Рубрики статей:










Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

natocnkakom

Зарегистрированных: 1
Невидимых: 1
Гостей: 50


Тест

Тест Умеешь ли ты защищать свои интересы?
Умеешь ли ты защищать свои интересы?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Чечен-городок - островок дружбы

Гостеприимный Казахстан собрал под свой кров людей разных наций:



корейцев, немцев, украинцев, белорусов, уйгур, представителей Кавказа. Страдания, вечные нехватки объединяют, а не разобщают людей. Рассказывают, что при тотальной депортации ссыльные чеченцы в Усть-Каменогорске сначала копали землянки, обкладывали их коробками, ветошью, что находили на свалках, чуть позже, устроившись на работу, начинали строить из саманов, глины, кизяка жилища, ведь в их семьях даже в те неимоверно трудные годы детей рождалось много.




На окраинах города образовались целые поселения депортированных народов – Чечен-городок. Пришлых людей уважали за трудолюбие, трезвость и домовитость, верность слову. Дружить они умели, с соседями никогда ссор не было.




В годы ярой коллективизации недальновидная политика руководителей государства отлучила хлебороба от земли, хозяина от домашнего скота, и осевшие на чужбине переселенцы с Украины и Поволжья поняли, что лучше работать хоть кем-то в государственных структурах (там пусть мизерная, но регулярная зарплата), но никакой частной собственности не следует иметь, что так это раздражающе действовало на советскую власть. Тогда и появились анекдоты типа: лектор в сельском клубе рассказывает, что народ уже стоит одной ногой в социализме, а другой – в коммунизме. Бабуля подает с места голос: «Милок, и сколь же мы так нараскаряку стоять-то будем?».
В поселке Октябрьском кроме грядки луку в огороде да пары куриц никто не держал. А вот чеченцам, чтобы прокормить многочисленное семейство, приходилось разводить скот.
Но в пресловутую хрущевскую оттепель грянул новый указ партии об искоренении частной собственности и постепенном сведении её к нулю, ведь как никак, а страна двинулась от победы социализма к коммунизму. В соответствии с вышеназванным указом было определено, сколько можно иметь голов крупного и мелкого скота вплоть до пересчета кур. Реализацию этого распоряжения местные руководители на самотек не пустили и сразу взяли под козырек. По проулкам стали шастать комиссии, задача которых выявлять и конфисковывать «лишних» животных. А те вразрез правительственных постановлений, ввиду полной своей несознательности, как назло имели свойство плодиться и размножаться.
Чтобы помочь многодетным соседям-чеченцам, жители всем миром решили организовать дневное дежурство на улицах.



Когда наступал через семьи Лысенко, моя бабушка брала с собой табурет и, переваливаясь как утка, шла на шоссейку, там основательно и надолго усаживалась посреди дороги (машины тогда проезжали по улицам крайне редко) и как Добрыня Никитич высматривала из-под руки ворогов.




Жители посёлка хорошо знали друг друга, так что чужаков видно было издалека. Как только они появлялись, тут же объявлялась тревога. Бабушка, привстав со своего наблюдательного поста – с табуретки, зычно подавала таинственный клич – «Рятуйтэ!!!» что в переводе с украинского – Караул! Помогайте! Соседи передавали сигнал тревоги по цепочке дальше и потом бежали все к чеченцам.




Там расхватывали ягнят-поросят и тащили на свое подворье, благо на лбу у животины не написано – чьи они, а рассказать, кто их хозяева, животные, естественно, не могли. Как только проверка заканчивалась, всё рогатое и безрогое поголовье относили назад. Так интернационально спасали животных и семьи многодетные от очередной расправы.




…Сосед моей бабули рыжеволосый Абдул смог жениться только лет в 30, когда построил саманный домик. Он привез с Кавказа невесту – юную Лейлу, и потом еще долго не только мужская часть населения, но и женщины заходили в саманное домишко вроде по причине, а на самом деле подивиться на нездешнюю удивительную красоту горянки.




