Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

milatolia

Зарегистрированных: 1
Гостей: 23


Тест

Тест Терпимы ли Вы к чужой точке зрения?
Терпимы ли Вы к чужой точке зрения?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Пьер Жан Беранже: «Так хорошо на свете быть никем!»

Пьер Жан Беранже: «Так хорошо на свете быть никем!» К 230-летию со дня рождения

Беранже есть царь французской поэзии, самое торжественное и свободное ее проявление; в его песне и шутка, и острота, и любовь, и вино, и политика, и между этим всем как бы внезапно и неожиданно сверкнет
какая-нибудь человеческая мысль, промелькнет глубокое или восторженное чувство, и все это проникнуто смелостью души, каким-то забвением самого себя в одной минуте какою-то застольной беззаботностию, пиршественною беспечностью.
В. Г. Белинский

Пьер Жан Беранже родился в Париже 19 августа 1780 года. Вскоре после женитьбы родители его разошлись, и мальчик воспитывался у дедушки.

В 1789 году началась революция, и Пьер Жан наблюдал за взятием Бастилии с крыши своего дома. В городе было неспокойно, поэтому мальчика перевезли к тетке в небольшой провинциальный городок Перонну. Здесь он прислуживал посетителям постоялого двора, хозяйкой которого была его тетка, затем пытался обучиться ремеслу наборщика, был учеником ювелира. Но ремесленником Беранже так и не стал. Не получил он и хорошего образования: занятия в начальной школе, где он провел около двух лет, сводились чаще всего к пению патриотических песен. Позднее поэт вспоминал: «Гораздо привлекательнее уроков языка были для нас республиканские песни. А так как в моей семье пели решительно все, то надо полагать, что в ту пору у меня и развился вкус к песне». Отсутствие образования впоследствии сильно мешало Беранже – когда он стал писать песни, пришлось начать с изучения основ грамматики.

Уже в начальной школе Беранже начал сочинять и произносить речи в честь посещавших Перонну членов Конвента или во время революционных празднеств, а в особо торжественных случаях составлял адреса самому Робеспьеру.

Беранже-отец имел слабость распространяться о якобы аристократическом происхождении своего рода и прибавлял к фамилии дворянскую частицу «де», и поэтому ему очень не нравились политические пристрастия сына. Посетив Перонну в 1795 году, отец решил, что сын его – настоящий республиканец, чуть ли не якобинец. Раздраженный Беранже-старший решил заняться перевоспитанием отпрыска и увез юношу в Париж.

В столице отец открыл банкирскую контору, привлек к работе сына. Первоначально Пьер Жан проявил недюжинные способности к банкирскому делу, но с течением времени операции отца все больше вызывали у него сомнения. Поэтому когда отец обанкротился, будущий поэт решительно отказался продолжать работу в том же направлении и зажил бедной и свободной жизнью сочинителя, поселившись в мансарде.

Позднее он с теплотой вспоминал об этом этапе своей жизни:

И вот я здесь, где приходилось туго,
Где нищета стучалась мне в окно.
Я снова юн, со мной моя подруга,
Друзья, стихи, дешевое вино…
В те дни была мне слава незнакома,
Одной мечтой восторженно согрет,
Я так легко взбегал под кровлю дома,
На чердаке все мило в двадцать лет!


Первые шаги в литературе дались будущей знаменитости нелегко. Пришлось много заниматься, однако, поэт отличался не только трудолюбием, но и требовательностью к себе. Почти пятнадцать лет он не имел возможности наесться досыта, купить себе приличную одежду и крепкую обувь, но работал, не покладая рук, стараясь овладеть техникой литературного ремесла.

В те годы во французской литературе еще господствовала школа классицизма, и первые произведения поэт создал, восхищаясь творениями великих представителей этого направления: Корнелем, Расином, Мольером, Лафонтеном. Впоследствии он называл их своими учителями.

