уютно так и как-то позитивно.
Чукча # 27 мая 2016 года   +2  
Мне тоже понравилось, что все такое светлое и лаконичное. Правда, не знаю, что еще будут делать - может быть, распишут потом все стены. Но мне нравится так, как сейчас, когда почти все просто белое. Ничто не мешает и не отвлекает, в глазах не рябит.
Mari67na # 24 мая 2017 года   +1  
Василий, огромное спасибо за экскурсию и подробное разъяснение. Было очень интересно
Чукча # 25 мая 2017 года   +1  
Спасибо, что зашли! К сожалению, в этом году подвела камера - аккумулятор разрядился, и за недолгое время перерыва зарядиться не успел. Так что один музей после полуночи отснят лишь частично, а на два следующих мероприятия заряда вообще не хватило. Но я попробую исправить ситуацию - там были люди, которые снимали. И наверняка в инете уже есть кадры и видео-записи. Я постараюсь их найти, чтобы проиллюстрировать свой новый рассказ .
Mari67na # 25 мая 2017 года   +1  
Какая плодотворная у вас ночка выдалась
tasha1963 # 25 мая 2017 года   +1  
Очень интересно


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.