Она совсем не говорила по-русски, дичилась, но местные женщины, не церемонясь, быстро обучили ее премудростям семейной жизни. Молодая черкешенка и глаз не смела поднять на своего владыку, не в пример одной нашей местной молодке, которая держала не только детей, но и мужа-кузнеца в своём мощном кулаке.
Но и этого ей казалось мало, стоило выпить молодке чарочку, боевая сила и воинственный дух сибирячки искал выход:
– А ну, кто не побоится со мной на кулачках?





Мужички наши знали норов степной кобылки и недюжинную силу местной воительницы и потому, старательно отшучиваясь, отходили подальше. А вот джигит с Кавказа не поберёгся, вышел на состязание и в ту же минуту был обхвачен поперек туловища, резкий рывок через себя, и вот он – грозный владыка – вниз головой увяз глубоко в сугробе, только ноги торчат из снега.
Юная Лейла аж глаза закрыла от ужаса, но в следующее мгновение кошкой вцепилась в поругательницу чести её мужа. Когда Абдул был освобожден от снежного плена, то не рассердился, а долго раскатисто хохотал, здесь все уважали чужые шутки и нравы.
Очень понравились местным мужчинам горские обычаи – не брать жён с собой на гулянку, и тогда ты сам себе господин, никто за рукав не тянет от рюмки, никто не изводит ревностями, мол, на ту бесстыжую молодку чего зенки свои бесстыжие пялишь?! Горянка-женщина не имеет права сидеть в мужской компании, лишь почтительно приносит еду и убирает посуду, она не смеет отвлекать мужа от важного занятия – общения с приятелями, иначе сразу послышится грозный окрик супруга: «А ну геть отсюда – ступай на кухню, кушай свой кукуруз!».




Местные красавицы были не прочь пошутить с рыжеусым соседом Абдуллой. Он по обыкновению выходил на крыльцо и гортанно кричал:
– Лейла, хайвол!
– Хайволю, Абдулла, хайволю! – отвечала ему за плетнем веселая вдова Ольга.
Не знаю, что означало это слово, но сосед хохотал до слез, хлопая себя ладонями по коленям.
Пустые дворы в те годы охраняли неизменные Тарзаны, Валеты, Джульбарсы. Кинология как наука в интернациональном захолустном закутке была еще в зачаточном состоянии, здесь хорошо знали только одну породу – овчарка (предположительно немецкая), а что есть еще бельгийская, старо-русская, шотландская, восточно-европейская, средне-азиатская и тьма других, узнали лет через 30. И когда Абдулл привез со своей далекой родины мохнатое свирепое существо – кавказскую овчарку, восхищению и зависти соседей не было предела.






Уляшин (так звали овчарку) был радостью и гордостью хозяина, и хотя охранять в пустом подворье было практически нечего, зато появилась благородная цель – охранять самого охранника.
Вечный шутник Михаил (мой отец), наблюдая ревностное отношение хозяина к своему живому добру, не мог оставить без внимания этот факт. И однажды, вооружившись длинным шестом, он начал дразнить собаку из-за высокого забора. На рык пса вышел Абдул и лениво попытался успокоить сторожа. Стоило ему уйти в свою саклю, озорник Мишка через расщелины в досках забора опять тыкал жердиной в бок кобелю, тот заходился рыком от злобы, хозяин в сотый раз пулей выскакивал из дома в надежде поймать вора и грабителя, но озорник прятался в укромном месте. Когда хозяин уже отчаялся понять поведение собаки и решил, что кавказец либо сбесился, либо совсем дурак, из укрытия вышел нарушитель спокойствия. Чеченец, оценив шутку, добродушно похлопал русского парня по плечу, шутя показав при этом ему кулак.






Прошли годы, выросли дети Абдуллы и Лейлы,





умерли родители, но потомки их до сих пор продолжают дружить со старыми соседями. Как к матери приезжают уже дети их детей к светлой Раечке Вальваковой-Потякиной за советом, помощью или просто попить чаю, рассказать о жизни. Эта тихая скромная русская женщина совершает свой интернациональный подвиг, объединяя под своим материнским крылом не только всех близких и дальних сродственников, но и воедино большую интернациональную семью.