Сначала Беранже считал, что поэзия может найти выражение только в «высоких» жанрах, и писал оды, идиллии, пасторали, элегии, трагедии, комедии, поэмы. Однако созданные произведения его не удовлетворяли.

Далеко не сразу поэт осознал, что эстетические требования классицизма стали мешать свободному выражению мыслей и чувств современности. Но, даже поняв это, Беранже все еще сомневался, не доверяя себе, и еще долго предпринимал попытки работать в «высоких» жанрах поэзии.

Империи того времени требовались героические и эпические произведения, однако, поэтов было мало. Поэтому Люсьен Бонапарт, брат Наполеона, ознакомившись с произведениями Беранже, решил завербовать его в свои ряды. Пьер Жан подчинился, но чем больше и старательнее трудился, тем яснее осознавал, что напрасно насилует себя и создает лишь напыщенные и плаксивые произведения.

Поэт искал новые формы. Как-то незаметно для себя он стал складывать песни, причем первые он создал еще в Перонне, где его друзья образовали песенный кружок «Монастырь беззаботных». Но своим песням поэт еще не придавал никакого значения, впервые записав свою песню лишь в 1812 году.

С течением времени Беранже становилось все более ясно, что выразить свои мысли и чувства он может только в песне. Он решительно перешел к «низкому» жанру песни и в подтверждение своего решения сжег все написанное им прежде. «Говорят, ничто не светит так ярко, как пламя рукописей, мужественно брошенных в огонь», - сказал он.

В конце 1815 года вышел его сборник «Песни нравственные и другие», в который вошли анакреонтические песни, полные фривольных мотивов, эротических ноток, поэтизации чувственных радостей, беспечного эпикурейства. Эти песни были так смелы и жизнерадостны, так заразительно веселы. Что они звучали как протест против официальной государственной философии Жозефа де Местра и Бональда. Такие воззрения поэта не могли не вызвать недовольства у руководителей университета, в котором Беранже работал в то время.

Шло время, во Франции начало усиливаться движение против Реставрации, возникали заговоры и тайные общества. Беранже уловил эти настроения народа и отразил их в своих песнях, вошедших в сборник «Песни» , который вышел в 1821 году. Пресса не замедлила поднять крик, и поэт был обвинен в нападках на церковь, оскорблении власти, ведении революционной пропаганды, восславлении запрещенного трехцветного знамени революции и Империи. Беранже был лишен места в университете и предан суду.

Судебный процесс превратился в настоящую манифестацию в защиту поэта, которому пришлось около часа пробиваться к зданию суда сквозь людские толпы. Беранже приговорили к трем месяцам тюрьмы и уплате 500 франков штрафа. Нераспроданные экземпляры книги суд постановил сжечь, однако, это способствовало лишь большему успеху «Песен». Их незамедлительно перепечатали бельгийские издатели и ввозили во Францию, несмотря на все таможенные препятствия.

Но дух поэта не был сломлен, и он продолжал выступать против врагов революции и в своих последующих сборниках: «Новые песни» (1825) и «Неизданные песни» (182.

К тому времен классицизм уже сдал позиции романтизму. Беранже примкнул к поэтам прогрессивных демократических взглядов во главе с Виктором Гюго. Большой заслугой романтиков было изгнание вычурности из языка произведений, освобождение писателей от рамок предписаний классической эстетики.

Беранже отчасти воспринял новые веяния и создал ряд произведений романтического характера. Музой поэта стала гризетка Лизетта – проста швея, шаловливое, ветреное, но в то же время безумно преданное создание. Пьер Жан снисходительно относился к мелким грешкам девушки, к ее непостоянству, он нежно любил ее. Поэту кажется невозможной измена Лизетты с богачом, а уж тем более ее брак с графом, в этом невероятном случае поэт без сомнений порвет с ней:

Скрылся светлый бог
В невозвратной дали…
Он швею берег –
Вы графиней стали.
Нет, нет, нет!
Нет, ты не Лизетта.
Нет, нет, нет!
Бросим имя это.


В творчестве Беранже присутствовали и реалистические черты, что проявлялось, в основном, в его сатирических песнях: «Маркиз де Караба», «Отпрыск знатного рода», «Маркиза», «Месса святому духу» и многих других. Поэт высмеивает тех, кто черств, аполитичен, равнодушен к судьбам родины, кто трусит и подхалимствует, кто махнул рукой на честь и достоинство, кому нет дела до изгнанников и томящихся в тюрьме.

Крамольные песни поэта, естественно, не устраивали Реставрацию. Правительство Людовика XVIII пыталось подкупить Беранже, однако, певец свободы решительно отказался от «столь лестного» предложения, после чего властями была сделана попытка помешать поэту издать сборник «Неизданные песни». Как мы уже знаем, книга все-таки вышла, но без неприятностей не обошлось: в песне «Карл III простоватый» судьи усмотрели оскорбление короля Карла Х, «Ангель-хранитель» восприняли как насмешку над религией, а в «Будущем Франции» обнаружили пробуждение ненависти к правительству. Новый сборник немедленно подвергся аресту, а самого поэта приговорили к десяти месяцам тюрьмы и уплате 10 000 франков штрафа.

Второй суд был превращен в триумф поэта поклонниками его таланта, которые не только выразили свое восхищение песнями, но и по подписке собрали деньги для уплаты штрафа.

Тюрьма Ла-Форс, где отбывал наказание Беранже, стала как бы магнитом, который притягивал всех деятелей оппозиции. Молодые поэты посвящали ему пылкие послании, воспевая Беранже как жертву тиранов, незнакомые люди присылали письма со всех концов Франции. Узник так устал от бесконечных посещений, что обратился к директору тюрьмы с шутливой просьбой: ограничить время посещений.

Всенародная любовь вызвала у Беранже прилив творческих сил, и он создал целый ряд сатирических произведений: «Моя Масленица в 1829 году», «Десять тысяч», «Красный человек» и другие. Это время расцвета творческих сил поэта. Позже мы увидим его стареющим, усталым, разочарованным, иногда ворчливым, но неизменно остроумным и лиричным.

С песнями Беранже шли люди низлагать Бурбонов в июле 1830 года. Об этом рассказывает Ламартин: «Песни Беранже были теми патронами, которыми народ стрелял в июльские дни». После революции друзья поэта, ранее бывшие в оппозиции, заняли высокие государственные посты. Предложили пост министра и Беранже. Поэт решительно отказался:

В сенат возьмите заседать Свободу, -
Она у вас обижена совсем.
А я спою на площадях народу, -
Так хорошо на свете быть никем!


В 1833 году выходит сборник «Новые и последние песни», в котором поэт выражает свое отношение к режиму, установившемуся после Июльской революции, живописует жизнь простых людей с их радостями и горестями ( «Сон бедняка», «Рыжая Жанна», «Старик бродяга» и др.).

Со временем изменились взгляды Беранже и на любовь. Теперь он говорит о женской корыстности и испорченности ( «Розан», «У каждого свой вкус», «Девичьи мечты» …).

Подкрадывающаяся старость заставляет поэта грустить, он уходит от гражданской лирики, переключившись на создание интимной, в его песнях появляется религиозный мотив, звучат спиритуалистические нотки. Последние стихотворения были опубликованы в посмертном сборнике «Последние песни 1834-1857 гг., с примечаниями Беранже к его прежним песням» (185.

Несмотря на уход поэта от политики, полиция не спускала с него глаз. Когда по Парижу разнесся слух о смерти Беранже, к его дому начал стекаться народ и власти всерьез опасались, что собрание выльется в манифестацию. Сложившаяся ситуация несколько развеселила поэта, и он отозвался на нее песней «Смерть и полиция» . Кончина Беранже 16 июля 1857 года снова встревожила Империю, позже министр полиции Клод в своих воспоминаниях выделил целую главу для рассказа о похоронах поэта.

Поэт умер, но песни не умерли вместе с ним. Они живы и по сей день. Что же заставляет нас вот уже полтора столетия читать и перечитывать их?