VladEva   8 января 2010   5176 0 20  


Рейтинг: +19


Вставить в блог | Отправить ссылку другу
BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Чечен-городок - островок дружбы
чеченцы русские украинцы интернационал

Гостеприимный Казахстан собрал под свой кров людей разных наций:
корейцев, немцев, украинцев, белорусов, уйгур, представителей Кавказа. Страдания, вечные нехватки объединяют, а не разобщают людей.
Читать статью

 



Тэги: чеченцы русские украинцы интернационал




Комментарии:

Мамбет # 8 января 2010 года   +1  
Зачот!!!Я тоже вырос в Казахстане и мои друзья это нохчи и немцы!!!
Ветла # 8 января 2010 года   +3  
У меня свекровка и вся её родня из тех мест, отец моего мужа тоже оттуда, да и мой благоверный в Октябрьске родился. Много я об этом слышала рассказов. Всё добром вспоминают старики былые времена... А сейчас времена поменялись... Всё как везде... Отца моего мужа обманом квартиры лишили, вывезли бог весть куда и бросили умирать бомжом(он инвалидом безногим был)... А мы его через все программы искали, тщетно(((
А как решили найти и наказать вот этих проходимцев, так с таким противлением и круговой порукой столкнулись - жуть... Может оно и есть ещё как раньше в некоторых отдельных группах доброе и вечное. Но у меня мнение после всей этой эпопеи не такое радужное(((
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Поменялись не времена, а люди. Под влиянием обстоятельств, естественно. Совесть перестала быть в цене, потому что главная ценность - деньги. И что самое страшное - утверждению этой ценности всеми силами способствует СИСТЕМА. Система управления и подавления в нас всего человеческого. Мне жаль вашего свёкра, я вам очень сочувствую...
Фантастка # 8 января 2010 года   +1  
VladEva пишет:
Совесть перестала быть в цене, потому что главная ценность - деньги