Прудон отмечал, что Беранже обогатил французскую поэзию новым жанром, он расширил круг тем песни, придал ей необычайное композиционное разнообразие, гибкость, и она приобрела черты «высоких» жанров – од, дифирамбов и т.п. Мы находим бесконечное разнообразие видов песни: здесь и гимн, и песня-призыв, и песня-памфлет, и сатирическая песня, и публицистическая, и элегическая. Столь же разнообразно и построение песни: то лирические высказывания поэта, то монолог персонажа, то жанровая картинка, а иногда это даже небольшая сюжетная новелла в стихах.

В отличие от своих предшественников, Беранже не только объединил свои песни с народной мелодией, но и постарался создать соответствующий рефрен, так как заметил, что повторение одних и тех же слов сильнее действует на слух и восприятие слушателей.

Много работал поэт и над обогащением рифмы, тщательно подбирал слова, стремясь сделать текст абсолютно доходчивым, точным, метким и колоритным.

«Меня упрекают в том, что извратил сущность песни, сделал ее более возвышенной, нежели песни Колле, Панара и Дезожье, - писал поэт. – Было бы глупо это оспаривать, так как, по-моему, в этом и кроется причина моих успехов».

В чем кроется причина успехов Беранже, каждый читатель сможет понять сам, ознакомившись с его песнями. Юбилей – хороший повод для этого, не так ли?



Ms_len_in   19 августа 2010   4616 0 11  


Рейтинг: +14


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Пьер Жан Беранже: «Так хорошо на свете быть никем!»
Беранже, поэт, Юбилей, песни

К 230-летию со дня рождения
Беранже есть царь французской поэзии, самое торжественное и свободное ее проявление; в его песне и шутка, и острота, и любовь, и вино, и политика, и между этим всем как бы внезапно и неожиданно сверкнет
какая-нибудь человеческая мысль, промелькнет глубокое или восторженное чувство, и все это проникнуто смелостью души, каким-то забвением самого себя в одной минуте какою-то застольной беззаботностию, пиршественною беспечностью.
В. Г. Белинский
Читать статью

 



Тэги: Беранже, поэт, Юбилей, песни



Статьи на эту тему:

Царь Тамар. Путешествие в пятницу
Праздник души
Юбилейный конкурс на Хоббипортал.ру
Грегори Лемаршаль: я остаюсь собой
Больно. Высоцкий



Комментарии:

Екатерина Варламова # 19 августа 2010 года   +2  
спасибо за интересную статью)
Ms_len_in # 19 августа 2010 года   +2  
Спасибо за отклик! Приятно слышать, что получилось интересно
Скоро бабушка # 19 августа 2010 года   +1  
познавательно.
Ms_len_in # 19 августа 2010 года   +1  
Спасибо!
Я тут еще в посольство Франции обратилась, чтобы помогли с аудиозаписями песен. После 1 сентября обещают ответить - тогда добавлю ссылки и можно будет послушать в оригинале
natocnkakom # 22 августа 2010 года   +1  
Лена, очень интересно! Спасибо!
Ms_len_in # 22 августа 2010 года   +1  
Наташ, спасибо за отклик!
Так приятно, что статья вызывает интерес, ведь поэты XVIII века явно не входят в число топовых...
natocnkakom # 22 августа 2010 года   +1  
я прочитала с большим интересом, честно... Если б иметь возможность прочесть стихи в оригинале, думаю, получила бы удовольствие бОльшее. Но пока так.
Ms_len_in # 22 августа 2010 года   +1  
Я по-французски читать не умею, но песни послушать была бы не прочь. Потому в посольство и обратилась
natocnkakom # 23 августа 2010 года   +1  
я тож не умею... так что послушать просто не отказалась бы
Ms_len_in # 23 августа 2010 года   +1  
Как только будет результат, я напишу.
:Мечтательно: И будем слууууушать
natocnkakom # 23 августа 2010 года   0  
ага...


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.