Ну, с этим можно поспорить. Не все же такие. Очень много людей, у которых се же совесть, дружба и честь на первом месте. Я это не голословно излагаю, есть примеры на моем личном опыте.
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Безусловно, таких людей очень много. Если бы их не было - жизнь остановилась бы. Только... как это ни грустно сознавать, честные и порядочные люди, как правило, имеют меньше возможностей влиять на принятие решений, чем люди своекоростные и алчные. По крайней мере, в Казахстане на данном этапе дело обстоит именно так.
Ветла # 8 января 2010 года   +2  
Да мы вот все пороги и инстанции уже оббили, от МВД, прокуратуры и приёмной призедента, до судов - не пробиваемо! Даже в суд подать не можем(хотя сами нашли предпологаемых преступников), для этого нужно приехать и лично!!! подать заявление на государственном языке! Ну, не маразм! Мы живём за тридевять земель! В другом государстве! А гос язык для нас так вобще тёмный лес! Мы ответ из прокуратуры, на казахском, месяц не могли перевести! Ну, нет у нас переводчиков таких!
Ветла # 9 января 2010 года   +2  
Ух! А чем же мой коммент так не понравился? Задела чьи-то чувства?
Фантастка # 8 января 2010 года   +1  
Я выросла в России, но давно живу в Казахстане и у меня в друзьях есть дунгане, корейцы, казахи, узбеки. Главное не какая у тебя национальность. а какой ты человек. Статья очень понравилась. Написано с душой. А какие красивые девушки!
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Да, верно. Всё дело в ДУШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, а не то, на каком языке ты говоришь...
Фантастка # 8 января 2010 года   +1  
Хотя сейчас в Казахстане трудно устроиться на работу и поступить учиться, если не знаешь государственного языка. Нашей семье, по крайней мере трудно. Дочь собирается в колледж поступать, даже в русскую группу собеседование на казахском языке. Вот учит-учит.
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Это так. Наша беда в том, что прожив в Казахстане много лет (я практически всю жизнь, муж почти сорок лет), так и не смогли выучить казахский язык. В советское время это было ни к чему, сейчас - и трудно, и поздно, наверное. И потому мы пожинаем сегодня плоды своей лени, что ли. Казахов сложно винить в том, что они требуют от нас знания государственного языка. И если мы хотим жить в этой стране, придётся его учить. Нет - тогда другое дело...
rufina74 # 8 января 2010 года   0  
Прекрасное оформление статьи. Просто загляделась. И сюжеты очень интересные, линия темы основной - тоже приятно греет сердце. Эх, вернуть бы те времена, да в наше нынешнее время. И от современности не хочется отказываться - тогда тоже были моменты, которых сегодня уже не хочется допускать, но и дружелюбности было конечно намного больше.
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Как в человеке "всё должно быть прекрасно..." (не продолжаю фразу, думаю, она всем известна), так и в каждой статье ФОРМА должна соответствовать СОДЕРЖАНИЮ. Мы с мужем к этому всегда стремимся, иногда это получается неплохо, иногда - не очень...
gefest # 8 января 2010 года   0  
Мой отец в 50-е годы был целинником. Жили они в палатках, днем до изнемозжения работая на жаре, а ночью замерзая от холода. Деньги в те времена были крупными по размеру, целинники хранили их карманах, т.к. сейфов и сберкасс в степи не было. Как и милиционеров. Один участковый на огромный район. Высланные в 44-м чеченцы убивали отставших или заблудившихся целинников ударом кинжала в грудь и закапывали тут же в еще никем не вспаханную землю. Так и лежат украинские хлопцы в чужой земле, а над их прахом колосится украинская, но уже чужая пшеница.
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Наверное, было и такое. Что тут скажешь? - Ничего. Разве только одно: у преступников нет национальности, и преступники всегда и везде были у всех народов и народностей. То, что сегодня мы знаем о чеченцах - тоже ведь во многом не красит этот народ Как не красит и российских федералов на чеченской земле, которые ни в чём (и в первую очередь, в жестокости) не уступали боевикам. Впрочем, это уже война, а у войны свои законы. Мой рассказ совсем о другом - о том, что мы (представители всех наций и народностей) можем и должны жить в мире и согласии. Ради созидания, а не ради разрушения...
gefest # 8 января 2010 года   0  
Все так. Но рабство, распятие солдат и культ грабежа - по-моему, это атрибуты дикарей, пусть и цивилизованных.
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Чеченцы, действительно, молодая нация и... живёт, даже не в среднековье, а гораздо раньше... У них... родоплеменные отношения и этим всё сказано. Все, кто не относится к их роду (тейпу) - чужак, и не достоин уважения. Более того, он угрожает безопасности рода, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Впрочем, это свойственно практически всем народам Кавказа. И не только Кавказа... Многие этносы Средней и Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, не говоря уже об Африке, находятся на этом же этапе обшественного развития. Так что в ближайшие десятилетия, а может - и столетия, вряд ли на Земле будет спокойно... Такие вот дела...
gefest # 8 января 2010 года   0  
Здесь Вы по-настоящему искренни.
VladEva # 8 января 2010 года   0  
Скажу больше: в последнее время мы с мужем очень много на эту тему размышляем и пришли к выводу даже более жёсткому, чем вы - чеченцев нельзя отнести к цивилизованным дикарям, ведь даже дикость подразумевает определённые правила и законы сообщества. Они же отрицают любой закон. Почему, зачем, как они к этому пришли или - кто подвиг их на это отрицание, разговор долгий. Если вас интересует эта тема, могу дать ссылки на некоторые статьи и книги этой тематики.
Насчёт искренности: не люблю крайние точки зрения, истина всегда посередине...
gefest # 8 января 2010 года   0  
Благодарю Вас за предлагаемые ссылки. Признаюсь, они никак не повлияют на мое уже закостеневшее мировозрение. Вспомнил слова из Библии о приближении конца света: "... и восстанет царство на царство...". Наверное, царства, а следовательно, нации и народности к тому времени останутся. Вот только какие?
А истина посередине? По-моему, если она и существует, то напоминает обезьяну в коридоре бардака.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.